И.В. НОВОСЕЛОВ
УДК 336.225.673(47) И.В. НОВОСЕЛОВ
ББК 65.261.41-28 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Рассматриваются основные цели, функции и задачи внутреннего аудита, выделены имеющиеся в специальной литературе подходы к определению целей внутреннего аудита. На основании определения внутреннего аудита, принятого Международным институтом внутренних аудиторов, выделяются основные функции и задачи внутреннего аудита.
Ключевые слова: внутренний аудит, определение внутреннего аудита, Международный институт внутренних аудиторов, цели, функции, задачи внутреннего аудита.
Современные рыночные условия хозяйствования предопределяют объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта со стороны его собственников и исполнительного руководства.
Одной из наиболее распространенных форм контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта в практике западных компаний является организация служб внутреннего аудита. В России в последние годы наблюдается рост интереса к вопросам внутреннего аудита. Для отечественных крупных и средних компаний уже не является редкостью наличие службы внутреннего аудита в их структуре. Несмотря на данный факт, отечественный внутренний аудит по сравнению с внешним аудитом находится в «зачаточном» состоянии, и прежде всего в части его методологии.
С целью выработки теоретических основ функционирования внутреннего аудита в отечественных компаниях, определения его роли необходимо уточнить основные цели, функции и задачи внутреннего аудита.
В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:
- достижение минимизации риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности1;
- повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рацио-
нальному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации2;
- оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля3.
В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего аудита являлось оказание помощи сотрудникам организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации4.
Анализ имеющейся специальной западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение понятий целей, функций и задач внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.
В связи с этим обратимся к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному в действующих на сегодняшний момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита5. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объектив-
© И.В. Новоселов, 2008
ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления»6.
Анализ данного определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование хозяйственной деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.
Понимание внутреннего аудита как деятельности по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций предопределяет выделение двух следующих основных функций внутреннего аудита: контрольно-информационной и консультационной.
Контрольно-информационная функция внутреннего аудита заключается в осуществлении контроля за различными аспектами и элементами деятельности организации, а также в доведении информации о результатах контроля до заинтересованных сторон (собственников, руководства, персонала и др.), т.е. в обеспечении удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.
Консультационная функция внутреннего аудита состоит в предоставлении по запросам различных заинтересованных сторон широкого спектра консультационных услуг, как то: всевозможные рекомендации, советы, прогнозы, результаты экономического анализа и т.п.
В рамках выполнения данных двух функций перед службой внутреннего аудита компании может быть поставлен широкий спектр задач, который необходимо разделить на две основные предметные области: область контроля и область консультаций. В рамках области контроля необходимо выделить следующие подгруппы задач:
- учет — подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой отчетности, оценка ее качества;
- оценка системы внутреннего контроля — оценка и осуществление мониторинга системы внутреннего контроля, ее отдельных элементов и процедур на предмет их адекватности, достаточности и эффективности, подтверждение отчетов менеджмента о состоянии системы внутреннего контроля;
- соблюдение нормативных актов — проверка соблюдения законов и других нормативных актов, внутрикорпоративной нормативно-распорядительной документации, включая требования учетной политики, инструкций, регламентов, решений и указаний собственников и руководства, должностных инструкций, а также проверка процедур контроля, посредством которых обеспечивается соблюдение данных требований;
- обеспечение сохранности имущества и защита интересов организации — проверка наличия и состояния имущества организации, а также оценка процедур контроля, обеспечивающих сохранность имущества организации, выявление и расследование фактов мошенничества и коррупции, связанных с посягательствами на имущество и интересы организации;
- контроль за эффективностью операций и менеджмента — оценка экономичности, эффективности и результативности деятельности организации в целом, а также оценка экономичности, эффективности и результативности деятельности ее отдельных структурных подразделений, осуществляемых ими функций, операций и сделок, проведение проверок деятельности различных звеньев управления, кроме того, оценка системы управления в целом;
- контроль специальных областей — организация и проведение служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям на предприятии, оценка профессионального уровня сотрудников организации, оценка используемого организацией программного обеспечения;
- проведение постаудита — осуществление контроля за исполнением решений
Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)
Е.В. СЕЛИВЁРСТОВА
по устранению выявленных недостатков, разработка мероприятий по предотвращению в дальнейшем подобных нарушений и осуществление контроля за выполнением данных мероприятий.
В области консультаций служба внутреннего аудита может также решать самые разнообразные задачи, начиная с консультирования в сфере финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, предоставления рекомендаций в части функционирования системы внутреннего контроля и заканчивая консультированием по вопросам корпоративного управления и управления рисками.
Приведенный перечень задач внутреннего аудита не является закрытым прежде всего в силу глобальности целей, ставящихся
руководством перед внутренним аудитом, и вытекающего из этого разнообразия объектов аудита.
Примечания
1 Замусская Е.Р. и др. Внутренний аудит банка. Ростов н/Д, 1997.
2 Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций. М., 2003.
3 Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М., 2000.
4 Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. М., 1993; Holmes A.W., Overmyer W.S. Auditing standards and procedures. Boston, 1975; Stettler H.F. Systems based independent audits. Englewood Cliffs, 1974.
5 The Institute of internal auditors. International standards for the professional practice of internal auditing // http://www.theiia.org/guidance.
6 Ibid.
УДК 364.3 Е.В. СЕЛИВЁРСТОВА
ББК 65.27 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
КАПИТАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ГРАЖДАНИНУ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА*
Рассматриваются актуальные вопросы капитализации платежей в возмещение вреда гражданину, причиненного вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, при несостоятельности (банкротстве, ликвидации, реорганизации, слиянии) юридического лица. Анализируется методика расчета размера капитализированных платежей и коэффициентов капитализации.
Ключевые слова: банкротство, ликвидация, размер капитализированных платежей, методика расчета, формирование средств на покрытие дополнительных расходов, обеспечение по страхованию.
Если в советский период и на ранних этапах российских рыночных реформ выплаты пострадавшим производились самими предприятиями, то сейчас многие из этих предприятий обанкротились, сменили хозяев или
находятся на стадии внешнего управления, реорганизации либо ликвидации. Предприятия и организации избавляются от лишних долгов и обязательств. И, как правило, лишними в этой ситуации оказываются именно
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© Е.В. Селиверстова, 2008