МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ И ВУЗЕ
А.А. Ткачев, канд. социол. наук, генеральный директор ООО «Агентство перспективных научных исследований» (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-185-188
Аннотация. В статье описаны методологические основы организации дистанционного обучения профессиональном колледже и вузе: дидактические принципы, организационные формы и педагогические технологии и методы, адаптированные под условия учебно-воспитательного процесса в удалённом режиме. На основе анализа педагогических исследований, посвящённых оценке качества образования в режиме онлайн, автором сделан следующий вывод: чем разнообразнее формы онлайн-занятий и чем больше задействовано виртуальных ресурсов и сервисов, тем эффективнее процесс дистанционного обучения, поскольку он может обеспечить взаимодействие между его субъектами.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, круглый стол, web-квест, деловая игра, позиционный семинар, мозговой штурм, технология case-study.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», реализация образовательных программ может осуществляться с применением дистанционных технологий. Данная форма организации занятий в удалённом режиме создаёт условия для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также студентам заочных отделений средних специальных и высших учебных заведений. Особую актуальность дистанционное обучение приобрело в период пандемии COVID-19, развившейся в 2020 году. Большинство педагогов столкнулось с трудностями организационного и методологического характера: было непонятно, как адаптировать традиционные методы обучения к реалиям онлайн-занятий, как разработать взаимодействие между студентами и преподавателями и т.д. Данные исторические реалии послужили толчком к переосмыслению методологических основ организации дистанционного обучения в профессиональных колледжах и вузах, за несколько лет были апробированы специальные экспериментальные программы и проведены педагогические исследования, в рамках которых педагогами-практиками на основе анализа эмпирических данных, полученных в результате диагностики качества обучения, был сделан вывод об эф-
фективности дистанционных технологий. Организация качественного ДО направлена на то, чтобы выпускник СПО или вуза владел технологиями и алгоритмами цифровой деятельности, обладал необходимыми для многих современных специальностей адаптивными навыками soft skills, а также навыками виртуализации и анимации [2, с. 351]. Методологические основы организации дистанционного обучения (ДО) составляют дидактические принципы, организационные формы и педагогические технологии (методы и приёмы), адаптированные под условия учебно-воспитательного процесса в удалённом режиме.
В процессе проектирования онлайн-занятий и разработки их содержания необходимо соблюсти следующие принципы:
- Принцип информационной доступности - обеспечение доступа студентов к электронным библиотечным системам и специально созданной базе данных учебного заведения, которая должна включать разнообразные методические обучающие материалы (текстовые лабораторные практикумы, аудио и видео-лекции) [1, с. 245].
- Принцип интерактивности - возможность получения обратной связи от субъектов образовательного процесса в рамках
дистанционного режима обучения [5, с. 135].
- Принцип деятельности - создание условий для самостоятельного овладения студентами новой информацией. Успешность реализации данного принципа во многом зависит от содержания электронной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая представляет собой совокупность программного обеспечения и сервисов, позволяющих реализовать качественный процесс обучения студентов и научную деятельность профессорско-преподавательского состава в дистанционном режиме [4, с. 461].
- Принцип системности - содержание дистанционных занятий лаконично дополняют друг друга, способствуя формированию единой системы знаний.
- Принцип последовательности - деятельность студентов организована в определённой последовательности, обеспечивающей определённый педагогический результат.
Выбор организационных форм ДО зависит от информационной компетентности преподавательского состава и самих обучающихся. Если образовательный процесс огранивается занятиями в форме лекции, для которой, как правило, используется программа для организации видеоконференций и демонстрируемая студентам интерактивная презентация; а также занятиями по контролю и оценке уровня знаний, содержание которых сводится к прохождению тестов и отправке заданий на электронную почту, то дистанционное образование неэффективно. Чем разнообразнее формы онлайн-занятий и чем больше задействовано виртуальных ресурсов и сервисов, тем эффективнее процесс дистанционного обучения, поскольку он может обеспечить один из критериев оценки качества ДО - взаимодействие между его субъектами [3; 8]. Реализация данной задачи предполагает проектирование следующих видов онлайн-занятий:
- Интерактивный «круглый стол» - занятие, во время которого студенты в процессе совместной коллективной деятельности выполняют задания с применением виртуальной доски [3, с. 11]. Педагогиче-
ская цель проведения виртуального круглого стола заключается в организации совместной деятельности обучающихся для достижения единой поставленной академической цели [7, с. 276]. В рамках данного занятия целесообразно организовать деятельность студентов с помощью метода «мозговой штурм», суть которого заключается в решении проблемной задачи с помощью пометок на виртуальной доске.
