Научная статья УДК 37.013.42
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-4-103-14
© Николай Петрович Сенченков1и, Татьяна Владимировна Романенко2, 2021
1 2Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, 2Смоленский техникум отраслевых технологий,
Смоленск, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3332-0380 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1967-4828
© Nikolai P. Senchenkov1H, Tatyana V. Romanenko2, 2021
1 2Smolensk State University, Smolensk, Russia, 2Smolensk Training College of Sectoral Technologies,
Smolensk, Russia,
'pedagogik1 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3332-0380 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1967-4828
Проблема готовности обучающихся профтехобразования к успешному социальному взаимодействию
Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности обучающихся системы профессионального образования (СПО) к успешному социальному взаимодействию, анализируются структурные единицы рассматриваемого понятия. Особое внимание уделяется влиянию разных социальных групп, определяющих формирование готовности студента системы среднего профессионального образования к успешному социальному взаимодействию.
Ключевые слова: действие, взаимодействие, успех, готовность к успешному социальному взаимодействию, социальные институты, обучающиеся системы СПО.
Problems of vocational education students' readiness for successful social interaction
Abstract. The article deals with the problem of vocational education students' readiness for successful social interaction. The structural units of the concept under consideration are also analyzed in detail. Special attention is paid to the influence of different social groups that determine the formation of students' readiness for successful social interaction in the secondary vocational education system.
Keywords: action, interaction, success, readiness for successful social interaction, social institutions, learning systems of vocational secondary education.
Введение
Современные социальные процессы, происходящие в обществе, требуют хорошо подготовленных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющейся среде и адекватно реагировать на ее вызовы. Это во многом определяет успешное
общественное развитие. Как социуму в целом, так и работодателю в частности нужен специалист, который может качественно решать стоящие перед ним профессиональные и жизненные проблемы. Современный образовательный процесс в системе СПО при условии его качества - это основа для создания конкурентоспособной России, инвестиционная сфера, фактор социального благополучия общества. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68) задает вектор дальнейшего движения всей системе СПО, определяя общую цель ее деятельности: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»1.
На сегодняшний день общество нуждается в личности, способной не только реа-лизовывать репродуктивную функцию, но и творчески осваивать, преобразовывать нормы и ценности современного социума, что является качественным показателем успешного взаимодействия.
Согласно исследованиям Федеральной службы государственной статистики, в РФ насчитывается порядка 4500 образовательных организаций, работающих по программам среднего профессионального образования. «В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее - 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10-11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15-17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся»2.
Однако несмотря на большой процент поступающих в учреждения СПО, характеризующий востребованность системы профессионального образования, взаимодействие с товарищами по учебе и преподавательским составом, а также успешность в качественном освоении профессиональных образовательных программ, обучающиеся испытывают серьезное напряжение в рамках адаптационного периода. Это обусловливает возникающие негативные эмоции в ходе процесса обучения и в дальнейшем формирует участника социальных действий, не способного быстро осваиваться в меняющейся среде и адекватно реагировать на ее вызовы.
Проблема исследования заключается в практически полном отсутствии готовности обучающихся к успешному взаимодействию в обществе, которое может приво-
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2021).
2 Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. - 2019. - № 36 (274). - C. 35.
дить к различным негативным последствиям (психологическим срывам, отказу от продолжения учебы, увольнению с работы и т. п.). Необходима целенаправленная и планомерная работа по социализации обучающихся профтехобразования.
Цель исследования заключается в определении проблемы готовности студентов СПО к успешному социальному взаимодействию. Это требуется для формирования грамотного сопровождения обучающихся в рамках всего образовательного процесса и приведения его в соответствие с потребностями общества и государства.
Основная часть
Успешное социальное взаимодействие необходимо представить с позиций различных областей научного знания для того, чтобы определить сущность и критерии данного понятия и сформировать комплекс решений указанной проблемы.
