Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсы повышения квалификации / центр педагогического мастерства / подготовка преподавателей истории / преподаватель / advanced training courses / center of pedagogical excellence / training for history teachers / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашицин Арсений Михайлович, Емельянова Ирина Евгеньевна, Талызина Анна Аркадьевна

Развитие системы федерального последипломного педагогического образования в области обучения педагогов подготовке школьников к предметным олимпиадам, в частности «Всероссийской олимпиаде школьников», осуществляется в организации дополнительного образования «Центр педагогического мастерства» с 2007 года. Реализация программ курсов повышения квалификации педагогических работников проводится в различных форматах, но особое внимание стоит уделить прогрессивному формату дистанционного обучения с использованием информационных технологий (образовательной платформы ГАОУ ДПО ЦПМ) с высокой доступностью для специалистов из любых субъектов Российской Федерации. В настоящей работе описаны методологические основы курса для учителей истории: «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории», разработанного в Центре педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth of the system of federal postgraduate pedagogical education has been carried out in the organization of additional education "Center for Pedagogical Excellence" since 2007, especially in the field of professional development for teachers to prepare schoolchildren for subject competitions, in particular the "All-Russian Olympiad of Schoolchildren". Advanced training courses for teachers held in various formats. However, special attention devoted to the progressive format of distance learning using information technologies (educational platform of the GAOU DPO CPE) with high accessibility for specialists from any subjects of the Russian Federation. This paper describes the methodological foundations of course for history teachers: "Preparing students for the All-Russian Olympiad of Schoolchildren in History", developed at the Center for Pedagogical Excellence.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Первый цикл - ознакомительный. В процессе первого года первокурсники педагогических направлений подготовки посещают образовательные организации - клинические базы практик и знакомятся с нормативной базой образования, направлениями деятельности школы, посещают уроки учителей наставников, знакомятся с воспитательной системой организации.

Второй цикл - психолого-педагогический. Студенты заканчивают изучение общепрофессиональных дисциплин одноименного модуля. В процессе практической подготовки будущие педагоги, выступая классным руководителем -дублером, изучают досконально прикрепленный им классный коллектив, совместно с классными руководителями с помощью психологических методик составляют психологический портрет класса, выявляют проблемы межличностных взаимоотношений учащихся, которые потенциально могут стать или уже переросли в категорию социальных угроз в рамках отдельно взятого детского коллектива. В качестве проектно-исследовательской деятельности студентам предлагается разработать рекомендации по предотвращению и разрешению социальных конфликтов в школьном коллективе, способствуя повышению социальной безопасности образовательной среды.

Третий цикл - методический. В этот период студенты, осваивая предметные методики обучения, пробуют себя в процессе практической подготовки в качестве учителей - предметников и продолжают воспитательную работу в вверенном ученическом коллективе совместно с классным руководителем.

Четвертый цикл - стажерский, в процессе которого многие студенты официально начинают трудовую деятельность в качестве педагогов, на плечи которых ложится обязанность обеспечения безопасности образовательного процесса, в первую очередь социального характера.

Выводы. Весь представленный комплекс профессионально-педагогических условий развития компетентности педагогов по обеспечению социальной безопасности обучающихся в образовательном процессе имеет ярко выраженный личностно-деятельностный характер, соответствующий специфике компетенстностного подхода. Реализуемая в Мининском университете в течение последних десяти лет успешная практика профессиональной подготовки педагогов, ориентированная на формирование у них компетентности по обеспечению социальной безопасности обучающихся в образовательном процессе позволяет сделать вывод об адекватности выбранных профессионально-педагогических условий.

Литература:

1. Андронникова, О.О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа / О.О. Андронникова. - URL: http://obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html (дата обращения 03.06.2023)

2. Баева, П.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / П.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.

3. Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования / Ю.В. Варданян, E.H. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82

4. Гаряев, Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: диссертация ... к.п.н.: 13.00.02 / Гаряев Николай Владимирович. - Екатеринбург, 2007. - 169 с.

