Научная статья на тему 'Методологические основы оценки возможности инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса'

Методологические основы оценки возможности инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / КОЭФФИЦИЕНТ / COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мошин Андрей Юрьевич, Кайтукова Марина Владимировна

Статья посвящена совершенствованию методологической базы оценки инновационного состояния и развития предприятий ОПК в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological framework for the assessment of the ability innovative activity at the enterprises of the military-industrial complex

The article is devoted to improving the methodological basis of evaluation of innovative state and development of defense industry enterprises in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Методологические основы оценки возможности инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.24

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Мошин Андрей Юрьевич

главный менеджер проекта Центра стратегического развития ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор экономических наук

Кайтукова Марина Владимировна

начальник сектора анализа мировых рынков и конкурентоспособности отраслей оборонно-промышленного комплекса Научно-аналитического центра промышленности (НАЦПром) ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук

Статья посвящена совершенствованию методологической базы оценки инновационного состояния и развития предприятий ОПК в современных условиях.

Ключевые слова:

• инновационная деятельность,

• оборонно-промышленный комплекс,

• коэффициент.

Moshin Andrey Yuryevich - chief project Manager of the Center for strategic development of Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economic sciences.

Kaitukova Marina Vladimirovna, head

of sector analysis global markets and the competitiveness of industries of the military-industrial complex Scientific-analytical centre industry of Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic sciences.

Methodological framework for the assessment of the ability innovative activity at the enterprises of the military-industrial complex

The article is devoted to improving the methodological basis of evaluation of innovative state and development of defense industry enterprises in modern conditions.

Keywords:

• innovative activity,

• the military-industrial complex,

• coefficient

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы. Они ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых внешних рынков.

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности (ИД) по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства, в том числе и ОПК.

В ОПК постоянно приходится решать задачу развития научно-технической базы производства, приводя ее в соответствие с меняющимися политическими и экономическими реалиями. Для решения этой задачи, с одной стороны, необходимо:

• налаживание эффективной системы финансового обеспечения выполнения Государственного оборонного заказа;

• сохранение наиболее конкурентоспо-

собного военного производства за счет увеличения экспорта вооружения и военной техники; • привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов1.

С другой стороны, в условиях недостаточных объемов централизованных инвестиций необходимо постоянно анализировать возможности предприятия взяться за разработку и реализацию инновационного проекта, что требует совершенствования методологической базы оценки инновационного состояния и развития предприятий ОПК в современных условиях.

ИД предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. ИД, как одна из категорий системы, категорий инноватики, тесно связана с инновационной активностью (ИА), значение которой состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер ИД. При этом признак ИА носит следующие черты ИД предприятия:

1. ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени. Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.

2. ИД в текущем времени должна быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и дает негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени, финансовые и другие ресурсы).

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими показателями:

- качество инновационной стратегии организации;

- уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;

- размер привлеченных капвложений и инвестиций;

- качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;

- обоснованность реализуемого уровня ИА

В тактическом плане ИА определяется двумя показателями:

- соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации;

- скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений2.

При формировании методики оценки ИА в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий3. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотношения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов.

В качестве примера, приведем некоторые расчетные экономические показатели ИА, определяющие степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере:

- К1 - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные

знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными; прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам А1 предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом по сравнению с другими основными средствами производства.

К1 = С1/А1, где С1 - интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы», I раздел бухгалтерского баланса), руб. При этом, если К1 > 0,2, то выбирается стратегия лидера; если К1 < 0,2, то стратегия последователя.

- К2 - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии.

К2 = П2 / Ч2, где П2 - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел; Ч2 - средняя численность работников предприятия, чел. При этом, если К2 > 0,3 - стратегия лидера; если К2 < 0,3 - стратегия последователя.

- К3 - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования.

К3 = С3 / О3, где С3 - стоимость оборудования опытно-приборного назначения,

руб.; О3 - стоимость оборудования, производственного оборудования, руб. При этом, если К3 > 0,4 - стратегия лидера; если К3 < 0,4 - стратегия последователя.

- К4 - коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт.

К4 = С4 / О4, где С4 - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; О4 -среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб. При этом, если К4 > 0,3 - стратегия лидера; если К4 < 0,3 - стратегия последователя.

- К5 - коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции.

К5 = В5 / О5, где В5 - выручка от реализации новой или усовершенствованной продукции и продукции, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; О5 - общая выручка от реализации всей продукции, руб. При этом, если К5 > 0,5 - стратегия лидера; если К5 < 0,5 - стратегия последователя.

- К6 - коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Коэффициент показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий; обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями; хозяйственные договора по

проведению маркетинговых исследований в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:

К6 = С6/О6 - где С6 - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; О6 - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. При этом, если К6 > 0,6 - стратегия лидера; если К6 < 0,6 - стратегия последователя.

Возможные варианты пороговых показателей ИА для выбора стратегий инновационного развития, приведенные автором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным. Они, безусловно, требуют дальнейшего анализа и уточнения с учетом особенностей состояния предприятий ОПК на современном этапе.

Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет предприятиям оценить свою текущую ИА и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Литература

1. Караваев И.Е. О развитии ситуации в ОПК в 2009 году, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Федеральный справочник «ОПК России 20002010» т.6. - М., 2010. - С.83-92.

2. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

3. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.