УПРABЛEНИE
- число спортсменов, завоевавших призовые места на соревнованиях;
- количество физкультурно-спортивных мероприятий, проведенных на территории города.
Необходимо также сделать следующий аспект, влияющий на внедрение и работу данной модели - это профессионализм сотрудников. Обученный и профессиональный коллектив есть высочайшая возможность пройти без особых потерь и в короткие сроки намеченный путь. "Для успешного обучения необходима определенная методическая работа, направленная на сбор, развитие, управление такими процессами и внедрением успешных методов"[4].
Объясняя такую расстановку показателей, отметим, что их значимость во многом зависит от их стабильности (например, количество проводимых физкультурно-спортивных мероприятий и др.). Большая вариативность изменения приводит к снижению величины их влияния. Например, от показателя «объем финансирования отрасли» зависит вся деятельность системы, и, казалось бы, он должен быть ключевым, однако экономическая нестабильность, особенно на валютном рынке, оказывает на него существенное воздействие. То же самое можно отметить в отношении других показателей. Таким образом, для «модельного эксперимента» подходят именно эти параметры, имеющие веское значение.
Однако среди них есть такие показатели, на которые мы не можем оказать прямое воздействие: общая численность населения муниципального образования; численность детского населения (0-17
лет). Поэтому их необходимо исключить.
Таким образом, результатом всех технологических операций в экспертном блоке являются прогнозные модели увеличения численности занимающихся физической культурой и спортом в муниципальном образовании, которые позволяют конкретизировать деятельность органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и тем самым повысить эффективность управленческого процесса.
Литература:
1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (от 24 сентября 2001).
2. Кулакова О.П. Методы прогнозирования. Анализ аддитивной модели / О.П. Кулакова // Финансовый менеджмент. - №7. - 2010. - С. 20-22.
3. Чернопятов А.М. Модели регионального развития.//Научное мнение. 2013. №10. С.348-352.
4. Чернопятов А.М. Процессное обучение с применением анализа превосходства.//Инновационная экономика. 2014. №3(16). с.45-46.
5. Чернопятов А.М. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чернопятов, Попова В.В.-М.: Издательство ООО "Палеотип", 2015. -316с.
6. Чернопятов А.М. Теоретико-экономические модели регионального развития.//Ученые записки. 2010. №10. с.114-117.
УДК 005.21
АЛГОРИТМ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ
Пак Х.С., д.э.н., профессор, НОУ ВО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» Большаков Р.В., к.э.н., доцент, АНО ВО «Смольный институт российской академии образования» Алиев Р.Н., аспирант, НОУ ВО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
В статье рассматриваются методические подходы к оценке инновационной активности хозяйствующих субъектов. Несмотря на значительный объем исследований, проведенный в данной области, остается ряд нерешенных вопросов, в частности, вопросы эффективного использования имеющихся факторов. Большинство существующих методик по оценке инновационной активности хозяйствующих субъектов отражают ресурсный подход.
Ключевые слова: инновационная активность, инновационный потенциал, экономический потенциал.
THE ALGORITHM OF THE SELECTION OF THE ECONOMIC ENTITIES
INNOVATION STRATEGY
Pakh Kh., Doctor of Economics, professor, NSEI HE «Saint-Petersburg State University of Management and Economics» Bolshakov R., Ph.D., assistant professor, ANE HPE «Smolny Institute of the Russian Academy of Education» Aliev R., the post-graduate student, NSEI HE «Saint-Petersburg State University of Management and Economics»
The article considers methodological approaches to the assessment of the innovative activity of economic entities. Despite the considerable amount of research conducted in this field, there remain a number of outstanding issues, in particular, the efficient use of the available factors. Most of the existing methods for assessing the innovative activity of economic entities reflect resource approach.
Keywords: innovative activity, innovative potential, economic potential.
Инновационной путь развития - это будущее России отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
В этих условиях оценка инновационной активности хозяйствующих субъектов становится одной из приоритетных задач.