5. Гераськина, М.Г. Психологическая характеристика безопасности образовательных учреждений / М.Г. Гераськина // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 3. - С. 167-171

6. Забродин, Ю.М. Образовательная среда - феноменология и практика безопасности / Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В2ч. 4.II / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - С. 15-19

7. Картавых, М.А. Концепция интегрированной клинической практики студентов в системе высшего педагогического образования / М.А. Картавых, И.В. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 126-129

8. Кисляков, П.А. Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научно-образовательном центре педагогического вуза / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - №2(10). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/kislyakov.pdf (дата обращения: 02.06.2023)

9. Ковров, В.В. Создание модели психологически безопасной образовательной среды на экспериментальных площадках МГППУ / В.В. Ковров // Безопасность образовательной среды: сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - С. 75-80

10. Петров, C.B. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие / C.B. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 03.06.2023)

Педагогика

УДК 371

аспирант Кашиции Арсений Михайлович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат исторических наук, доцент Талызина Анна Аркадьевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В

ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация. Развитие системы федерального последипломного педагогического образования в области обучения педагогов подготовке школьников к предметным олимпиадам, в частности «Всероссийской олимпиаде школьников», осуществляется в организации дополнительного образования «Центр педагогического мастерства» с 2007 года. Реализация программ курсов повышения квалификации педагогических работников проводится в различных форматах, но особое внимание стоит уделить прогрессивному формату дистанционного обучения с использованием информационных технологий (образовательной платформы ГАОУ ДПО ЦПМ) с высокой доступностью для специалистов из любых субъектов Российской Федерации. В настоящей работе описаны методологические основы курса для учителей истории: «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории», разработанного в Центре педагогического мастерства.

Ключевые слова: курсы повышения квалификации, центр педагогического мастерства, подготовка преподавателей истории, преподаватель.

Annotation. Growth of the system of fédéral postgraduate pedagogical éducation has been carried out in the Organization of additional éducation "Center for Pedagogical Excellence" since 2007, especially in the field of professional development for teachers to préparé schoolchildren for subject compétitions, in particular the "All-Russian Olympiad of Schoolchildren". Advanced training courses for teachers held in various formats. However, special attention devoted to the progressive format of distance learning using information technologies (educational platform of the GAOU DPO CPE) with high accessibility for spécialiste from any subjects of the Russian Fédération. This paper describes the methodological foundations of course for history teachers: "Preparing students for the All-Russian Olympiad of Schoolchildren in History", developed at the Center for Pedagogical Excellence.

Key words: advanced training courses, center of pedagogical excellence, training for history teachers, teacher.

Введение. В настоящее время в России существует высокая потребность в квалифицированных и образованных кадрах, которые в будущем смогут реализовать свой потенциал и улучшить финансово-экономические и социальные показатели страны, а также вывести ее на более прогрессивный этап развития [3]. Одним из наиболее эффективных способов формирования такого резерва является олимпиадное движение в школах, которое позволяет найти наиболее талантливых учеников и предоставить им дополнительные возможности для построения индивидуального маршрута образования, развития и поступления в высшие учебные заведения для реализации своих знаний и навыков в ключевых для РФ отраслях науки, промышленности и экономики [2].

Но для эффективной подготовки школьников к предметным олимпиадам требуются специалисты в области педагогики, учителя предметники, методисты, которые разбираются в особенностях проведения интеллектуальных соревнований, имеют опыт преподавания в рамках их специфики, а также легко адаптируются в условиях изменений. На данный момент в России наблюдается нехватка таких кадров [1; 6], в связи с чем возрастает потребность в их подготовке и обучении. Для решения этой задачи в рамках специальных центров разрабатываются учебные курсы для преподавателей, основной методической задачей которых является формирование у обучающихся компетенций, позволяющих готовить школьников к предметным олимпиадам с высокой эффективностью.

Изложение основного материала статьи. С 2019 года по распоряжению Правительства РФ была утверждена национальная система профессионального роста педагогических работников [10], в задачи которой входило формирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, обмен опытом между лучшими кадрами, а также мероприятия по повышению квалификации, в том числе и в области предметных олимпиад.

Помимо этого, в последнее время наблюдается рост популярности олимпиадного движения [7], с каждым годом всё больше школьников претендуют на участие и успешные результаты в интеллектуальных соревнованиях различных уровней, от региональных до международных. Приведенные факторы создали комплексную проблему, основой которой является нехватка квалифицированных кадров для обеспечения эффективной подготовки школьников.

Например, низкий уровень подготовки преподавателей по истории в некоторых случаях влияет на качество образования и интерес учащихся к предмету в целом, что не способствует формированию талантов и их поддержке [4]. Кроме того, из-за недостаточного количества учебных материалов и тематической методической литературы нередко преподаватели сталкиваются с проблемой отсутствия актуальных и качественных знаний по предмету, формату заданий олимпиад и особенности подготовки к ним, что затрудняет проведение эффективного и интересного обучения [9].

Решением проблемы нехватки профессиональных компетенций преподавателей по истории в вопросах предметных олимпиад стала разработка программы специализированного курса повышения квалификации: «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории».

Цель программы заключается в совершенствовании профессиональных компетенций преподавателя в области подготовки обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников по истории. [5].

