Научная статья на тему 'Проблемы экономического анализа инновационной активности предприятий'

Проблемы экономического анализа инновационной активности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE-ORIENTED MODEL OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулов Денис Сергеевич, Наумова Ольга Александровна

Данная статья посвящена рассмотрению проблем оценки инновационной активности предприятий, объяснению важности и актуальности инновационного развития предприятий в текущем положении РФ. Экономика России перед началом повышательной фазы волны нового кондратьевского цикла оказалась на развилке путей развития. Одним из источников конкурентных преимуществ являются инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности, поэтому необходимо повышать инновационную активность на уровне предприятий. Но для того, чтобы видеть реальное положение в инновационной сфере, необходимо разработать систему достоверных оценок. Затронуты проблемы формирования рейтингов по регионам, по стране в целом, зависящие напрямую от данных, которые предоставляют предприятия, работающие в данных регионах. В статье раскрыто содержание фундаментальных понятий инновационной сферы, охарактеризованы ключевые индикаторы инновационной деятельности предприятий. В результате теоретического анализа предлагается к применению на практике разработанная система оценок инновационной активности на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулов Денис Сергеевич, Наумова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of economic analysis of innovation activity Enterprises

This article is devoted to the problems of assessing the innovation activity of enterprises, explaining the importance and relevance of innovative development of enterprises in the current situation of the Russian Federation. The Russian economy before the beginning of the upward phase of the wave of the new Kondratieff cycle found itself at the forefront of development. One of the sources of competitive advantages is innovation created as a result of scientific and technical activities, therefore it is necessary to increase innovation activity at the enterprise level. But in order to see the real situation in the innovation sphere, it is necessary to develop a system of reliable estimates. The problems of forming ratings by regions, in the country as a whole, are directly affected by the data provided by enterprises operating in these regions. The article reveals the content of fundamental concepts of the innovation sphere, characterizes key indicators of innovative activity of enterprises. As a result of the theoretical analysis, a developed system of assessments of innovation activity in the enterprise is proposed for application in practice

Текст научной работы на тему «Проблемы экономического анализа инновационной активности предприятий»

Выходные сведения статьи:

Меркулов Д.С., Наумова О.А. Проблемы экономического анализа инновационной активности предприятий // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/problemY-ekonomicheskogo-analiza-innovatsionnoi-aktivnosti-predpriYatii/_

УДК 338

Проблемы экономического анализа инновационной активности предприятий

© 2017 Меркулов Денис Сергеевич1

Е-mail: denvermerk1997@mail.ru © 2017 Наумова Ольга Александровна

Е-mail: naumovaoa@gmail.com

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена рассмотрению проблем оценки инновационной активности предприятий, объяснению важности и актуальности инновационного развития предприятий в текущем положении РФ. Экономика России перед началом повышательной фазы волны нового кондратьевского цикла оказалась на развилке путей развития. Одним из источников конкурентных преимуществ являются инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности, поэтому необходимо повышать инновационную активность на уровне предприятий. Но для того, чтобы видеть реальное положение в инновационной сфере, необходимо разработать систему достоверных оценок. Затронуты проблемы формирования рейтингов по регионам, по стране в целом, зависящие напрямую от данных, которые предоставляют предприятия, работающие в данных регионах. В статье раскрыто содержание фундаментальных понятий инновационной сферы, охарактеризованы ключевые индикаторы инновационной деятельности предприятий. В результате теоретического анализа предлагается к применению на практике разработанная система оценок инновационной активности на предприятии.

Ключевые слова: инновации; инновационная экономика; инновационная активность; инновационно-ориентированная модель развития.

Problems of economic analysis of innovation activity Enterprises

© 2017 Merkulov Denis Sergeevich

E-mail: denvermerk1997@mail.ru © 2017 Naumova Olga Alexandrovna

E-mail: naumovaoa@gmail.com

Samara State University of Economics

This article is devoted to the problems of assessing the innovation activity of enterprises, explaining the importance and relevance of innovative development of enterprises in the current situation of

1 Меркулов Денис Сергеевич - студент направления "Экономика", ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141)

2 Наумова Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141)

the Russian Federation. The Russian economy before the beginning of the upward phase of the wave of the new Kondratieff cycle found itself at the forefront of development. One of the sources of competitive advantages is innovation created as a result of scientific and technical activities, therefore it is necessary to increase innovation activity at the enterprise level. But in order to see the real situation in the innovation sphere, it is necessary to develop a system of reliable estimates. The problems of forming ratings by regions, in the country as a whole, are directly affected by the data provided by enterprises operating in these regions. The article reveals the content of fundamental concepts of the innovation sphere, characterizes key indicators of innovative activity of enterprises. As a result of the theoretical analysis, a developed system of assessments of innovation activity in the enterprise is proposed for application in practice

Keywords: innovations; Innovative economy; Innovative activity; Innovative-oriented model of development.

