Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1755
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Николай Леонидович, Багдасарова Илона Юрьевна, Луценко Наталья Станиславовна, Снегирев Дмитрий Владимирович, Измайлов Антон Зелимханович

Введение. Современная отечественная система образования сегодня находится в состоянии реформирования под влиянием глобальных гуманистических требований в результате социально-экономических, политических, духовных и культурных трансформаций. Она отражает идею изменения целей в индустрии образования - от формирования знаний до формирования компетентностей, от личности для общества до личности в обществе. Методология. В данной статье обоснована необходимость изучения проблем инклюзивного образования с целью модернизации технологий обучения для повышения качества учебно-воспитательного процесса, а также дальнейшее развитие инклюзивного образования для обеспечения прогресса, независимого от состояния здоровья и статуса ребенка в обществе, на основе социально-философского анализа инклюзивного обучения. В результате анализа влияния синергического подхода на инклюзивное образование были выделены три основных компонента синергетической парадигмы современной учебно-педагогической деятельности. Инклюзивное образование как социально педагогический феномен основывается на определенных синергических понятиях, в частности: ценности, содержания, организации. Заключение. Инклюзивное образование строится на антропологическом подходе, касающемся сущности, неповторимости и самобытности человека. Системный, синергетический и компетентностный подходы ценны в технологическом инструментальном определении, в направлении характеристик процессов, структур, функций систем и подсистем и их взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Николай Леонидович, Багдасарова Илона Юрьевна, Луценко Наталья Станиславовна, Снегирев Дмитрий Владимирович, Измайлов Антон Зелимханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. The modern national education system is currently in a state of reform under the influence of global humanistic requirements as a result of socio-economic, political, spiritual and cultural transformations. It reflects the idea of changing goals in the education industry - from the formation of knowledge to the formation of competencies, from a person for society to a person in society. Methodology. This article describes the need to study the problems of inclusive education in order to modernize learning technologies to improve the quality of the educational process, as well as the further development of inclusive education to ensure progress, regardless of the state of health and the status of a child in society, based on a socio-philosophical analysis of inclusive education. Results. As a result of the analysis of the influence of the synergetic approach on inclusive education, three main components of the synergetic paradigm of modern educational and pedagogical activity were identified. Inclusive education as a socio-pedagogical phenomenon is based on certain synergistic concepts, in particular: values, content, organization. Conclusion. Inclusive education is an anthropological approach concerning the essence, uniqueness and identity of a person. Systemic, synergetic and competence-based approaches are valuable in technological instrumental definition, in the direction of process characteristics, structures, systems' functions and subsystems and their interrelations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК/UDC 376.3 EDN KCNKUY

Харченко Николай Леонидович

старший преподаватель кафедры языковой подготовки кадров государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва.

Багдасарова Илона Юрьевна

старший преподаватель Департамента иностранных языков, НИУ «Московский физико-технический институт», г. Москва

Луценко Наталья Станиславовна

старший преподаватель Департамента иностранных языков, НИУ «Московский физико-технический институт», г. Москва

Снегирев Дмитрий Владимирович

старший преподаватель кафедры микробиологии и иммунологии, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва

Измайлов Антон Зелимханович

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика и переводоведение», НИУ «Московский авиационный институт», г. Москва

Kharchenko Nikolay L.

Senior Lecturer, Department of Language Training of Public Administration Personnel of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Bagdasarova Ilona Y.

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Moscow Institute of Physics and Technology, Moscow

Lutsenko Natalya S.

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Moscow Institute of Physics and Technology, Moscow

Snegirev Dmitriy V.

Senior Lecturer, Department of Microbiology and Immunology, Russian State Agrarian University, Moscow

Izmailov Anton Z.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Linguistics and Translation Studies, Moscow Aviation Institute, Moscow

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Введение. Современная отечественная система образования сегодня находится в состоянии реформирования под влиянием глобальных гуманистических требований в результате социально-экономических, политических, духовных и культурных трансформаций. Она отражает идею изменения целей в индустрии образования - от формирования знаний до формирования компетентностей, от личности для общества до личности в обществе.

