Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченков Н.П., Марченкова Е.А.

В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день для педагогической сферы проблема подготовки обучающихся системы среднего профессионального образования к успешной реализации цифрового взаимодействия. Исследуются структурные единицы рассматриваемого процесса. Кроме того, выделяются и анализируются этапы формирования информационной компетентности студентов колледжа телекоммуникационной направленности. Формулируется вывод об эффективности применения цифровых образовательных технологий в рамках учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенченков Н.П., Марченкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS’ INFORMATION COMPETENCE BY MEANS OF DIGITAL INTERACTION

This article touches upon the problem of training students for successful digital interaction within the secondary vocational education system, which is currently relevant for pedagogy. The structural units of the considered process are analyzed. In addition, the authors highlight and analyze the stages of students’ information competence development at the college of telecommunication; and draw the conclusion about the efficiency of applying digital educational technologies within the framework of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 269-286. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 269-286.

Научная статья УДК 377.015.31:004

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-20

Формирование информационной компетентности студентов колледжа средствами цифрового взаимодействия

Николай Петрович Сенченков1Н, Екатерина Алексеевна Марченкова2

1 2Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия,

'pedagogik1@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3332-0380 2Смоленский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича,

Смоленск, Россия,

2marchenkova1 katya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1197-3724

Аннотация. В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день для педагогической сферы проблема подготовки обучающихся системы среднего профессионального образования к успешной реализации цифрового взаимодействия. Исследуются структурные единицы рассматриваемого процесса. Кроме того, выделяются и анализируются этапы формирования информационной компетентности студентов колледжа телекоммуникационной направленности. Формулируется вывод об эффективности применения цифровых образовательных технологий в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: информационная компетентность, компетентность, специалист телекоммуникационной направленности, студент, профессиональная информационная компетентность, колледж

Для цитирования: Сенченков Н. П., Марченкова Е. А. Формирование информационной компетентности студентов колледжа средствами цифрового взаимодействия // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 269-286. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-20.

Development of college students' information competence by means of digital interaction

Nikolai P. Senchenkov1H, Ekaterina A. Marchenkova

1 2Smolensk State University, Smolensk, Russia,

'pedagogik1 @yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3332-0380 2Smolensk college of telecommunication (branch) of St Petersburg State University of Telecommunications named after Professor M. A. Bonch-Bruevich,

Smolensk, Russia,

2marchenkova1katya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1197-3724

© Сенченков Н. П., Марченкова Е. А., 2022

Abstract. This article touches upon the problem of training students for successful digital interaction within the secondary vocational education system, which is currently relevant for pedagogy. The structural units of the considered process are analyzed. In addition, the authors highlight and analyze the stages of students' information competence development at the college of telecommunication; and draw the conclusion about the efficiency of applying digital educational technologies within the framework of the educational process.

Keywords: information competence, competence, telecommunication specialist, student, professional information competence, college

For citation: Senchenkov N. P., Marchenkova E. A. Development of college students' information competence by means of digital interaction. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 269-286. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-20.

Введение

В ряде государственных документов (среди приоритетных назовем национальный проект «Образование», Концепцию информатизации сферы образования в России, Национальную доктрину образования Российской Федерации до 2025 года) отмечается стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования, реализующая социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов. Для осуществления данной цели в нашей практике используются инновационные подходы, направленные на обновление и развитие педагогических технологий и образования в целом. Согласно В. П. Беспалько, педагогическая технология - это «проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике»1. В основе педагогической технологии лежит системный подход. По этой причине ее воспроизводимость и планируемая эффективность целиком зависят от степени системности и структурированности. Н. И. Гендина подчеркивает, что глобальные кризисы человечества, рост конкуренции стран на мировых рынках нацеливают на необходимость развития инновационного образования2. Кроме того, она отмечает сложности в получении и переработке нужных сведений в условиях переизбытка информации. Следует отметить, что мировое сообщество осознает необходимость решения глобальной проблемы подготовки людей к новым реалиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде.

Однако нельзя забывать о том, что цифровизация обусловливает фундаментальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Как отмечает И. Д. Бекмурзаев, технологии не только служат мощным средством для совершенствования новых отраслей экономики, но и обретают важнейшие социальные роли, внося значительный вклад в разрешение общественных проблем, так как глобализация экономики и развитие бизнеса на базе интернет-технологий, интеграция в интернет-среду коммерческих компаний, государственных структур и общества является концептуальным основанием возникновения новой парадигмы развития логи-

1 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. С. 6.

2 Гендина Н. И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. 2010. № 3. С. 70-74. URL: https://docplayer.com/33379233-Informacionnaya-kultura-lichnosti-i-zadachi-innovacionnogo.html (дата обращения: 03.01.2021).

270 ISSN 1994-0637

(print)

стики1. Кроме того, исследователь подчеркивает, что функционирование современной логистики тесно связано с эволюцией рыночных отношений, а точнее - с развитием теории и практики управления материальными и сопутствующими не только финансовыми, но и информационными потоками2.

С учетом приоритетных задач модернизации образования в Смоленском колледже телекоммуникаций осуществляется взаимодействие преподавателей и студентов с целью становления и совершенствования профессиональной мобильности и непрерывного роста в условиях наукоемких технологий с использованием инновационных образовательных методик. Таким образом, формируется новый тип мышления, расширяется информационное пространство, определяются ключевые векторы в развитии информационной компетентности будущего специалиста телекоммуникационной направленности (программиста).

