Научная статья на тему 'Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе'

Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / FOREIGN STUDENTS / METHODOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL DESIGNING / NATIONALLY ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н.

Рассматриваются актуальные проблемы обучения иностранных граждан в российской высшей школе. Анализируется современное состояние экспорта российских образовательных услуг. Выявляется противоречие между увеличением числа иностранных учащихся в российских вузах и отсутствием научно обоснованной модели обучения с учетом постоянно изменяющегося национального состава учащихся. Для создания такой модели предлагается использовать национально ориентированный подход, методологические основы которого описаны в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of designing a system of training of foreign citizens in the Russian higher school

The urgent problems of education of foreign citizens in the Russian high school. The current state of Russian export of educational services. Reveals the contradiction between the increase in the number of foreign students in Russian universities and the lack of evidence-based learning model, taking into account the constantly changing national composition of students. To create such a model is proposed to use a nationally oriented approach, methodological bases of which are described in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук М.Н. Кожевникова, канд. пед. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Экспорт образовательных услуг играет все большую роль в экономике и политике различных стран и регионов. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий и быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает 7-е место в мире по числу иностранных учащихся (4 % от общего числа), все еще заметно отставая от таких стран, как США (17 %) и Великобритания (13 %), но находясь примерно на одном уровне с такими странами, как Франция, Германия, Канада, Австралия. При этом Россия занимает первое место в мире по темпам роста экспорта образовательных услуг: за период с 2000 по 2010 г. число иностранных граждан, получающих образование в России, выросло в два раза, тогда как США, Германия и Франция за тот же период значительно ослабили свои позиции в области международного образования [1].

Во многом такой результат стал возможен благодаря государственной политике, направленной на повышение международного статуса российского образования. Сегодня число иностранных сту-

дентов является одним из основных показателей мониторинга эффективности вузов. Государство выделяет дополнительные бюджетные места для иностранных граждан, стимулирует российские вузы к улучшению позиций России в международных образовательных рейтингах. Подписываются новые межгосударственные и межвузовские соглашения по академическому обмену. Тем не менее, Россия пока не восстановила тех позиций, которые занимала в области экспорта образовательных услуг в начале 1990-х годов, когда советские вузы занимали третье место в мире по числу иностранных учащихся, уступая только США и Франции.

Помимо международного престижа и экономической выгоды, обучение иностранных граждан имеет важные геополитические последствия, поскольку формирует за рубежом контингент граждан, лояльно настроенный к России. В долгосрочной перспективе выгоды от международного сотрудничества в области образования будут только расти. Существуют и внутренние причины, почему российские вузы заинтересованы в привлечении студентов из зарубежных стран. Речь идет о демографической ситуации, связанной с провалом рождаемости в 1990-е и 2000-е годы и последовавшим

за ним сокращением числа российских абитуриентов. Численность выпускников 11-х классов российских школ и гимназий — потенциальных абитуриентов отечественных вузов — сократилась с 2005 по 2013 г. более чем в 2 раза (с 1,36 млн до 0,7 млн чел.). В равной мере уменьшаются и ежегодные цифры приема на учебу в высшей школе (с 746 тыс. чел. в 2005/2006 академическом году до 476,2 тыс. чел. в 2010/2011 году) [2]. Компенсировать этот недостаток и удержать российские вузы от сокращения можно за счет учащихся, приезжающих из других стран.

Анализ статистических данных показывает, что численность иностранных учащихся в российских вузах стабильно растет: за последнее десятилетие, начиная с 2001/2002 по 2011/2012 академический год, их число увеличилось с 60 674 до 125 538 чел., т. е. более чем в два раза [3]. При этом учащиеся российской высшей школы составляют абсолютное большинство — более 60 % — в общей структуре экспорта российского образования (для сравнения, на долю учреждений среднего профессионального образования приходится около 3 % учащихся), а доходы от их обучения составляют в среднем 90 % от общей суммы экспорта образовательных услуг. Поэтому можно утверждать, что основной движущей силой, определяющей место России в мировом образовательном процессе, является именно высшая школа.

При этом вызывает недоумение сравнительно небольшое число научных работ, посвященных вопросам обучения иностранных граждан в российской высшей школе как педагогической системе. Большинство исследований связано с довузовским этапом обучения иностранцев. В частности, изучены различные аспекты довузовской подготовки: языковой, общепредметный, адаптационный; разработан системный подход к данному этапу обучения. Что касается дальнейшего обучения иностранцев в высшей школе, на данный момент не существует работ, в которых было бы исследовано обучение иностранцев в российском вузе на всех этапах как единая педагогическая система.