Разберем подробнее понятие «готовность обучающихся к успешному социальному взаимодействию», начиная с термина «действие». В педагогическом терминологическом словаре «действие» определяется как «произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. <...> Действие включает в себя ряд операций, посредством которых оно осуществляется. Характер действия зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом которой оно является, и определяется ее целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда действий, каждое из которых направлено на достижение частной цели»1. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. <...> Специфически человеческим видом является волевое действие, т. е. сознательный акт, направленный на осуществление определенной цели. Этим, конечно, не исключается наличие у человека рефлекторных, инстинктивных и импульсивных актов. Этим не исключается также и то, что сами волевые действия включают в себя более примитивно организованные действия и строятся на их основе. Переход от побуждения к волевому действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в
2
первом и наличии во втором сознательного контроля» .
Обоснованным будет принятие того факта, что для человека основным видом действия является волевое. Воспитанный человек умеет как подчинять своей воле инстинкты, так и обдуманно действовать в сложных ситуациях, когда эмоции могут частично или полностью отключать рациональное мышление.
Понятие «действие» как человеческая характеристика дополняется «социальностью». Предназначением социальных действий является возможность индивида влиять на других людей. Как подчеркивает Г. И. Козырев, «социальное действие - это
1 Педагогический энциклопедический словарь / под редакцией Б. М. Бим-Бада. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. - С. 61.
2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. -С. 450. - URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document51.pdf (дата обращения: 14.12.2020)._
взаимодействию
любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей»1. Не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли они о том, что что-то было совершено (социальным при этом может быть и неудавшееся, провальное действие).
М. Вебер - первый из ученых, кто разработал классификацию социальных действий (она основана на степени осознанности поведения индивида), включающую 4 их вида:
1) целерациональное действие - осознанное действие, которое направлено на достижение конкретной цели (именно цель является главным мотивом);
2) ценностно-рациональное действие - действие, совершаемое в тех случаях, когда человек искренне верит, что его поступок имеет какую-то ценность (этическую, религиозную, идеологическую, культурную и др.);
3) традиционное действие - действие, которое осуществляется в силу привычки, традиции, почти автоматически. Например, мы, соблюдая обычаи, не задумываемся об их происхождении. Мышление «включается» лишь тогда, когда появляются разного рода трудности. Традиционное действие совершается подсознательно и потому является предметом изучения психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
4) аффективное действие - действие, обусловленное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому исследованию2.
Ряд ученых объединяют социальное действие с социальным взаимодействием и считают, что они образуют причинно-следственную цепочку. По словам Ю. Е. Волкова, «социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие»3. Социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но может остаться и без ответа. Например, педагог, назначая дополнительное время для проведения консультации, прекрасно понимает, что студент может на консультацию не прийти. В этом случае ожидание взаимодействия не оправдывается и оно определяется как несостоявшееся.
Социальное взаимодействие и социальное действие похожи по содержанию и характеру, но отличаются по механизму протекания. В социальном действии принимает участие один индивид, а в социальном взаимодействии - не менее двух. По этой причине взаимодействие - это процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, основывающийся на механизме обратной связи. Только действие, направленное на другого человека (но не на физический объект), вызовет обратную
1 Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования. - 2005. - № 8 (256). - C. 124.
2 Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. - Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1978. - P. 24-25.
3 Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под редакцией В. Н. Иванова. - Москва: Мысль, 2003. - Т. 1. - С. 148.
взаимодействию
реакцию и, следовательно, будет классифицироваться как социальное взаимодействие.
Все социальные явления (отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и проч.) обусловливаются социальным взаимодействием. Действие при этом может инициироваться самим субъектом (индивидом, группой) и определяться как «вызов» или быть ответной реакцией на действия других - «ответом на вызов».
Мы исходим из того, что сущность социального взаимодействия определяется следующим фактом: человек имеет возможность реализовать большую часть своих потребностей, интересов, ценностей лишь во взаимодействии с другими индивидами. Взаимодействие по сути своей является базовой жизненной потребностью человека, в процессе его осуществления происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия, важнейшим компонентом которого служит предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между субъектами. Если субъекты «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут успешными1.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться»2.
В психологии, согласно точке зрения Е. Н. Скавинской, «успех - это осуществление цели и состояние удовлетворения (счастья) от этого»3. С педагогической точки зрения, по А. С. Белкину, «ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных ре-
4
зультатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» .
А. Г. Романовский определяет успех как многомерное понятие: «Успех - это то, чего люди добиваются лишь благодаря своему собственному, только им присущему потенциалу, благодаря своей активности. Это не столько следствие необыкновенного таланта и способностей, сколько умение применять их на практике. Добиться
1 Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования. - 2005. - № 8 (256). - С. 124.