Целью данной статьи является выделение этапов формирования информационной компетентности у студентов-программистов Смоленского колледжа телекоммуникаций посредством установления уровня владения ими информационными технологиями.

Как отмечает Е. П. Белозерцев, образование представляет собой важнейший элемент культуры, обеспечивающий ее воспроизводство, творящий самого человека; оно исторически, культурно, генетически связано с государством, обществом и человеком. Каждый народ должен иметь только ему принадлежащее образование; образование национально по содержанию и характеру, государственно по мере ответственности за него. На сегодняшний день данная культурно-образовательная среда четко отличается от иных подобных феноменов России. Она была и остается многофакторным и интегральным истоком развития как региона, так и всей страны, что не раз показали история и многочисленные исследования. Однако нельзя при этом забывать об особенностях среды конкретного региона, влияющих на состояние жизни каждого человека3; об интернет-зависимости обучающихся в условиях интенсивного развития информационных технологий и объектной действительности социального

4

пространства, выстраиваемой в виртуальном измерении - интернет-пространстве ; об уровне владения информационными технологиями и читательской грамотности5; о важной характеристике настоящего времени, а именно возрастающей изменчиво-

1 Бекмурзаев И. Д. Развитие логистической системы в условиях цифровизации // Известия Чеченского государственного университета. 2021. № 2 (22). С. 84-89.

2 Там же.

3 Белозерцев Е. П., Дюжакова М. В. О некоторых фундаментальных проблемах регионального образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 38-45.

4 Гальченко А. С., Григорьев П. Е., Поскотинова Л. В. Интернет-зависимость обучающихся // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 57-63.

5 Антипкина И. В., Кузнецова М. И. Оценивание читательской грамотности младших школьников с использованием компьютерного тестирования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 64-75.

средствами цифрового взаимодействия

сти мира, проявляющейся посредством небывалого прежде многообразия1; об интеграции и дифференциации - взаимосвязанных процессах развития природы и общества, обусловливающих динамическую связь стабильности, устойчивости и изменчивости2; об особенностях культурно-исторического бытия учащихся поколений3 и т. д.

Как отмечает А. Мильман, учение как процесс не заканчивается получением образования на той или иной ступени: школы, колледжа, университета. Он не только подразумевает присвоение, усвоение, освоение отдельных предметных знаний, умений и навыков, но и обладает такими характеристиками, как перманентность, непрерывность, следовательно, умение учиться, осмысленно приобретать компетенции, вписывая в контекст той или иной деятельности, является главной задачей каждого человека. Кроме того, исследователь отмечает, что субъектность педагога-профессионала многовекторна, она выстраивается на основе авторской дидактической системы и компетентностного подхода при овладении им профессиональными (soft skills) и информационно-технологическими (digital skills) компетенциями. Преподаватель моделирует межпоколенческую связь, являясь носителем духовно-ценностной и смысловой составляющей человеческой деятельности. Мы разделяем точку зрения автора о том, что процесс обучения должен стать не только личностно, но и ценностно ориентированным, т. е. между теоретическим уровнем владения ценностными смыслами и ограниченностью их практического применения существуют небольшие противоречия4. Роль ценностных смыслов приобретают общенаучные понятия, а их усвоение возможно только посредством деятельностно-компетентностного подхода, который описан в работах Ф. Ялалова и А. Мильман. Его сущность состоит в формировании и развитии в структуре личности метапред-метных способов мыслительной (когнитивной) и практической деятельности через «Я-концепцию», понимание, понятийное мышление и дидактику5.

В результате применения компетентностного подхода у обучающихся развиваются не только общие (далее - ОК), но и профессиональные (далее - ПК) компетенции. Однако следует различать такие понятия, как «компетентность» и «компетенция» (их отличия представлены в работе Ж. Н. Броновец «Сущность понятий "компетенция" и "компетентность"»). После терминологического анализа данных поня-

1 Павлов И. С., Баграмян Э. Р., Воля Е. С., Сахарчук Е. С., Феоктистова Н. А. Об актуальности информационно-аналитического обеспечения развития педагогического образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 2. С. 71-76.

2 Перминова Л. М. Дидактические основы конструирования интегрированного урока // Педагогика. 2021. Т. 85, № 5. С. 17-27.

3 Мирошниченко В. В. Подготовка учителей к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 90-99.

4 Мильман А. Компетентностная модель образовательной среды: ресурсы развития. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. 92 с.

5 Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93; Мильман А. Компетентностная модель образовательной среды: ресурсы развития. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. 92 с._

тий автор делает вывод о том, что «компетентности формируются в процессе обучения, и не только в колледже, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.»1

Нам импонирует мнение А. Мильман, согласно которому конкретизация понятия «компетенция» позволяет наполнить его структуру определенными умениями и навыками, превращая его в систему, где все элементы взаимодействуют между собой и существует необходимость выстраивать многоплановые отношения, сопутствующие педагогическому процессу на любом уровне2.

Ж. Н. Броновец и Е. Г. Афанасьева в ходе анализа работ А. В. Хуторского установили, что в состав общих (ключевых) компетенций входят ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые, информационные компетенции, а также личного самосовершенствования. Они формируются на базе главных целей образования, структурного представления социального и личностного опыта, а также основных видов деятельности студента, позволяющих ему адаптироваться в обществе, получать различные навыки3.

