АДАПТАЦИЯ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-1-11-14
Аннотация. В статье рассмотрена возможность адаптации и трансформации общедидактических методов обучения для проведения дистанционных занятий в начальной школе. Автором предложены соответствующие информационные ресурсы, виды дидактических интерактивных материалов, позволяющих организовать эффективную познавательную деятельность младших школьников в виртуальном пространстве, что способствует преодолению противоречий между традиционной методикой обучения и современными условиями информационной эпохи.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивные методы, начальная школа.
Организация занятий в дистанционном режиме обучения в начальной школе, помимо разработки информационной образовательной среды предполагает, в первую очередь, определение методологических основ данного процесса. Согласно классификации М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера по характеру познавательной деятельности к общедидактическим методам обучения относятся: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Трансформация традиционных данных средств обучения, предполагает учёт специфики онлайн-занятий, заключающейся, в первую очередь, в обязательном иллюстрировании как лекционного материала, так и практических заданий. Кроме того, учителю необходимо смоделировать в виртуальном пространстве учебно-познавательный процесс таким образом, чтобы создать условия для формирования у младших школьников навыка самостоятельного поиска информации.
Адаптация информационно-
рецептивного метода обучения к дистанционному формату обучения заключается в разработке интерактивного материала, позволяющего предъявить учебную информацию в «готовом виде». Задача педагога заключается в сопровождении процесса запоминания учащихся с помощью
разнообразных средств виртуальной наглядности: интеллект-карт, презентаций, видеороликов. Поскольку с помощью данного метода знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия [3, с. 12], то одним из способов его реализации является сообщение младшим школьникам алгоритма учебных действий, который может быть продемонстрирован с помощью интерактивной схемы, которая может быть разработана с помощью сервисов Lucidchart и Canva, а затем перенесена на виртуальную доску. Педагогу необходимо не только предоставлять учащимся для ознакомления готовые схемы, но и демонстрировать их составление в онлайн-режиме. В процессе разработки виртуальной алгоритмической инструкции младшие школьники могут её дополнить, например, - с помощью иллюстрации, для чего в виртуальных досках есть режим «совместного использования» (например, Miro, AMW board).
С помощью применения только объяснительно-иллюстративного метода обучения невозможно в дистанционном режиме создать условия для формирования у младших школьников умений и навыков применения полученных знаний, в связи с чем необходимо параллельно использовать репродуктивный метод, который основывается на воспроизведении («репродукции») учебного материала, т.е. выполнении практических заданий. Признаком
данного метода выступает реализация способа деятельности по плану педагога. Репродуктивный метод поднимает усвоение знаний на «второй уровень», то есть на уровень применения по образцу и в вариативных, но легко опознаваемых ситуациях. Таким образом, данный метод представляет собой наиболее экономичный способы передачи подрастающим поколениям обобщённого и систематизированного опыта.
Адаптация разнообразных упражнений и форм самоконтроля к дистанционному режиму возможна посредством разработки интерактивных упражнений, когда учитель может спроектировать демонстрацию не только правильного варианта, но и способов решения задания в случае ошибок со стороны учащихся. Цифровой контент даёт возможность успешно интегрировать игровые технологии в обучение - это современный образовательный тренд, который все увереннее используют учителя начальной школы [6, с. 31]. В рамках реализации репродуктивного метода возможна разработка всевозможных виртуальных квестов, где младшим школьникам предлагается применять полученные знания, развивая подобным образом способности к анализу и синтезу информации. Согласно анализу информационных источников и методической литературы, проведённому Г.А. Пичугиной, методисты в целом отдают предпочтение продуктивным методам обучения и в меньшей степени рассматривают возможности репродуктивного метода или его сочетание с интерактивными методами [5, с. 17]. С точки зрения автора, данное обстоятельство обусловлено недостаточной разработанность информационных дидактических ресурсов (интерактивных средств обучения), поскольку сочетание информационно-рецептивного и репродуктивного методов в рамках дистанционного обучения способствует восприятию и усвоению учебного материала «крупными блоками», развитию наглядно-образной памяти.
Таким образом, информационно-рецептивный и репродуктивный методы необходимо применять во взаимосвязи, но первый всегда должен предшествовать
второму.
