МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
УДК 331.5
Наталия Васильевна Стройкина,
Заведующая кафедрой «Экономики и менеджмента» Бузулукского финансово-экономического колледжа филиала Финуни-верситета при Правительстве РФ Моб. тел. 8(922)812 94 34, Эл. почта: nataliya [email protected]
В статье представлены подходы к построению системы статистических показателей регионального рынка труда, комплексно отражающей современное состояние и развитие исследуемого объекта и учитывающей требования международных стандартов. Обобщен опыт российской статистики в области организации статистического наблюдения по основным направлениям статистики труда. Уточнены возможности информационной базы по обеспечению предлагаемой системы показателей.
Кпючевые слова: рынок труда, статистика труда, безработица, система статистических показателей.
Nataliya Stroykina,
Head of Economics and Management Department Buzuluk financial economic college Branch of the University of Finance under the Government of the Russian Federation Mobile: 8(922)812 94 34 E-mail: nataliya [email protected]
METHODOLOGY AND INFORMATION BASE OF THE SYSTEM OF THE REGIONAL LABOUR MARKET STATISTICAL INDICES
The article presents different approaches to the construction of statistical indicators system of the regional labour market-reflexing the modern status development of the object in compliance with the demands of international standards. The Russian statistical experience in organizing a statistical monitoring over trends in labour statistics directions is specified. The data base possibilities to provide proposed indicators system is refined.
Keywords: labour market, labour statistics, unemployment, statistical indicators system.
1. Введение
В настоящее время основными руководящими документами в области организации статистики труда в соответствии с международными стандартами являются Конвенция 1985г. о статистике труда (№160)[1] и Рекомендация 1985г. о статистике труда (№170), резолюции Международной конференции статистиков труда. Они обеспечивают основную структуру, в рамках которой национальные статистические службы постепенно развивают свои системы статистики труда в соответствии с их экономическими, социальными условиями и ресурсами.
Конвенция 1985г. о статистике труда №160 устанавливает основной объем информации по труду в виде перечня ключевых направлений, по которым страны, ратифицировавшие данную Конвенцию, должны собирать, обрабатывать и публиковать статистические данные.
При ратификации в 1990г. Конвенции 1985г. о статистике труда (№160) Россия приняла обязательства, относящиеся к следующим направлениям статистики труда (статьи 7-10):
• текущая статистика экономически активного населения, занятости, безработицы и неполной занятости (статья 7);
• статистика структуры и распределения экономически активного населения (статья 8);
• текущая статистика средних заработков и средней продолжительности рабочего времени (фактически отработанное или оплаченное время), повременных ставок заработной платы и нормальной продолжительности рабочего времени (статья 9);
• статистика структуры и распределения заработной платы (статья 10).
2. Организация статистики труда в России
В статистической практике России применяются также положения статей 11 -15 Конвенции №160, касающиеся статистики стоимости рабочей силы, индексов потребительских цен, расходов и доходов домашних хозяйств, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, трудовых конфликтов, обязательства по которым не были приняты Россией в 1990 году.
В настоящее время статистика труда в России охватывает следующие основные области изучения:
• экономическая активность населения, занятость, безработица;
• оплата труда и затраты работодателей на рабочую силу;
• рабочее время;
• трудовые конфликты;
• условия труда работающих;
• состав кадров органов государственной власти и местного самоуправления;
• международная трудовая миграция;
• общие затраты труда на производство товаров и услуг в концепции СНС.
Исходя из вышесказанного статистический анализ столь сложного объекта как
рынок труда должен базироваться на системе показателей, учитывающей возможности существующей информационной базы и имеющей в своем составе различные по виду и форме выражения статистические показатели, выделяемые в теории статистической науки и объективно отражающие все грани объекта по-знания[2]. В этом контексте приходится говорить о разработке универсальной системы показателей оценки рынка труда, подходящей для любого уровня (регион, район, город), а не для конкретно взятого региона.
Рассмотрим подробнее организацию сбора статистической информации по рынку труда в России и применение международных стандартов по отдельным направлениям, которые являются предметом Конвенции 1985г. о статистике труда №160.
