Научная статья на тему 'Российский опыт оценки инновационного потенциала и активности промышленных предприятий'

Российский опыт оценки инновационного потенциала и активности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1313
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПОКАЗАТЕЛИ / INNOVATIONS / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATIVE ACTIVITIES / ENTERPRISE / EVALUATION METHODS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайбакова Людмила Фаритовна

Систематизируются методологические подходы к оценке инновационного потенциала, инновационной активности и эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий, которые могут быть использованы при определении тенденций инновационного развития и выработке стратегических альтернатив развития производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Experience of Evaluating the Innovation Potential and Activities of Industrial Enterprises

The paper systematizes methodological approaches to evaluation of innovation potential and efficiency of innovative activities at industrial enterprises. The approaches may be applied to detect the trends of innovative development and work out strategic alternatives for further improvement of production.

Текст научной работы на тему «Российский опыт оценки инновационного потенциала и активности промышленных предприятий»

ШАЙБАКОВА Людмила Фаритовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной экономики и природопользования

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-17 e-mail: [email protected]

Российский опыт оценки инновационного потенциала и активности промышленных предприятий

Ключевые слова: инновации; инновационный потенциал; инновационная активность; предприятие; методы оценки; показатели.

Аннотация. Систематизируются методологические подходы к оценке инновационного потенциала, инновационной активности и эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий, которые могут быть использованы при определении тенденций инновационного развития и выработке стратегических альтернатив развития производственной деятельности.

В отечественной научной литературе большое внимание уделяется оценке инновационного потенциала и инновационной активности предприятия. Как утверждал Питер Ф. Драккер: «процветание и рост сопутствуют только такому бизнесу, который систематически определяет и использует свой потенциал» [1], и с данным мнением нельзя не согласиться. Действительно, большинство проблем развития производственной деятельности обусловлено отсутствием понимания руководителями максимальных возможностей вверенных им предприятий. Реальная оценка преимуществ и недостатков бизнеса дает возможность предвидеть стратегические альтернативы развития и формировать пакет тактических шагов для достижения поставленных целей. Инновационный потенциал позволяет предприятию повысить конкурентоспособность и стать лидером за счет опережающего или единоличного выпуска новых товаров, ориентированных на современное освоение рынка и передовые технологии. Потеря инновационности и сохранение (или увеличение) в ассортиментном наборе товаров традиционного выпуска неизбежно означает потерю рынка и, как следствие, стремительное ухудшение финансово-экономических показателей.

Оценка инновационного потенциала предприятия связана с его возможностями к освоению новых видов продукции, технологической модернизации, диверсификации производства, обновлению основных производственных фондов, с готовностью снижать издержки производства и повышать качество производимой продукции. По мнению ряда ученых, применение единой системы показателей оценки инновационного потенциала будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата в стране [2].

Прежде всего выясним, что специалисты понимают под «инновационным потенциалом предприятия». По нашим наблюдениям, это понимание неоднозначно. Так, А. А. Трифилова под инновационным потенциалом предприятия понимает его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий [3]. Творческий коллектив СПГУТД считает, что инновационный потенциал - это способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускае-

© Шайбакова Л. Ф., 2012

мого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры. Исследователь из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Н. С. Соменкова под инновационным потенциалом предприятия понимает способность достигать при имеющихся в наличии ресурсах поставленных инновационных целей [4]. Нередко встречается и такое мнение: инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Таким образом, современные исследователи трактуют инновационный потенциал предприятия как степень готовности, способность или возможность осуществлять инновационную деятельность. Однако общеизвестно, что потенциал представляет собой прежде всего совокупность ресурсов. Способность (готовность, возможность) предприятия воспринимать новое правильнее было бы назвать инновационной восприимчивостью хозяйствующего субъекта. И в предлагаемых методиках оценки инновационного потенциала предприятия авторы применяют преимущественно ресурсный подход. Исходя из ресурсного подхода строятся системы показателей оценки инновационного потенциала или инновационной деятельности предприятия (организации) (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки инновационного потенциала предприятия, рекомендуемые российскими учеными

