reserves)], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 22-30. (In Russian)
8. Rezapkina G. V. Psihologija i vybor professii: programma predprofil'nojpodgotovki: ucheb.-metod. Posobie [Psychology and the choice of profession: the program of preprofile training: study guide. allowance]. Moscow, Genesis, 2017. ISBN 978-5-98563-202-6. (In Russian)
9. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 4 (12), pp. 25-27. (In Russian)
10. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa "Atlas professij" [Vocational guidance opportunities of the Internet resource "Atlas of Professions"], Sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. "Professional'noe samoopredelenie molodezhi innova-cionnogo regiona: problemy i perspektivy" /Collection of articles based on materials of the All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination of youth in an innovative region: problems and prospects"]. 2016, pp. 304-310. ISBN 978-5-9909596-1-3. (In Russian)
11. Koncepcija organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopre-delenija obuchajushhihsja Cheljabinskoj oblasti, available at: http://chirpo.ru/files/262/2020/%D0%BF%D 1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%201739.pdf (accessed: 18.01.2021). (In Russian)
Зайцева Татьяна Михайловна, руководитель отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, кандидат психологических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Понкратова Евгения Евгеньевна, педагог-психолог отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Кадышева Олеся Сергеевна, педагог-психолог отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Zaitseva Tatyana Mikhailovna, head of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the vocational education system "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, candidate of psychological sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Ponkratova Evgeniya Evgenievna, pedagogue-psychologist of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the system of vocational education "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Kadysheva Olesya Sergeevna, teacher-psychologist of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the system of vocational education "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Кулакова, С. М. К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в ПОО / С. М. Кулакова, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 108-113.
УДК 376 ББК 74.3
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
С. М. Кулакова, И. В. Шадчин
Социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении гуманизации и демократизации общества, развитие национальной системы инклюзивного профессионального образования обусловливают поиски путей совершенствования инструментов социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями
здоровья. В статье эксплицировано содержание понятия «социально-профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья», дана характеристика его основных структурных компонентов.
Рассматриваются основные социально-психологические барьеры, препятствующие полноценному включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные виды деятельности в рамках образовательного пространства техникума, а также ключевые особенности организации работы по созданию условий для успешной социально-профессиональной адаптации, профессиональной самоидентификации и социальной интеграции данной категории обучающихся в профессиональной образовательной организации. Представлен опыт реализации программы социально-бытовой ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего».
Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная адаптация, социально-бытовая ориентация, социально-профессиональная адаптация.
Одним из ключевых направлений социальной политики в области образования в настоящее время является поддержка молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из главных задач в области инклюзивного профессионального образования.
В статье второй закона «Об образовании в Российской Федерации» дается следующая формулировка понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»: «.. .физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.» [1].
Людям с ограниченными возможностями здоровья крайне важно вовремя найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество и обладать высокой конкурентоспособностью в жестких условиях рынка труда [2].
В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [3].
Вслед за В. Ц. Цыреновым под социально-профессиональной адаптацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) будем понимать процесс овладения нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности [4].
Важным является тот факт, что в условиях социально-профессиональной адаптации студент ориентирован на осмысливание своей социальной роли — в процессе деятельности, коммуникации происходит трансформирование его
личностного потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивного (процессы познания), чувственного (эмоции), поведенческого (обуславливает поведение обучающегося в различных видах совместной практики).
Выбор профессии — важный этап в жизни каждого человека, недаром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Труднее всего этот судьбоносный выбор дается обучающимся с особыми образовательными потребностями, возможности которых по определению будущей профессии в той или иной мере ограничены. В связи с вышесказанным подготовка таких обучающихся к труду является одним из важнейших аспектов социально-профессиональной адаптации, которая способствует формированию положительного отношения, интереса и готовности к труду как основе жизнедеятельности, саморазвитию личности, реализации заложенных возможностей [5].
Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями, являются:
- искаженные представления о собственных возможностях;
- завышенная или заниженная самооценка;
- недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда;
- недостаточная сформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности [6].