Для определения соответствующей инновационной стратегии хозяйствующих субъектов необходимо оценить ресурсный потенциал и эффективность его использования, применив различные методические подходы к оценке инновационной активности их.
Вопросы оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов рассматриваются во многих работах российских ученых. Так в работе А.А.Трифиловой применяется ресурсный подход к оценке инновационной активности предприятия, и она измеряется системой показателей, представляющие коэффициенты, характеризующие инновационный потенциал предприятия[1].
В.И.Спивак представляет в своих работах результативный подход к оценке инновационной активности организации, который представлен системой показателей, характеризующей результаты инновационной деятельности организации [2]
Представителями комплексного подхода являются А. И. Балашов, Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко [3], которые оценивают инновационную активность организации с помощью показателей интенсивности инновационной деятельности, другие представители этого подхода П. Н. Илышева, А. М. Илышев - показателей научно-технологического уровня инноваций.
Стратегический подход представлен в исследовании Р. А. Фатхут-
динова [4] показателями инновационного потенциала, например уровень мобилизации инновационного потенциала; размер привлеченных инвестиций в основной капитал; уровень инновационной активности предприятия и др. Необходимо отметить, что данный подход рассматривается и в Методике оценки инновационной активности предприятия А. А. Трифиловой.
В результате исследования существующих методических подходов к оценке инновационной активности хозяйствующих субъектов отечественных исследователей, на наш взгляд, наиболее применима в практическом плане, т.е. проста в расчетах, понятна, наглядна и
обеспечена информационными данными организации Методика оценки инновационной активности предприятия А. А. Трифиловой.
Суть этой методике в изложении автора заключатся в том, что ...» главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементах. В зависимости от степени текущего технологического и производственно-хозяйственного развития осуществляется выбор либо стратегии лидера, а значит, разработки принципиально новых продуктов либо стратегии последователя, т.е. внедрения улучшающих технологий»[1].
В данной методике выделяется минимально необходимый «набор» инфраструктурных составляющих, необходимый предприятию для определения стартового уровня развития эффективной разработки и реализации продуктовых и технологических инноваций. Эти составляющие являются базой для разработки экономических показателей оценки инновационной активности предприятий. Методологической основой созданной методики оценки инновационной активности являются принципы анализа финансово-экономического состояния предприятия.
По мнению автора, совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, включает в себя следующие коэффициенты [1]: Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью
,Кис > 0,10 ... 0,15 Кис < 0,10 ... 0,05 ч
( ' ' — стратегия лидера; ' ' - стратегия последователя);
v uud то/Кпр > 0,20 ... 0,25 Кпр < 0,20 ... 0,15
Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР ( - стратегия лидера; - стратегия
последователя);
„ ,, „„„ ,К > 0,25 ... 0,30 К < 0,25 ... 0,20
Кни — коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР ( ни ' ' — стратегия лидера; ни ' ' —
стратегия последователя);
„ ,, „ ,Коп > 0 45 ... 0 50 К < 0,35 ... 0,30
Кот — коэффициент освоения новой техники ( _ ' — стратегия лидера, от ' ' — стратегия последова-
теля);
v .. - ,Коп > 0,45 ... 0,50 Коп < 0,45 ... 0,40
Коп — коэффициент освоения новой продукции ( ' ' — стратегия лидера, ' ' — стратегия после-
дователя);
v .. ,Кир > 0,55 ... 0,60 Кир < 0,55 ... 0,50
Кир — коэффициент инновационного роста ( г > > — стратегия лидера, ^ ' ' — стратегия последова-
теля).
С помощью данной системы коэффициентов сравниваются условия реализации стратегии инновационного развития опытного предприятия, и оценивается инновационная активность его. Если большинство коэффициентов характеризуют стратегию лидера, то такое предприятие может освоить новый ассортимент продукции, что позволит повысить конкурентоспособность его и стать лидером в данном сегменте производства. Если превалируют коэффициенты, характеризующие стратегию последователя, например коэффициент инновационного роста (Кир < 0,55). Это говорит о том, что предприятию необходимо изыскать финансовые ресурсы для реализации проектов по разработке новых технологий.