Автор Показатель

Стрекалов О. Б., Егорова М. В. [5] Показатели оценки технологического потенциала: а) эффективность НИОКР, выражающаяся в виде отношения полученного эффекта к затратам; б) количество и удельный вес новшеств, выведенных на рынок, в общем количестве новшеств; в) объем и удельный вес продукции, находящейся на различных стадиях жизненного цикла (вывода на рынок, роста, зрелости, упадка), в общем объеме выпускаемой продукции. Показатели оценки маркетингового потенциала: а) частота проведения опросов потребителей с целью определения их отношения к качеству, цене товара, а также их пожеланий в области различных характеристик товара; б) наличие, формы и качество проведения комплексных маркетинговых исследований; в) проведение мониторинга рыночной среды с последующим анализом. Показатели организационно-кадрового потенциала: а) количество по видам организационных форм повышения творческой активности персонала, в том числе проектных групп; б) частота ротации кадров, численность и доля персонала, подвергавшегося ротации, в общей численности персонала; в) количество и доля руководителей проектных групп, имеющих специальное образование в области управления (в том числе в области инновационного менеджмента), в общей численности руководителей проектных групп; г) количество часов и человеко-часов, приходящихся на мероприятия по повышению квалификации среди высшего и среднего руководящего состава, работников подразделений НИОКР и службы маркетинга, работников прочих служб, рабочих

Фридлянов В. Н., Лисин Б. К., Остапюк С. Ф. [6] Показатели анализа инновационного потенциала: а) результаты проведения НИОКР промышленными предприятиями; б) виды инноваций, разработанных на предприятиях; в) возможности, которыми располагают предприятия для инновационной деятельности;

Продолжение табл. 1

Автор Показатель

г) внешние факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия; д) внутренние факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия; е) состояние составляющих инновационного потенциала в зависимости от стадии развития предприятий; ж) распределение промышленных предприятий по уровню инновационной культуры в зависимости от стадии выживания

Смирнова Г. А., Титова М. Н., Мазур Е. П., Смирнов Я. В. [7] Показатели инновационного потенциала по функциям управления: 1) по производству: а) рентабельность продукции (по видам); б) соотношение плановых и фактических затрат на производство; в) соотношение переменных затрат по плану и фактически; г) соблюдение графика производственного процесса; д) первоначальная сумма и доля постоянных затрат в стоимости единицы продукции; 2) по закупкам: а) доступность факторов производства; б) объем закупок по графику; в) затраты на единицу закупок; г) размер прибыли по отношению к затратам на закупки; д) отсутствие претензий по закупкам; е) качество закупаемых ресурсов, их соответствие международным стандартам; ж) обеспечение признаков новизны готового изделия; 3) по маркетингу: а) сумма прибыли по отношению к коммерческим расходам; б) доля рынка, контролируемая фирмой; в) характеристики сегментов рынка по новым товарам (динамичность, прибыльность, масштаб, срок освоения); 4) по финансам: а) сумма чистой прибыли в распоряжении фирмы; б) чистая прибыль на рубль объема продаж; в) чистая прибыль по отношению к затратам на производство; г) чистая прибыль по отношению к сумме инвестированного капитала; д) чистая прибыль на единицу товара; е) чистая прибыль на рубль активов; ж) оборачиваемость капитала; и) оборачиваемость активов; к) оборачиваемость текущих активов; л) оборачиваемость дебиторской задолжность; м) коэффициент абсолютной ликвидности; н) коэффициент покрытия; п) сумма собственных оборотных средств; р) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; с) другие показатели финансового состояния; 5) по продажам: а) объем продаж, приходящийся на одного работника службы сбыта; б) прибыль на рубль коммерческих расходов; в) прибыль на рубль затрат на рекламу; г) темпы роста объема продаж по рынкам сбыта; д) точка безубыточности объема продаж; е) объем продаж по предварительным заказам; ж) объем целевых продаж.

Окончание табл. 1

Автор Показатель

Целевые показатели оценки инноваций: а) показатели использования материалов и сырья на единицу продукции; б) показатели производительности труда и их изменение при переходе от стадии разработки и внедрения к стадии освоения в процессе производства; в) показатели зарплато- и трудоемкости продукции по стадиям жизненного цикла; г) показатели использования оборотных средств; д) показатели обновления и использования основных фондов

Косолапов О. В., Гиренко-Коцуба О. А. [8] Показатели оценки инновационного потенциала: а) интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью, в общей численности трудящихся; б) научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т. д.); в) удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем их количестве; г) наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом; д)удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ

Завлин П. Н., Васильев А. В. [9] Затратные показатели: а) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, характеризующие показатель наукоемкости продукции фирмы; б) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау; в) затраты на приобретение инновационных фирм; г) наличие фондов на развитие инициативных разработок. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса: а) показатель инновационности ТАТ, характеризующий время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах; б) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии); в) длительность подготовки производства нового продукта; г) длительность производственного цикла нового продукта. Показатели обновляемости: а) количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов; б) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет); в) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений); г) объем экспортируемой инновационной продукции; д) объем предоставляемых услуг. Структурные показатели: а) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы); б) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции; в) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР; г) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп

Из табл. 1 видно, что спектр показателей, предлагаемых в литературе, велик; большинство характеризуют состояние ресурсов инновационного потенциала, а некоторые - эффективность их использования (например, изменение показателя инновационности ТАТ, материалоемкость наукоемкой продукции, изменение производительности труда, зарплато- и трудоемкость новой продукции и др.). Некоторые

показатели с трудом поддаются статистической обработке (например, расположение 5-образной кривой по основным технологиям; объем продукции, находящейся на различных стадиях жизненного цикла (вывода на рынок, роста, зрелости, упадка и т. п.)).