В преддверии нового кондратьевского цикла очень важно выйти на новый виток первыми, опередить конкурентов и добиться успеха уже на стадии внедрения инновации. Эти поиски приобретают особую актуальность для нашей страны, поскольку становится очевидной ограниченность экспорто-ориентированного развития, с упором на сырьевые ресурсы. В условиях сложной политической обстановки вокруг России, глобальных ресурсных ограничений одним из основных способов решения перечисленных проблем является выработка принципиально новой, инновационно-ориентированной модели развития нашей страны [1].

Для того чтобы увидеть реальное положение страны или региона в инновационной экономике, очень важно правильно и объективно оценить индикаторы инновационной деятельности на уровне предприятия, их эффективность и влияние на экономику предприятия, потому что именно на основе этих показателей формируется общая картина в более крупном масштабе.

Инновации определяют как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Таким образом, инновационная экономика - это тип экономики постиндустриального общества, характерной чертой которого является то, что основным источником создания нового богатства являются инновации [2].

Инновационная активность предприятий уже давно является объектом статистического анализа на уровне государства. В настоящее время отсутствует единое видение перечня показателей, которые будут служить основной для практического оценивания эффективности инновационной деятельности предприятий. Поэтому вопросы оценки инновационной сферы предприятий очень важны.

Рейтинги основных показателей инновационной деятельности по регионам РФ формируются по данным инновационной активности предприятий, работающих в данных регионах, поэтому их значения зависят от предоставляемой предприятиями информации. Росстат выводит статистику инновационной деятельности организаций в Российской Федерации по результатам форм федерального статистического наблюдения:

• Форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» -ежегодно для крупных и средних организаций

• Форма № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» - один раз в 2 года за нечетные года для субъектов малого предпринимательства (без микропредприятий)

• Форма № 1-технология «Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий» - ежегодно предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время ведутся дискуссии об усовершенствовании данных форм отчетности, так как они не в полной мере отражают особенности отраслей сферы услуг и сельского хозяйства, а также являются очень громоздкими.

Наиболее простой и доступной оценкой инновационной активности предприятия можно считать регрессионные методы, с помощью которых выявляется зависимость между исследуемыми признаками в виде уравнения регрессии. В качестве результативного признака берется объем реализованной инновационной продукции, к числу факторных признаков относят сумму инвестиционных ресурсов предприятия (материальные, трудовые, финансовые). Многие ограничения регрессионных методов обычно остаются вне сферы внимания исследователей, что приводит к неточным результатам. Например, данные методы эффективно работают при одном важном условии - правильно построенной модели с высокой объясняющей способностью. Как правило, разработка такой модели вызывает некоторые трудности.

Так как единой точки зрения к определению показателей инновационной сферы предприятия не наблюдается, то выбранные нами индикаторы и их интерпретация на условном предприятии будут определены как субъективный подход в рамках данной проблемы, но эта методика вполне может быть базой для оценки реальной ситуации предприятия в инновационной активности. Наиболее релевантным представляется использование следующих коэффициентов:

1. КИС - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью - показывает степень оснащенности интеллектуальным капиталом (наличие патентов, лицензий, полезных моделей).

С

кис , где

авн

СИ - интеллектуальная собственность («Нематериальные активы»)

Авн - внеоборотные активы

КИС > 0,10 ... 0,15 - стратегия лидера;

КИС < 0,10 ... 0,05 - стратегия последователя.

2. Кп - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР - показывает долю персонала, занимающегося разработкой новых продуктов и технологий, по отношению к среднесписочной численности всех работников.

Кп = , где

Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

Т - численность работников предприятия в целом, чел.

Kn > 0,20 ... 0,25 - стратегия лидера;

КП < 0,20 ... 0,15 - стратегия последователя.

3. Кин - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР - показывает долю имущества исследовательского назначения в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования.

кин = от , где

о пн

Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;

Ош - стоимость оборудования производственного назначения, руб.

КИН > 0,25 ... 0,30 - стратегия лидера;

Кш < 0,25 ... 0,20 - стратегия последователя.

4. Кнп - коэффициент освоения новой продукции - оценивает способность предприятия к внедрению инновационной продукции.

Кнп = вт-, где

ввс

Вш - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг),

руб.;

Ввс - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.

Кш > 0,45 ... 0,50 - стратегия лидера;

КНП < 0,45 ... 0,40 - стратегия последователя.

5. Кир - коэффициент инновационного роста - показывает долю средств, выделяемых предприятием на исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, в общем объеме всех инвестиций

Кир = иг , где

и пр

И ни - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Ия/) - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

КИР > 0,55 ... 0,60 - стратегия лидера;

КИР < 0,55 ... 0,50 - стратегия последователя.

Автором представленной методики является д.э.н. А.А. Трифилова.