Для обоснования принятой стратегии инновационного развития расчет системы установленных коэффициентов недостаточен, необходимо оценить не только инновационный, но и экономический потенциал предприятия.
Проведенное исследование показало, что высокая эффективность использования экономических ресурсов является основным фактором повышения инновационного потенциала предприятия. Инновационный потенциал является одной из составляющей экономического потенциала предприятия.Среди определений экономического потенциала, встречающихся в работах российских экономистов в отношении формирования определения данной категории и составляющих данного потенциала, привлекает работа авторов [5]. По их мнению, существует два подхода к формированию категории экономического потенциала предприятия:
1.Ресурсный подход - экономический потенциал как объем накопленных ресурсов и их текущее состояние;
2. Подход, который трактует экономический потенциал как способность предприятия к развитию, к максимально эффективному использованию имеющихся факторов.В решении поставленной проблемы, на наш взгляд, необходимо применение сочетание двух подходов, что дает представление об экономическом потенциале, соответственно, и об инновационном потенциале хозяйствующих субъектов не только в количественных показателях, но и в качественных показателях, которые учитывают получение эффектов от затраченных ресурсов. Составляющими экономического потенциала являются производственный потенциал, трудовой потенциал, финансовый потенциал и инновационный потенциал. Инновационный потенциал является ускорителем развития всех составляющих. Для оценки эффективности использования данного потенциала предлагаются показатели эффективности использования:- фондоотдача, фондовооруженность, рентабельность фондов, фондоемкость, амортизационная отдача характеризуют использование основных производственных фондов.- материа-лоотдача, материалоемкость, скорость оборота и рентабельность оборотных средств характеризуют использование материальных ресурсов и оборотных средств.Данные показатели характеризуют эффективность использования производственного потенциала хозяйствующих субъектов. -производительность труда, трудоемкость, зарплатоотдача и зарплатоемкость характеризуют использование трудового потенциала.- рентабельность производства характеризует эффективность использование финансового потенциала. Эффективность использования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов характеризуют показатели: - затраты на технологические инновации на одного работающего, тыс. руб. - затраты на исследования и разработки на одного работающего, тыс. руб. - затраты на приобретение машин и оборудования на одного работающего, тыс. руб. - затраты на приобретение технологий на одного работающего, тыс. руб.- затраты на обучение и подготовку персонала на одного работающего, тыс. руб.
По результатам исследования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, в т.ч. инновационного, можно будет отнести анализируемое предприятие к хозяйствующему субъекту с высоким уровнем инновационной активности - выбирается стратегия лидера или к хозяйствующему субъекту со средним уровнем инновационной активности - выбирается стратегия последователя.
Кроме того, оценка экономического хозяйствующих субъектов показывает, что имеются резервы, обеспечивающие соответствующий уровень инновационной активности их, например: резервы роста производительности труда.
1. В результате снижения трудоемкости продукции (например, за счет внедрения нового оборудования): 1пт = Тбаз. / Т пл.,
где Тбаз. — трудоемкость единицы продукции в базовом периоде; Т пл. - трудоемкость единицы продукции в плановом периоде.
2. В результате улучшения структуры кадров: 1пт = Дбаз. / Д пл.
где Дбаз. — доля базовой структуры кадров; Д пл. - доля плановой структуры кадров.
3. В результате снижения брака:
1пт =[(100 — Б пл.) / (100 — Б баз.)]*100 - 100
где Б до вн.. - процент брака до внедрения организационно - технических мероприятий;
Б после вн. - процент брака после внедрения организационно - технических мероприятий.
резервы снижения себестоимости продукции.
1. В результате прироста средней зарплаты и производительности труда:
Асеб. = (Дзп. - Апт. / 100 + Дпт.)* Дзп./ себ.
где Дзп. и Дпт. - прирост средней зарплаты и производительности труда;
Дзп./себ. - доля зарплаты в базовой себестоимости.