Очень интересный методический подход к оценке инновационного потенциала предлагает А. А. Трифилова [3]. Основным критерием оценки она считает достаточность финансово-экономических ресурсов предприятия для эффективного обеспечения его стратегической инновационной и текущей производственной деятельности. В соответствии с выделенным критерием автор предлагает рассчитывать следующие показатели:

• наличие собственных оборотных средств;

• наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;

• общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат.

На основе этих показателей, характеризующих наличие источников, которые формируют запасы и затраты для производственно-хозяйственной деятельности, рассчитываются величины, позволяющие оценить размер (достаточность) источников покрытия не только текущих производственно-хозяйственных запасов и затрат, но и инновационных издержек, связанных с реализацией тех или иных инновационных проектов:

• излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств для обеспечения производственного процесса и внедрения базисных и улучшающих технологий;

• излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования производственно-хозяйственных запасов и внедренческих затрат;

• излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.

Показатели обеспеченности производственно-хозяйственных запасов источниками их формирования, а также показатели затрат и издержек по реализации стратегий инновационного развития, по мнению автора, могут стать базой для классификации инновационно-финансовой устойчивости или инновационного потенциала предприятия.

Учитывая, что в теории финансового анализа принято выделять четыре основных типа финансовой устойчивости:

1) абсолютную устойчивость финансового состояния, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства;

2) нормальную финансовую устойчивость, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства и долгосрочные кредиты;

3) неустойчивое финансовое состояние, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства, долго- и краткосрочные кредиты и займы;

4) кризисное финансовое состояние, когда у предприятия отсутствуют источники покрытия затрат,

А. А. Трифилова выделяет четыре основных типа инновационного потенциала предприятия, позволяющих определить, способно ли оно (предприятие) внедрить новую технологию в хозяйственный оборот при одновременном обеспечении финансовых потребностей текущей производственно-хозяйственной деятельности (табл. 2).

Предлагаемая А. А. Трифиловой оценка инновационного потенциала позволяет проанализировать финансовую устойчивость предприятия к инновационному развитию. Определение на этой основе типа инновационного потенциала дает возможность проконтролировать правильность выбранного направления инновационного развития с позиций современного и дальнейшего финансового состояния предприятия.

Как было отмечено выше, при оценке инновационного потенциала предприятия специалисты мало внимания уделяют оценке эффективности функционирования данного потенциала. На наш взгляд, серьезными работами последних лет в этой области

являются исследования доцента А. Е. Герасимова, заместителя генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере С. Г. Полякова, ученых-педагогов Э. И. Крылова и И. В. Журавлевой. В их научных трудах не только разработаны критерии и показатели оценочной деятельности, но и предложены соответствующие методики расчетов. Не все рекомендации могут быть использованы при анализе, однако изучение данного опыта, несомненно, является важным и актуальным.

Таблица 2

Типы инновационного потенциала предприятий [3]

Источники покрытия затрат Краткая характеристика типа инновационного потенциала Рекомендуемая стратегия инновационного развития

Высокие инновационные возможности

Собственные средства Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Возможность реализовать стратегии инновационного развития предприятия без внешних заимствований Лидер - освоение новых технологий

Средние инновационные возможности

Собственные средства плюс долгосрочные кредиты Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот требуется использовать некоторый объем заемных средств Последователь или лидер -освоение новых или улучшающих технологий

Низкие инновационные возможности

Собственные средства плюс долго-, краткосрочные кредиты и займы Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников Последователь - освоение улучшающих технологий

Нулевые инновационные возможности

Отсутствуют Дефицит или отсутствие источников формирования затрат -

Самую подробную систему оценочных показателей эффективности инноваций предлагает Э. И. Крылов [10]. Особенностью данного методического подхода является анализ эффективности с позиции влияния нововведений на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовое положение и инвестиционную активность. Методика не предлагает оценки социальных и экономических последствий нововведения, а также его рыночной эффективности, связанной с расширением объемов продаж новой продукции, завоеванием новых рынков, удовлетворением общественных потребностей.

