Научная статья на тему 'Методологические основы оценки возможности инновационного развития вузов'

Методологические основы оценки возможности инновационного развития вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ВУЗОВ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданов Сергей Александрович

Статья посвящена разработке методологических основ оценки инновационной активности вузов на этапе разработки стратегических планов в целях повышения конкурентоспособности образовательной продукции. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ASSESSMENT OPPORTUNITIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT INSTITUTES

Annotaion. The article is devoted to the development of methodological bases of an estimation of innovative activity of universities at the stage of development of strategic plans in order to increase the competitiveness of educational products. On the stage of implementation of strategies of innovative development of such an assessment will avoid the irrational use of financial and economic resources and show the way to increase the innovation sphere.

Текст научной работы на тему «Методологические основы оценки возможности инновационного развития вузов»

УДК 339.137.22

СА. Жданов МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена разработке методологических основ оценки инновационной активности вузов на этапе разработки стратегических планов в целях повышения конкурентоспособности образовательной продукции. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Ключевые слова: инновационная активность вузов, инновации, инновационное развитие, инновационная деятельность, стратегический план.

Sergey Zhdanov METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ASSESSMENT

OPPORTUNITIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT INSTITUTES

Annotaion. The article is devoted to the development of methodological bases of an estimation of innovative activity of universities at the stage of development of strategic plans in order to increase the competitiveness of educational products. On the stage of implementation of strategies of innovative development of such an assessment will avoid the irrational use of financial and economic resources and show the way to increase the innovation sphere. Keywords: innovation activity of universities, innovation development, innovation, innovation activities, strategic plan.

В условиях реструктуризации системы высшего профессионального образования и сужения рынка образовательных услуг, вызванного «демографической ямой», проблема конкурентоспособности становится для любого российского вуза не просто актуальной - в известном смысле она становится фактором выживания. Ориентированному на инновации вузу необходимо разработать такую конкурентную стратегию, которая позволит занять и удерживать в долгосрочной перспективе сильную конкурентную позицию на региональном, национальном или глобальном рынке образовательных услуг в зависимости от масштаба решаемых задач. При этом необходимо исходить из того, что основополагающей задачей, стоящей как перед отдельно взятым вузом, так и перед системой высшего профессионального образования, становится достижение высокого уровня качества оказываемых образовательных услуг. В условиях инновационного развития качество образования необходимо рассматривать как доминирующий фактор конкурентоспособности.

В то же время инновационное развитие высшей школы необходимо рассматривать как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но одновременно и сохранение системного качества развивающегося вуза. Учитывая вышеизложенное, определим инновационное развитие современного вуза как объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, локально неравновесный, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое, который характеризуется внутренними созидательными преобразованиями. Осуществляется данный процесс преимущественно посредством целенаправленных преобразований на основе инновационной деятельности вуза или привнесением качественно новых элементов, свойств и характеристик.

Инновации выявляют и обогащают новые возможности в развитии вуза, а их наличие и качество следует рассматривать как доказательство состоятельности вуза. Если в логике развития могут

© Жданов С.А., 2014

происходить регресс, деградация, стагнация, гибель, распад системы вуза, то в логике инновационного развития предполагаются только прогрессивные изменения, направленные на избежание гибели системы. Далеко не каждый вуз может избрать инновационный тип развития, так как для этого вузу необходимо обладать инновационностью, то есть способностью и готовностью к поиску, созданию, реализации и распространению нового. Инновации являются системообразующим фактором формирования новой стратегии развития высшей школы. Процесс создания и повышения эффективности нововведений во всех функциональных сферах деятельности становится неотъемлемым элементом планирования научных исследований, разработки проектов, производства образовательных продуктов.

Инновационные вузы обладают способностью быстро адаптироваться к контекстуальным переменным внешней и внутренней среды. Адаптация к изменяющимся условиям существования вуза должна происходить так, чтобы в конечном итоге приводило к возникновению новых импульсов в развитии. Успех в нововведениях зависит от создания механизма интеграции и координации деятельности всех подразделений вуза, налаживания их межфункционального взаимодействия в инновационной деятельности. Однако в силу объективных причин вузы вынуждены ограничивать свои возможности в инновационной научно-образовательной деятельности. Постоянное нарастание неопределенности деловой среды выражается как в возросшем количестве изменений вуза, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений, а также в активизации антропологического фактора в сфере образования, усиление значения коммерционализации в развитии концепции инновационной культуры.