Получается, что, став студентом российского вуза, иностранный учащийся как бы перестает быть иностранцем и включается в общую систему высшего образования наравне с российскими учащимися. Между тем обучение иностранных граждан имеет свои особенности на всех этапах — от довузовского до постдипломного — и представляет собой сложную многоуровневую систему, которая до настоящего времени остается мало изученной. Без системного подхода к обучению иностранцев в российской высшей школе невозможен переход на качественно новый уровень в данном направлении образования.

Существует и другой аспект проблемы. Большинство исследователей рассматривает иностран-

ный контингент обобщенно, без учета национальной специфики учащихся. Отдельные организационно-педагогические или методические аспекты обучения могут рассматриваться в контексте национальной принадлежности учащихся, например обучение русскому языку или преодоление адаптационных трудностей. Но, если мы говорим о системе обучения иностранных граждан в российском вузе, национальный вопрос почти всегда остается незатронутым. Национальный состав иностранных граждан в российских вузах претерпел значительные изменения под влиянием целого набора политических, экономических, культурных факторов и продолжает изменяться. Если несколько лет назад среди иностранных учащихся преобладали граждане КНР, то в настоящее время этот контингент уступил первенство учащимся из стран СНГ, прежде всего Казахстана [4]. При этом национальный состав студентов, обучающихся в конкретном вузе, может не совпадать с общей картиной. Должна ли в этой связи оставаться неизменной организационно-педагогическая система обучения или она должна гибко подстраиваться под особенности обучаемого контингента? Авторы предполагают, что необходимо спроектировать такую педагогическую систему обучения иностранных граждан в российском вузе, в которой найдут отражение как свойства системы в целом, так и особенности, связанные с обучением определенного национального контингента, и для этих целей используют национально ориентированный подход.

Содержание любого исследовательского подхода может быть сформулировано в виде принципов, которые отражают его сущность. Сформулируем основные принципы национально ориентированного подхода и определим их роль в проектировании новой педагогической системы.

Первым и ведущим авторы считают принцип национальнойконтекстностиобучения, который заключается в том, что обучение иностранных граждан должно рассматриваться в контексте их национальной принадлежности. В основе термина «национальный» лежит понятие «нация», которое шире, чем понятия «этнос» и «национальность». В соответствии с этим принципом обучение должно ориентироваться на такие педагогические методы и средства, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимся традициям и учитывали влияние на этот процесс национально-психологических особенностей учащихся.

Национальный состав учащихся, приезжающих на обучение в российские вузы, постоянно изменяется, и организационно-педагогические условия их обучения должны гибко и своевременно реагировать на происходящие изменения. Возможны изменения в организационной структуре вуза: фор-

Общие проблемы профессионального образования

мирование новых кафедр или подразделений, создание новых учебных программ и планов, изменение методов и средств обучения. Можно предположить, что изменяющийся национальный состав иностранных учащихся в российских вузах является важным фактором, создающим необходимость внесения изменений в некоторые элементы системы обучения. Это позволяет говорить о вариативности элементов образовательной системы, которая означает, что, наряду с неизменными (или инвариантными) элементами системы обучения иностранных граждан (цели обучения, образовательные стандарты, требования к качеству образовательных услуг), можно выделить вариативные элементы, которые могут трансформироваться в зависимости от национальных особенностей и потребностей обучаемого контингента. Следующим шагом должно стать определение того, какие именно элементы системы обучения иностранных граждан являются вариативными. В этом помогут принцип учета национально-личностных характеристик учащихся, принцип учета особенностей национальной системы и принцип адаптационной направленности обучения.

В числе национально-личностных характеристик учащегося можно выделить следующие: национальный менталитет, конфессиональная принадлежность, ценностно-этические установки, темперамент, поведенческие установки и другие характеристики. Так, известно, что учащиеся из Китая, как правило, обладают сдержанным характером, интровертны, тяжело идут на контакт с представителями других стран в силу традиционно сложившегося этноцентризма. Учащиеся из стран арабского региона, напротив, общительны, экс-травертны, но при этом менее собраны и мотивированы на учебу, чаще имеют проблемы с дисциплиной. Представители африканских стран зачастую медлительны, им требуется больше времени для принятия решения. При этом нельзя забывать, что каждый человек, помимо набора национальных характеристик, обладает целым рядом собственных черт, которые могут идти вразрез с национальными. На формирование этих характеристик влияют социальное происхождение, уровень образования в семье и другие условия.