Получение информации об экономической активности населения, занятости и безработице в соответствии с международными стандартами было организовано в России начиная с 1992 г., когда в статистическую практику было внедрено обследование населения по проблемам занятости, проводимое путем опроса на-
селения в домашних хозяйствах.
На этапе подготовительных работ по организации обследования населения по проблемам занятости была изучена практика обследований рабочей силы в странах с рыночной экономикой, резолюции Международной конференции статистиков труда и рекомендации Международной организации труда (МОТ). При разработке системы учетных признаков обследования населения по проблемам занятости, а также схемы обработки данных и формирования публикационных материалов использовались международные стандарты.
В настоящее время выборочным обследованиям населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) принадлежит ведущая роль в организации статистического наблюдения за процессами на рынке труда в России. Обследования обеспечивают одновременное измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда, оценку реальных размеров безработицы и ее структуры, получение статистической информации о качественном составе рабочей силы. Сбор информации о занятости путем опроса населения в домашних хозяйствах позволяет охватить все сферы экономической деятельности и все категории трудящихся, занятых созданием товаров и услуг, включая неформальный сектор, а также производство в домашнем хозяйстве продукции для собственного потребления. Формирование информации с квартальной периодичностью позволяет проследить сезонные колебания показателей занятости и безработицы, обеспечивая одновременно необходимую информационную базу для более точных средних годовых оценок трудовых затрат на производство товаров и услуг в отраслях с сезонным характером производства, которые используются в обобщающих статистических расчетах.
В 1991-1992гг., одновременно с организацией статистики занятости и безработицы населения путем опроса в домашних хозяйствах, был сформирован административный источник информации о безработице, зарегистрированной в органах государственной службы занятости. Система показателей государственного статистического наблюдения обеспечивает получение оперативной информации о числе лиц, обра-
тившихся в органы по вопросам занятости населения в поисках работы; числе лиц, официально признанных безработными; численности безработных, которым назначено пособие по безработице; потребности предприятий и организаций в работниках, заявленной в службе занятости. С годовой периодичностью разрабатываются данные о структуре незанятого населения, продолжительности безработицы, профессиональной подготовке незанятого населения.
В области статистики заработной платы в России в течение последних 1012 лет пересмотрена практически вся система показателей и периодичность ее сбора. Наряду с изменением системы показателей и форм статистического наблюдения пересмотрен состав выплат, включаемых в фонд заработной платы, с целью приближения к международным стандартам.
В настоящее время информационная база статистики заработной платы формируется на основе сведений, представляемых предприятиями и организациями всех форм собственности, с использованием следующих видов государственных статистических наблюдений:
• текущие обследования численности, заработной платы работников и отработанного времени;
• периодически проводимые специальные выборочные обследования организаций для получения сведений о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы, о заработной плате работников по группам занятий.
Сбор информации в ходе текущих обследований заработной платы осуществляется цензовым методом с различной периодичностью и составом показателей в зависимости от численности работников: для крупных и средних организаций - ежемесячно на сплошной основе; для организаций государственной и муниципальной формы собственности со средней численностью работников 15 человек и менее - ежеквартально на сплошной основе; для организаций - субъектов малого предпринимательства - ежеквартально в режиме выборочного наблюдения. Ежемесячно органами государственной статистики осуществляется оценка численности, фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций. Текущие обследования заработ-
ной платы обеспечивают получение данных об уровне и динамике заработной платы в среднем на одного работника в месяц и за отработанный час по видам экономической деятельности, регионам страны, для исчисления индексов номинальной и реальной заработной платы, а также для международных сопоставлений.
Статистическое наблюдение за распределением численности работников по размерам начисленной заработной платы проводится ежегодно и обеспечивает получение информации о дифференциации работающих по размерам заработной платы по видам экономической деятельности в субъектах Российской Федерации. Обследуемым периодом является календарный месяц, в последние годы - это апрель.
Среди статистических наблюдений за уровнем заработной платы особое место отводится статистическому наблюдению за средней заработной платой работников по профессиям и должностям. Для получения информации о заработной плате по отдельным профессиям и должностям Международная организация труда рекомендует странам проводить обследование, которое известно как Октябрьское обследование МОТ. Одной из целей данного обследования является проведение сопоставлений покупательной способности заработной платы путем соотнесения данных о среднемесячной и среднечасовой заработной плате работников отдельных профессий с ценами на основные продовольственные товары.