2 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. - Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. - С. 89.
3 Скавинская Е. Н. Психология успеха. - Томск: Эль Контент, 2013. - С. 6.
4 Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. - Екатеринбург: УГПУ, 1997. - С. 30.
взаимодействию
успеха не означает, что мы должны сделать что-то особенное. Это значит, что мы должны делать то же, что и другие, но исключительно хорошо.
Успех - это движение по пути к поставленной перед собой цели, это результат работы наших убеждений, ценностей, способностей и привычек, которые лежат в основе этого движения. Его надо измерять, сравнивая, каковы были цели и задачи человека, и каких результатов он достиг в соответствии с ними. При этом важно понять, что необходимым условием развития нераскрытых возможностей человека является только та цель, которая является для него значимой.
Успех связан с раскрытием потенциала человека в процессе его развития и саморазвития. Этот процесс требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков, что, в свою очередь, вызывает необходимость самосознания и самооценки, самоконтроля и ответственности.
Важной составляющей успеха является овладение мастерством человеческих взаимоотношений. Сюда входят коммуникативная компетентность человека, эффективная стратегия и тактика личного влияния, управление конфликтами, навыки успешного лидерства и другие факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения людей»1.
Очевидно, что «состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности»2. Таким образом, ситуация успеха является своеобразным «драйвером» развития индивида в рамках любого социального института.
Среди фундаментальных социальных институтов, таких как семья, религия, право, политика, наука, образование, экономика, здравоохранение, СМИ, уже в XX столетии именно образование стали называть «самой крупной индустрией века», имея в виду, что никакая другая отрасль ни по числу занятых в ней, ни по инвестициям, которые в нее вкладываются, ни по эффективности этих инвестиций не может сравниться с образованием. Только в образовательной сфере на сегодняшний день во всем мире насчитываются 1 млрд обучающихся и студентов и около 60 млн преподавателей. А. С. Кагосян и П. А. Канюк отмечают, что «в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной и исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация самостоятельности и состоятельности»3.
Образование во многом формирует темпы экономического роста и научно-технического прогресса не только России, но и любой другой страны. В связи с этим
1 Романовский А. Г., Михайличенко В. Е., Грень Л. Н. Педагогика успеха. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2012. - С. 41. - URL: https://yadi.sk/i/6hQZ-dr84k8veg (дата обращения: 14.12.2020).
2 Никишина Г. В., Чупринина Л. И. Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00278161_0.html (дата обращения: 14.12.2020).
3 Кагосян А. С., Канюк П. А. Развитие личности студентов колледжа: использование потенциала педагогической технологии // Гуманизация образования. - 2016. - № 3. - С. 57.
наше общество все активнее проявляет интерес к данной сфере. Образование не просто связано с экономикой, оно в значительной степени детерминировано ее состоянием и развитием. Можно отметить, что уровень образования в любом обществе связан с показателями экономического роста и с благосостоянием народа. С наращиванием темпов экономического развития увеличивается потребность в квалифицированных специалистах, что предполагает разработку и внедрение новых методов обучения на всех уровнях профессионального образования.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране существуют следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное и высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). Безусловно, каждый выпускник школы решает индивидуально, какому из них отдать предпочтение в будущем, с чего стоит начать профессиональную карьеру. Очевидно, что на выбор абитуриентов влияет следующий факт: уже начиная с первой половины XX в. дефицит среднего профессионального образования становится особенно ощутим, поскольку высшая школа оказывается менее подвижна и динамична в отношении профессиональных перемен в жизни общества. Именно по этой причине престижность системы СПО неуклонно растет. Учеба в среднем специальном учебном заведении на сегодняшний день является прекрасным стартом для молодых людей, желающих как можно раньше вступить во взрослую жизнь и начать успешно строить карьеру.
На основе представленного анализа литературы у авторов исследования формируется собственное определение понятия «готовность», а также его критерии. Готовность обучающегося системы СПО к успешному социальному взаимодействию - это целостное образование, базовыми элементами которого выступают социальная активность, инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий, направленных на общественно значимое преобразование окружающей среды. Полное / частичное несоответствие содержанию данного определения и формирует, на наш взгляд, проблему готовности.