В наши дни одной из стратегических задач профессиональной образовательной организации является создание необходимых условий для успешной социально-профессиональной адаптации студентов с ОВЗ.
В ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» для обучающихся с ОВЗ
реализуется две основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки) по профессиям 17544 «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий», 17530 «Рабочий зеленого строительства».
На сегодняшний день в техникуме обучается 16 человек с особыми образовательными потребностями. Несмотря на то, что их не так много, они все равно требуют к себе особого внимания. Задача техникума сегодня — подготовить этих студентов к будущей самостоятельной жизни. Как показывает практика, такие обучающиеся воспитываются в семьях, которые не знают, как помочь своему ребенку, или не имеют достаточной мотивации для обеспечения комплексной поддержки ребенка. В таких условиях ответственность техникума по подготовке студентов к самостоятельной жизни в обществе возрастает.
Более подробно хотелось бы остановиться на двух условиях, реализация которых способствует более успешной социально-профессиональной адаптации студентов с ОВЗ. Первое условие — систематическое проведение коррекционных занятий, второе — реализация программы социально-бытовой ориентации обучающихся с ОВЗ с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Программа коррекционных занятий состоит из трех разделов.
Первый раздел «Развитие познавательной сферы» позволяет познакомить обучающихся с особенностями протекания познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание и т. д.) в разные возрастные периоды.
Цель занятий в рамках данного раздела — развивая эти процессы, научить студентов анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
Второй раздел называется «Развитие личностной сферы». На занятиях в рамках этого раздела рассматриваются такие темы, как: «Мое место в этом мире», «Мир вокруг меня», «Ценности», «Дружба и любовь», «Мир чувств — счастье, эмоции, чувства». Цель занятий заключается в формировании умений адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя, выстраивать конструктивную модель поведения в конфликтной ситуации, нивелируя проявление физической агрессии и использование ненормативной лексики в речи, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять.
Третий раздел — «Развитие социальной активности». Изучение этого раздела предполагает знакомство с такими темами, как: «Общение —
виды общения», «Общение между юношей и девушкой», «Общение между рабочим и работодателем», «Общение по телефону» и др. Ребята под руководством педагога проигрывают разные ситуации коммуникативного взаимодействия, знакомятся с особенностями вербальной и невербальной коммуникации при установлении социального контакта, примеряют на себя различные социальные роли.
Занятия проводятся в виде классных часов, деловых игр, социально-психологических тренингов, которые направлены на успешное прохождение обучающимися трех уровней профессионально-социальной адаптации:
1) существенное развитие личности, становление человека;
2) формирование и самореализация личности в процессе трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности;
3) регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы [7].
Программа социально-бытовой ориентации рассматривает вопросы, связанные с бытом (одежда и способы ухода за ней, жилище, питание, правила этикета, транспорт и т. д.); со знакомством с социальными институтами в области образования и здравоохранения, государственными службами, производственными предприятиями и их предназначением.
Цели и задачи курса «Социально-бытовая ориентация»:
- подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе;
- развитие навыков адаптации к окружающему миру, умения найти свое место в обществе;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности (ролевые игры, практические работы);
- воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности;
- создание условий для развития эстетического вкуса и этических норм поведения.
При изучении курса «Социально-бытовая ориентация» используются следующие формы работы:
- групповое занятие;
- урок-беседа;
- экскурсия;
- ролевая игра и др.
В целях определения уровня социально-профессиональной адаптации нами было проведено анкетирование ребят в начале учебного года и по завершении обучения. До прохождения
коррекционных занятий и курса «Социально-бытовая ориентация» нами были определены пробелы в знаниях обучающихся, по завершении обучения анкетирование позволило нам определить качество освоения программы. В анкетировании принимали участие десять человек (три девочки и семь мальчиков) в возрасте 16-17 лет; опрашиваемым было предложено 12 вопросов.
На поставленный нами вопрос о том, что должен делать человек в молодости, 40 % респондентов отметили важность получения общего и профессионального образования; 20 % опрашиваемых на первое место поставили необходимость самореализоваться, 30 % — понять себя, 10 % — создать семью.