Методологической основой данной программы являются системный, позволяющий использовать в системе совокупность средств для активизации школьников, создания условий для раскрытия ими потенциала и др.; синергетический, позволяющий получить синергетический эффект от взаимодействия преподавателей школьников в процессе подготовки к олимпиаде; личностно - деятельности подход в обучении.

Результатом успешного обучения является способность преподавателя осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, а также выявлять и корректировать трудности в обучении [5].

Основные навыки и знания, которые должны быть получены во время прохождения программы обучения:

• Навык проведения учебных занятия, а также подбора тем, направленных на подготовку учащихся к участию в предметной олимпиаде школьников по истории (в частности «Всероссийской олимпиаде школьников»),

• Навык подбора тематики исторического эссе, которые обучающиеся могут встретить на любых этапах олимпиады по истории.

• Навык оценки знаний и успехов обучающихся в процессе подготовки, а также корректировка возможных трудностей в обучении.

• Знание особенностей заданий на предметных олимпиадах школьников по истории.

• Знание методики и стратегии подготовки обучающихся к участию в предметной олимпиаде школьников по истории.

• Знание стандартных критериев проверки олимпиадных заданий различного уровня, в частности эссе.

• Знание реальных требований к уровню знаний обучающихся.

Учебный план курса и программы представлены в Таблицах 1и2.

Таблица 1

Учебный план курса «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего час. Виды учебных занятий, учебных работ Формы контроля

Лекция Самостоятельная работа

1. Тема 1. Историческое эссе. Выбор темы. 4 2 2 Самостоятельная работа

2. Тема 2. Историческое эссе. Анализ периодов, региональная история, "юбилейные" и "сквозные" темы 4 2 2 Самостоятельная работа

3. Тема 3. Критерии оценивания исторического эссе. Пример разбора и оценки эссе. 4 2 2 Самостоятельная работа

4. Тема 4. Алгоритм написания исторического эссе. 2 2 - -

5. Тема 5. Популярные вопросы, связанные с написанием исторического эссе. 1 1 - -

6. Тема 6. Типология заданий всероссийской олимпиады школьников по истории. 4 2 2 Самостоятельная работа

7. Тема 7. Источники личного происхождения в заданиях всероссийской олимпиады школьников по истории. 4 2 2 Самостоятельная работа

8. Тема 8. Третий (устный) тур заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории. 3 3 - -

9. Итоговое задание 2 2 Итоговое задание

Итого часов 28

Таблица 2

Учебная программа курса «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории»

Тема Виды учебных занятий, работ, час Содержание

Тема 1. Историческое эссе. Выбор темы. Видеолекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа. Историческое эссе одно из ключевых заданий ВсОШ по истории. Важный этап при подготовке к олимпиаде. Выбор периода исторических событий и тем. Три группы тем: про людей, события, исторические процессы. Особенности формулировки тем.

Тема 2. Историческое эссе. Анализ периодов, региональная история, "юбилейные" и "сквозные" темы. Видеолекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа. Выбор тем исторического эссе. Анализ периодов российской истории. Выбор тем регионально и заключительно этапов исходя из места их проведения. Сквозные" темы.

Тема 3. Критерии оценивания исторического эссе. Пример разбора и оценки эссе. Видеолекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа. Критерии оценивания исторического эссе. Обоснование выбора темы. Творческий характер восприятия темы. Грамотность использования исторических терминов и фактов. Четкость и доказательность основных положений работы. Знание различных точек зрения по теме. Умение подвести итоги работы и сделать выводы. Пример разбора и оценки эссе.

Тема 4. Алгоритм написания исторического эссе. Видеолекция 2 часа. Алгоритм написания исторического эссе: выбор темы, подбор аргументов, их анализ, постановка задач, написание эссе целиком из головы на время.

Тема 5. Популярные вопросы, связанные с написанием исторического эссе. Видеолекция 1 час. Трудности в написании эссе, вопросы, связанные с написанием исторического эссе.

Тема 6. Типология заданий всероссийской олимпиады школьников по истории. Видеолекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа. Типология заданий ВсОШ по истории: Работа с картами, работа со статистическими данными, работа с иллюстрациями, работа с ауди и видеоматериалами, работа с письменными источниками.

Тема 7. Источники личного происхождения в заданиях всероссийской олимпиады школьников по истории. Видеолекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа. Источники личного происхождения в заданиях ВсОШ по истории. Работа с текстами, принадлежащими конкретному человеку.

Тема 8. Третий (устный) тур заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории. Видеолекция 3 часа. Третий (устный) тур заключительного этапа ВсОШ по истории. Алгоритмы подготовки к устному туру. Критерии оценивания. Отличия третьего тура.