В ходе исследования применялись теоретические (изучение научной литературы, анализ личных дел студентов техникума) и практические (наблюдение за группой респондентов) методы. Заявленная выборка - обучающиеся первого курса в количестве 125 человек (по 25 человек в пяти группах набора).
Изучение личных дел студентов-первокурсников является основой для формирования грамотного сопровождения образовательного процесса. Целесообразность подобного знакомства с этими документами обусловливается возможностью при личной встрече с обучающимися в сентябре уделить повышенное внимание отдельным личностям, требующим более пристального наблюдения.
Качественной информативностью среди документов, собранных в личных делах, обладают аттестаты об окончании 9 классов и социальные характеристики студентов. В таблице представлен анализ аттестатов обучающихся, поступивших на первый курс Смоленского техникума отраслевых технологий в 2020-2021 учебном году.
взаимодействию
Таблица
Средний балл аттестатов обучающихся, поступивших на первый курс в 2020-2021 учебном году (по профессиям и специальностям)
Профессия / Специальность Средний балл
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 3,2
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 3,2
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей 3,4
43.02.13 Технология парикмахерского искусства 3,6
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях 3,6
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что средний балл в трех группах из пяти не сильно различается между собой и едва превышает минимальный порог в 3 единицы. Это свидетельствует о слабой общеобразовательной подготовке при поступлении и низкой мотивации к обучению. Среди абитуриентов мало тех, кому свойственны самостоятельность и результативность действий.
Что касается социальных характеристик обучающихся, то особое внимание следует обратить на ребят из неблагополучных семей или «семей группы риска», со статусом «сирота» или «оставшийся без попечения родителей». Так, в текущем учебном году при зачислении 125 абитуриентов в «группу риска» входили 54 человека, а сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было 8 человек. Эти цифры составляют практически 50 % от набранного состава. Безусловно, инициативность, творчество и социальные ориентиры, направленные на общественно значимое преобразование окружающей среды, в таких группах оказываются очень слабо развиты.
В ходе наблюдения за адаптацией обучающихся техникума к учебному процессу нами было установлено, что первокурсники стремятся к активному взаимодействию в рамках студенческой группы. При этом адекватность восприятия студентами образовательного процесса во многом обусловливалась складывающимися в группах взаимоотношениями. Изначально первокурсники не проявляли большого интереса к своей будущей профессии, их больше интересовало общение. Если неформальным лидером признавался студент или малая группа студентов из «группы риска», то и основной состав, проявляя чувство идентичности, не старался вникать в учебный процесс. У таких групп уже в самом начале учебного года появлялись проблемы в общении и с кураторами, и с преподавателями, и даже с социальными службами, сопровождающими образовательный процесс техникума. Исходя из того, что основной контингент наших студентов еще не достиг совершеннолетия и мотивационная составляющая профессии у большинства из них практически отсутствует, в ходе педсоветов нами акцентировалось внимание на формировании у данных обучающихся интереса к профессиональной деятельности. При определении необходимости участия групп в различных семинарах и студенческих конференциях ребята начинали проявлять желание и интерес, понимая важность проведения подобных мероприятий. Результаты работы отдельных студентов мотивировали и вдохновляли осталь-
ных обучающихся на качественное освоение профессии. В этом вопросе важную роль сыграли наши преподаватели. Они ориентировали студентов на позитивную оценку работы товарищей, способствовали развитию умения видеть профессиональный рост, профессиональное становление (на неудачи других реагировать с сочувствием, без иронии или безразличия), формировали общую позитивную установку (при появлении трудностей не стараться от них уйти, а мобилизовать силы на их преодоление). При определении ситуации успеха на каждом, даже небольшом, этапе обучения общий результат по формированию готовности к успешному социальному взаимодействию был достигнут, а педагогические ожидания оправдались.
Однако в этом состоит большая заслуга не только преподавателей, но и классных руководителей групп, воспитателей общежития, социального педагога и педагога-психолога. Все сотрудники техникума оказались в непростой, но крайне интересной ситуации, поскольку они работают со студентами разных возрастов: старшего подросткового (обучающиеся по программам СПО на базе 9 классов) и юношеского (обучающиеся по программам СПО на базе 11 классов). Последних в Смоленском техникуме отраслевых технологий примерно 20 %. Контингент групп требовал от преподавательского состава особой формы общения, основанной на позиции М. В. Фалея: «Оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности обучаемого, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах, что позволяет максимально реализовать личностные особенности преподавателя в учебном процессе»1 .
