Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности'

Оценка инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгина Л.В., Макаренко Н.О.

Рассмотрен подход к оценке инновационного потенциала, в частности для предприятий РКП, который позволяет провести исследование имеющихся ресурсов предприятия, с целью дальнейшего выбора инновационной стратегии. Обоснована необходимость разработки универсальной системы показателей для оценки инновационного потенциала с учетом особенностей ракетно-космической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгина Л.В., Макаренко Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY

The approach to an innovative potential estimation is considered, in particular for RSI enterprises, which allows to carry out the enterprise available resources research, with the purpose of the further innovative strategy choice is considered. Necessity of parameters universal system development for an innovative potential estimation in view of the rocket-space industry features is proved.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности»

Экономика

УДК 65.011.8

Л. В. Ерыгина, Н. О. Макаренко

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрен подход к оценке инновационного потенциала, в частности для предприятий РКП, который позволяет провести исследование имеющихся ресурсов предприятия, с целью дальнейшего выбора инновационной стратегии. Обоснована необходимость разработки универсальной системы показателей для оценки инновационного потенциала с учетом особенностей ракетно-космической промышленности.

Инновационный потенциал страны выступает определяющим фактором ее инновационного развития. При этом основополагающими являются стратегии развития в области высоких технологий, которые могут максимально ускорить переход экономики на инновационный путь развития. На протяжении многих десятилетий технологическим лидером в нашей стране являлась и продолжает оставаться ракетно-космическая промышленность (РКП).

Несмотря на трудности экономического развития страны последних 15 лет, РКП в числе немногих отраслей промышленности продолжает оставаться по многим позициям конкурентоспособной на мировом уровне, что дает основание рассматривать ее как реальную базу для развития инновационных проектов национального масштаба. Ракетно-космическая техника находится сегодня в перечне направлений, формирующих новый технологический уклад в мире (вместе с ядерной энергетикой, биотехнологиями, системами искусственного интеллекта), что создает для России потенциальные предпосылки для вхождения в группу стран - технологических лидеров.

Кризисное состояние экономики страны в 90-х гг. во многом подорвало позиции России на мировом космическом рынке. Коммерческая доля нашей страны, некогда безусловно мирового лидера в космонавтике, сегодня не превосходит 1,5 %. Снижение за эти годы государственного финансирования отрасли привело к сокращению производства оборонной отрасли. По оценкам специалистов, инновационный потенциал конкретных предприятий востребован сегодня лишь на 5-7%. Огромные ресурсы как креативного, так и производственного характера остаются «в тени» и не реализуются. А ведь именно рынок высоких технологий и наукоемких производств, а не сырьевые возможности и ресурсы будут определять место страны в мировой экономике и в мировом разделении труда, и РКП, как «локомотиву» технологического развития, может принадлежать решающая роль в развитии инновационной экономики.

В этой связи необходима разработка теории и методов анализа инновационного потенциала предприятия, способствующего более уверенному, надежному и спланированному внедрению инноваций. В настоящее время предприятия продолжают применять лишь стандартные методики финансового анализа, базирующиеся на расчете различных коэффициентов финансовой устойчивости, платежеспособности и т. д. Многие предприятия уже накопили ценный «багаж» информации о своей производственно-хозяйственной

деятельности, однако, не всегда верно используют эту информацию при подготовке инновационных решений.

Необходимо также учитывать специфические отраслевые особенности. Например, для РКП характерны высокие темпы развития и частая смена конструкций летательных аппаратов; значительный объем одновременно выполняемых работ (ОКР, производство и модернизация космической техники); значительная доля специализированных производств и уникального оборудования; наличие высококвалифицированных научных и производственных кадров; широкое кооперирование предприятий РКП с предприятиями зарубежных стран (Франция, Япония, Китай, Германия и др.), а также с другими отраслями промышленности; уникальность базовых технологий; длительные циклы изготовления изделий и создания ракетно-космической техники. Это определяет новые подходы к оценке потенциала предприятий РКП.

Основной задачей анализа инновационного потенциала предприятия является создание универсальных инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать и оценить инновационный потенциал. Решение этой задачи даст возможность разработать систему стратегического планирования инноваций на предприятии.

