УДК 331.5:330.101 © О.Ф. Занданова
Информационно-статистическое обеспечение политики занятости в Российской Федерации
Данная статья посвящена методологии и организации статистики занятости в
Российской Федерации.
Ключевые слова: занятость населения, государственная политика.
© O.F. Zandanova
Information and statistical support employment Policy in the Russian Federation
This article focuses on the methodology and organization of employment statistics
in the Russian Federation.
Keywords: The article is devoted to methodology and organization of statistic of
employment in Russia.
Для разработки и реализации государственной политики занятости необходимо наличие трех составляющих: информационно-статистическое, финансовое и нормативно-правовое обеспечение. Информационно-статистическое обеспечение на протяжении двух десятилетий развития рыночной экономики в России претерпело существенные изменения. Одной из главных задач, стоявшей перед статистикой занятости в начале 90-х гг. ХХ в., являлось введение международных статистических норм, адаптированных к условиям рыночной экономики.
В 1990 г. СССР ратифицировал Конвенцию о статистике труда. Россия как правопреемница СССР приняла на себя обязательства, которые вытекают из этой Конвенции. Среди этих обязательств фигурировали разработка и представление данных по России в Международные организации по вопросам занятости, безработицы, заработной платы и другим разделам трудовой статистики.
Следует отметить, что за прошедшие 20 лет статистика труда в России в основном перешла на международные статистические нормы. Классификация населения по статусу занятости, классификация занятий, классификация затрат на рабочую силу, которые используются в отечественной статистической практике, основываются на соответствующих международных классификациях.
Для сбора данных о занятости и безработице, заработной плате по профессиям, затратах на рабочую силу были организованы регулярные выборочные обследования, программы проведения которых направлялись на экспертизу в Международное бюро труда и другие международные организации и получили положительный отзыв экспертов этих организаций.
В советское время на протяжении нескольких десятилетий система информационного обеспечения вопросов занятости населения базировалась в основном на сплошной отчетности предприятий, учреждений и организаций, специальных единовременных обследованиях состава работающих на предприятия по полу, возрасту, образованию, профессиональной и должностной структуре, а также данных переписей населения, проводимых с периодичностью раз в 10 лет.
Переход от плановой к рыночной экономике, развитие частных предприятий и новых форм приложения труда, кардинальные изменения в социально-экономической структуре общества, многократное увеличение числа учетных единиц и трудности в охвате их статистическим учетом обусловили необходимость пересмотра методов и источников получения информации по проблемам занятости и безработицы. В целях более полного учета всех видов занятости, а также выявления фактических размеров безработицы органами государственной статистики России в течение 1992-1993 гг. был проведен комплекс работ по внедрению в статистическую практику нового канала получения статистической информации на рынке труда - систематических обследований населения по проблемам занятости.
В 1992 г. была создана выборочная сеть домашних хозяйств для проведения этих обследований, которая сформировалась на базе материалов переписи населения 1989 г. Размер выборки составлял 0,55% численности населения в возрасте 15-72 лет. Масштабы выборки была определены с учетом большой дифференциации регионов России в вопросах занятости населения, а также необходимости получения представительных данных на уровне республик, краев и областей.
Процедура отбора основана на поиске оптимального варианта по восьми показателям: численность населения (две группы - постоянное население, население в возрасте 15-72 лет), пол (две группы), возраст (11 групп), размер семьи (7 групп), источник средств существования (10 групп), образование (6 групп), национальность (11 групп), принадлежность дома (2 группы). Для формирования выборочной совокупности применялась двухступенчатая выборка.
На первой ступени из упорядоченной основы выборки систематически отбирались счетные участки переписи. Сформированная на первой ступени выборка была представлена по структурным соотношениям восьми показателей (51 группа).
На второй ступени в отобранных счетных участках отбиралась семья. Отбор семей (домашних хозяйств) производили на основе сба-
лансированных таблиц, каждая из которых представляла типизированную основу выборки, составленную по сочетанию структурных соотношений указанных выше показателей.
Окончательным элементом выборки определена семья (домашнее хозяйство), в которой будут обследоваться лица в возрасте от 15 до 72 лет.
Отбор семей производился централизованно на базе банка данных вычислительного центра Госкомстата России (Росстата). Списки респондентов, подлежащих обследованию, доводились до территориальных статистических органов.
В процессе разработки программы и инструментария обследования учитывалась необходимость использования его итогов для дополнения и детализации имеющихся статистических данных, а также для проведения расчетов по структуре рынка рабочей силы. Были учтены международный опыт и рекомендации МОТ по проведению аналогичных обследований с тем, чтобы обеспечить сопоставимость понятий и определений экономически активного населения и безработных с другими странами.