Безусловно, встречаются и те родители, которые воспринимают поступление детей в техникум как повод «умыть руки», считая, что ребенок уже взрослый и повлиять на него нельзя. Дети в таких семьях изначально не мотивированы на учебу, средний балл их аттестата едва превышает отметку «удовлетворительно», выбранная профессия является случайной, а целью пребывания в техникуме является праздное времяпрепровождение. Занятия подобными студентами часто не посещаются, учебные задания не выполняются, об инициативе и творчестве речи вообще не идет. Как правило, это ребята с элементами девиантного поведения. В статистике, которую психолог техникума приводит на заседаниях, посвященных вопросам адаптации к процессу обучения, взаимодействию в группе и с педколлективом, такие обучающиеся показывают самый низкий процент качества. Очевидно, что имеет место наличие конфликтных ситуаций (возможно, и в самой семье). Подобные семьи определяются нами как «семьи группы риска». В аналитической справке техникума их примерно половина. Мы предполагаем, что родители, зачастую не имея никакого уровня профессионального образования, не уделяли должного внимания развитию и воспитанию ребенка и ранее, в школе, не говоря уже про обучение в учреждении СПО. Еще более усугубляет ситуацию адаптации абитуриента в новой образовательной среде пристрастие одного или обоих родителей к алкоголю. К сожалению, таких обучаю-
1 Фалей М. В. Педагогическое общение. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. - С. 22.
взаимодействию
щихся достаточно много. С родителями, имеющими пагубные привычки, сложно выстраивать какие-либо взаимоотношения в рамках образовательного процесса и ожидать ответной реакции в вопросах воспитания собственных детей. Очень непросто говорить о готовности ребят, воспитывающихся в подобных семьях, к успешному вхождению в социум. Наш коллектив проявляет максимальную готовность к работе с такими обучающимися как в учебное, так и во внеурочное время, привлекая их к инициативной и творческой кружковой деятельности.
В ходе наблюдения нами были особо отмечены мотивированные ребята, закончившие школу на «хорошо» и «отлично», прекрасно справляющиеся с текущей нагрузкой. В ходе бесед они отмечают, что могут назвать свой профессиональный выбор осознанным. Эти студенты с первого дня обучения стали проявлять инициативность, творчество, самостоятельность, демонстрировать результативность действий. Родители таких ребят всегда интересуются результатами освоения образовательной программы, проявляют активность при контроле успеваемости, которая воспринимается не как назойливость и гиперопека, а как поддержка и участие. К сожалению, подобных обучающихся немного, примерно 30 % от общего количества студентов.
Мы особо учитываем и берем на контроль контингент воспитанников, имеющих статус «сирота» или «оставшийся без попечения». В этом случае ситуация настолько различается, что проявлять категоричность в определении личностных характеристик не приходится. Есть сироты, которые заслуженно получают стипендию по результатам учебы. Однако есть и те, кто лишь пользуется материальной поддержкой от государства и появляется в техникуме только в день получения денежной выплаты. Чаще всего после достижения совершеннолетия такие студенты в образовательном учреждении не задерживаются.
Следовательно, от педагогов, от уровня их мастерства и коммуникативной культуры во многом зависит, будет ли педагогическое общение успешным. Для установления положительных взаимоотношений со студентами сотрудники образовательного учреждения проявляют доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, стараются быть сопричастными к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. В настоящее время педагогами взят курс на выстраивание более тесных контактов с семьями студентов.