Особенностью такого анализа является расчет внутреннего инновационного потенциала предприятия и представление данных в качестве параметров внутренней среды предприятия, формирование множества стратегических альтернатив на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия, разработка инновационной стратегии предприятия, прогноз изменения уровня использования инновационного потенциала предприятия в условиях реализации данной стратегии.

Научный интерес к проблеме оценки инновационного потенциала предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. вышло много публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал». В большинстве работ отмечается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.

Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение, по Фримену, представляет собой систему мероприятий по разработке, ос-

воению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [1].

Практический аспект понятия «потенциал» нашел свое отражение в работах П. Друкера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, Друкер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования [2].

Когда речь идет об инновационном развитии «вообще», достаточно полным и понятным представляется определение: «инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности».

В словаре иностранных слов И. А. Васюковой приводится толкование термина как мощь, сила [3]. В Большой советской энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «... средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [4].

Более полный перечень существующих определений инновационного потенциала представлен в табл. 1.

В целом, инновационный потенциал организации -это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка - необходимая операция процесса разработки стратегии и неотъемлемая часть управления теми изменениями на предприятии, которые неразрывно связаны с любыми инновационными целями компаний.

Попытки проанализировать существующие определения инновационного потенциала и дать им более глубокое и всестороннее толкование предприняты в работах В. Н. Гончарова [5] и С. И. Кравченко [6]. Нельзя не согласиться, что отождествление терминов «потенциал» и «ресурсы» неприемлемо. В то же время наличие необходимых ресурсов - обязательное условие осуществления внедрения инноваций, и чаще всего руководители предприятий первопричинным аспектом инновационного развития предприятия называют недостаток ресурсного обеспечения. Но при этом не трудно количественно описать составляющие инновационного потенциала. Можно подсчитать активы и кредитные ресурсы, наличное оборудование и его стоимость, количество квалифицированных работников и даже уровень их квалификации. Все это, конечно же, должно учитываться при оценке инновационного потенциала предприятия. Но вопрос о том, каким образом эти составляющие входят в ту целостность, которую именуют инновационным потенциалом, остается открытым.

Более того, на сегодняшний день уже ошибочно считать, что чем больше ресурсов, тем выше инновационный потенциал. Ведь реальный опыт свидетель-

ствует, что это далеко не определяющий фактор во внедрении инноваций. Огромное предприятие, имеющее колоссальные ресурсы часто имеет намного меньший инновационный потенциал, чем небольшой, но творческий коллектив новаторов. Следовательно, возникают вопросы: каким образом следует подходить к оценке инновационного потенциала предприятия, какие критерии должны быть определяющими, и какая должна быть единица измерения?

Анализ последних публикаций, посвященных проблемам оценки инновационного потенциала предприятия позволяет выделить наиболее удачный подход, предложенный А. А. Трифиловой - стратегический анализ инновационной активности предприятия [7]. Такой подход позволяет определять имеющиеся технологические возможности и может использоваться при выборе направлений инновационного развития. Речь идет о том, что в зависимости от степени текущего технологического и производственного состояния предприятия осуществляются выбор либо стратегии лидера, а значит, разработки принципиально новых технологий, либо стратегии последователя, т. е. внедрения улучшающих товаров и услуг на смену существующим.

Согласно этому подходу к основным составляющим инновационного потенциала предприятия необходимо отнести:

- инновационно-ориентированные подразделения (собственное научное подразделение, конструкторский отдел, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел);

- профессиональный кадровый состав (лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

- финансовые ресурсы (федеральные, грантовые, инвестиционные, собственные, заемные);

- материально-техническое оснащение (опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);

- интеллектуальная собственность (изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и проектные планы);

- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития).

По мнению А. А. Трифиловой, это тот минимально необходимый набор инфраструктурных составляющих, которым предприятие должно обладать, тот начальный уровень развития, который предприятию необходимо достичь, с тем, чтобы эффективно осуществлять разработку и реализацию новых технологий.

Оценку инновационной активности предприятий А. А. Трифилова предлагает вести в виде расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами (табл. 2).