Система показателей анкеты обследования состоит из следующих блоков:
- демографические характеристики всего обследуемого населения (пол, возраст, семейное положение);
- уровень безработицы;
- информация о занятых;
- информация о незанятых.
Вопросы для занятого населения предусматривают разработку следующих тем:
- виды предприятий по основной занятости;
- отрасль экономической деятельности;
- профессия и должность;
- неформальная деятельность;
- случайная работа;
- статус в занятости;
в т. ч.: наемная рабочая сила;
ненаемная рабочая сила,
из нее:
- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- работодатели;
- члены производственных кооперативов;
- безвозмездно работающие в семейном предприятии;
- наличие дополнительной работы;
- отработанное время на основной и дополнительной работе;
- причины и продолжительность временного отсутствия на основной работе;
- вынужденная неполная занятость;
- удовлетворенность экономической деятельностью;
- поиск другой или дополнительной работы.
Блок вопросов по незанятому населению позволяет выделить безработных и экономически активное население.
Численность безработных формируется из следующих категорий:
- лица, не имевшие работы, готовые приступить к ней и активно искавшие работу;
- лица, не имевшие, работы, готовые приступить к ней, но не искавшие работу в обследуемую неделю, так как она была им обещана после периода обследования;
- студенты и пенсионеры, не занятые экономической деятельностью, искавшие работу и готовые к ней приступить.
Данные по безработным классифицируются по следующим показателям:
- продолжительность безработицы;
- профессия или должность по последнему месту работы;
- причины потери работы;
- пожелания о характере будущей работы;
- способы поиска работы;
- факт регистрации в службе занятости.
В состав экономически активного населения входят:
- студенты и пенсионеры, не имевшие в обследуемую неделю оплачиваемой работы или доходного занятия;
- неоплачиваемые работники в семейных предприятиях, которые в обследуемую неделю временно отсутствовали на работе и не занимались поисками другой работы;
- лица без работы, желающие ее получить, но не ищущие работу, т. к. отчаялись ее найти;
- лица, занятые домашним хозяйством.
Первое обследование населения по проблемам занятости на базе выборки было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г., последующие - на эту же дату 1993, 1994 гг. В каждое из этих трех обследований опрашивалось в среднем 580 тыс. человек. В 1995 г. обследование населения по проблемам занятости проводилось два раза: на последнюю неделю марта и последнюю неделю октября.
В результате проведенных обследований впервые были получены данные о численности экономически активного и занятого населения, масштабах и динамике безработицы в целом по стране и ее регионам разработаны данные о структуре этих категорий населения по полу; возрасту, профессиональным группам, по статусу в занятости. Получена информация о причинах незанятости и способах поиска работы, его продолжительности, о составе экономически неактивного населения. В настоящее время данные обследования проводятся ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации.
Таким образом, статистическое наблюдение за процессами, происходящими на рынке труда, посредством выборочных обследований населения по проблемам занятости позволяет произвести одновременно измере-
ние занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями МОТ, оценить реальные размеры безработицы и осуществлять разработку государственных программ по регулированию рынка труда.
В то же время для оценки трудового потенциала страны используются и традиционные методы статистического наблюдения. Ежегодно производятся расчеты баланса трудовые ресурсов в целом по стране и регионам, входящим в ее состав. Схемы построения баланса трудовых ресурсов состоят из двух сбалансированных разделов. Первый раздел содержит данные о наличии трудовых ресурсов: численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста. С развитием внешней трудовой миграции в России в этот раздел вошла и иностранная рабочая сила.
Второй раздел включает показатели, характеризующие распределение трудовых ресурсов, среди которых выделяются следующие категории населения: занятое население, учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства, трудоспособное население, не занятое в народном хозяйстве.
Источниками информации для составления баланса трудовых ресурсов являются производимые ежегодные расчеты численности населения в трудоспособном возрасте, отчетность предприятий о численности работающих, учебных заведений - о числе обучающихся, органов социального обеспечения - о числе неработающих инвалидов и пенсионеров в трудоспособном возрасте.
Внедрение системы показателей, полученных на базе обследований населения, позволило внести дополнения в баланс трудовых ресурсов по тем категориям занятого населения, которые не попадают в отчетность предприятий - лица, работающие не по найму, помогающие члены семейных предприятий, лица, работающие по найму у отдельных граждан. В схему баланса были включены показатели о численности безработных, в т. ч. зарегистрированных в службах занятости.
В целях получения данных о тенденциях изменения численности работающих в текущем периоде осуществляется сбор ежемесячной статистической отчетности от крупных и средних предприятий и квартальной -от малых предприятий. Данные разрабатываются по отраслям экономики и по формам собственности и используются для расчета общей численности занятых в течение года.