Выводы
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что готовность обучающегося системы СПО к успешному социальному взаимодействию - это целостное образование, структурными элементами которого выступают социальная активность, инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий, определяющих общественно значимое преобразование окружающей среды. По результатам проведенных наблюдений и бесед четко определяется такая проблема данного педагогического явления, как несоответствие критериям готовности, их перечень установлен в рамках указанного понятия: это и крайне низкий уровень самостоятельности, и несостоятельность социальных действий, и проявление деструктивного
поведения, и полное или частичное отсутствие инициативности и творчества. Комплекс мер по решению данной проблемы в Смоленском техникуме отраслевых технологий включает максимальное задействование всех категорий обучающихся во всех видах учебной и внеурочной деятельности как общеразвивающего, так и профессионального направлений. Со студентами активно контактируют все внутренние социальные структуры образовательного учреждения, что позволяет констатировать следующий факт: успешность решения указанной проблемы напрямую зависит от интегрированного и синхронного взаимодействия подразделений техникума.
Список литературы
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. - Екатеринбург: УГПУ, 1997. - 186 с.
Волков Ю. Г. и др. Социология. - Москва: Гардарики, 2003. - 512 с.
Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. - 2019. - № 36 (274). - C. 35-36.
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Основы педагогического общения. - Челябинск: НП «Инновационный центр "РОСТ"», 2012. - 184 с.
Кагосян А. С., Канюк П. А. Развитие личности студентов колледжа: использование потенциала педагогической технологии // Гуманизация образования. - 2016. - № 3. - С. 51-57.
Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования. - 2005. - № 8 (256). - C. 124-129.
Никишина Г. В., Чупринина Л. И. Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00278161_0.html (дата обращения: 14.12.2020).
Педагогический энциклопедический словарь / под редакцией Б. М. Бим-Бада. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. - 527 с.
Романовский А. Г., Михайличенко В. Е., Грень Л. Н. Педагогика успеха. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2012. - 372 с. - URL: https://yadi.sk/i/6hQZ-dr84k8veg (дата обращения: 14.12.2020).
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 685 с. -URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document51.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
Сараева Н. В. Роль педагога в формировании личности студента // ПрофОбразование. -2019. - URL: http://проф-обр.рф/blog/2019-03-11-1355 (дата обращения: 30.11.2020).
Скавинская Е. Н. Психология успеха. - Томск: Эль Контент, 2013. - 108 с.
Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под редакцией В. Н. Иванова. - Москва: Мысль, 2003. - Т. 1. - 693 с.
Тарасенко Л. В., Панфилова Ю. С., Романова Г. М., Украинцева И. И., Романов М. С. Комплексный социологический портрет абитуриентов, студентов и выпускников системы среднего профессионального образования: теоретико-методологические основания исследования // Инженерный вестник Дона. - 2017. - № 4. - URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_200_Tarasenko.pdf_4635ded7fa.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. - Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. - С. 333-361.
Фалей М. В. Педагогическое общение. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. - 116 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2021).
взаимодействию
Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. - Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1978. - 1469 p.
References
Belkin A. S. Situatsiia uspekha. Kak ee sozdat' [The situation of success. How to create it]. Ekaterinburg: UGPU, 1997. 186 p.
Volkov Iu. G. i dr. Sotsiologiia [Sociology]. Moscow: Gardariki, 2003. 512 p.
Drobysheva E. A. Sovremennoe sostoianie i problemy razvitiia srednego professional'nogo obra-zovaniia v Rossii [The modern state and development problems of secondary vocational education in Russia]. Molodoi uchenyi [Young Researcher], 2019, no. 36 (274), pp. 35-36.
Elagina V. S., Nemudraia E. Iu. Osnovy pedagogicheskogo obshcheniia [Fundamentals of pedagogical communication]. Cheliabinsk: NP "Innovatsionnyi tsentr 'ROST'", 2012. - 184 p.
Kagosian A. S., Kaniuk P. A. Razvitie lichnosti studentov kolledzha: ispol'zovanie potentsiala pedagogicheskoi tekhnologii [College students' personality development: using the potential of educational technologies]. Gumanizatsiia obrazovaniia [Humanization of Education], 2016, no. 3, pp. 51-57.
Kozyrev G. I. Sotsial'noe deistvie, vzaimodeistvie, povedenie i sotsial'nyi kontrol' [Social action, interaction, behavior and social control]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 2005, no. 8 (256), pp. 124-129.
Nikishina G. V., Chuprinina L. I. Pedagogika uspekha: teoreticheskie podkhody i praktika reali-zatsii [Pedagogy of success: theoretical approaches and implementation practice]. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00278161_0.html (accessed: 14.12.2020).
Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary; ed. by B. M. Bim-Bad]. Moscow: Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia, 2002. 527 p.
