РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.Л. Курушина, магистрант
Научный руководитель: Н.Н. Дементьева, канд. пед. наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-79-82
Аннотация. В статье охарактеризованы способы организации дистанционного обучения для развития познавательной активности старших дошкольников. Внедрение дистанционных образовательных технологий в развивающую образовательную среду ДОУ предоставляет возможность выбора оптимального режима обучения для детей, имеющих проблемы со здоровьем; создаёт условия для формирования информационных компетенций обучающихся, позволяет оказывать консультационную и методическую поддержку родителям (законным представителям).
Ключевые слова: дошкольное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, познавательное развитие, познавательная активность, web-квест, технология case-study, видеоконференция, круглый стол, частично-поисковой метод, информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из ведущих принципов, на которые ориентируется педагог при проектировании процесса обучения и воспитания, являются «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», а также «формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности» [8].
В старшем дошкольном возрасте, наряду с направленностью на процесс самой деятельности, всё большее значение приобретает её результат, для достижения которого ребёнку необходимо проявлять активность [5, с. 29]. Поэтому именно в деятельности у старших дошкольников развивается познавательная активность, выраженная в инициативности к познанию и в самостоятельности в решении интеллектуальных учебных задач, «посредством применения предвосхищающего образа». Таким образом, наличие познавательной активности, выраженной в эмоционально-положительном отношении к процессу постижения окружающего мира и социальной реальности, - признак правильно ор-
ганизованной педагогом познавательной деятельности.
Организация современного образовательного процесса в ДОУ предполагает использование современных технологий, которые будут создавать для ребёнка ситуации активного поиска решения проблемы, т.е. активизации его интеллектуальной сферы. В связи с чем педагог должен владеть не только специальными методами и приёмами, обеспечивающими достижение такой задачи как развитие познавательной активности, но инновационными техническими средствами для организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, регламентированного ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
На сегодняшний день обучение в он-лайн-режиме в дополнение к традиционным педагогическим формам и методам воспитания позволит дошкольному образованию выполнить новый социальный заказ общества: непрерывность образовательного процесса [1, с. 243], формирование информационных компетенций воспитанников. С точки зрения исследователей, внедрение дистанционных образовательных технологий в развивающую образова-
тельную среду ДОУ имеет следующие преимущества: возможность установления оптимального режима обучения для детей, имеющих проблемы со здоровьем [6, с. 511]; наличие разработанного педагогами методического базиса для родителей; выбор наиболее продуктивного времени занятий для дошкольника [7, с. 198]. Составляющими познавательной деятельности в онлайн режиме являются визуальная наглядность и разнообразные виртуальные дидактические средства, которые облегчают процесс восприятия информации в старшем дошкольном возрасте.
Развитие познавательной активности воспитанников ДОУ в условиях дистанционного обучения предполагает выбор форм занятий и методов педагогического воздействия. Существует два варианта использования информационных технологий при организации дистанционных занятий:
1. Взаимодействие в отложенном режиме, для которого время и местонахождение старшего дошкольника не является существенным.
Организационные формы, создающие условия для развития познавательной активности старших дошкольников:
- Образовательный квест - комплекс учебных задач проблемного характера с обязательными игровыми элементами. Цифровой контент позволяет интегрировать игровую и познавательную виды деятельности. Web-квест педагог может составить самостоятельно с помощью сайта, созданного с помощью хостинга Google Sites, и размещённых на нём учебных заданий, для прохождения которых дошкольнику необходимо изучить информацию, переходя по гиперссылках на специально отобранные ресурсы.
- Интерактивный кейс - организационная форма, позволяющая реализовать технологию проблемного обучения case-study в онлайн-формате [2, с. 11]. Самостоятельному решению кейса (индивидуально или в группе) предшествует консультация педагога, на которой необходимо акцентировать внимание дошкольников на способы решения задания. В данном случае эффективным способом обучения является частично-поисковой метод, т.е. самостоя-
тельное освоение новой информации в процессе организованного педагогом поиска ответов, часть из которых им в готовом виде предоставляет педагог [4, с. 12].
2. Взаимодействие опНпе, когда обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места [7, с. 198].
Наиболее продуктивными формами для организации занятий в режиме опНпе являются:
- «Видеоконференция-демонстрация» -интерактивное взаимодействие, в процессе которого учитель объясняет новую информацию. Традиционный информационно-рецептивный метод обучения, с помощью которого возможно спроектировать познавательную деятельность дошкольников, может быть адаптирован к дистанционному формату посредством разработки интерактивного материала (презентаций, ментальных карт). Визуальная демонстрация учебного материала облегчает восприятие и способствует развитию познавательного интереса детей. Для развития познавательной активности также необходимо параллельно задействовать репродуктивный метод обучения, суть которого заключается в воспроизведении продемонстрированных педагогом способов работы с информацией. Данный способ обучения поднимает усвоение знаний на «второй уровень» в вариативных, но легко опознаваемых учебных ситуациях [3, с. 12].
- Интерактивный «круглый стол» -коллективное обсуждение учебного вопроса, для ответа на который необходимо включиться в активную познавательную деятельность (провести анализ информации, сопоставить данные, сделать выводы). Развитию познавательной активности дошкольников способствуют методы проблемного изложения, которые, создавая искусственные препятствия, стимулируют аналитические способности старших дошкольников.
Таким образом, изменение парадигмы образования посредством дистанционного обучения старших дошкольников позволяет избежать формализованных занятий, построенных по типу школьного урока, сместит акценты с содержания познава-
тельной деятельности на способы её осу- ние познавательной ситуации, во-вторых, ществления, т.е. получение и переработку активизирует познавательный интерес, пе-информации, что обеспечивает, во-первых, рерастающий в познавательную актив-положительное эмоциональное прожива- ность ребёнка.
Библиографический список
1. Акбашева Д.Ш., Нуриева А.Р. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 26-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. - С. 242244.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Адаптация общедидактических методов обучения для дистанционных занятий в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 3-1 (66). - С. 11-14.
3. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022.
- № 2-2 (65). - С. 10-12.
4. Алферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. -2022. - №87-5. - С. 11-13.
5. Березина Ю.Ю., Ерофеева Т.И. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: монография. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. - 136 с.
6. Дементьева Н.Н. Использование возможностей информационных и педагогических технологий в инклюзивном образовании // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1. - С. 510-515.
7. Шерстюк Т.В. Организация занятий с дошкольниками в условиях дистанционного обучения // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
- С. 196-200
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
N.L. Kurushina, Graduate Student
Supervisor: N.N. Dementieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article describes the ways of organizing distance learning for the development of cognitive activity of older preschoolers. The introduction of distance learning technologies in the developing educational environment of the preschool educational institution provides an opportunity to choose the optimal learning mode for children with health problems; creates conditions for the formation of information competencies of students, allows you to provide consulting and methodological support to parents (legal representatives).
Keywords: preschool education, distance learning, distance learning technologies, cognitive development, cognitive activity, web-quest, case-study technology, videoconference, round table, partial search method, information-receptive method, reproductive method, problem presentation method.