Научная статья на тему 'Методологические основы осуществления внутреннего аудита в общественном секторе'

Методологические основы осуществления внутреннего аудита в общественном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкарёва О.В.

Определяется сущность внутреннего аудита, его роль в общественном секторе. Анализируются его принципы и раскрываются этапы его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы осуществления внутреннего аудита в общественном секторе»

фикация статей баланса, то есть трансформация показателей, исчисленных по одним правилам, в показатели, исчисленные по другим правилам.

Частным случаем консолидации можно признать трансформацию отчетности, составленную согласно требованиям российских нормативных документов, в отчетность, выполненную в соответствии с требованиями МСФО [4]. Такая же трансформация должна быть при переводе учета бухгалтерского в налоговый и, наоборот, налогового в бухгалтерский: весь текущий учет ведется по правилам Налогового кодекса РФ, а потом по заданному алгоритму данные отчетности трансформируются в показатели в соответствии с МСФО. Аналогично можно трансформировать данные финансового учета в управленческий.

Таким образом, учетные процедуры дополняются и изменяются под воздействием изменения объективной реальности. Однако в отличие от биологической эволюции самоорганизация и развитие учетной системы как составляющей всей социально-экономической системы, корректируется и направляется обществом. Эволюция учетной системы сопровождается не наследованием, а усвоением, совершенствованием опыта и традиций представителей бухгалтерской профессии и общества в целом.

Список литературы:

1. Ендовицкий Д.А. Экономический анализ слияний / поглощений компаний: научное издание. - М.: КНОРУС, 2008. - 448 с.

2. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 592 с.

3. Плотников B.C., Шестакова В.В. Финансовый и управленческий анализ в холдингах. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

4. Соколов Я.В. Предмет и метод бухгалтерского учета: сущность и содержание элементов // Экономический анализ. Теория и практика. - 2007. -№ 10.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

© Шинкарёва О.В.*

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Определяется сущность внутреннего аудита, его роль в общественном секторе. Анализируются его принципы и раскрываются этапы его осуществления.

* Доцент кафедры Финансов и отраслевой экономики, кандидат экономических наук, доцент

Роль и значение внутреннего аудита в общественном секторе постоянно возрастают во всем мире. Позволяя повысить качество получаемой потребителями информации путем повышения эффективности систем внутреннего контроля, данный вид аудита дает возможность улучшения качества управления финансами бюджетного учреждения, муниципалитета, региона и всей страны в целом. Однако уровень его текущего развития в настоящее время не соответствует целям и задачам управления на всех уровнях власти: в российском законодательстве до сих пор не проработана целостная система организации внутреннего аудита в общественном секторе. В дополнение к этому можно отметить, что само понятие «внутренний финансовый аудит» в Бюджетном кодексе РФ является синонимом слова «контроль»: «Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств» [1, ст. 270]. Это создает путаницу между соотношением этих понятий, и ведет к неправильному пониманию сути внутреннего аудита.

Одно из крупнейших сообществ внутренних аудиторов, Институт внутренних аудиторов, определяет внутренний аудит как деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления [5]. Внутренний аудит «следит» за эффективностью системы внутреннего контроля, способствуя обнаружению недостатков существующих контрольных правил и процедур, давая возможность выявления потенциальных и существующих рисков, создающих препятствия достижению целей организации, и формулировке на данной основе рекомендаций по более эффективному управлению.

Методологические основы внутреннего аудита не зависят от осуществления его в частном или общественном секторах и раскрываются в международных стандартах профессиональной практики внутреннего аудита, принятые вышеупомянутой организацией и включающие в себя введение, стандарты качественных характеристик (определяющие требования к организации службы внутреннего аудита и внутренним аудиторам), стандарты деятельности (описывающие этапы внутреннего аудита и формулирующие критерии оценки эффективности данной службы) и глоссарий терминов.

Принципы внутреннего аудита во многом созвучны с принципами внешнего и включают в себя независимость, объективность, профессионализм и профессиональное отношение к работе [4]. Независимость аудитора понимается как свобода от факторов, могущих повлиять на беспристрастное выполнение им своих обязанностей. Обычно она достигается за счет прямого подчинения высшему руководству организации. Объективность дает возможность внутренним аудиторам работать беспристрастно, не подчиняя свое мнение мнению иных лиц. Профессионализм подразумевает достаточность знаний и навыков аудитора для выполнения своих должностных обязанностей и достижения стоящих перед службой внутреннего аудита задач. Профессиональное отношение к работе подразумевает добросовестность аудитора и должное применение им своих знаний и навыков.

Этапы внутреннего аудита включают в себя:

- планирование - составление риск-ориентированного плана на основании принятой в организации концепции риска, который формулирует приоритеты внутреннего аудита в соответствии с целями организации, и его детализацию на более подробные;

- представление и утверждение планов работы службы внутреннего аудита с перечислением ресурсов, необходимых для их претворения в жизнь и влиянии их ограничения на деятельность службы;

- управление ресурсами - контроль выделения необходимых для службы внутреннего аудита ресурсов а также их эффективное использование для достижения намеченных целей аудита;

- внедрение внутренних политик и процедур, регулирующих деятельность службы внутреннего аудита;

- непосредственная работа службы по выполнению своих функций, координация деятельности с другими службами организации и внешними проверяющими;

- предоставление отчетности высшему руководству организации по завершении периода, которая должна содержать информацию о существенных рисках и проблемах контроля, корпоративного управления, а также иные сведения, необходимые руководству.

Как видно из рассмотренного выше, методология внутреннего аудита достаточно развита и позволяет внедрять внутренний аудит в практику работы предприятий и организаций как частного, так и общественного секторов. Для внедрения внутреннего аудита в общественном секторе России и развития его методологических основ целесообразно использовать мировой опыт в этой области.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - №31.

2. Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в органах государственного управления развитых стран / М.В. Грачева. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. - 72 с.

3. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Внутренний аудит: организация и планирование / Ф.Б. Риполь-Сарагоси, В.Ю. Реутов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -189 с.

4. International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theiia.org/guidance/ stan-dards-and-guidance/ippfstandards/full-standards (дата обращения - 20.01.2010).

5. Официальный сайт Института внутренних аудиторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theiia.org/guidance/standards-and-guidan-ce/ippf/definition-of-internal-auditing (дата обращения - 20.01.2010).

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ В ГОСЗАКУПКАХ

© Шкуренкова А.Б.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

В условиях финансового кризиса проведение конкурсных процедур в любой сфере деятельности с целью выбора оптимального во всех отношениях поставщика товаров, исполнителя работ, а особенно - аудиторской организации для проведения обязательного или инициативного аудита по итогам отчетного периода является особенно актуальным. В статье рассмотрены вопросы принятия решения об участии в торгах и подготовки конкурсной заявки (предложения).

Перед участием в государственных закупках необходимо оценить все возможности и риски, связанные с реализацией проекта.

Требования к участникам торгов определены в ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г . № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют государственным закупкам:

1. Финансовое состояние своей компании.

2. Наличие свободных финансовых ресурсов (в случае необходимости внесения обеспечения заявки и/или обеспечения контракта).

* Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, финансы и аудит»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.