Научная статья на тему 'Цели, функции и задачи внутреннего аудита российских компаний'

Цели, функции и задачи внутреннего аудита российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2612
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ / ЦЕЛИ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / INTERNAL AUDITING / INTERNAL AUDITING DEFINITION / THE INSTITUTE OF INTERNAL AUDITORS / OBJECTIVES / FUNCTIONS / TASKS OF INTERNAL AUDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Илья Викторович

Рассматриваются основные цели, функции и задачи внутреннего аудита, выделены имеющиеся в специальной литературе подходы к определению целей внутреннего аудита. На основании определения внутреннего аудита, принятого Международным институтом внутренних аудиторов, выделяются основные функции и задачи внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES, FUNCTIONS AND TASKS OF INTERNAL AUDITING IN RUSSIAN COMPANIES

In this article, the author reviews main objectives, functions and tasks of internal auditing in Russians companies. The author formulates main points of view on the problem of internal auditing objectives that contain in special literature. On the base of internal auditing definition of The Institute of Internal Auditors the author formulates main functions and tasks of internal auditing.

Текст научной работы на тему «Цели, функции и задачи внутреннего аудита российских компаний»

И.В. НОВОСЕЛОВ

УДК 336.225.673(47) И.В. НОВОСЕЛОВ

ББК 65.261.41-28 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Рассматриваются основные цели, функции и задачи внутреннего аудита, выделены имеющиеся в специальной литературе подходы к определению целей внутреннего аудита. На основании определения внутреннего аудита, принятого Международным институтом внутренних аудиторов, выделяются основные функции и задачи внутреннего аудита.

Ключевые слова: внутренний аудит, определение внутреннего аудита, Международный институт внутренних аудиторов, цели, функции, задачи внутреннего аудита.

Современные рыночные условия хозяйствования предопределяют объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта со стороны его собственников и исполнительного руководства.

Одной из наиболее распространенных форм контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта в практике западных компаний является организация служб внутреннего аудита. В России в последние годы наблюдается рост интереса к вопросам внутреннего аудита. Для отечественных крупных и средних компаний уже не является редкостью наличие службы внутреннего аудита в их структуре. Несмотря на данный факт, отечественный внутренний аудит по сравнению с внешним аудитом находится в «зачаточном» состоянии, и прежде всего в части его методологии.

С целью выработки теоретических основ функционирования внутреннего аудита в отечественных компаниях, определения его роли необходимо уточнить основные цели, функции и задачи внутреннего аудита.

В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:

- достижение минимизации риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности1;

- повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рацио-

нальному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации2;

- оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля3.

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего аудита являлось оказание помощи сотрудникам организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации4.

Анализ имеющейся специальной западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение понятий целей, функций и задач внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с этим обратимся к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному в действующих на сегодняшний момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита5. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объектив-

© И.В. Новоселов, 2008

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления»6.

Анализ данного определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование хозяйственной деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Понимание внутреннего аудита как деятельности по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций предопределяет выделение двух следующих основных функций внутреннего аудита: контрольно-информационной и консультационной.

Контрольно-информационная функция внутреннего аудита заключается в осуществлении контроля за различными аспектами и элементами деятельности организации, а также в доведении информации о результатах контроля до заинтересованных сторон (собственников, руководства, персонала и др.), т.е. в обеспечении удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Консультационная функция внутреннего аудита состоит в предоставлении по запросам различных заинтересованных сторон широкого спектра консультационных услуг, как то: всевозможные рекомендации, советы, прогнозы, результаты экономического анализа и т.п.

В рамках выполнения данных двух функций перед службой внутреннего аудита компании может быть поставлен широкий спектр задач, который необходимо разделить на две основные предметные области: область контроля и область консультаций. В рамках области контроля необходимо выделить следующие подгруппы задач:

- учет — подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой отчетности, оценка ее качества;

- оценка системы внутреннего контроля — оценка и осуществление мониторинга системы внутреннего контроля, ее отдельных элементов и процедур на предмет их адекватности, достаточности и эффективности, подтверждение отчетов менеджмента о состоянии системы внутреннего контроля;

- соблюдение нормативных актов — проверка соблюдения законов и других нормативных актов, внутрикорпоративной нормативно-распорядительной документации, включая требования учетной политики, инструкций, регламентов, решений и указаний собственников и руководства, должностных инструкций, а также проверка процедур контроля, посредством которых обеспечивается соблюдение данных требований;

- обеспечение сохранности имущества и защита интересов организации — проверка наличия и состояния имущества организации, а также оценка процедур контроля, обеспечивающих сохранность имущества организации, выявление и расследование фактов мошенничества и коррупции, связанных с посягательствами на имущество и интересы организации;

- контроль за эффективностью операций и менеджмента — оценка экономичности, эффективности и результативности деятельности организации в целом, а также оценка экономичности, эффективности и результативности деятельности ее отдельных структурных подразделений, осуществляемых ими функций, операций и сделок, проведение проверок деятельности различных звеньев управления, кроме того, оценка системы управления в целом;

- контроль специальных областей — организация и проведение служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям на предприятии, оценка профессионального уровня сотрудников организации, оценка используемого организацией программного обеспечения;

- проведение постаудита — осуществление контроля за исполнением решений

Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)

Е.В. СЕЛИВЁРСТОВА

по устранению выявленных недостатков, разработка мероприятий по предотвращению в дальнейшем подобных нарушений и осуществление контроля за выполнением данных мероприятий.

В области консультаций служба внутреннего аудита может также решать самые разнообразные задачи, начиная с консультирования в сфере финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, предоставления рекомендаций в части функционирования системы внутреннего контроля и заканчивая консультированием по вопросам корпоративного управления и управления рисками.

Приведенный перечень задач внутреннего аудита не является закрытым прежде всего в силу глобальности целей, ставящихся

руководством перед внутренним аудитом, и вытекающего из этого разнообразия объектов аудита.

Примечания

1 Замусская Е.Р. и др. Внутренний аудит банка. Ростов н/Д, 1997.

2 Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций. М., 2003.

3 Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М., 2000.

4 Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. М., 1993; Holmes A.W., Overmyer W.S. Auditing standards and procedures. Boston, 1975; Stettler H.F. Systems based independent audits. Englewood Cliffs, 1974.

5 The Institute of internal auditors. International standards for the professional practice of internal auditing // http://www.theiia.org/guidance.

6 Ibid.

УДК 364.3 Е.В. СЕЛИВЁРСТОВА

ББК 65.27 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

КАПИТАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ГРАЖДАНИНУ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА*

Рассматриваются актуальные вопросы капитализации платежей в возмещение вреда гражданину, причиненного вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, при несостоятельности (банкротстве, ликвидации, реорганизации, слиянии) юридического лица. Анализируется методика расчета размера капитализированных платежей и коэффициентов капитализации.

Ключевые слова: банкротство, ликвидация, размер капитализированных платежей, методика расчета, формирование средств на покрытие дополнительных расходов, обеспечение по страхованию.

Если в советский период и на ранних этапах российских рыночных реформ выплаты пострадавшим производились самими предприятиями, то сейчас многие из этих предприятий обанкротились, сменили хозяев или

находятся на стадии внешнего управления, реорганизации либо ликвидации. Предприятия и организации избавляются от лишних долгов и обязательств. И, как правило, лишними в этой ситуации оказываются именно

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© Е.В. Селиверстова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.