СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
А.Ю. Коровин, преподаватель Подольский колледж имени А.В. Никулина (Россия, г.о. Подольск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-2-202-204
Аннотация. В статье охарактеризованы средства дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентами профессионального колледжа. Коммуникация, в основе которой эмоциональный контакт в режиме реального времени с помощью современных технических средств, составляет специфическое образовательное пространство, создающее условия для реализации новой образовательной парадигмы. Средства осуществления онлайн коммуникации должны быть подобраны педагогом не только исходя из образовательных задач, но и функций учебно-воспитательного взаимодействия.
Ключевые слова: дистанционное обучение, среднее профессиональное образование, профессиональный колледж, электронная информационно-образовательная среда, метод мозгового штурма, VR-технологии.
Переход к информационному обществу ознаменован цифровизацией в образовании, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося и формированию качеств, необходимых для его будущей профессиональной самореализации. В настоящее время информатизация в системе среднего профессионального образования не ограничивается внедрением технических средств и программного обеспечения, организация взаимодействия между преподавателем и студентами в дистанционном режиме - обязательное требование к учебно-воспитательному процессу.
Коммуникация, в основе которой эмоциональный контакт в режиме реального времени с помощью современных технических средств, составляет специфическое образовательное пространство, создающее условия для реализации новой образовательной парадигмы.
Средства осуществления онлайн коммуникации должны быть подобраны педагогом не только исходя из образовательных задач, но и функций учебно-воспитательного взаимодействия:
Конструктивная функция - разъяснение учебного материала или практического задания. В рамках данной задачи могут быть задействованы такие технические средства как инструментарий программ
для организации видеоконференций Zoom, Google Meet, Сферум (возможность «демонстрации экрана»), а также сервисы для создания в интерактивном режиме алгоритмов процессов или ментальных карт, аккумулирующих данные об изучаемом объекте: Wireflow, Microsoft Visio, Gliffy, Creately, Mindmeister. Качество дистанционного взаимодействия в рамках данной функции зависит от информационной компетентности педагога, его компетентности в предметной области, от активной позиции студентов на занятии (в том числе
- от наличия вопросов к преподавателю), от уровня развития их критического мышления [3, c. 95-96]. Таким образом, совместное обсуждение и создание блок-схемы, в процессе которого преподаватель формулирует проблемный вопрос, а ответ студента является элементом интерактивной таблицы / интеллект-карты / кластера,
- оптимальный способ реализации конструктивной функции взаимодействия.
Организационная функция - взаимодействие в процессе совместной исследовательской деятельности преподавателя и студентов, осуществляемое на основании общей ответственности за результат. Оптимальной формой проведения дистанционного занятия является интерактивный «круглый стол», во время которого в процессе совместной коллективной деятель-
ности обучающиеся выполняют задания с применением виртуальной доски (Google Jamboard, Padlet, Miro) [2, c. 11]. При использовании данного универсального технического средства не требуется дополнительное использование сервисов видеотелефонии, поскольку большинство доступных виртуальных досок, помимо режима совместной работы (возможности размещать комментарии и импортировать документы / изображения), имеют функцию «видеочат». Доски web 2.0 позволяют использовать такой эффективный способ взаимодействия как метод «мозгового штурма», который позволяет делиться опытом, мнениями, соответствуют лич-ностно-ориентированному подходу в обучении, раскрывает творческий потенциал студента и развивает его логическое мышление [5, c. 353].
Коммуникативно-стимулирующая функция - оценка запросов студентов к качеству проводимых консультаций, самооценка образовательных результатов. Оптимальным средством для реализации данной функции являются сервисы, позволяющие разработать онлайн-опросники / анкеты / социологические тесты (например, Google Forms).
Опрос проводиться с целью педагогического сотрудничества, определения образовательных траекторий. Подобным образом педагог может получить от обучающихся «обратную связь» и подкорректировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с познавательными потребностями группы. Студент с помощью прохождения теста в дистанционном режиме может определить свои образовательные дефициты, которые необходимо устранить.
Информационно-обучающая функция -демонстрация связи учебного курса с будущей профессиональной деятельностью для корректной ориентации студента. Средства дистанционного обучения и взаимодействия должны одновременно обеспечивать информационную ёмкости и опору на наглядно-чувственную сферу:
учебные web-квесты, VR тренажёры, визуализация учебных кейсов с помощью 3D.
Учебный web-квест - это не просто поиск информации, процесс обучения анализу, синтезу, созданию чего-то нового на основе изученной информации, но и эффективный способ интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов, а также студентов между собой. Виртуальный квест может быть спроектирован в виде группового проекта, в котором отдельным лицам предоставляются конкретные задачи и роли для выполнения [1, c. 82]. Данное педагогическое средство в рамках реализации информационно-обучающей функции создаёт условия для применения профессиональных умений к решению нестандартных учебно-профессиональных задач.
VR-технологии в практике профессионального образования позволяют создать условия для анализа исходных данных в процессе решения учебно-
профессиональной задачи, освоить процедуры и отдельные операции профессиональной деятельности в виртуальном пространстве без нанесения материального ущерба, автоматизировать профессиональные навыки [4, c. 76].
Контрольно-оценочная функция - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого. Оптимальным средством для реализации данной функции являются образовательные платформы, функционал которых позволяет проводить в дистанционном режиме контроль и оценку уровня знаний студентов, т.е. сервисы на основе искусственного интеллекта с открытым кодом доступа (Moodle, Google Classroom, Eliademy и т.д.).
Таким образом, проектирование учебно-воспитательного процесса в дистанционном режиме с помощью охарактеризованных в настоящей статье информационных средств позволяет избежать причин, препятствующих установлению оптимального педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами.
Библиографический список
1. Алексеева Л.А. Веб-квест-технология как современная модель обучения // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы IV студенческой научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2020. - С. 82-84.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022.
- №2-2 (65). - С. 10-12.
3. Бочкина Е.В. Инструменты для оценки качества взаимодействия в образовательной среде вуза // Эпоха науки. - 2022. - № 31. - С. 91-97.
4. Жигалова О.П. Технология виртуальной реальности в профессиональном образовании: основные тенденции // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2021. -№13 (21). - С. 75-78.
5. Мордвинов А.А., Горбунов С.А., Леонидова А.А. Виртуальная доска как цифровая траектория развития учебного процесса // Школа молодых новаторов: Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022.
- С. 352-355.
MEANS OF REMOTE INTERACTION BETWEEN TEACHER AND STUDENTS
PROFESSIONAL COLLEGE
A.Yu. Korovin, Lecturer
Podolsk College named after A.V. Nikulin
(Russia, Podolsk)
Abstract. The article describes the means of remote interaction between a teacher and students of a professional college. Communication, which is based on emotional contact in real time with the help of modern technical means, constitutes a specific educational space that creates conditions for the implementation of a new educational paradigm. The means of online communication should be selected by the teacher not only on the basis of educational tasks, but also the functions of educational interaction.
Keywords: distance learning, secondary vocational education, vocational college, electronic information and educational environment, brainstorming method, VR technologies.