Методология. В данной статье обоснована необходимость изучения проблем инклюзивного образования с целью модернизации технологий обучения для повышения качества учебно-воспитательного процесса, а также дальнейшее развитие инклюзивного образования для обеспечения прогресса, независимого от состояния здоровья и статуса ребенка в обществе, на основе социально-философского анализа инклюзивного обучения.

В результате анализа влияния синергического подхода на инклюзивное образование были выделены три основных компонента синергетической парадигмы современной учебно-педагогической деятельности. Инклюзивное образование как социально педагогический феномен основывается на определенных синергических понятиях, в частности: ценности, содержания, организации.

Заключение. Инклюзивное образование строится на антропологическом подходе, касающемся сущности, неповторимости и самобытности человека. Системный, синергетический и компетентностный подходы ценны в технологическом инструментальном определении, в направлении характеристик процессов, структур, функций систем и подсистем и их взаимосвязей.

Introduction. The modern national education system is currently in a state of reform under the influence of global

humanistic requirements as a result of socio-economic, political, spiritual and cultural transformations. It reflects the idea of changing goals in the education industry - from the formation of knowledge to the formation of competencies, from a person for society to a person in society.

Methodology. This article describes the need to study the problems of inclusive education in order to modernize learning technologies to improve the quality of the educational process, as well as the further development of inclusive education to ensure progress, regardless of the state of health and the status of a child in society, based on a socio-philosophical analysis of inclusive education.

Results. As a result of the analysis of the influence of the synergetic approach on inclusive education, three main components of the synergetic paradigm of modern educational and pedagogical activity were identified. Inclusive education as a socio-pedagogical phenomenon is based on certain synergistic concepts, in particular: values, content, organization.

Conclusion. Inclusive education is an anthropological approach concerning the essence, uniqueness and identity of a person. Systemic, synergetic and competence-based approaches are valuable in technological instrumental definition, in the direction of process characteristics, structures, systems' functions and subsystems and their interrelations.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, социальная среда, обучение детей, ограниченные возможности здоровья.

Keywords: inclusive education, integration, social environment, education of children, disabilities.

Введение

Для настоящего момента характерно усовершенствование системы специального образования на демократических, гуманистических началах, создание альтернативных моделей психолого-педагогического сопровождения, механизмов свободного выбора форм обучения детей, уровней и объемов обучения. Исследователями рассматриваются игровые формы обучения, процесс образования в условиях цифрови-зации [7, с. 28], оценивается эффективность системы образования [13, p. 207] и т. д. Состояние современного образования свидетельствует о частичном внедрении в учебный процесс гуманистических, демократических и аксиологических основ, то есть наличие любых форм нетипичности (принадлежность к этническим, речевым, культурным, религиозным меньшинствам, одаренность, психофизические особенности, инвалидность и т. д.) не считается естественным условием для сосуществования разных людей, что часто приводит к социальной депривации и изоляции детей с определенными

характеристиками, отличающимися от большинства их сверстников [9, с. 108]. Эта гуманистическая парадигма нашла свое воплощение в инклюзивном образовании, которое, по определению мирового педагогического сообщества, является сильнейшим инновационным движением в образовании XXI века [10, с. 93].

Развитие гражданского общества способствует продвижению демократических ценностей, которые являются основой инклюзивного образования, поскольку инклюзивное образование как фундаментальное педагогическое условие развития каждого ребенка во взрослом возрасте имеет свою четко определенную ценность, в том числе в формировании социально-правовой культуры учащихся, развивая в обществе так называемое социальное предпринимательство. Н. В. Лазарева с полным основанием утверждает, что «одним из главных преимуществ социального предпринимательства является траектория его направленности - на создание и реализацию эффективных проектов, нацеленных на решение или ослабление социальных задач» [4, с. 59].

При анализе терминологии инклюзивного образования нужно обратить внимание на ее значение. Термины «нарушения» и «инвалидность» (или «несостоятельность») имеют разное значение. Если первое обозначает психофизические характеристики личности, которые общество не воспринимает, то второе идентифицирует личность с особыми потребностями в ситуации, когда ее характеристики являются основанием дискриминации. Таким образом, оба понятия, которые в данном контексте выступают как социальные конструкции, формируются законами дискурса (социального взаимодействия), определяемыми обществом. Теоретики социальных моделей считают, что применение понятия «инвалидность» (или «нетрудоспособность») к конкретному лицу следует считать дизеблизмом по сравнению с остальными типами дискриминации человека [12].