- Web-квест - игровая форма, предполагающая прохождение в интерактивном формате проблемных заданий. Моделируя или имитируя условия, приближая обучающихся к будущей профессиональной деятельности, игра служит средством интенсификации образовательного процесса [9, с. 90]. Учебный web-квест является эффективным способом интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов, а также студентов между собой [6, с. 203]. В качестве эффективного средства обучения педагогам целесообразно использовать исследовательский метод, основанный на поиске информации (например, в процессе подготовки к прохождению web-квеста).
- Занятие-кейс - групповой разбор ситуаций, имитирующих будущую профессиональную деятельность. В основе данной организационной формы - технология case-study, реализация которой в режиме ДО предполагает разработку разнообразного наглядного материала (интерактивных таблиц, учебных видеороликов и т.д.) Помимо развития аналитических способностей студенты приобретают навыки командной работы.
- Деловая игра - командная разработка управленческих решений в рамках определённой профессиональной деятельности. Организация данной форма может осуществляться с помощью технологии STL (Student Team Learning), где каждый член группы выполняет определённую часть общего задания, отвечая за промежуточный результат. В результате подобного «проигрывания» в дистанционном режиме ситуаций, связанных с решением профессиональных задач, студенты закрепляют навыки работы в коллективе.
- Позиционный семинар - практико-ориентированное онлайн-занятие, в рамках
которого студентам необходимо аргументировать свой ответ с помощью не только словесных методов, но и наглядного интерактивного материала.
Таким образом, разработанность мето-
ционного обучения в колледже и вузе позволяет создать оптимальные условий для будущей профессиональной самореализации студентов в условиях информационной эпохи.
дологических основ организации дистан-
Библиографический список
1. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Организация дистанционного обучения в российских вузах с применением цифровых образовательных технологий // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020): IX Международная научно-техническая и научно-методическая конференция. Том 4. - СПб.: СПбГУТ, 2020. -С. 242-250.
2. Абрамян Г.В. Современные тенденции и риски персонализации обучения в условиях цифровизации образования // Современное программирование: Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Нижневартовск: НВГУ, 2022. - С. 355-362.
3. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 2-2 (65). - С. 10-12. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-2-2-10-12
4. Алферьева-Термсикос В.Б. Структура электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12, № 6-1. - С. 458466. - Б01 10.34670/АК2022.96.45.070.
5. Коровин А.Ю. Принципы организации дистанционного обучения в условиях профессионального колледжа // Эпоха науки. - 2022. - № 31. - С. 132-136.
6. Коровин А.Ю. Средства дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентами профессионального колледжа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 12-2(75). - С. 202-204. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-122-202-204.
7. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. - 2020. - Т. 24, № 5. - С. 4-17. -Б01 10.21686/1818-4243-2020-5-4-17.
8. Харченко Н.Л. Особенности цифровой трансформации образовательных процессов в условиях высшей школы // Педагогическая информатика. - 2020. - № 4. - С. 202-207.
9. Харченко Н.Л., Багдасарова И.Ю., Луценко Н.С. Цифровая игровая среда как перспективное направление в образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - № 2-1. - С. 86-91. -БОТ 10.37882/2223-2982.2023.2.35.
METHODOLOGICAL BASES FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING
IN COLLEGE AND UNIVERSITY
A.A. Tkachev, Candidate of Sociolonic Sciences, General Director LLC «Agency for Advanced Scientific Research» (Russia, Belgorod)
Abstract. The article describes the methodological foundations of the organization of distance learning in a professional college and university: didactic principles, organizational forms and pedagogical technologies and methods adapted to the conditions of the educational process in a remote mode. Based on the analysis of pedagogical research devoted to evaluating the quality of online education, the author made the following conclusion: the more diverse the forms of online classes and the more virtual resources and services involved, the more effective the distance learning process, since it can provide interaction between its subjects.
Keywords: distance learning, electronic information and educational environment, round table, web-quest, business game, positional seminar, brainstorming, case-study technology.