В России выборочные обследования заработной платы работников отдельных профессий и должностей на систематической основе начали проводиться с 1994 г. с периодичностью один раз в 2 - 3 года за октябрь месяц на основе методологии, разработанной в соответствии с рекомендациями МОТ и адаптированной к российским условиям.
В 2004 г. обследование заработной платы работников отдельных профессий и должностей было переведено на новую методологическую основу. Вместо используемых ранее специализированных бланков с установленным перечнем профессий и должностей для обследования за октябрь 2004 г. был предусмотрен один бланк для всех видов деятельности с заполнением в свободных строках данных по отдельным работникам, попавшим в выборку. По каждому работнику заполнялась обез-
личенная информация о следующих характеристиках: пол, возраст, образование; профессия, должность; установленная продолжительность рабочей недели; размер установленной тарифной ставки; фактически отработанное время и сумма начисленной заработной платы за октябрь; структура заработной платы.
Новая методология организации обследования обеспечила возможность формирования на основе базы индивидуальных данных информации о размерах заработной платы и ее структуре по профессии или занимаемой должности в сочетании с характеристиками работающих по полу, возрасту, квалификации, занимаемой должности, стажу работы.
Статистическое наблюдение за составом затрат организаций на рабочую силу осуществляется в Российской Федерации с 1995 г. с периодичностью 1 раз в 2 года на выборочной основе во всех регионах Российской Федерации. Обследование позволяет получить информацию об уровне, структуре и динамике затрат, произведенных организациями при использовании наемного труда, выявить особенности социальной политики организаций.
Статистический показатель затрат на рабочую силу представляет собой издержки, которые несет работодатель в связи с содержанием рабочей силы. Состав затрат на рабочую силу разработан в соответствии с международной классификацией затрат, рекомендованной 11-й Международной конференцией статистиков труда (октябрь 1966 г.) и адаптированной к российским условиям. Затраты организаций на рабочую силу сгруппированы по направлениям затрат в 10 групп, соответствующих Международной классификации расходов, рекомендованной МОТ. Это - оплата за отработанное и неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; оплата питания и проживания; расходы по обеспечению работников жильем; расходы организации на социальную защиту работников; профессиональное обучение; культурно-бытовое обслуживание; налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы. В составе этих групп выделены показатели, характеризующие структуру заработной платы, натуральную оплату труда, структуру расходов работодателей на социальную защиту работников.
Формирование статистической ин-
формации о продолжительности рабочего времени организовано по данным следующих статистических наблюдений:
• текущее обследования численности, заработной платы и отработанного времени работниками крупных и средних организаций, которое обеспечивает информацию о фактически отработанном времени наемных работников;
• обследование заработной платы по профессиям и должностям за октябрь, которое обеспечивает информацию о фактической продолжительности рабочей недели наемных работников;
• обследование населения по проблемам занятости, которое обеспечивает информацию о фактической и нормальной (или обычной) продолжительности рабочей недели занятого населения, в том числе - работающих по найму и не по найму.
Статистика трудовых конфликтов включает статистическое наблюдение за забастовками и статистическое наблюдение за коллективными трудовыми спорами.
Статистическое наблюдение за забастовками организовано с конца 80-х годов прошлого столетия органами государственной статистики на основе ежемесячного сбора сведений непосредственно от организаций, на которых имели место приостановки работы в целях разрешения коллективных трудовых споров, независимо от порядка проведения предзабастовочных процедур и результатов рассмотрения в суде заявлений о признании забастовки незаконной. В качестве минимальной продолжительности забастовки для учета принимается один час. Система показателей, понятия и определения разработаны с учетом положений Резолюции МОТ, относящейся к статистике забастовок, локаутов и других акций в связи с трудовыми конфликтами.
Статистическое наблюдение за коллективными трудовыми спорами организовано с 1996 г. и проводится с месячной периодичностью органами Федеральной службы по труду и занятости.