Итоговое задание Самостоятельная работа 2 часа. Выполнение итогового задания.

Обучение будет организовано в онлайн формате на платформе Центра педагогического мастерства. Обучающиеся будут проходить курс в индивидуальной форме, теоретические занятия представляют собой видео лекции, а контроль знаний осуществляется посредствам выполнения самостоятельных работ, которые проверяются преподавателем курса. Срок освоения материала 28 часов.

Во время прохождения обучения педагоги смогут освоить образовательные онлайн-ресурсы, ознакомиться с различными релевантными литературными источниками и пройти практику по решению олимпиадных заданий.

Выводы. Представленный выше курс повышения квалификации для учителей истории по подготовке обучающихся к предметной олимпиаде может удовлетворить потребность в улучшении подготовки кадров и осуществлять данный процесс эффективно за счет особенностей своего формата.

Онлайн занятия повышают доступность знаний для педагогов из различных субъектов РФ, а также преподаватели в ходе обучения смогут научатся эффективно использовать электронные учебники и различные онлайн-ресурсы для проведения уроков истории, получив соответствующий опыт. Помимо всего прочего курс уделяет большое внимание непосредственно работе с олимпиадными заданиями и эссе и выявлением у учеников способностей к их решению, что позволит продуктивнее проводить тренировочные занятия.

Мы считаем, что опыт подготовки преподавателей к работе со школьниками и, конкретно, к предметным олимпиадам, можно более широко использовать, в том числе и при подготовке студентов магистратуры [11]. Так в НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» каждый год открываются магистерские программы, в том числе, связанные с дополнительным образованием школьников и транслирование и расширение подобного опыта, безусловно, будет крайне полезным в процессе подготовки будущих преподавателей нового типа, которые должны уметь работать с учащимися разного уровня подготовки, в том числе и одарёнными, которые нередко как раз и представляют свои образовательные учреждения на предметных олимпиадах.

Литература:

1. Афанасьев, М.В. Информационное и кадровое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций / М.В. Афанасьев, Э.М. Галямова, Е.И. Губин // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 1 (41). - С. 118-129

2. Екимова, Н.А. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад / Н.А. Екимова // Экономика образования. - 2014,№ 1. - С. 33-47

3. Исмагилов, Р.Ф. Деловой климат в России: сегодняшнее состояние и перспективы развития (политико-правовой и экономический анализ) / Р.Ф. Исмагилов // Правовое поле современной экономики. -2013. - № 9. - С. 11-19

4. Кетова, Л.П. Проблемы учебно-методической работы преподавателя истории неисторических направлений подготовки высшего образования / Л.П. Кетова // Материалы всероссийской (национальной) научной и учебно-методической конференции с международным участием (пос. Персиановский, 26-29 июн. 2021 г.). - пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный аграрный университет", 2021. - С. 434-439

5. Курсы повышения квалификации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-llafu.xn— plai/проекты/курсы-повышения-квалификации/ (дата обращения: 20.06.2023)

6. Программы повышения квалификации для учителей и преподавателей вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/dop-obr/programs/pk/teachers/53401/ (дата обращения: 20.06.2023)

7. Минпросвещения России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/ (дата обращения: 20.06.2023)

8. Основные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйрз://хп—11аШ.хп~р1а1/основные-сведения/ (дата обращения: 20.06.2023)

9. Петькова, Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю.Р. Петькова // Успехи современного естествознания. - 2015. - №3. - С. 199-204

10. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста [Электронный ресурс]. - Peжимдocтyпa:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/#1000 (дата обращения: 20.06.2023)

11. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] II Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Филимонова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО МЮЗИКЛА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные формы работы с фольклорным материалом в системах дополнительного и общего образования, а именно, создание детских современных мюзиклов. Определены основные этапы педагогической работы в подготовке новой формы сценического воплощения детского фольклора. Отмечено, что работа над мюзиклом является интересной и для детей, и для педагогов, так как все включаются в творческий процесс - процесс игры. А игра является основным видом деятельности в детском возрасте. В заключении сформулирован вывод, что работа над спектаклем должна включать в себя вокальную, театральную и хореографическую подготовку. Театр является одной из распространенных и интересных форм творческого взаимодействия педагога, детей-актеров и зрителей.

Ключевые слова: фольклор, педагогическая деятельность, детский мюзикл, театральная деятельность, вокально-хоровая подготовка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article discusses the current forms of work with folklore material in the systems of additional and general education, namely, the creation of children's modern musicals. The main stages of pedagogical work in the preparation of a new form

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.