А. А. Темербекова отмечает, что «термин "информационная компетентность", появившийся на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", включен в текст "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", где система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы "современными ключевыми компетенциями". Наиболее пристальное внимание отечественных ученых к понятию "информационная компетентность" наблюдается в связи с вхождением России в Болонский процесс»4. Кроме того, автор подчеркивает, что указанный термин вошел в российскую педагогическую практику с появлением устойчивого интереса к данной проблеме со стороны ученых, учителей-практиков и 1Т-специалистов. Так, Б. С. Гершунский и Т. А. Гудкова рассматривают исследуемое понятие в качестве элемента профессиональной компетентности.

Анализ научной литературы показал, что изучение вопроса информационной компетентности специалиста находит отражение в работах таких авторов, как В. Л. Акуленко, Н. Г. Витковская, А. В. Гоферберг, Д. В. Голубин, Т. Г. Головко,

1 Броновец Ж. Н. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Вести образования Слутчины. URL: https://westysluzk.jimdofree.com/номера/сущность-понятия/ (дата обращения: 02.01.2021).

2 Мильман А. Компетентностная модель образовательной среды: ресурсы развития. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. 92 с.

3 Броновец Ж. Н. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Вести образования Слутчины. URL: https://westysluzk.jimdofree.com/номера/сущность-понятия/ (дата обращения: 02.01.2021); Афанасьева Е. Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2016. № 6 (110). С. 40-47.

4 Темербекова А. А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва: [б. и.], 2009. С. 17._

М. Г. Дзугоева, Н. В. Евладова, О. Б. Зайцева, А. Л. Семенов, Н. Ю. Таирова, О. М. Толстых и др. При этом, по мысли Т. Г. Кузнецовой, проблема компетентности до сих пор остается дискуссионной и открытой даже на уровне терминологического аппарата1.

А. Л. Семенов информационную компетентность рассматривает как новую грамотность, в состав которой входят умение человека активно самостоятельно обрабатывать информацию, принимать принципиально новые решения в непредвиденных и

2

нестандартных ситуациях с использованием технологических средств .

А. В. Хуторской, описывая формирование информационной компетентности при помощи различных объектов, указывает на то, что они помогают развивать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать их3.

Подобные установки ученых ориентируют нас на необходимость уделять особое внимание получению будущими специалистами знаний и умений посредством поиска современных форм, методов и средств обучения, нацеленного на непрерывное приумножение и воспроизведение профессиональной информационной деятельности.

Согласно утверждению Т. Г. Кузнецовой, «целью компетентностного обучения является подготовка специалиста, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и активно их применяющего для решения профессиональных и социальных задач»4. В рамках данного исследования предполагается формирование у студентов такой компетенции, как осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития5.

Как отмечает Л. Р. Вотякова, именно «педагогические условия вырабатывают у студентов психологическую установку на постоянное совершенствование профессионально-информационных компетенций, формируют умение ориентироваться в больших потоках информации, позволяют достичь такого уровня профессионально -

1 Кузнецова Т. Г. Формирование информационной компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: сборник научных статей / под редакцией Ю. Г. Голуба. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. Вып. 12. С. 291-294.

2 Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании // Информатика и образование. 2001. № 2. С. 2-6.

3 Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. № 1. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.01.2021).

4 Кузнецова Т. Г. Формирование информационной компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: сборник научных статей / под редакцией Ю. Г. Голуба. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. Вып. 12. С. 292.

5 Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. № 1. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.01.2021)._

информационных компетенций, который необходим для решения разнообразных информационных и учебно-профессиональных задач. Совокупность педагогических условий обеспечивает получение заранее прогнозируемых результатов, соответствующих намеченной цели и определяемых содержанием, методами и компонентами учебно-информационной деятельности, создающих развитие профессиональных информационных компетенций»1.

Методы и методология исследования

На начальном этапе данной работы нами были использованы такие методы, как анкетирование по вопросу информационной деятельности, анализ его результатов и целенаправленное наблюдение в процессе решения информационных задач, сбора и обработки полученных сведений студентами первого и второго курсов во время занятий и выполнение ими индивидуальных заданий.

Основу исследования составляют три психолого-педагогических адаптивных подхода: компетентностный, когнитивный и деятельностно-рефлексивный.

Когнитивный подход - это подход к обучению, базирующийся на положениях когнитивной психологии и опирающийся на принцип сознательности и предусматривающий учет различных когнитивных стилей. Деятельностно-рефлексивный подход представляет собой систему принципов и технологий содействия развитию студента в ходе его сотрудничества с преподавателями и студенческим коллективом, основанную на поддержке позиции обучающегося как субъекта осуществляемой деятельности, ее рефлексии, осознании, перестройке и конструировании способов ее осуществления. С позиции психолого-педагогического подхода специфика рефлексивного управления рассматривается нами с учетом роли человеческого фактора2.

После комплексного изучения подходов нами была проведена диагностика уровня сформированности информационной культуры студентов - будущих программистов телекоммуникационной направленности (работа осуществлялась на базе Смоленского колледжа телекоммуникаций (филиала) Санкт-Петербургского государственного университета им. проф. Бонч-Бруевича) посредством информационных технологий, позволяющих исследовать необходимость влияния на степень владения обучающимися информационными технологиями, на их информационное осознание и способности к информационной деятельности.