В статистике производственного травматизма источником данных о травматизме на производстве являются данные государственного статистического наблюдения, а также данные административного учета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Начиная с 1996 г. вместо сплошной отчетности по производственному трав-
матизму применяется цензовый метод сбора информации: крупные и средние организации обследуются на сплошной основе, малые предприятия - по выборочному кругу. Не обследуются организации розничной торговли, учреждения образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, финансовые и страховые организации, организации управления, где отмечается наименьший уровень производственного травматизма.
Организация статистического наблюдения основана на сборе органами государственной статистики информации о пострадавших из числа работающих (наемных работников) при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом. Данные о пострадавших от травм на производстве собираются с годовой периодичностью, разрабатывается по полу, кроме того, из общей численности пострадавших выделяются лица в возрасте до 18 лет.
Начиная с 2000 г., вследствие вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», была организована система сбора административной информации о страховых мероприятиях при случаях производственного травматизма по линии Фонда социального страхования Российской Федерации.
В качестве обобщающих статистических расчетов следует отметить измерение совокупных затрат труда на производство товаров и услуг на всех видах работ в концепции СНС. Это - новое направление в статистической практике России. Показатель совокупных затрат труда на производство товаров и услуг на всех видах работ (включая дополнительную работу и производство в домашнем хозяйстве продукции для собственного потребления), обеспечивает одну из составляющих величин для исчисления уровня и динамики производительности труда на макроуровне и уровне отдельных отраслей экономики или видов экономической деятельности.
Разработка методологии оценки совокупных затрат труда осуществлялась в 1998-2003 гг. на федеральном уровне с привлечением ряда территориальных органов статистики для проведения экспериментальных расчетов и апробации разрабатываемой методологии. На
первом этапе методологические работы и экспериментальные расчеты проводились на базе обследования населения по проблемам занятости, в программу которого были внесены соответствующие дополнения. Результаты экспериментальных расчетов выявили необходимость разработки комплексного подхода к расчетам показателей совокупных затрат труда на основе интеграции данных из различных источников. С учетом этого на втором этапе была разработана методология оценки показателей, предусматривающая использование всех имеющихся источников информации в целях более полного и точного учета показателей трудовых затрат, необходимых для сопоставления с показателями производства. Систематические расчеты показателей внедрены,
начиная с итогов за 2003 год, на региональном и федеральном уровне. Начиная с итогов за 2005 г., расчеты показателей совокупных затрат труда производятся по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД.
3. Система показателей регионального рынка труд а
Если рассматривать используемые и рекомендуемые показатели применительно к задаче международных и даже региональных сопоставлений, то некоторые из аспектов труда имеют абсолютный характер в том смысле, что в каждой стране и регионе к каждому человеку имеет отношение одна и та же правовая норма (например, основополагающие права в сфере труда). Другие аспекты имеют относительный характер, так как в разных территориях
действуют собственные критерии в отношении того, что должно считаться достойными условиями. Например, уровни оплаты и условия труда, считающиеся достойными, неодинаковы в разных странах, и даже на территории одной страны; ярким примером таких стран является Российская Федерация со своей большой дифференциацией регионов. Поэтому для таких случаев требуется применять принцип, согласно которому максимальное количество людей должно иметь достойную оплату и достойные условия труда. При этом перечень показателей для международных сопоставлений должен быть минимальным и определяться методологически одинаково во всех странах.