Ведущие специалисты в области этнической психологии признают наличие характеристик, взятых отдельно от индивидуальных характеристик личности, которые формируют национальный портрет учащегося. Эти характеристики зачастую вступают в противоречие с местными культурными традициями, нормами поведения, менталитетом жителей России. Поэтому возникает необходимость в адаптационной направленности обучения. Иностранный учащийся, приехавший в Россию, вынужден адаптироваться к различным аспектам новой среды. Выделяют несколько уровней адапта-

ции: языковую, социокультурную, академическую, бытовую, физиологическую. Важной особенностью адаптации как одного из процессов внутри образовательной системы является то, что данный процесс является двусторонним. Это означает, что не только личность меняется под воздействием условий окружающей среды, но и сама среда подстраивается под требования личности, в ином случае страдает эффективность системы в целом. Без целенаправленной поддержки со стороны российского вуза учащийся может оказаться в ситуации дезадапти-рованности, которая негативно влияет на возможность продолжения обучения [5].

Принцип учета особенностей национального образования связан с тем, что в каждой стране существует своя система образования (структура, продолжительность сроков обучения, требования к знаниям и умениям выпускников и т. д.). Различаются также научные и методологические подходы, организационно-педагогические условия обучения, содержание и перечень учебных дисциплин, выбор методов и средств обучения, а также ряд других аспектов. В связи с этим иностранные учащиеся испытывают трудности, приезжая на обучение в российские вузы.

Второе направление в образовательной системе, которое следует учитывать, — это образовательная политика государства, которая также имеет национальную специфику.

Наконец, третье направление — национальные образовательные традиции, которые обусловливают такие социально-психологические аспекты, как отношение к образованию в обществе, отношения между учащимся и преподавателем, отношения внутри группы учащихся, традиции поведения в образовательном учреждении. Сюда же следует отнести наличие или отсутствие в обществе престижа определенных специальностей, характер и степень мотивации учащихся.

Главным признаком системы, в том числе педагогической, является соподчинение всех элементов общим целям. Согласно новому Закону об образовании, «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [6]. Рассматривая обучение иностранных граждан, следует иметь в виду не менее важную цель — интеграцию российской образовательной системы с образовательными системами других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (например, документы, получаемые при окончании российского вуза, должны признаваться

на международном уровне, прежде всего в родной стране учащегося). Поэтому в методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан следует также включить принцип международной интеграции, который будет использоваться при формировании целей педагогической системы.

Поскольку один из главных принципов российского образования — его непрерывность, каждый уровень образования представляет собой завершенный образовательный цикл, характеризующийся определенной, единой совокупностью требований, прописанных в государственном образовательном стандарте. Например, компетенции выпускников подготовительного факультета для иностранных граждан должны соответствовать требованиям, предъявляемым студентам на первом курсе основных факультетов российских вузов. Данное условие должно найти отражение при формировании структуры обучения иностранных граждан в российском вузе и может быть названо программно-целевым принципом.

Перечисленные принципы представляют собой методологическую основу для проектирования педагогической системы, в которой будут учтены особенности обучения граждан различных национальностей. Все уровни системы должны подчиняться общим целям, а среди элементов системы выделяют такие, которые смогут подвергаться корректировке в зависимости от потребностей обучаемого контингента. Для определения этих элементов нужно учитывать национально-психологические особенности учащихся, особенности образователь-

ной системы, необходимость адаптации иностранных учащихся и их включения в международный образовательный процесс.

Учет национальных особенностей иностранных учащихся необходим для правильного формирования организационно-педагогических условий их обучения, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, улучшения международного имиджа российского образования, что в конечном счете позволит привлечь в российские вузы дополнительное число иностранных учащихся.

Список литературы

1. Education at a Glance 2012: OECD Indicators. — Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/eag2012.htm

2. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российских образовательных услуг. — М.: РУДН, 2010. — С. 14.

3. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Вып. 10 [Электронное издание] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2013. — С. 14.

4. Ременцов А.Н., Кожевникова М.Н. Национально ориентированный подход в проектировании системы обучения иностранных граждан в российских вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 11. — С. 18-19.

5. Ременцов А.Н. Кузнецов А.Л., Кожевникова М.Н. Адаптация иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки: традиционный и национально ориентированный подходы // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 3. — С. 63.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон (от 21.12.2012). — М., 2012. — С. 210.

УДК 378.14

В.С. Гринько, доктор экон. наук

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

B.А. Кальней, доктор пед. наук

C.Е. Шишов, доктор пед. наук

Институт социально-гуманитарных технологий

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СТИПЕНДИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году рабочая группа Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского провела мониторинг стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования (ООВО). Целью мониторинга стипендиального обеспечения обучающихся в ООВО явилась выработка механизмов

по эффективному распределению средств стипендиального фонда.

В мониторинге по стипендиальному обеспечению обучающихся приняло участие 304 образовательных учреждения высшего профессионального образования. Для анализа были использованы данные мониторинга стипендиального обеспечения 288 образовательных учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.