Педагогический смысл частично-поискового (эвристического) метода заключается в том, что изложение учителем нового материала по русскому языку сочетается с поисковой деятельностью младших школьников, мотивированной педагогом с помощью эвристических вопросов. Данная задача также реализуется посредством наличия «скрытых» или «прямых» указаний в наглядном интерактивном материале, что способствует аналитической деятельности учащихся. В качестве «прямых»» подсказок могут выступать гиперссылки, перенаправляющие на определённый образовательный ресурс; в качестве «скрытых» - ассоциативный ряд иллюстраций, уже знакомые символы (например, на уроке русского языка это могут быть схемы предложений, морфемные схемы слов и т.д.). Преобразование разрозненных теоретических знаний младших школьников в целостную систему также возможно с помощью самостоятельного составления ими интеллект-карт (например, в качестве самостоятельной работы), которые могут быть ими составлены самостоятельно на платформах Tables Generator, Truben Table Editor [2, с. 42]. Таким образом, учащийся в большей или меньшей степени должен самостоятельно связать полученные им новые сведения с уже имеющимися у него знаниями по данному предмету, определить место новых сведений в системе известных [4, с. 91].
Исследовательский метод предполагает творческую работу учащихся, направленную на решение нестандартных заданий. Исследование, как вид деятельности учащихся начальной школы, являясь компонентом процесса познания, способствует не только формированию новых знаний, но необходимого им «умения учиться», в основе которого осуществление самостоятельного поиска новой информации. В качестве дидактического средства учитель может задействовать «дерево решений» -интерактивное задание, представляющее собой последовательность вопросов и несколько вариантов ответов на них.
В рамках дистанционного режима среди педагогических средств обучения, обеспе-
чивающих эффективный процесс усвоения рование позитивного отношения к учёбе, теоретического материала и применение что способствует их взрослению. Одно-его на практике в результате самостоя- временно данная технология отражает об-тельного поиска, необходимо выделить раз мышления современного учителя, технологию case-study. Размещённые на нацеленного на развитие собственного виртуальной доске кейсы (проблемные си- творческого потенциала [1, с. 192]. туации) также могут содержать гиперс- Таким образом, адаптация и трансфор-
сылки на безопасные интернет-ресурсы мация охарактеризованных в настоящей (например, детские электронные библио- статье общедидактических способов обу-теки, официальные страницы музеев и чения в рамках дистанционных занятий в т.д.), где учащиеся смогут самостоятельно начальной школе позволит преодолеть найти необходимую для их решения ин- противоречие между традиционной мето-формацию. дикой и современными условиями инфор-
Для учеников начальной школы наибо- мационной эпохи, в которую интегрирова-лее важным результатом применения на но подрастающее поколение. уроках метода case-study является форми-
Библиографический список
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Метод case-study на уроках развития речи в начальной школе // Инновационная деятельность в образовательных организациях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 29 марта 2018 года / Ответственный редактор М.Г. Заббарова. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2018. - С. 189-192.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Педагогические методы и средства развития речи младших школьников в рамках дистанционных занятий // Наукосфера. - 2021. - № 9-1. - С. 4044. - DOI 10.5281/zenodo.5500191.
3. Богданова В.Ю. Репродуктивные и проблемные методы обучения как дидактическая проблема // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2019. - С. 11-20.
4. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2018. -285 с.
5. Пичугина Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования // Балканское научное обозрение. - 2020. - Т. 4. - № 4 (10). -С. 16-19. - DOI 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0004
6. Пичугин С.С. Организация онлайн-обучения младших школьников: матрица дидактических подходов к решению проблемы // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 29-33.
ADAPTATION OF GENERAL DIDACTIC LEARNING METHODS FOR DISTANCE
LESSONS IN PRIMARY SCHOOL
V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova
(Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article considers the possibility of adapting and transforming general didactic teaching methods for distance learning in primary school. The author proposes appropriate information resources, types of didactic interactive materials that allow organizing effective cognitive activity of primary schoolchildren in the virtual space, which will overcome the contradiction between traditional teaching methods and modern conditions of the information age. Keywords: distance learning, interactive methods, primary school.