Вместе с тем, для внутренних потребностей страны, система индикато-
ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
Общие показатели Показатели состояния Показатели условий Показатели социальной
защищенности (зрелости) рынка
рынка труда рынка труда рынка труда труда
1. Уровень 8. Заявленная 14. Процент работающих 22. Коэффициент участия в профсоюзе
экономической работодателями по найму с низким 23. Охват работников коллективными
активности населения потребность в работниках уровнем заработной платы договорами
2. Уровень занятости 9. Заявленная - доля работников, чья 24. Забастовки и локауты: количество
населения организациями месячная заработная плата дней, потерянных из-за забастовок, на
3. Уровень потребности в работниках ниже У медианного 1000 работников организаций
безработицы 10. Индекс НеаЖиПег ( значения ряда 25. Государственные расходы на
4. Уровень соотношение числа распределения социальное обеспечение: расходование
безработицы среди резюме к числу вакансий) 15. Средняя заработная средств государственных
молодежи 11. Удельный вес плата по отдельным внебюджетных фондов обязательного
5. Доля наемного безработных выпускников профессиям (занятиям) социального страхования (в процентах
труда в учреждений начального, 16. Индекс реальной к ВВП) - всего, в том числе - по
несельскохозяйствен- среднего и высшего начисленной заработной направлениям выплат
ной занятости профессионального платы 26. Расходы на выплату пособий и
6. Занятость в образования, 17. Индекс изменения социальную помощь (в процентах к
неформальном зарегистрированных в производительности труда ВВП)
секторе экономики государственных - валовой внутренний 27. Получатели финансовой помощи (в
7. Структура занятых учреждениях. продукт в расчете на % от бедных) - доля малоимущих и
по экономическим 12. Численность единицу труда в крайне бедных домашних хозяйств,
секторам незанятых граждан, эквиваленте полной получающих хотя бы один вид дотаций
обратившихся за занятости в процентах к и льгот
содействием в поиске предыдущему году 28. Отношение численности
подходящей работы в 18. Доля занятости с застрахованных лиц, для которых
государственные избыточными часами осуществляется уплата страховых
учреждения службы работы взносов в Пенсионный фонд, к общей
занятости. 19. Доля неполной численности занятого населения
13. Нагрузка незанятого занятости, связанной со (процентов)
населения, временем 29. Коэффициент производственного
зарегистрированного в 20. Доля занятых, травматизма со смертельным исходом
государственных удерживающихся на одном 30. Контроль труда - количество
учреждениях службы месте работы менее трудовых инспекторов на 100000
занятости населения,на одного года работников организаций
одну заявленную 21. Доля занятых на 3 1. Охват страхованием от несчастных
вакансию временной и случайной случаев на производстве и
работе профессиональных заболеваний
Рис. 1. Система статистических показателей рынка труда
ров рынка труда нуждается в расширении в целях отражения специфических условий [3]. В этом плане интересным аспектом изучения рынка труда представляется оценка текущей ситуации в обеспечении конституционных прав и законодательно определенных возможностей различных категорий занятого населения и определение на этой основе перспектив и направлений совершенствования не только статистической базы, но и правовой системы социальной защиты населения. При этом нельзя забывать и о возможностях информационной базы, из предложенных МОТ показателей по оценке рынка труда не все находят свое отражение в российской статистике.
Если объединить все методологические подходы, изложенные в данном параграфе диссертации, то, по нашему мнению, можно сформировать следу-юшую систему статистических показателей рынка труда (рис. 1).
4. Заключение
Представленная система показателей по своему содержанию носит дос-
таточно универсальный характер и при наличии потребности вполне может быть использована для любых других уровней исследования, то есть переход от области к району или к городу не вызовет кардинального пересмотра набора количественных измерителей. Логика построения рассматриваемой системы, ориентированная на последовательное движение от размера и структуры анализируемого процесса через факторы и интенсивность развития к его общественным последствиям, по нашему мнению, разрешает получить комплексное и детальное представление о состоянии рынка труда.
Отдельные составляющие представленной системы нуждаются в уточнении и конкретизации, особенно с учетом результатов фактической апробации. В первую очередь, усиление рассмотренного подхода, на наш взгляд, возможно в направлении разработки интегральных показателей социально-экономических последствий развития рынка труда, которые позволят получать обобщающее представление о ре-
зультатах развития данного объекта исследования.
Литература
1. Международное бюро труда, Конвенции и рекомендации, 1991.том 2
2. Статистика: учеб./Под ред. В.Г.Минашкина. - М.: Изд-во Проспект, 2005
3. Стройкина Н.В., Минашкин В.Г. Динамика изменения конъюнктуры рынка труда в условиях кризиса в Оренбургской области // Экономика. Статистика. Информатика. Вестник УМО. -2010. - №1.
References
1. International labour bureau, conventions and recommendations /1991, Volume 2
2. Statistics. /V.G.Minashkin - М.: Publishing house 'Prospect', 2005
3. Stroykina N.V, Minashkin VG. Tendencies of the labour market of the Orenburg region during the financial crisis // Economics. Statistics. Informatics. Vest-nik UMO. - 2010. - №1.