Методология

Для изучения проблем инклюзивного образования в контексте современных демократических преобразований необходимо проанализировать его философию и гносеологию, эмпирический опыт его развития и становления, познать актуальность и социально-педагогический феномен. Феномен любого явления, по определению И. Канта, может быть опознан только на основе опыта [6, с. 471].

Обращение в данной статье к феноменологии как методу философского познания является необходимым, потому что философия способна создать про-

странство для определения определенного объема знаний, новых элементов содержания, нового содержания инклюзивного образования. Феноменология является первым этапом гносеологии, позволяющей выработать четкие понятия для достижения их выразительного различения. Поскольку методологическая направленность феноменологического подхода позволяет трансформировать субъективные, абсолютно беспристрастные наблюдения и данные в объективные, четко сформулированные и обоснованные научные гипотезы и теории, он стал основой для изучения феномена инклюзивного образования.

В рамках философии инклюзии в зарубежной педагогике нашла признание экологическая парадигма, в которой ведущую роль играет социальная среда ребенка. Инклюзивная образовательная среда - это не только совокупность индивидуальных факторов, но и системная консолидация, направленная на обеспечение ребенка благоприятными условиями для развития. В инклюзивном образовании экологический подход направлен на то, чтобы вся педагогическая деятельность была нацелена на создание благоустроенной области обитания для ребенка с ОВЗ. Такие поставленные цели нужно решать через комплексный подход интеграции детей в общество. Особенно важна трансформация системы ценностей и разрушение стереотипов. О. Шпек отмечал, что инклюзия воспроизводит не до конца правдивый процесс социализации ребенка с ОВЗ [11].

В социально-философском понимании инклюзия является формой сосуществования обычных людей и людей с ОВЗ. Философские взгляды, научные теории и методологические подходы дают идеи о включении и опыте ее успешного внедрения в глобальную систему образования. Поскольку каждая педагогическая парадигма обусловлена четкими философско-методологи-ческими ориентациями и нормами, можно утверждать, что современные исследования феномена инклюзии и путей ее внедрения в образовательную практику базируются на противоречивых философских, а следовательно методологических и научно-теоретических взглядах. В исследованиях иностранных авторов образовательный инклюзивный процесс обусловлен идеями экзистенциализма, прагматизма, феноменологии, которые реализуются с интерактивным подходом и носят полифункциональный характер.

Опыт социальной и образовательной инклюзии свидетельствует о поиске методических основ исследования проблем образовательного инклюзивного процесса. Общенаучные базы инклюзивной модели образования основываются на комплексных систем-

ных исследованиях ученых. Очевидно, что на формирование новой парадигмы влияют все современные социально-философские концепции инклюзии, что приведет к синтезу теорий, направленных на поиск и внедрение оптимальных инклюзивных практик.

В процессе работы над статьей сформировалась ведущая идея, которую, по нашему мнению, можно положить в основу современной концепции инклюзивного образования. Мы считаем целесообразным проанализировать философские базы методологии моделирования включения. В контексте исследования философских вопросов инклюзии нельзя не допустить раскрытия вопросов педагогической антропологии. Одной из основных методологических конструкций инклюзии является философско-антропологический подход Л. Лузина, позволяющий педагогам анализировать различные гештальты антропологической теории. Нынешняя антропологическая педагогика призвана найти практические пути целостного исследования свойств человека. Задача учителя - поддерживать формирование внутреннего мира ребенка, укреплять эту позицию, не спешить поднимать ее на следующую более продвинутую позицию. Педагогическая антропология имеет дело с ребенком в диалоге с «другим» (другим человеком), которым может быть учитель, родители или другой ученик [1].

Суть социальной теории аутопоэзис состоит в том, что каждому ребенку должен быть предоставлен свой собственный план в процессе образования, направленный на развитие взаимодействия с миром, что позволяет с соответствующей тщательностью проверить приобретенные знания и умения. С точки зрения этих концепций инклюзивное образование для каждого ребенка реализуется через специально разработанный индивидуальный образовательный маршрут [2].