В качестве инструмента для определения уровня владения информационными технологиями использовались анкеты по выявлению потребности и заинтересованности студентов в применении ИКТ в образовательном процессе, составленные Н. Б. Сэкулич. Кроме того, анализ данных осуществлялся с учетом итогов каждого из этапов проведения эксперимента, основанного на алгоритме, представленном в научной работе Е. М. Дорофеева3.

1 Вотякова Л. Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов -будущих педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань: [б. и.], 2010. С. 16.

2 Дюков В. М., Пьянкова Г. С. Рефлексивно-деятельностная педагогика: пути и возможности // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 72-80.

3 Дорофеев Е. М. Формирование экономической культуры кадетов - будущих морских специалистов в условиях цифровизации образования: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: [б. и.], 2019. 203 с._

Основная часть

Этапы проведения эксперимента

1 этап - проведение анкетирования (модифицированной диагностики) «Владение информационными технологиями респондентами в условиях формирования информационной культуры» среди студентов. Опросник включает 16 вопросов, разбитых на четыре блока:

Блок 1 - вопросы для определения УВ 1: (5), (8), (12), (13).

Блок 2 - вопросы для определения УВ 2: (6), (10), (11), (15).

Блок 3 - вопросы для определения УВ 3: (1), (4), (14), (16).

Блок 4 - вопросы для определения УВ 4: (2), (3), (7), (9).

2 этап - расчет по формуле низкого, среднего и высокого уровней владения информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры, имеющей следующий вид:

УВ = (УВ 1 + УВ 2 + УВ 3 + УВ 4) / 4,

где УВ 1 - уровень знаний и умений использования современных информационных технологий в учебном процессе и личных информационных проблемах (ситуациях); УВ 2 - уровень саморегуляции респондентов в освоении инновационных информационных технологий; УВ 3 - уровень потребности в использовании информационных технологий; УВ 4 - уровень заинтересованности в применении информационных технологий.

3 этап - соотнесение полученного результата с расшифровкой низкого, среднего и высокого уровней.

Низкий уровень характеризуется способностью респондентов к саморегуляции в процессе овладения информационными технологиями, однако их самоорганизация ситуативна и зависит от внешних факторов. Это связано с тем, что поведение испытуемых обусловливается в основном внешними стимулами, а не личными знаниями в области цифровизации, кроме того, положительный опыт поведения в информационном сообществе неустойчив и проявляется слабо.

Участникам опроса, обнаружившим средний уровень, свойственны более глубокие знания в сфере информационных технологий, однако они недостаточно активно применяют свои навыки и умения в ходе овладения информационными технологиями.

Респонденты с высоким уровнем владения информационными технологиями самостоятельно получают новые знания с помощью инновационной цифровой техники.

Рассмотрим результаты эксперимента поэтапно.

На первом констатирующем этапе эксперимента для определения уровня владения информационными технологиями нами была выбрана анкета Н. Б. Сэкулич по выявлению потребности и заинтересованности студентов в применении ИКТ в образовательном процессе, она представлена в работе Е. М. Дорофеева. Опрос проводился в начале 2019 / 2020 учебного года среди 64 студентов-программистов 1-го и 2-го курсов по модифицированной анкете Е. М. Дорофеева «Владение информационны-

средствами цифрового взаимодействия

ми технологиями респондентами в условиях формирования информационной культуры», состоящей из 16 вопросов.

Выполненный контент-анализ позволил установить широкий диапазон компонентов, их присутствие на каждом уровне владения информационными технологиями как в отношении конкретной личности, так и применительно к экспериментальной и контрольной группам (в обеих насчитывается по 32 человека).

Значения выборочной дисперсии и стандартного отклонения указанных групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в табл. 1. Дисперсия отражает степень разброса данных относительно среднего значения выборки по каждому вопросу анкеты. Стандартное отклонение характеризует средний показатель существующего сдвига от среднего значения выборки, указывает на верность определения среднего арифметического значения всей выборки по каждому вопросу анкеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Средние статистические данные самооценки студентов по каждому вопросу анкеты

«Владение информационными технологиями респондентами в условиях формирования информационной культуры» на констатирующем этапе эксперимента

КЭ (64 ч) УВ 1 УВ 2 УВ 3 УВ 4

5 8 12 13 6 10 11 15 1 4 14 16 2 3 7 9

2,58 2 1,67 2,65 2,81 3,17 2,79 2,58 2,76 2,34 2,70 2,54 2,48 2,98 2,56 2,52

a 0,92 0,97 0,89 1,10 1,32 1,25 0,99 1,22 1,23 1,03 1,29 1,23 1,13 1,37 1,34 1,17

D 0,85 0,95 0,79 1,21 1,74 1,57 0,99 1,49 1,52 1,05 1,67 1,52 1,27 1,89 1,81 1,36

Q. 0,36 0,48 0,53 0,42 0,46 0,39 0,35 0,47 0,44 0,44 0,47 0,48 0,45 0,45 0,52 0,46

Условные обозначения, принятые в таблице: ц - среднее значение самооценки студентов по каждому вопросу анкеты; а - среднее квадратическое отклонение; D - дисперсия выборки; Си - коэффициент вариации.

Показатель коэффициента вариации (С^) демонстрирует высокую колеблемость значений (< 35 %) и их существенную неоднородность (< 33 %).