В качестве объектов практического применения предлагаемой системы оценки инновационной активности возьмем два условных предприятия, которые своей основной целью ставят разработку и реализацию новых или улучшающих технологий [3]. В таблице 1 представим исходные данные для расчета вышеописанных коэффициентов, которые возьмем абсолютно условно, вне зависимости от конкретных отраслевых особенностей, чтобы показать универсальные возможности применения разработанного метода на практике.

Таблица 1 - Анализируемые параметры предприятий А и Б

Анализируемые параметры оценки инновационной активности предприятия Исходные данные (руб.)

А Б

Внеоборотные активы 9 527 783 1 935 327

Оборудование опытно-приборного назначения 1 978 169 146 974

Оборудование производственного назначения 6 147 259 671 289

Нематериальные активы 887 168 26 724

Общая выручка от реализации всей прочей продукции 2 178 055 176 293

Выручка от реализации новой или усовершенствованной продукции 1 264 238 87 644

Научно-исследовательские и учебно-методические инвестиционные проекты 2 733 289 127 893

Прочие инвестиционные расходы 4 937 862 523 776

Численность работников предприятия в целом (чел.) 236 62

Число занятых в сфере НИР и ОКР (чел.) 78 16

После проведения расчетов вышеперечисленных коэффициентов и их интерпретации в соответствии с критериями стратегий выводим оценки инновационной активности по каждому предприятию, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты оценок инновационной активности предприятий А и Б

Предприятие А Предприятие Б

Результат Стратегия Результат Стратегия

Кис =0,09 Последователь Кис =0,01 Последователь

Кп = 0,33 Лидер Кп = 0,26 Лидер

Кин = 0,32 Лидер Кин = 0,21 Последователь

Кнп = 0,58 Лидер Кнп = 0,50 Лидер

Кир = 0,55 Лидер Кир = 0,24 Последователь

Что касается непосредственно выводов по предприятиям, то стоит отметить, что предприятие А недостаточно активно в вопросах патентно-правовой защиты используемых технологий, содержит большую долю персонала, способного разработать улучшающие технологии, включая экспериментальную базу для вполне реальных разработок. Предприятие А активно внедряет новые товары, обладая опытом реализации инновационных проектов.

Переходим к предприятию Б, которое также не заинтересовано в правовой защите используемых технологий, содержит достаточно занятых в сфере НИР и ОКР, что благоприятно для реализации инноваций. На предприятии Б значительная доля усовершенствованных и новых товаров, хотя оно и не оснащено опытно-приборной базой в достаточном объеме. Последнее может являться следствием того, что предприятие Б не строит стратегического управления на основе инновационного подхода.

Таким образом, использование выбранного метода позволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития.

На сегодняшний день единой методики проведению подобного анализа не существует, поэтому проведение достоверного анализа инновационной активности предприятия является актуальной задачей, как для самого предприятия, так и для государства в целом.

Список литературы

1. Нуреев, Р. М., Симаковский, С. А. 2016. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Вопросы регулирования экономики, № 4.

2. Кравченко В. М., Гаврилюк С. И., Правильникова Н. С., Кривых Н. Н. Управление социально-экономическим развитием территории: подходы, инструменты, решения: монография. Липецк, НОУ ВПО ЛЭГИ, 2014.

3. А. А. Трифилова. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Нуреев, Р. М. (ред.) 2017. Экономические санкции против России: ожидания и реальность. М.: КноРус.

5. Юданов А. Ю. Что такое инновационная фирма? // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 30-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бочаров А.А. Механизм управления инновациями на предприятии // Современные проблемы науки. - 2015. - №2. - С. 23-28.

7. Борисова О.В. Анализ инновационной активности российских организаций и факторы, оказывающие на нее влияние // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-2 (61-2). - С. 405-408.

8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд.: пер с англ. М., 2010.

References

1. Nureyev, RM, Simakovsky, SA 2016. Russia's Innovation Potential under Conditions of Economic Sanctions: Reserves of Growth // Issues of Economic Regulation, No. 4.

2. Kravchenko VM, Gavrilyuk SI, Pravilnikova NS, Krivikh NN Management of socioeconomic development of the territory: approaches, tools, solutions: monograph. Lipetsk, NOU VPO LEGI, 2014.

3. A. A. Trifilova. Management of innovative development of the enterprise. Moscow: Finance and Statistics, 2003.

4. Nureev, RM (ed.) 2017. Economic sanctions against Russia: expectations and reality. Moscow: KnoRus.

5. Yudanov A. Yu. What is an innovative firm? // Issues of economics. 2012. № 7. P. 30-46.

6. Bocharov A.A. The mechanism of innovation management at the enterprise // Modern problems of science. - 2015. - №2. - P. 23-28.

7. Borisova O.V. Analysis of innovation activity of Russian organizations and the factors that have an impact on it // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 8-2 (61-2). - P. 405-408.

8. The Oslo Guide. Recommendations for the collection and analysis of data on innovation. 3rd ed .: per from the English. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.