Педагогический процесс в виде коммуникации участников образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной квалификации педагога, поэтому компетентностный подход в инклюзивном образовании особенно важен для изучения и моделирования инклюзивных процессов.

Существует идея, являющаяся основой гуманистической парадигмы общественного сознания, заключающаяся в том, что в основе современного мира лежит единообразная гуманистическая система ценностей, где участники этой системы уважают традиции и восприимчивы к инновациям, устанавливают диалогические и равноправные отношения друг с другом независимо от физических либо интеллектуальных возможностей. На формирование современной гуманистической социокультурной парадигмы существенное вли-

яние произвела жизненная этика. А. В. Суворов был убежден, что этика уважения к жизни не различает жизнь «выше» или «ниже», более ценной или менее ценной. Определение сущности этики кратко и исчерпывающе: «Хорошо - это то, что поддерживает и продлевает жизнь; то, что вредит жизни, - это плохо. Никто из нас не имеет права игнорировать страдания, за которые мы на самом деле не ответственны, и не предотвращать их» [5].

Важным моральным аспектом в педагогике является интеграция, что подводит нас к изучению некоторых аспектов деонтологии [11]. К деонтологиче-скому подходу в трактовке инклюзивного образования можно отнести приверженцев гуманистической этики и нравственных требований как формы социальной необходимости в профессиональной деятельности учителя, работающего в условиях инклюзии.

Некоторые ученые (Дж. Корбетт, Н. Нинд, Н. Попова, А. Суворов, А. Шеманов) придерживаются методологического подхода, основанного на культурном аспекте: каждое образование должно содержать культуру; культура в образовании не усваивается и не присваивается, а воспроизводится; в результате воспитательного процесса каждая личность имеет свой вариант культуры, и таким образом каждая личность является соавтором человечества [5].

В современном научном пространстве распространяется методология синергетики, которая изучает процессы самореализации и регулирования в разных открытых системах и становится источником нового эволюционного видения мира. Синергетика - научно-философский принцип, трактующий природу и мир как самоорганизованную сложную систему. Основатель синергетики X. Хакен определяет ее как науку о взаимодействии [8, с. 14], как область междисциплинарных исследований [8, с. 5]. Синергетику нужно рассматривать как изучение коллективного функционирования общества. Синергетика опирается на довольно разные дисциплины, поэтому следует ожидать, что в свете синергетики можно увидеть появление новой, уникальной картины мира, составленной, как мозаика, из большого количества собранных наукой конкретных фактов [8, с. 25].

Основой нашего исследования стали синергетиче-ские концепции под названием «параметры порядка», которые в целом определяют развитие системы в соответствии с «принципом подчиненности». К этим понятиям относятся: ценностные (изменение самой философии образования, принятие философии инклюзии всеми участниками учебно-воспитательного процесса, изменение отношений между ними); содержа-

тельность (объем информации и знаний, многоуровневые учебно-методические комплекты, технологии поддержки инклюзивных образовательных процессов, кадры); организационные (управление инклюзивным образовательным действием, его организация, в том числе правила внутреннего распорядка и распоряжения) [3]. Считаем ценностную концепцию принципиальной, поскольку синхронное изменение компонентов инклюзивного образования всех трех параметров (организации, содержания, ценностей), имеющих определенный характер и динамические закономерности, позволяет прогнозировать развитие интегрированного образования. В то же время любое несоответствие структурного оформления системы, нарушающее синхронизацию перестроек и их измерения (динамики), и вся система может «перевестись» на другой путь развития, что приведет ко многим негативным последствиям. Подобным примером является форсирование инклюзивных процессов в образовании путем построения отдельных инклюзивных учебных заведений, которые будут реагировать в своей динамике на развитие других компонентов.

Результаты

По результатм анализа влияния синергического подхода на инклюзивное образование можно выделить три основных компонента:

- содержание инклюзивного образовательного процесса должно фокусироваться на необходимостях детей с ОВЗ и области их ближайшего развития;

- учебно-воспитательный процесс в инклюзивной образовательной среде должен быть ориентирован на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование;

- для эффективного психолого-педагогического воздействия необходимо использовать методы, соединенные на основе межотраслевой взаимопомощи.