Таким образом, качественный анализ самооценки позволил установить, что усредненные статистические данные свидетельствуют о среднем уровне развития исследуемого качества у всех респондентов в целом. Результаты по каждому вопросу анкеты подтверждают тот факт, что студенты уверенно выражают желание использовать Интернет для приобретения навыков владения информационными программами (средняя оценка 3,17) и высказывают необходимость в консультационном общении в интернет-сообществах (средняя оценка 2,98). Обучающиеся подчеркивают, что при встрече с информационной проблемой им не требуется создавать свой личный сайт или блог (средняя оценка 1,67). Кроме того, мало кто из них имеет свою базу данных цифровых средств и информационных технологий для решения бытовых или личных информационных проблем, несмотря на то, что у каждого студента есть и телефон, и компьютер.

По итогам проведения качественного анализа можно сделать вывод о том, что

студенты при освоении информационных технологий более всего заинтересованы в саморегуляции (средняя оценка 2,84), однако характерный для обучающихся низкий уровень знаний, умений в сфере применения цифровых технологий в учебном процессе и бытовых проблемах (средняя оценка 2,23) является существенным препятствием (см. рис. 1).

О V-1-1-1-

У81 УВ2 УВЗ УМ

Рис. 1. Диаграмма качественного анализа результатов тестирования по анкете «Владение информационными технологиями респондентами в условиях формирования информационной культуры» на констатирующем этапе эксперимента по каждому блоку (критерию)

Анализ результатов эмпирических данных, полученных в ходе тестирования, дает возможность утверждать, что высокий уровень владения респондентами информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры на констатирующим этапе эксперимента наблюдается у 10,9 %, низкий уровень - у 15,6 %. Такие показатели свидетельствуют об актуальности и необходимости проведения педагогами соответствующей работы в указанном направлении. Графически результаты тестирования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты диагностики уровня владения респондентами информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры на констатирующем этапе эксперимента (количественный анализ)

Количественный анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, представлен в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня владения респондентами информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры на констатирующем этапе эксперимента (количественный анализ)

Уровень развития Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ) Количество всех респондентов в обеих группах (ВР)

Чел. % Чел. % Чел. %

Низкий 5 15,625 5 15,625 10 15,625

Средний 23 71,875 24 75 47 73,44

Высокий 4 12,5 3 9,375 7 10,94

Итого 32 100 32 100 64 100

Исследование результатов обеих групп (контрольной и экспериментальной - КГ и ЭГ соответственно) и их сравнение позволяет сделать вывод о том, что значения выборки КГ несколько выше, чем ЭГ. Следовательно, можно установить, является ли имеющаяся разница существенной.

Обсуждение и результаты исследования

Эмпирические данные по каждому критерию, соответствующему уровню владения респондентами информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры на констатирующем этапе эксперимента, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня владения респондентами информационными технологиями в условиях формирования информационной культуры на констатирующем этапе эксперимента (по каждому блоку / критерию)

УВ 1 УВ 2 УВ 3 УВ 4

КГ ЭГ ВР КГ ЭГ ВР КГ ЭГ ВР КГ ЭГ ВР

Низкий Ч 6 6 12 2 3 5 4 2 6 4 6 10

% 18,75 18,75 18,24 6,25 9,375 7,6 12,5 6,25 9,12 12,5 18,75 15,2

Средний Ч 25 21 46 19 16 30 18 23 41 20 18 38

% 78,125 65,625 69,92 59,375 50 45,6 56,25 71,875 62,32 62,5 56,25 57,76

Высокий Ч 1 5 6 11 13 24 10 7 17 8 8 16

% 3,125 15,625 9,12 34,375 40,625 36,48 31,25 21,875 21,28 25 25 24,32

В ходе анализа итогов эксперимента было установлено, что уровень саморегуляции респондентов в освоении инновационных информационных технологий как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий при встрече с новыми технологиями (цифровыми аппаратами) и их освоении находится на достаточно высоком уровне (средний - 45 %, высокий - 36 %). Данный факт свидетельствует о том, что студенты способны поднять собственный

средствами цифрового взаимодействия

уровень самостоятельно и не нуждаться в помощи преподавателя.

Уровень знаний и умений использования современных информационных технологий в учебном процессе и личных информационных проблемах (ситуациях) у обучающихся развит слабее, чем другие компоненты. Мы полагаем, что внеаудиторная (самостоятельная) работа, организованная в форме информационных проектов в рамках авторской рабочей программы, будет способствовать восполнению данного пробела.

Низкий уровень потребности в применении информационных технологий был выявлен у 9 % обучающихся. Этим обусловливается необходимость включения в рабочую программу мероприятий, в ходе которых главными инструментами решения информационной проблемы станут средства цифровизации.

Заинтересованность в применении информационных технологий развита у обучающихся на достаточном уровне (низкий - 15 %, средний - 57 %, высокий -24 %). В результате анализа данных было обнаружено, что студенты способны самостоятельно (однако еще не в полной мере) поднять указанный уровень в случае необходимости; обучающиеся частично нуждаются в помощи преподавателя.

Этапы формирования информационной компетентности

В рамках выводов по проведенному констатирующему эксперименту в контрольной и экспериментальной группах мы выражаем солидарность с мнением Л. Р. Вотяковой, что информационная компетентность у студентов на занятиях формируется поэтапно (в ходе адаптивной, продуктивной и творческой стадий). Так, на адаптивном этапе обучающиеся совместно с преподавателем стремятся к овладению информационной компетентностью. Педагог помогает студентам с обработкой информации. Мы обращаем внимание на то, что важную роль в данном случае играют знания, способствующие самостоятельной обработке информации, необходимой для решения поставленных преподавателем задач по программированию, алгоритмизации и обработке сведений, нацеленных на укрепление межпредметных связей с другими дисциплинами (например, чтение кодов программы в оригинале, описание алгоритмической структуры каждой программы и др.). Все это способствует осознанию значимости проведения деловых и ролевых игр, участия в олимпиадах, научных конференциях и иных мероприятиях, реализуемых в колледже и вне его. При чтении программного кода в оригинале студенты соотносят каждую структуру программы с алгоритмическим и графическим отображением ее выполнения. На первых занятиях по программированию они прописывают алгоритм выполнения каждой задачи и графически отображают ее реализацию.

