ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИВРИТУ СТУДЕНТОВ
КОЛЛЕДЖА
В.Н. Ханчас, преподаватель курса иврита Колледж «Ньюмен Центр» (Израиль, г. Тель-Авив)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-193-195
Аннотация. В статье описаны условия организации дистанционного обучения ивриту студентов колледжа. Важной особенностью языкового обучения в онлайн режиме является проектирование электронной информационно-образовательной среды, в которой учебные разделы могут быть расположены в виде модулей, «крупных блоков» или системы «фреймов», соединённых слотами, т.е. смысловыми связями в виде гиперссылок. Эффективность дистанционного обучения также зависит от способности преподавателя, во-первых, адаптировать педагогические технологии к онлайн режиму, а во-вторых, организовать качественное взаимодействие между субъектами учебного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иврит, коммуникативного обучение иностранному языку, электронные упражнения, электронная информационно-образовательная среда, модульное обучение, технология укрупнения дидактических единиц, технология фреймового обучения.
В соответствии с тенденциями в развитии современного языкового образования одной из основных профессиональных компетенций педагога является информационная, т.е. способность адаптировать мультикультурную среду и учебный процесс к дистанционному режиму с помощью технических средств нового поколения. Благодаря онлай-интерактиву, позволяющему в том числе оптимизировать временные затраты, становится возможным построить процесс обучения иностранному языку (в частности - ивриту), который в полной мере можно считать коммуникативным. С 2020 года обучение ивриту в дистанционном режиме в средних и высших учебных заведениях набирает всё большую популярность (проект «Беэр-Шева-Москва» [4], проекта «Дистанционное преподавание иврита» [1]), в то время как у офлайновых языковых школ отмечается стагнация аудитории.
Важная особенность содержания дистанционного образования заключается в многократном увеличении информационной поддержки, т.е. организации электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), «которая, являясь упорядоченной целостной совокупностью компонентов (программное обеспечение, сер-
висы, базы данных, гипертекст и мультимедиа) обеспечивает эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса» [6, с. 107].
При переходе на онлайн обучение в условиях профессионального колледжа возможно организовать учебный процесс в рамках ЭИОС без потери качества образования только при условии соблюдения следующих дидактических принципов: принцип деятельности (наличие на занятии речевой цели, реализация которой предполагает практическое использование языка), принцип корпоративности (общение не только с преподавателем, но и в рамках групповых заданий с другими обучающимися), принцип системности и последовательности (содержание учебного материала представляют собой единую логичную систему, размещённую в ЭИОС), принцип интерактивности (наличие «обратной связи» от педагога) [8, с. 133-134], принцип «наглядности» (демонстрация учебного материала одновременно в текстовом, графическом, мультимедийном и аудио режимах) [2, 10]. Проектирование языковой электронной информационно-образовательной среды также должно осуществляться с учётом критериев шкалы HEQRS (Higher Education
Quality Rating Scale), разработанной для исследования особенностей взаимодействия преподавателей и студентов: использование технологий коллективной работы для выражения как студентами, так и преподавателем активной позиции; наличие возможности готовить задание в группах (взаимодействие с помощью видеоконференции, чата и т.д.), обеспечение поддержки и контроля за выполнением задания со стороны преподавателя [5, с. 93].
Специфика коммуникативно-
ориентированного обучения ивриту в дистанционном режиме также заключается в обеспечении преподавателем «предметности процесса коммуникации», моделировании наиболее типичных для повседневного общения речевых ситуаций, разработке интерактивных дидактических средств, обеспечивающих процесс общения и обучения в данных ситуациях. Необходимо отметить, что электронные обучающие упражнения должны обладать функциональностью, полнотой охвата материала, а также возможностью контроля со стороны преподавателя [7, с. 23-24]. Интерактивные задания должны содержать актуальные для обучающихся проблемы, которые составляют содержательную сторону общения. При этом важно учитывать следующее: конкретные сферы, в которых предполагается общение, виды профессиональной деятельности студентов, а также их возрастные интересы.
Модель аутентичного коммуникативного обучения иностранному языку (ивриту) включает использование заданий речевого взаимодействия (interactive activities), которые построены на взаимодействии с партнёром или партнёрами. На практике применяются следующие виды речевого взаимодействия:
- совместная учебно-познавательная деятельность (создание диалога на заданную тему);
- групповой анализ учебного «кейса», содержащего грамматическое задание;
- подготовка общего доклада, к котором необходимо самостоятельно раскрыть новую учебную тему.