Методический подход А. Е. Герасимова базируется на необходимости различать термины «результативность» и «эффективность». Автор придерживается мнения, что результативность есть способность «делать нужные, правильные вещи», тогда как эффективность означает «умение правильно создавать эти самые вещи» [11]. Чрезвычайно важно, чтобы инновация в виде новой продукции, технологии, метода управления или организации, которая является результатом инновационного процесса, по мнению Герасимова, была бы не только получена с минимальными затратами, но и была нужной, отвечающей требованиям как предприятий, инициирующих их внедрение, так и потребителей этой инновации.

Критерием оценки эффективности инновационной деятельности и инноваций автор считает способность удовлетворить главную цель предприятия - получение прибыли. Чрезвычайно важным в анализе А. Е. Герасимова представляется сравнение данных, полученных на предприятии (в результате расчета рассмотренных показателей), не только с показателями прошедшего периода, но и с аналогичными показателями во внешней среде промышленного предприятия. Это позволит судить об уровне эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия с позиций общественно необходимого уровня эффективности. В качестве базы сравнения могут быть использованы:

• аналогичные показатели фирм-конкурентов промышленного предприятия;

• аналогичные данные лидирующих фирм в той же отрасли отечественной промышленности;

• аналогичные данные лидирующих фирм в той же отрасли, осуществляющих свою деятельность на международных рынках;

• аналогичные данные в среднем по отрасли.

В. Н. Самочкин и О. А. Тимофеева предлагают рассчитывать коэффициент эффективности инновационной деятельности как отношение возможностей предприятия, направленных на финансирование процесса обновления, закономерно определенного с учетом теории гибкого развития изделий, к его (предприятия) потребностям в средствах на поддержание производимой продукции на уровне, соответствующем спросу со стороны потенциальных покупателей (спросу на рынке) [12]. В формулу расчета коэффициента авторы включают не только плановые показатели (величину чистой прибыли и амортизационных отчислений), характеризующие текущее состояние предприятия, но и расчетные, что позволяет учитывать сложившиеся условия хозяйствования, тенденции их изменения и ориентирует предприятие на оптимальное использование всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

В современных информационных системах мы встретили предложения по оценке результатов внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов, которые можно объединить в три группы.

1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции: новой (вновь внедренной) продукции; усовершенствованной продукции; прочей инновационной продукции. При исчислении указанных показателей должны учитываться инновации, внедренные в течение трех предыдущих лет. В качестве дополнительного показателя Руководство Осло по статистике инноваций рекомендует также долю продаж за счет продукции, находящейся на стадии освоения серийного производства и поступления на рынок.

2. Влияние инноваций на результаты деятельности предприятий: сумма прибыли от реализации инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках и их доля в общих объемах продаж; доступ к новым рынкам сбыта; доля на традиционных рынках сбыта.

3. Степень влияния инноваций на использование производственных ресурсов. Используются показатели, характеризующие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на заработную плату, материалы, энергию, повышения фондоотдачи и пр.

Своеобразный подход к оценке результатов инновационной деятельности предлагает С. Г. Поляков [13; 14]. Он считает, что по окончании каждого этапа научной, научно-технической инновационной деятельности должна быть произведена оценка интеллектуальной собственности либо стоимостная оценка бизнеса. Критерием методического подхода при этом выступает инновационная активность предприятия. В рамках данного критерия автор разработал следующую систему индикаторов:

• период инновационных изменений - интервал времени, в течение которого происходят существенные изменения продукта, услуги, технологии, организации, управления или сегмента рынка;

• уровень выживания инновационных продуктов характеризует отношение рынка к внедряемым инновациям данного предприятия или данной отрасли и показывает, как много коммерциализованных (ставших источником прибыли) новых продуктов востребовано рынком в течение периода инновационных изменений. Индикатор демонстрирует скорость ухода новых продуктов предприятия с рынка;

• доля эффективного выживания инновационных продуктов показывает степень удовлетворенности инвесторов в полученном доходе, демонстрирует, в какой степени коммерциализованные новые продукты соответствуют инвестиционным прогнозам дохода или прибыли;

• доля продаж инновационных продуктов в общем объеме продаж. По мнению

С. Г. Полякова, для научно-технической сферы этот показатель может достигать 100%, для эффективной деятельности предприятия - не менее 10-15%, а для эффективного инвестирования он не должен превышать 30-35%;