На продуктивном этапе студенты совместно с преподавателем стремятся к овладению профессионально-информационной компетентностью в контексте современных требований к конкурентоспособной личности. Как правило, при этом обучающиеся демонстрируют недостаточный уровень личностной инициативы и самостоятельности. В процессе перехода на творческий этап студенты предпринимают попытку самореализации в учебно-познавательной аудиторной и внеаудиторной деятельности, которая способствует развитию собственного индивидуального опыта творческой, исследовательской, информационной активности, формированию про-

фессионально-информационной компетентности и конкурентоспособности.

С учетом вышеизложенного отметим, что особое внимание развитию информационных запросов и потребностей студентов в колледже уделяется уже на первом курсе. Мы ориентируем обучающихся на изучение источников компьютерной информации (литературы по специальности, специализированных изданий для начинающих программистов, словарей по тому или иному языку программирования) для того, чтобы каждый из них смог осуществлять самостоятельную работу, а также изучать основы алгоритмизации в программировании. С целью обеспечения соответствующего уровня компетентности и изменения уровня владения информационными технологиями на каждом занятии мы внедряем элементы таких инновационных образовательных технологий, как LMS-платформа (личный кабинет студента Смоленского колледжа телекоммуникаций, педагогическая платформа «Юрайт», Get Course, PROFобразование и др.), Google Диск (Google Таблицы, Google Презентации, Google Документы, Google Формы, Google Рисунки, Google Мои карты, Google Jamboard, Powtoon и др.), Google инструменты для эффективной организации работы, обучения, связи и общения. Так, личный кабинет (далее - ЛК) педагога колледжа помогает в организации дистанционного обучения как группы в целом, так и каждого студента в частности (см. рис. 3). Студент, зайдя в свой ЛК, может ответить на полученное от преподавателя сообщение и отправить ему выполненное задание.

СПб ГУТ))) U февраля, Четмрг ЗдраВСТВуЙТв, ЛИЧНЫЙ кабинет Марченкова Екатерина Г _ Е

Личное... ▼ I Г^таДТП У вас есть непрочитанные сообщения -1 прочитать»

Дипломники.. ▼ Новости СПБГУТ

Сообщения Списки студентов Сообщение студенту Файлы фуппам ЭИОС СП6ГУТ Тех. поддержка Методические указания по организации дистанционного обучения >> Новостей нет -

| Кабинет Студента/Выпускника/Аспиранта/Сотрудника/Родителя © /0-з-?: л спбгут

Рис. 3. Личный кабинет преподавателя

С помощью личного кабинета студента Смоленского колледжа телекоммуникаций обучающиеся оперативно получают задания по программированию. Кроме того, они читают учебную литературу, размещенную на платформе «Юрайт», или источники из иных электронных библиотек, или книги, которые преподаватель разместил в облаке на Google Диске. Выполненную работу студенты организованно отправляют либо через личный кабинет, либо через Google Форму в Google Таблицу. Google Презентации, Google Документы, Google Рисунки, Google Мои карты, Google Jam-board и Powtoon и другие инструменты помогают обучающимся в процессе органи-

зации их деятельности, что очень важно для программиста.

И у студентов, и у преподавателей нашего учебного заведения имеются аккаунты с подтвержденной ролью, т. е. оформлена подписка на образовательную платформу «Юрайт». Мы ориентируем студентов на данный ресурс (https://urait.ru/), поскольку он включает электронную библиотеку и интернет-магазин, где можно прочитать и купить электронные, печатные учебники преподавателей ведущих университетов для всех уровней профессионального образования, а также воспользоваться видео- и аудиоматериалами. В рамках данной платформы мы организуем и проводим тесты на знание предмета и текущие экзамены, знакомство с электронными версиями учебных пособий из каталога; добавляем закладки в соответствующих учебниках; подбираем книги по дисциплинам; осуществляем поиск по тексту книг, выделяем и сохраняем цитаты. Следует особо отметить, что организаторы данной образовательной платформы проводят серии вебинаров для преподавателей, авторов, студентов и библиотекарей. На указанном сайте также можно найти информацию о том, как быть в авангарде образовательного процесса, как создавать современные курсы, как использовать актуальные методики преподавания и как учиться эффективнее.

С помощью Google Таблиц, Google Документов, Google Форм и Google Презентаций мы осуществляем дистанционное обучение в режиме реального времени.

На платформе Get Course мы создали онлайн-школу, которая позволяет объединить задачи по коммуникации со студентами в одном сервисе. Данный ресурс обладает широким функционалом: дает возможность настраивать расписание и планировать индивидуальные достижения каждому студенту; составлять удобный базовый онлайн-курс; просматривать свой интерфейс с необходимой информацией по пройденному материалу, отслеживать достижения; проводить тестирование; настраивать вебинарную комнату, осуществлять email-рассылку; автоматизировать онлайн-процессы.