Romanovskii A. G., Mikhailichenko V. E., Gren' L. N. Pedagogika uspekha [Pedagogy of success]. Khar'kov: NTU "KhPI", 2012. 372 p. Available at: https://yadi.sk/i/6hQZ-dr84k8veg (accessed: 14.12.2020).
Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St Petersburg: Piter, 2000. 685 p. Available at: http://rubinstein-society.ru/engine/docu-ments/document51 .pdf (accessed: 14.12.2020).
Saraeva N. V. Rol' pedagoga v formirovanii lichnosti studenta [The role of a teacher in the formation of the student's personality]. ProfObrazovanie [Vocational training], 2019. Available at: http://prof-obr.rf/blog/2019-03-11-1355 (accessed: 30.11.2020).
Skavinskaia E. N. Psikhologiia uspekha [Psychology of success]. Tomsk: El' Kontent, 2013. 108 p.
Sotsiologicheskaia entsiklopediia: v 2 t. [Sociological encyclopedia: in 2 vols; ed. by V. N. Ivanova]. Moscow: Mysl', 2003, vol. 1. 693 p.
Tarasenko L. V., Panfilova Iu. S., Romanova G. M., Ukraintseva I. I., Romanov M. S. Kom-pleksnyi sotsiologicheskii portret abiturientov, studentov i vypusknikov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniia: teoretiko-metodologicheskie osnovaniia issledovaniia [Complex sociological portrait of applicants, students and graduates of system of secondary professional education: theoretical-methodological bases of the research]. Inzhenernyi vestnik Dona [Engineering journal of Don], 2017, no. 4. Available at: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_200_Tarasen-ko.pdf_4635ded7fa.pdf (accessed: 14.12.2020).
Ushinskii K. D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel'nom znachenii. [Work in its mental and educational value] Ushinskii K. D. Sobranie sochinenii: v 11 t. [Ushinsky K. D. Collected works: in
11 vols.] Moscow - Leningrad: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk, 1948, vol. 2. Peda-gogicheskie stat'i 1857-1861 gg. [Pedagogical papers 1857-1861], pp. 333-361.
Falei M. V. Pedagogicheskoe obshchenie [Pedagogical communication]. Iuzhno-Sakhalinsk: SakhGU, 2014. 116 p.
Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 12.03.2021).
Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1978, 1469 p.
Для цитирования: Сенченков Н. П., Романенко Т. В. Проблема готовности обучающихся профтехобразования к успешному социальному взаимодействию // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 4 (103). - С. 171-184. https://doi.org/ 10.23859/1994-0637-2021-4-103-14
For citation: Senchenkov N. P., Romanenko T. V. Problems of vocational education students' readiness for successful social interaction. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 4 (103), pp. 171-184. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-4-103-14
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Сведения об авторах
Николай Петрович Сенченков / Nikolai P. Senchenkov
Татьяна Владимировна Романенко / Tatyana V. Romanenko
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, https://or-cid.org/0000-0002-3332-0380, [email protected], Смоленский государственный университет (д. 4, ул. Пржевальского, 214000 г. Смоленск, Россия) / Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, https://orcid.org/0000-0002-3332-0380, [email protected], Smolensk State University (4, ul. Przheval'skogo, 214000 Smolensk, Russia). Аспирант, преподаватель, https://orcid.org/0000-0002-1967-4828, [email protected], Смоленский государственный университет (д. 4, ул. Пржевальского, 214000 г. Смоленск, Россия); Смоленский техникум отраслевых технологий (д. 19 б, 214522 пос. Авторемзавод, Смоленский район, Смоленская область, Россия) / Postgraduate student, Lecturer, https://orcid.org/0000-0002-1967-4828, [email protected], Smolensk State University (4, ul. Przheval'skogo, 214000 Smolensk, Russia); Smolensk Training College of Sectoral Technologies (19 b, 214522 pos. Avtoremzavod, Smolensky district, Smolensk region, Russia).
ISSN 1994-0637 (print)
Статья поступила в редакцию 18.01.2021; одобрена после рецензирования 01.03.2021; принята к публикации 10.03.2021.
The article was submitted 18.01.2021; аpproved after reviewing 01.03.2021; аccepted for publication 10.03.2021.