2. В результате увеличения объема производства продукции:
ДQ = Мпр. Qф., где Мпр. - производственная мощность предприятия;
Qф. -фактический объем продукции.
3. В результате снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции :
Д МЗ = (Р до вн. - Р после вн.) * Qпл. * Цпл., где Р до вн. и Р после вн. - расход материалов на единицу продукции до и после внедрения организационно-технических мероприятий;
Qпл. - плановый выпуск продукции - Цпл. - плановые цены на материалы.
Предложенный алгоритм оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов с помощью сочетания различных подходов позволяет выбрать оптимальную стратегию инновационного развития предприятия.
Литература:
1. Трифилова, А. А. Оценка инновационной активности предприятия / А. А. Трифилова // Инновации. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
2. Спивак В.И. Организационные формы продвижения инноваций http://www.innovbusmess.ru/content/document_r_E2E35CBB-5B34-4C28-9232-3E33764610BC.html
3. Балашов, А. И. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста / А. И. Балашов, Е. М. Рогова,Е. А. Ткаченко ; Науч.-исслед. ун-т ВШЭ, С.-Петерб. фил., Науч.-исслед. лаб. исслед. корпоративных систем. - СПб. : Изд-во По-литехн. ун-та, 2010. - С. 181.
4. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса : экономика, менеджмент, маркетинг/ Р. А. Фатхутди-нов. - 2002. - С.149
5. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура. Вестник Пермского университета. Выпуск 4(11). 2011.С.118 - 122.
УДК 005.7
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ХХ! ВЕКЕ
Иванова И.А., д.э.н., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме смены поколений в XX - XXI веке. В статье исследуются различия в установках и ценностях разных поколений работников и даются рекомендации по отбору, обучению и адаптации представителей разных поколений в современной компании.
Ключевые слова: смена поколений, поколение X, B, Y, ценности, корпоративная культура, обучение персонала.
THEORY OF GENERATIONS: THE PROBLEMS OF LEARNING AND ADAPTATION OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE 21ST CENTURY
Ivanova I., Doctor of Economics, professor of the Management and marketing chair, Moscow Witte University,
e-mail: [email protected]
The article deals with the problem of succession in the 20th-21st century. This article takes a look at the differences in preferences and values of different generations of employees and provides recommendations on the selection, training and generational adaptation in modern company.
Keywords: generational change, generation X, B, Y, values, corporate culture and training.
Специалисты, сталкивающиеся в своей работе с проблемой подбора и адаптации кадров, в последнее время все чаще говорят о неких поколениях X, Y и Z. Что это за люди и почему так важно правильно привлекать их к сотрудничеству? Согласно мнению многих ИЯ-специалистов, родившаяся недавно теория поколений открывает широкие границы и возможности для привлечения и развития молодых профессионалов.
Впервые об особенностях и различиях людей разных возрастных категорий заговорили американские исследователи Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей различных поколений. Эти различия и причины их возникновения были изучены, и в результате проведенных исследований были сделаны выводы, что на формирование базовых общих ценностей поколения влияет не столько возраст, сколько сложившаяся ситуация в экономике и политике, уровень технологического развития общества в целом и другие факторы. Спустя некоторое время теория стала применяться и на практике в связи с тем, что она доказала свою эффективность в мире бизнеса. Несмотря на объективные различия приложения теории в разных
странах, на сегодняшний день теория становится все более распространенной и применимой. Возрастная теория включает в себя три основных составляющих: поколения X, Y и Z и дополнительную - бэби-бумеры.
В нашей стране к категории бэби-бумеров большинство специалистов относят людей, родившихся в период с 1945 по 1963 годы. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии, коллективном труде и командной игре. Бэби-бумеры считаются поколением с самыми стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия работы имеют для представителей этого поколения наибольшее значение, превалируя даже над материальными выгодами.
Факторами, оказавшими наибольшее влияние на формирование их поколенческих ценностей стали:
• ощущение себя гражданами супердержавы;
• полет Гагарина в космос;
• "холодная война";
• гарантии государства, в том числе гарантированность медицинского обслуживания.