Во время занятий в рамках очной, дистанционной и заочной форм обучения нами используются и LMS-платформа, и Google Диск. При использовании новых технологий в сфере предметных знаний нами задействованы дидактические возможности программно-прикладных средств. Такие инновации способствуют знакомству с этапами развития языков программирования, обогащению словарного запаса студентов, индивидуализации процесса обучения, формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности средствами цифрового взаимодействия.

Особый интерес в работе мы уделяем веб-квест проектам, подразумевающим обработку большого количества материала, исследовательскую деятельность и критический анализ информации. Как отмечает Т. Г. Кузнецова, самостоятельная работа с использованием веб-квестов является эффективным способом изучения языка и культуры за счет погружения в естественную языковую и культурную среду, созданную виртуальным пространством Интернета1.

1 Кузнецова Т. Г. Формирование информационной компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: сборник научных статей / под редакцией Ю. Г. Голуба. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. Вып. 12. С. 291-294.

Выводы

Для формирования информационной компетентности студентов телекоммуникационной направленности с учетом этапов ее становления и уровня владения обучающимися информационными технологиями важно развивать у них потребность в применении информационных технологий и повышать уровень знаний и умений с помощью современных цифровых средств (таких как LMS-платформа, Get Course, Google Инструменты) в учебном процессе и личных информационных ситуациях. Кроме того, они необходимы для эффективной организации работы, обучения, связи и общения. Следует отметить важность разработки веб-квест проектов, позволяющих обрабатывать большое количество материала, проводить исследовательскую деятельность и критический анализ информации, в том числе осуществлять активное цифровое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса колледжа, нацеленных на повышение уровня владения информационными технологиями при формировании информационной компетентности и информационной культуры.

Список источников

Антипкина И. В., Кузнецова М. И. Оценивание читательской грамотности младших школьников с использованием компьютерного тестирования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 64-75.

Афанасьева Е. Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2016. № 6 (110). С. 40-47.

Бекмурзаев И. Д. Развитие логистической системы в условиях цифровизации // Известия Чеченского государственного университета. 2021. № 2 (22). С. 84-89.

Белозерцев Е. П., Дюжакова М. В. О некоторых фундаментальных проблемах регионального образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 38-45.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

Броновец Ж. Н. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Вести образования Слутчины. URL: https://westysluzk.jimdofree.com/номера/сущность-понятия/ (дата обращения: 02.01.2021).

Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 02.01.2021).

Вотякова Л. Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов -будущих педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань: [б. и.], 2010. 22 с.

Гальченко А. С., Григорьев П. Е., Поскотинова Л. В. Интернет-зависимость обучающихся // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 57-63.

Гендина Н. И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. 2010. № 3. С. 70-74. URL: https://docplayer.com/33379233-Informacionnaya-kultura-lichnosti-i-zadachi-innovacionnogo.html (дата обращения: 03.01.2021).

Дорофеев Е. М. Формирование экономической культуры кадетов - будущих морских специалистов в условиях цифровизации образования: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: [б. и.], 2019. 203 с.

Дюков В. М., Пьянкова Г. С. Рефлексивно-деятельностная педагогика: пути и возможности // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 72-80.

Кузнецова Т. Г. Формирование информационной компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: сборник научных статей / под редакцией Ю. Г. Голуба. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. Вып. 12. С. 291-294.

Мильман А. Компетентностная модель образовательной среды: ресурсы развития. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. 92 с.

Мирошниченко В. В. Подготовка учителей к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе // Педагогика. 2021. Т. 85, № 10. С. 90-99.

Павлов И. С., Баграмян Э. Р., Воля Е. С., Сахарчук Е. С., Феоктистова Н. А. Об актуальности информационно-аналитического обеспечения развития педагогического образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 2. С. 71-76.

Перминова Л. М. Дидактические основы конструирования интегрированного урока // Педагогика. 2021. Т. 85, № 5. С. 17-27.

Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании // Информатика и образование. 2001. № 2. С. 2-6.

Темербекова А. А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва: [б. и.], 2009. 42 с.

Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. № 1. URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 02.01.2021).

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. № 1. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.01.2021).

Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93.

References

Antipkina I. V., Kuznetsova M. I. Otsenivanie chitatel'skoi gramotnosti mladshikh shkol'nikov s ispol'zovaniem komp'iuternogo testirovaniia [Assessment of younger schoolchildren's reading literacy using computer testing]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 10, pp. 64-75.

Afanas'eva E. G. Formirovanie obshchikh kompetentsii u studentov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia v protsesse vospitatel'noi deiatel'nosti [Development of students' general competences in secondary professional educational institutions in the process of educational work]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2016, no. 6 (110), pp. 40-47.

Bekmurzaev I. D. Razvitie logisticheskoi sistemy v usloviiakh tsifrovizatsii [Development of the logistic system in the conditions of digitalization]. Izvestiia Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta [News of Chechen State University], 2021, no. 2 (22), pp. 84-89.

Belozertsev E. P., Diuzhakova M. V. O nekotorykh fundamental'nykh problemakh regional'nogo obrazovaniia [Fundamental problems of regional education]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 10, pp. 38-45.

Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika, 1989. 192 p.

Bronovets Zh. N. Sushchnost' poniatii "kompetentsiia" i "kompetentnost"' [The essence of the concept "competence" and "competency"]. Vesti obrazovaniia Slutchiny [Conduct education Slutchiny]. Available at: https://westysluzk.jimdofree.com/номера/сущность-понятия/ (accessed:

02.01.2021).