Таким образом, большинство опрашиваемых считают, что человек в молодости должен получить общее и профессиональное образование, но и понять себя для него тоже важно.
На вопрос «Нравится ли вам выбранная профессия?» в начале учебного года только один человек ответил «да», а шесть респондентов затруднились с ответом, потому что решение о выборе профессии принимали родители и педагоги.
По завершении обучения восемь человек (что составляет 80 %) ответили, что выбранная профессия им нравится, один так и не определился с выбором и одному обучающемуся профессия не нравится.
Также в ходе исследования в начале учебного года было выяснено, что многие из опрошенных обучающихся не знают о том, на каких предприятиях могут работать и что собой представляет выбранная профессия. И только по завершении обучения в техникуме они получают всестороннее представление о профессии и перспективах трудоустройства.
Таким образом, ключевая задача профессиональной подготовки — обеспечение социально-профессиональной адаптации и социальной защищенности обучающихся из числа лиц с ОВЗ за счет получения ими профессиональных знаний и умений. Для этого педагоги создают благоприятный психологический климат, применяют личностно значимые способы организации учебной работы, задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы. Данные методы раскрепощают обучающихся, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое
напряжение детей, помогает добиваться определенной эффективности в работе.
Преподавателям, работающим со студентами с ОВЗ, следует руководствоваться следующими принципами:
- важен подход к обучающимся с оптимистической гипотезой (с презумпцией веры в него);
- каждый обучающийся может научиться всему; для этого необходимо разное количество времени и усилий со стороны студента и со стороны преподавателя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым;
- путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху»: для обучающегося с ОВЗ очень важно постоянно чувствовать свою успешность, поэтому уровень сложности предлагаемых педагогом заданий должен соответствовать уровню возможностей ребенка; нужно помнить: оценивая работу обучающегося с ОВЗ, прежде всего необходимо обращать внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы;
- темп продвижения каждого обучающегося определяется его индивидуальными возможностями: обучающийся с ОВЗ не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее», «поторопись», «ты опять последний»; этими словами достигается, как правило, обратный эффект, срабатывает принцип: «Пусть неправильно, зато быстро, как все»;
- необходим отказ от принципа перехода количества дополнительных занятий в качество обучения: преподаватель знает, в чем заключаются трудности обучения студента с ОВЗ и как их преодолеть эффективными способами, то есть способен от знания причины ошибки прийти к ее устранению;
- важно постоянно отслеживать продвижение обучающегося с ОВЗ: педагогу всегда необходимо представлять, что такому обучающемуся уже по силам выполнить самостоятельно, что он может сделать с помощью педагога, родителей, в чем эта помощь должна выражаться;
- при обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии студента с ОВЗ, выявленные в процессе психологической диагностики, наблюдения [8].
Для успешной социально-профессиональной адаптации обучающегося с ОВЗ важно его принятие обществом — сверстниками, родителями, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.
В настоящее время одной из ключевых целей системы инклюзивного профессионального образования является нивелирование широкого спектра барьеров, затрудняющих социаль-
но-профессиональную адаптацию студентов с ОВЗ; формирование установок толерантного отношения в обществе к гражданам с особыми образовательными потребностями.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.12.2020).
2. Шадчин, И. В. Организация содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 81-86.
3. Айсмонтас, Б. Б. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Б. Б. Айсмонтас, М. А. Одинцова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 1. — C. 71-80.
4. Цыренов, В. Ц. Сущность процесса социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования / В. Ц. Цыренов // Мир науки. — 2017. — Т. 5. — № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN417. pdf (дата обращения 13.01.2021).
5. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности / под ред. Ю. А. Носовец, С. В. Ульяшиной. — Москва : Аркти, 2000. — 36 с.
6. Роут, О. А. Готовность к сознательному выбору профессии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Роут, А. С. Маслова // Образование. Карьера. Общество. — 2017. — № 2 (53). — С. 25-28.
7. Павлова, А. М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации / А. М. Павлова // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33614/ (дата обращения: 17.01.2021).
8. Андреева, Ю. В. Дидактика оптимизма / Ю. В. Андреева // Образовательные технологии и общество. — 2017. — Т. 22. — № 1. — C. 71-80.