Таблица 1

Определения термина «инновационный потенциал»

Автор Определение Источник

Н. Н. Ахметова Инновационный потенциал определяется как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [8]

И. Р.Бузеко И. Е. Дмитриенко О. А. Сущенко Инновационный потенциал описывается как способность предприятия разрабатывать и реализовывать инновационные проекты [9

В. О. Василенко В. Г. Шматько Определяют инновационный потенциал как способность хозяйства или субъекта хозяйствования производить новую наукоемкую продукцию, которая соответствует требованиям рынка [10]

М. Данько Инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим, представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [11]

С. Л. Иллященко Инновационный потенциал - это определенная критическая масса ресурсов субъекта хозяйственной деятельности, которая необходима и достаточна для его развития на основе постоянного поиска и использование новых способов и сфер реализации рыночных возможностей [12]

Калашников В. А. Инновационный потенциал описывает как способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка [13]

Д. И. Кокурин Инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов [14]

О. В. Косолапов О. А. Гиренко-Коцуба Инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи [15]

С. В. Кочетков Инновационный потенциал определяется как совокупная способность имеющихся в наличие у предприятия ресурсов дости -гать поставленных инновационных целей [16]

С. И. Кравченко И. С. Кладченко Инновационный потенциал трактуется как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т. п.) [6]

А. Николаев Инновационный потенциал - это система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса [17]

А. Г. Поршнев З. П. Румянцева Н. А. Соломатин Инновационный потенциал описывают как мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций [18]

Таблица 2

Экономические показатели инновационной активности

Показатель Формула Базовая величина

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью С Ту ^и Кис - , где Авн - «Внеоборотные активы» (стр. 190 Бухгалтерского баланса); Си - интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб. Кис > 0,10...0,15 -стратегия лидера; Кис < 0,10...0,15 -стратегия последователя

Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР К Пн Кпр - Ч", где Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.; Чр - средняя численность работников предприятия, чел. Кпр > 0,20...0,25 - стратегия лидера; Кпр < 0,20...0,25 - стратегия последователя

Коэффициент имущества, предназначенного для НИР И ОКР ту — Ооп Кни О ' пн где Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб. Кни > 0,25...0,30 -стратегия лидера; Кни < 0,25...0,30 -стратегия последователя

Коэффициент освоения новой техники К - ОФн Кот ОФСр ' где ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб. Кот > 0,35...0,40 -стратегия лидера; Кот > 0,35...0,40 -стратегия последователя

Коэффициент освоения новой продукции ВР К — нп оп тэр > ВРоб где ВРнп - выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб. Коп > 0,45...0,50 -стратегия лидера; Коп < 0,45...0,50 -стратегия последователя

Коэффициент инновационного роста И К — ис Кир Иоб , где Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. Кир > 0,55...0,60 - стратегия лидера; Кир < 0,55...0,60- стратегия последователя

Описываемая методика основана на определении экономических показателей и направлена на анализ использования инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени текущей вооруженности и оснащенности предприятия теми или иными инновационными ресурсами формируется та или иная стратегия его дальнейшего инновационного развития: освоение базисных или только улучшающих инноваций. Можно сделать вывод, что предложенная А. А. Трифиловой система оценки инновационной активности как исходного этапа формирования стратегии технологического развития позволяет предприятию проанализировать свои текущие инвестиционные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления научно-технологического поиска на основе целого ряда экономических критериев. Такой подход также позволяет предприятию реально оценивать свои инновационные ресурсы, в соответствии с которыми оно изначально может осуществлять адекватный выбор дальнейшего направления инновационного развития и избежать благодаря этому вло-

жений инвестиционных средств в экономически нереализуемые проекты.

Однако предложенный подход, на наш взгляд, необходимо адаптировать к особенностям РКП. Во-первых, проведение только анализа текущего состояния предприятия в инновационной сфере не может быть достаточным условием для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот. В результате этого анализа, предприятие лишь решает вопрос о том, к какому уровню инновационного развития может стремиться предприятие.