Vikipediia. Svobodnaia entsiklopediia [Wikipedia. The free encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org (accessed: 02.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Votiakova L. R. Razvitie professional'no-informatsionnoi kompetentnosti studentov -budushchikh pedagogov [Development of professional and information competence of students -future teachers: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Kazan', 2010. 22 p.

Gal'chenko A. S., Grigor'ev P. E., Poskotinova L. V. Internet-zavisimost' obuchaiushchikhsia [Internet addiction of students]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 10, pp. 57-63.

Gendina N. I. Informatsionnaia kul'tura lichnosti i zadachi innovatsionnogo obrazovaniia [Information culture of personality and goals of innovative education]. Universitetskaia kniga [University book], 2010, no. 3, pp. 70-74. Available at: https://docplayer.com/33379233-Informacionnaya-kultura-lichnosti-i-zadachi-innovacionnogo.html (accessed: 03.01.2021).

Dorofeev E. M. Formirovanie ekonomicheskoi kul'tury kadetov - budushchikh morskikh spetsialistov v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovaniia [Development of the economic culture of cadets - future marine specialists in the context of digitalization of education: Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Velikii Novgorod, 2019. 203 p.

Diukov V. M., P'iankova G. S. Refleksivno-deiatel'nostnaia pedagogika: puti i vozmozhnosti [Reflexive-activity pedagogy: ways and opportunities]. Obrazovatel'naia politika [The Educational Policy], 2011, no. 6 (56), pp. 72-80.

Kuznetsova T. G. Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti studentov pri izuchenii inostrannogo iazyka [Development of students' information competence in the study of a foreign language]. Obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statei [Education in the modern world: a collection of scientific papers; ed. by Iu. G. Golub]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2017, iss. 12, pp. 291-294.

Mil'man A. Kompetentnostnaia model' obrazovatel'noi sredy: resursy razvitiia [Competent model of the educational environment: development resources]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. 92 p.

Miroshnichenko V. V. Podgotovka uchitelei k rabote v shkolakh s rodnym (nerusskim) iazykom obucheniia na sovremennom etape [Teacher training for work in schools with the native (non-Russian) language of education at the modern stage]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 10, pp. 90-99.

Pavlov I. S., Bagramian E. R., Volia E. S., Sakharchuk E. S., Feoktistova N. A. Ob aktual'nosti informatsionno-analiticheskogo obespecheniia razvitiia pedagogicheskogo obrazovaniia [On the relevance of information and analytical supporter for the development of teacher education]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 2, pp. 71-76.

Perminova L. M. Didakticheskie osnovy konstruirovaniia integrirovannogo uroka [Didactic foundation for designing an integrated lesson]. Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 5, pp. 17-27.

Semenov A. L. Rol' informatsionnykh tekhnologii v obshchem srednem obrazovanii [The role of information technology in general secondary education]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2001, no. 2, pp. 2-6.

Temerbekova A. A. Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti uchitelia v regional'noi sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Development of a teacher's information competence in the regional system of supplementary professional education: Abstract Dr thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow, 2009. 42 p.

Trishina S. V., Khutorskoi A. V. Informatsionnaia kompetentnost' spetsialista v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Information competence of a specialist in the system of supplementary professional education]. Internet-zhurnal "Eidos" [Eidos Internet Journal], 2004,

no. 1. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (accessed: 02.01.2021).

Khutorskoi A. V. Kliuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty. Doklad na Otdelenii filosofii obrazovaniia i teoreticheskoi pedagogiki RAO [Key competencies and educational standards. Paper at the Department of Education Philosophy and Theoretical Pedagogy of Russian Academy of Education]. Internet-zhurnal "Eidos" [Eidos Internet Journal], 2002, no. 1. Available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed: 02.01.2021).

Ialalov F. Deiatel'nostno-kompetentnostnyi podkhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniiu [Activity and competence approach to practical-oriented education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2008, no. 1, pp. 89-93.

Сведения об авторах

Николай Петрович Сенченков - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-3332-0380, pedagogik1@yandex.ru, Смоленский государственный университет (д. 4, ул. Пржевальского, 214000 г. Смоленск, Россия); Nikolai P. Senchenkov -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0002-3332-0380, pedagogik1@yandex.ru, Smolensk State University (4, ul. Przhevalskogo, 214000 Smolensk, Russia).

Екатерина Алексеевна Марченкова - аспирант; https://orcid.org/0000-0003-1197-3724, marchenkova1katya@gmail.com, Смоленский государственный университет (д. 4, ул. Пржевальского, 214000 г. Смоленск, Россия); преподаватель информатики, Смоленский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (д. 21, ул. Коммунистическая, 214000 г. Смоленск, Россия); Ekaterina A. Marchenkova - Postgraduate student; https://orcid.org/0000-0003-1197-3724, marchenkova1katya@gmail.com, Smolensk State University (4, ul. Przhevalskogo, 214000 Smolensk, Russia); Informatics teacher, Smolensk college of telecommunication (branch) of St Petersburg State University of Telecommunications named after Professor M. A. Bonch-Bruevich (21, ul. Kommunisticheskaia, 214000 Smolensk, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 28.03.2022; принята к публикации 06.04.2022.

The article was submitted 28.02.2022; Approved after reviewing 28.03.2022; Accepted for publication 06.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.