Поэтому синергетическая парадигма современной учебно-педагогической деятельности должна базироваться на общенаучной тенденции использования синергетики как методологии развития различных отраслей научного знания. Использование синер-гетической терминологии в философском, образовательном и педагогическом аспектах позволяет понять общие процессы разных областей знаний, выявить новые значения, понять возможности развития новых педагогических знаний. Каждый из вышеуказанных подходов отражает способность, метасубъектив-ность и многомерность феномена инклюзии и может стать основой для изучения и моделирования современных инновационных образовательных процессов.

Заключение

Мы считаем инклюзивное образование антропологическим подходом, касающимся сущности, неповторимости и самобытности человека. Системный, синергетический и компетентностный подходы ценны в технологическом инструментальном определении, в направлении характеристик процессов, структур, функций систем и подсистем и их взаимосвязей.

Анализ разных подходов к теоретико-методологическим основам инклюзивного образования определяет единство всех ученых в необходимости гуманизации общества, возможности правовой реализации у детей с ОВЗ на обучение.

Анализ инклюзии, ее основных признаков, раскрывающий сущность феноменологии этого социально-педагогического явления, позволяет утверждать, что в современной науке до сих пор нет объединяющего мнения по поводу теоретико-методологических основ инклюзивного образования.

Инклюзивное образование как социально педагогический феномен основывается на определенных синергических понятиях, в частности: ценности, содержания, организации. Инклюзивное образование как явление включает формирование в обществе особой культуры отношения к людям с ограниченными возможностями. Основная задача в этом случае есть создание условий, реализация которых обеспечит социализацию и максимально возможную самореализацию таких лиц. Несмотря на различную трактовку сущности инклюзивного образования, все исследователи находят потребность в подготовке компетентных психолого-педагогических специалистов с ценностным отношением к инклюзии, способных решать профессиональные проблемы в инклюзивной образовательной среде и рефлексивно оценивать педагогическую деятельность с учетом отрицательного опыта.

Литература

1. Лузина Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 86 с.

2. Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5-11.

3. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, М. Л. Семенович и др. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-58.

4. Социальное предпринимательство: учетно-аналитические аспекты и практический опыт разных стран / Н. А. Камор-джанова, Д. А. Панков, Ю. В. Крупенко и др. М., 2019. 252 с.

5. Суворов А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27-31.

6. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Ростов н/Д, 2013. 562 с.

7. Фортова Л. К., Юдина А. М., Багаев И. З. // Образование в условиях цифровизации // Глобальный научный потенциал. 2021. № 5 (122). С. 28-30.

8. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.; Ижевск, 2003. 320 с.

9. Харченко Н. Л. Основные этапы становления образования лиц с ОВЗ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 2. С. 108-112. DOI: 10.17238 / ISSN 1998-5320.2020.14.2.18.

10. Харченко Н. Л. Применение дистанционных образовательных технологий в контексте инклюзивного образования в России // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 93-98.

11. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М., 2004. 432 с.

12. Goodley D., Runswick-Cole K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods // International Studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20, № 4. P. 273-290.

13. Safonov M. A., Usov S. S., Arkhipov S. V. E-Learning application effectiveness in higher education. general research based on SWOT analysis // ICEMT 2021: 5th International Conference on Education and Multimedia Technology. New York, 2021. P. 207-212. DOI: 10.1145/3481056.3481096.

References

1. Luzina L. M. Filosofsko-antropologicheskij podhod v sovremen-noj metodologii vospitaniya [The Philosophical-Anthropological Approach in Modern Methodology of Education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. St.-Peterburg, 1998, 86 p. (In Russian).

2. Nazarova N. M. K probleme razrabotki teoreticheskih i metodo-logicheskih osnov obrazovatel'noj integracii [To the problem of developing theoretical and methodological foundations for educational integration]. Psychological Science and Education, 2011, no. 3, pp. 5-11. (In Russian).

3. Semago N. Y., Semago M. M., Semenovich M. L. et al. Inklyuz-ivnoe obrazovanie kak pervyj etap puti k vklyuchayushchemu obshchestvu [Inclusive Education as the First Step Toward an Inclusive Society]. Psychological Science and Education, 2011, no. 1, pp. 51-58. (In Russian).