Во-вторых, сами экономические показатели носят сильно обобщенный характер, а в условии инновационного развития необходимо учитывать особенности отрасли, а так же специфику инновации, что может требовать поэлементный расчет ресурсов, необходимых для реализации этой инноваций. При этом можно отметить, что базовые величины, предложенные А. А. Трифиловой, как оценочные показатели для выбора стратегии, никак не связаны с той или иной отраслью. Например, в РКП коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР значительно выше, так как приблизительно 70 % специалистов заняты в опытно-

Экономика

конструк-торских и исследовательских работах, и только 30 % - в производстве. Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР будет тоже иметь более высокое значение, так как практически все имущество в этой отрасли представлено в виде опытно-конструкторских и испытательных стендов. Вопрос здесь заключается лишь в том, насколько это оборудование может быть морально устаревшим и не подходить под современные технологические требования РКП.

В-третьих, автор выделяет три основные составляющие инновационного потенциала: производственную (объем производства продукции, основные средства), технологическую (наличие новой техники, оборудования НИОКР), кадровую (профессиональные кадры), однако не указывает их взаимосвязь и взаимозависимость, что ставит под сомнение достаточность этих составляющих и не дает возможности для разработки механизма оценки и управления.

В-четвертых, в определение инновационного потенциала включаются лишь коэффициенты, а в действительности это должно быть дополнено количественными показателями, стоимостными выражениями, соотношениями, экспертными оценками и т. д.

Пока анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую ее проработку на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.

В России же на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария «догоняющего развития» страны. Инновационный потенциал при этом понимается лишь как способность предприятий к восприятию чужих новых идей и имитации новых технологий, разработанных в экономически более развитых странах. Но необходимо понимать, что для выхода страны на высокий уровень инновационного развития необходимо освоение базовых инноваций, которые характерны для промышленных отраслей типа РКП. Тем самым подчеркивается актуальность создания метода оценки инновационного потенциала предприятия, а также эффективного его использования.

Библиографический список

1. Freeman, С. The National System of Innovation in Historical Perspective / C. Freeman // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19. № 1.

2. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Ф. Друкер. М. : Вильямс, 2000.

3. Словарь иностранных слов / под ред. И. А. Ва-сюкова. М., 1972.

4. Большая советская энциклопедия / ред. Б. А. Введенский. Т. 34.

5. Гончаров, В. Н. Характеристика инновационного потенциала предприятия в крнтексие стратегического управления / В. Н. Гончаров, Е. В. Иванова // Науков1 пращ ДонНГУ. Серiя: экономiчна. Випуск. 76.

6. Кравченко, С. И. Исследование сущности инновационного потенциала / С. И. Красченко, И. С. Клад-ченко // Науковi пращ ДонНГУ. Серiя: экономiчна. Випуск 68.

7. Трифилова, А. А. Управление инновационным развитием предприятия / А. А. Трифилова. М. : Финансы и статистика. 2003.

8. www.anrb.ru/isei/

9. Бузеко, И. Р. Стратегический потенциал и формирование приоритетов в развитии предприятия : монография / И. Р. Бузеко, И. Е. Дмитриенко, О. А. Су-щенко. Алчевск : Изд-во ДГМИ, 2002.

10. Василенко, В. О. Инновационный менеджмент /

B. О. Василенко, В. Г. Шматько ; под ред. В. О. Василенко. Киев : Феникс, 2003.

11. Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины / М. Данько // Экономист. 1999. № 10.

12. Иллященко, С. Л. Управление инновационным развитием: проблемы, концепции, методы / С. Л. Ил-лященко. Сумы : Университетская книга, 2003.

13. Рынок: Бизнес, коммерция. Экономика : толковый терминологический словарь / сост. В. А. Калашников ; под общ. ред. А. П. Дашкова. 4-е изд., испр. и доп. М. : Маркетинг, 1998.

14. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. М. : Экзамен, 2001.

15. www.uralweb.ru

16. Кочетков, С. В. Результаты использования инновационного потенциала на уровне предприятия /

C. В. Кочетков // Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2005. № 2.

17. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.

18. Управление организацией / под ред. А. Г. Порш-нева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2000.

L. V. Erygina, N. O. Makarenko

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY

The approach to an innovative potential estimation is considered, in particular for RSI enterprises, which allows to carry out the enterprise available resources research, with the purpose of the further innovative strategy choice is considered. Necessity of parameters universal system development for an innovative potential estimation in view of the rocket-space industry features is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.