При инновационном типе развития высшей школы возникает необходимость выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации вуза, адекватных к постоянно меняющейся социальной и демографической ситуации, сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком образовательных и научных услуг, рынком труда специалистов, приспособления к условиям и потребностям образования. Такая стратегия рассматривается нами как источник и перспектива развития вуза. Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях. Если ранее вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вуза из режима функционирования в режим развития.

В стратегии инновационного развития фиксируется, зачем и каким образом должен развиваться вуз в настоящее время, чтобы реализовать видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. Стратегия определяет, что изменить и как изменить. Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Сущность инновационной стратегии развития вуза состоит в предвидении изменений его научно-педагогической деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие.

Одной из причин несостоятельности отдельных высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки стратегии или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов и т.п.

В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентирования и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами,

новыми коммерческими структурами. Долгосрочные цели в инновационной стратегии оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде вуза. На наш взгляд, инновационная стратегия предполагает реализацию следующих целей: эффективное распределение и перераспределение по мере необходимости инновационного потенциала вуза между траекториями инновационного развития, обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения качества научно-образовательной деятельности и уровня инновационного развития, оптимизация соотношения численности научно-педагогических кадров к величине затрат на инновационную деятельность, активная адаптация вуза к изменению объективных и субъективных факторов. Главное в инновационной стратегии - разработка альтернативных версий развития будущего вуза, при этом выбор цели должен быть адекватным типу выбранной стратегии.

Инновационная деятельность (ИД) вуза может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. ИД как одна из категорий системы категорий инноватики тесно связана с инновационной активностью (ИА), значение которой состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер ИД. При этом признак ИА носит следующие черты ИД вуза. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени. Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД. Во-вторых, ИД в текущем времени должна быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений.

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими показателями: качество инновационной стратегии вуза, уровень мобилизации или использования инновационного потенциала; размер привлеченных капвложений и инвестиций, качество методов, используемых при проведении инновационных изменений, обоснованность реализуемого уровня ИА. В тактическом плане ИА определяется двумя показателями: соответствие реакции вуза характеру конкурентной стратегической ситуации, скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений [1].

При формировании методики оценки ИА в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий [2]. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния вуза и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотношения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеобразовательные значения или значения показателей у вузов-конкурентов.

В качестве примера приведем расчетные экономические показатели ИА, определяющие степень обеспеченности вуза экономическими ресурсами в инновационной сфере.

Кх - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у вуза интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на образовательные образцы, полезные модели, программные средства, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Кх = С1/А1, где С1 - интеллектуальная собственность; А1 - внеоборотные активы вуза. При этом, если К1 > 0,2, то выбирается стратегия лидера; если К1< 0,2, то - стратегия последователя.

К2 - коэффициент персонала, занятого в научно-исследовательсикх разработках (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР). Этот коэффициент характеризует научно-педагогический состав вуза. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых образовательных продуктов и технологий, производственным и инженерным проектировани-

ем, другими видами технологической подготовки образовательного процесса для выпуска новых продуктов, по отношению к среднесписочному научно-педагогическому составу (НПС) вуза. К2 = П2/Ч2, где П2 - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.; Ч2 - средняя численность НПС, чел. При этом, если К2 > 0,3 - стратегия лидера; если К2 < 0,3 - стратегия последователя.

К3 - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. К3 = С3/О3, где С3 - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; О3 - стоимость оборудования производственного оборудования, руб. При этом, если К3 > 0,4 - стратегия лидера; если К3 < 0,4 - стратегия последователя.

К4 - коэффициент освоения новой технологии. Он характеризует способность вуза к освоению нового оборудования, технологии в образовательном процессе и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт. К4 = С4/О4, где С4 - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; О4 - среднегодовая стоимость основных производственных фондов вуза, руб. При этом, если К4 > 0,5 - стратегия лидера; если К4 < 0,5 - стратегия последователя.

К5 - коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и инновационного развития и свидетельствует об опыте вуза по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых вузом на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий; обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями; хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле: К5 = С5/О5, где С5 - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; О5 - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. При этом, если К5 > 0,6 - стратегия лидера; если К5 < 0,6 -стратегия последователя.

Возможные варианты пороговых показателей ИА для выбора стратегий инновационного развития, приведенные автором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным. Они, безусловно, требуют дальнейшего анализа и уточнения с учетом особенностей состояния вузов на современном этапе.

Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет вузам оценить свою текущую ИА и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе же реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Библиографический список

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

2. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.