4. Kamordzhanova N. A., Pankov D. A., Krupenko Yu. V. et al. Social'noe predprinimatel'stvo: uchetno-analiticheskie aspekty i prakticheskij opyt raznyh stran [Social entrepreneurship: accounting and analytical aspects and practical experience of different countries]. Moscow, 2019, 252 p. (In Russian).

5. Suvorov A. V. Inklyuzivnoe obrazovanie i lichnostnaya inklyuziya [Inclusive Education and Personal Inclusio]. Psychological Science and Education, 2011, no. 3, pp. 27-31. (In Russian).

6. Podoprigora S. Y, Podoprigora A. S. (authors, compilers). Filosof-skijslovar' [Philosophical Dictionary]. Rostov-on-Don, 2013, 562 p. (In Russian).

7. Fortova L. K., Yudina A. M., Bagaev I. Z. Obrazovanie v usloviyah cifrovizacii [Education in conditions of digitalization]. Global Scientific Potential, 2021, no. 5 (122), pp. 28-30. (In Russian).

8. Haken G. Tajny prirody. Sinergetika: uchenie o vzaimodejstvii [Secrets of Nature. Synergetics: the doctrine of interaction]. Moscow, Izhevsk, 2003, 320 p. (In Russian).

9. Kharchenko N. L. Osnovnye etapy stanovleniya obrazovaniya lic s OVZ [Main formation stages of disabled persons education]. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 108-112. DOI: 10.17238 / ISSN 1998-5320.2020.14.2.18. (In Russian).

10. Xarchenko N. L. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij v kontekste inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii [Application of remote educational technologies in the context of inclu-

sive education in Russia]. Pedagogical Informatics, 2019, no. 3, pp. 93-98. (In Russian).

11. Shpek O. Lyudi s umstvennoj otstalost'yu: Obuchenie i vospitanie [People with Mental Retardation: Learning and Education]. Moscow, 2004, 432 p. (In Russian).

12. Goodley D., Runswick-Cole K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods. Interna-

tional Studies in Sociology of Education, 2010, vol. 20, no. 4, pp. 273-290. (In English).

13. Safonov M. A., Usov S. S., Arkhipov S. V. E-Learning application effectiveness in higher education. general research based on SWOT analysis. ICEMT2021:5th International Conference on Education and Multimedia Technology. New York, 2021, pp. 207-212. DOI: 10.1145/3481056.3481096. (In English).

УДК/UDC 378 EDN SKIONQ

Харченко Светлана Альбертовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

https://orcid.org/0000-0002-2648-5961

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меньшиков Петр Викторович

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии развития и образования,

Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

https://orcid.org/0000-0001-5670-2755

Сибагатуллина Альбина Разитовна

аспирант по направлению «Общая педагогика, история педагогики и образования» Сургутского государственного университета, учитель иностранного языка, Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинска, п. Горноправдинск https://orcid.org/0000-0003-2161-0265

Арпентьева Мариям Равильевна

доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, академик Международной академии образования, свободный исследователь, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», г. Калуга https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

Kharchenko Svetlana A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Irkutsk State University, Irkutsk https://orcid.org/0000-0002-2648-5961

Menshikov Petr V.

Candidate of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Developmental Psychology and Education, Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga https://orcid.org/0000-0001-5670-2755

Sibagatullina Albina R.

Postgraduate, educational program «General Pedagogy, History of Pedagogy and Education», Surgut State University, foreign language teacher, Primary School of Gornopravdinsk, Gornopravdinsk village https://orcid.org/0000-0003-2161-0265

Arpentieva Mariam R.

Doctor of Psychological Sciences, Docent, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Academician of the International Academy of Education, free research associate at the Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance «Sodeystviye», Kaluga https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

CONTEMPORARY PROBLEMS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INDEPENDENCE OF FUTURE SPECIALISTS

Введение. Современная практика развития самостоятельности обучающихся многоконтекстна и разнообразна. В нее включены как повседневные виды самостоятельной активности учеников в рамках тра-

диционных аудиторных и домашних учебных занятий, так и разные формы и практики «активного», альтернативного, дополнительного, «равного» образования, а также самообразования и образования в контек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.