• структура инновационного портфеля. Для принятия инвестиционных решений необходимо сгруппировать продукты по следующим признакам: новые продукты в стране или мире; новые продукты для предприятия; продолжение существующего ряда (линейное развитие); улучшение продуктового ряда (модернизация); сохранение существующего продукта (на основе новых материалов или на новом рынке);

• эффективность инвестиций в НИР и ОКР показывает, какова отдача с каждого рубля, вложенного в исследования и разработки инновационных продуктов;

• структура затрат на НИР и ОКР демонстрирует, как много инвестиций от общей суммы инвестиций тратится на развитие новых продуктов;

• инновационный доход на одного работника является своеобразным критерием производительности труда людей, занимающихся инновациями;

• рентабельность инноваций, или рентабельность за период, - отношение суммарной чистой прибыли ко всем инновационным инвестициям.

Данная система показателей, по мнению С. Г. Полякова, поможет вести эффективный мониторинг инновационных процессов на предприятии, а инвесторам - принимать более аргументированные решения. К показателям оценки эффективности инновационной деятельности по данной методике относятся: доля эффективного выживания инновационных продуктов; доля продаж инновационных продуктов в общем объеме продаж; эффективность инвестиций в НИОКР; инновационный доход на одного работника; рентабельность инноваций. Остальные показатели в большей степени характеризуют инновационную деятельность предприятия [13; 15].

Большинство рассмотренных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности инновационной деятельности основаны на стоимостных и абсолютных экономических показателях, т. е. в проанализированных методиках преимущественно оценивается научно-технический и экономический эффект.

Анализ оценки результатов инновационной деятельности показал, что все методические подходы с определенной долей условности можно подразделить на две группы: оценка инновационного потенциала предприятия и оценка эффективности его инновационной деятельности. При этом большая часть исследователей сосредоточена на первом направлении, в то время как второе остается мало разработанным.

Все показатели оценки эффективности инновационной деятельности можно подразделить на группы:

• количественные, характеризующие результаты инновационной деятельности:

• стоимостные, характеризующие влияние инноваций на финансово-экономическое положение предприятия:

• интегральные, характеризующие усредненный уровень инновационной активности и восприимчивости.

Итак, среди существующих подходов к оценке эффективности инновационной деятельности особой цельностью отличаются методы, предложенные Э. И. Крыловым и А. Е. Герасимовым. Однако недостаточно проработанной остается критериальная база оценки эффективности инновационной деятельности, что делает систему показателей несовершенной.

Источники

1. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты : пер. с англ. М. : Технол. шк. бизнеса, 1994.

2. Казмина О. А. Оценка инновационного потенциала как ключевой момент при выборе стратегии развития промышленного предприятия // Рос. предпринимательство. 2008. № 4. Вып. 2 (109).

3. Трифилова А. А. Анализ инновационного потенциала предприятия. Режим доступа: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/25.doc.

4. Соменкова Н. С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 1.

5. Стрекалов О. Б., Егорова М. В. Планирование и прогнозирование в области инновационного развития // Инновации. 1998. № 4-5.

6. Фридлянов В. Н., Лисин Б. К., Остапюк С. Ф. Потенциал и проблемы инновационного развития промышленных предприятий (по материалам социологических исследований) // Инновации. 2001. № 7.

7. Инновационный потенциал предприятия, его оценка и методы реализации / Г. А. Смирнова, М. Н. Титова, Е. П. Мазур, Я. В. Смирнов // Право. Экономика. Маркетинг. 2011. № 7.

8. Косолапов О. В., Гиренко-Коцуба О. А. Инновационный потенциал в оценке конкурентоспособности предприятий. Режим доступа: http://uran.ru/reports.

9. Завлин П. Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб. : Бизнес-пресса, 1998.

10. Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов по экон. специальностям. М. : Финансы и статистика, 2003.

11. Герасимов А. Е. Проблемы повышения эффективности инновационной деятельности // Инновации. 2001. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Самочкин В. Н., Тимофеева О. А. Оценка инновационных возможностей предприятия и их использование при формировании долгосрочных планов развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6.

13. Поляков С. Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации. 2003. № 5.

14. Рыгалин Д. Б., Поляков С. Г. Особенности организации инвестиционной деятельности в инновационно-технологическом центре (ИТЦ) // Рос. предпринимательство. 2009. № 3. Вып. 2 (131).

15. Статистическое обследование малых инновационных предприятий / С. Г. Поляков, В. И. Зинченко, И. М. Бортник и др. // Инновации. 2011. № 3.

16. Белоусов Д. А., Миляева Л. Г. Экспресс-методика оценки уровня развития производственно-инновационного потенциала производственной деятельности организаций. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.