В рамках коммуникативного подхода организация дистанционного обучения
осуществляется таким образом, чтобы активизировать у студентов необходимость осознанно использовать в своей речи конкретные языковые структуры. Чтобы получить от обучающихся высказывания с заданными параметрами, в учебном процессе должен быть воспроизведён целый ряд условий, таких, как мотив разговора, его цель, особенности партнёров по общению. Грамотно смоделированная коммуникативная ситуация создаёт все условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно спродуцировали содержание высказывания, которое в дальнейшем они будут использовать в реальных жизненных обстоятельствах. Учебное дистанционное общение отличается от реального тем, что с помощью средств мультимедиа возможно в течение занятия несколько раз «менять» речевую ситуацию, предмет и условия коммуникации.
Варьирование учебного материала в заданиях, а также видов учебной работы (индивидуальная / коллективная / групповая) способствует формированию «мобильных» речевых навыков, что в свою очередь, способствует развитию навыков спонтанной речи, способности перефразировать. В языковом обучении важно создавать в рамках ЭИОС информационную базу, где учебная информация может быть структурирована:
- в виде модулей (модульное обучение), когда темы разбиты по тематическому принципу;
- в виде «крупных блоков» (технология укрупнения дидактических единиц), когда несколько тем со схожей тематикой объединены в один учебный раздел;
- в виде системы «фреймов», соединённых слотами, т.е. смысловыми связями в виде гиперссылок, (технология фреймового обучения), когда обучающимся предлагается алгоритм стереотипной ситуации [3, с. 199].
Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий, становится возможным построить процесс дистанционного обучения ивриту, который в полной мере можно считать коммуникативным.
Библиографический список
1. Аграновски В., Заславски Р., Марьянчик Е.Б. Компьютеризированные уровневые экзамены для учащихся ульпанов Еврейского агентства в странах СНГ // Hed ha-ulpan. -2012. - № 2012 (99). - С. 126-132.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 2-2 (65). - С. 10-12. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-2-2-10-12.
3. Алферьева-Термсикос В.Б. Применение технологии фреймового обучения в контексте искусственного интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 6-1 (69). - С. 199-201. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-6-1-199-201
4. Бланки-Карлин И., Кондракова Ю.Н. Израиль-Россия: новый онлайн-проект в области преподавания иврита как иностранного языка в высших учебных заведениях // Иудаи-ка в системе современного образования: сборник материалов Международной научной конференции, Москва, 28 июня 2021 года. - М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. - С. 1934.
5. Бочкина Е.В. Инструменты для оценки качества взаимодействия в образовательной среде вуза // Эпоха науки. - 2022. - № 31. - С. 91-97. - Б01 10.24412/2409-3203-2022-3191-97.
6. Бочкина Е.В. Способы взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательных пространствах вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №7-1 (70). - С. 107-109. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-7-1-107-109.
7. Кондракова Ю.Н. Электронные обучающие упражнения в процессе преподавания языка иврит // Особенности реализации информационно-деятельностного подхода в практике преподавания иностранного языка: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Мытищи, 30 октября 2018 года / Ответственный редактор Л.В. Сарычева. - Мытищи: Московский государственный областной университет, 2019. -С. 21-27.
8. Коровин А.Ю. Принципы организации дистанционного обучения в условиях профессионального колледжа // Эпоха науки. - 2022. - №31. - С. 132-136.
MEANS OF REMOTE INTERACTION BETWEEN TEACHER AND STUDENTS
PROFESSIONAL COLLEGE
V.N. Hanchas, teacher of the Hebrew course Newman Center College (Israel, Tel Aviv)
Abstract. The article describes the conditions for organizing distance learning of Hebrew for college students. An important feature of online language learning is the design of an electronic information and educational environment in which learning sections can be arranged in the form of modules, «large blocks» or a system of«frames» connected by slots, i.e. semantic links in the form of hyperlinks. The effectiveness of distance learning also depends on the ability of the teacher, firstly, to adapt pedagogical technologies to the online mode, and secondly, to organize high-quality interaction between the subjects of the educational process.
Keywords: distance learning, Hebrew, communicative teaching of a foreign language, electronic exercises, electronic information and educational environment, modular learning, didactic units enlargement technology, frame learning technology.