For citation: Kulakova, S. M. On the issue of social and professional adaptation of students with disabilities in professional educational organizations / S. M. Kulakova, I. V Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 108-113.
ON THE ISSUE OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
S. M. Kulakova, I. V. Shadchin
Socio-economic transformations in the country, the activation of social policy in the direction of humani-zation and democratization of society, the development of the national system of inclusive vocational education determine the search for ways to improve the tools of social and professional adaptation of students with disabilities. The article explicates the content of the concept of "social and professional adaptation of persons with disabilities", gives a characteristic of its main structural components. The main social and psychological barriers that prevent the full inclusion of students with disabilities in various activities within the educational space of the technical college, as well as the key features of organizing work to create conditions for successful social and professional adaptation, professional self-identification and social integration of this category of students in professional educational organization. The experience of implementation of the program of social and household orientation of students with disabilities at the "Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy" is presented.
Key words: student with disabilities, professional adaptation, social orientation, social and professional adaptation.
References
1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012],
Consultant Plus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 14.12.2020). (In Russian)
2. Shadchin I. V.Organizacijasodejstvijatrudoustrojstvuvypusknikovprofessional'nyhobrazovatel'nyh organizacij Cheljabinskoj oblasti [Organization of assistance in employment of graduates of professional educational organizations of the Chelyabinsk region] Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazo-vanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 81-86. (In Russian)
3. Ajsmontas B. B., Odincova M. A. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie studentov s invalidnost'ju i ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Socio-psychological support of students with disabilities and disabilities], Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2017, Vol. 22, no. 1, pp. 71-80. (In Russian)
4. Cyrenov V. C. Sushhnost' processa social'no-professional'noj adaptacii obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v uchrezhdenijah vysshego obrazovanija [The essence of the process of social and professional adaptation of students with disabilities in institutions of higher education], Mir nauki /World of science], 2017, Vol. 5, no. 4, available at: http://mir-nauki.com/ PDF/13PDMN417.pdf (accessed: 13.01.2021). (In Russian)
5. Nosovets Yu. A., Ulyashina S. V. (ed.) Adaptacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja k samostojatel'noj zhiznedejatel'nosti [Adaptation of children with disabilities to independent life]. Moscow, Arkti, 2000, 36 p. (In Russian)
6. Rout O. A., Maslova A. S. Gotovnost' k soznatel'nomu vyboru professii obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Readiness for the conscious choice of a profession of students with disabilities], Obrazovanie. Kar'era. Obshhestvo [Education. Career. Society], 2017, no. 2 (53), pp. 25-28. (In Russian)
7. Pavlova A. M. Sub#ektivnye osobennosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja, prepjatstvujushhie ih uspeshnoj adaptacii [Subjective characteristics of students with disabilities that prevent their successful adaptation], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 18 (122), pp. 193-196, available at: https://moluch.ru/archive/122/33614/ (accessed: 17.01.2021). (In Russian)
8. Andreeva Yu. V. Didaktika optimizma [Didactics of optimism], Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo [Educational technologies and society], 2017, Vol. 22, no. 1, pp. 71-80. (In Russian)
Кулакова Светлана Михайловна, социальный педагог ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осад-чего», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Шадчин Игорь Владимирович, начальник Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Института развития образования и практической психологии ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Kulakova Svetlana Mikhailovna, social educator, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Shadchin Igor Vladimirovich, Head of the Center for Inclusive Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Lecturer at the Department of General and Professional Pedagogy, Institute for the Development of Education and Practical Psychology, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo @ mail.ru
Сведения для цитирования: Малкин, М. Ю. От «Билета в будущее» до чемпиона страны / М. Ю. Малкин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 113-119.
УДК 377 ББК 74.57
ОТ «БИЛЕТА В БУДУЩЕЕ» ДО ЧЕМПИОНА СТРАНЫ
М. Ю. Малкин
В статье с позиции универсального механизма профессионального самоопределения рассмотрен проект по ранней профориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», который может применяться повсеместно. Систематизированы основные подходы проекта в части коллаборации общего образования, среднего профессионального образования