Одной из особенностей функционирования рынка рабочей силы Российской Федерации в переходный период являлась неполная занятость, определяемая как временное сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени, и предоставление работникам отпусков по инициативе администрации с потерей заработка или сокращением его размера.
Для получения информации о масштабах этого явления начиная с 1993 г. в отчетность по труду, собираемую от предприятий, были введены
показатели о переводе работников на режим неполного рабочего времени и предоставлении им отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. В 1994 г. в отчетность предприятий ввели показатель о неотработанном времени лицами, переведенными на режим неполного рабочего времени, что позволяет производить расчеты потерь рабочего времени по этой причине в расчете на одного работника. Статистические данные о неполной занятости позволили провести анализ потерь рабочего времени в кризисных условиях в 2008 и 2009 гг.
С принятием в 1991 г. закона Российской Федерации «О занятости населения в РСФСР» безработица была официально признана как социально-экономическое явление, соответственно был сформирован административный источник информации о безработице, зарегистрированной в органах государственной службы занятости. Источником информации об официальной безработице является государственная статистическая отчетность, разрабатываемая по линии федеральной службы занятости. Эта отчетность, собираемая с месячной, квартальной и годовой периодичностью, была сформирована в течение 1991-1992 гг. Периодически она пересматривается совместно с Федеральной службой занятости и утверждается Росстатом. Отчетность позволяет получать оперативные данные по следующим основным категориям граждан, обратившихся в службу занятости: ищущие работу, признанные безработными, получающие пособие по безработице; проходящие профессиональное обучение по направлению служб занятости, граждане, принимающие участие в общественных работах, организуемых в службах занятости. Ежемесячно разрабатываются данные о потребности предприятий в работниках, заявленной в службе занятости. С квартальной периодичностью разрабатываются данные о структуре незанятого населения, продолжительности безработицы и получения пособия, профессиональной подготовке незанятого населения по формам обучения и типам учебных заведений, а также трудоустройства лиц, прошедших профессиональное обучение.
Также в эту отчетность были введены показатели, характеризующие обращение и трудоустройство инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев, расширена информация о трудоустройстве отдельных категорий граждан в пределах установленных предприятиями и организациями квот, о содействии служб занятости в сохранении и создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства незанятого населения.
Одним из необходимых условий интеграции с международной системой статистических показателей являлся пересмотр нормативной базы в области экономических классификаторов. В 1993 г. Госкомстатом России были утверждены Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, разработанные с учетом резолюций международных конференций статистиков труда и рекомендаций МОТ, национальных особенностей России. Классификация населения по статусу в занятости применяется при разработке и анализе итогов обследования населения по проблемам занятости.
Совершенствование информационной базы по статистике рабочей силы в России предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- дальнейшее развитие системы сбора информации, основанной на выборочных обследованиях населения, в т. ч. совершенствование опросного листа в плане расширения информации по отдельным блокам программы;
- следующим направлением совершенствования информационного обеспечения процессов, происходящих на рынке рабочей силы, является построение интегрированной системы статистических показателей, включающей данные текущей статистики о занятости, выборочных обследованиях населения и административной статистики, разработка методов восстановления недостающей информации, организация проведения систематических расчетов численности экономически активного населения, занятых и безработных в период между опросами населения.
В числе проблем, которые требуют дальнейшего решения, - разработка методов получения информации от мелких предприятий, предпринимателей, лиц, работающих на индивидуальной основе, а также методологии статистического измерения занятости в неформальном секторе экономике, который в настоящее время в России имеет тенденцию к расширению.
С целью изучения конкретных условий, определяющих политику предприятий в области занятости, выявления критических ситуаций на рынке труда требуется, на наш взгляд, проведение специального мониторингового наблюдения в ряде регионов России по программам, разработанным совместно с Минтруда России.
Важным направлением в работе по совершенствованию статистики труда в соответствии с требованиями развития рыночной экономики является сотрудничество с международными организациями и национальными статистическими службами. Одним из элементов интеграции с международной статистической системой является организация работ по предоставлению статистических материалов в международные организации в соответствии с подписанными и ратифицированными соглашениями и конвенциями в области статистики труда. Трудности в подготовке данных для представления в международные организации связаны с необходимостью проведения дополнительной работы по обеспечению сопоставимости с соответствующими международными классификациями. Эти проблемы будут решаться по мере перехода на новые классификаторы.
Литература
1. Хуссманнс Р., Мехран Ф., Верма В. Обследования экономически активного населения: занятость, безработица, неполная занятость: методическое руководство МБТ: в 2 кн. - М.: Финстатинформ, 1994 (Кн. 1).
2. Современные международные рекомендации по статистике труда. - М.: Финстатинформ, 1994.
3. Методологические положения по статистике. Госкомстат России. - М., 1996. - Вып. 1.
4. Методологические положения по статистике. Госкомстат России. - М., 2003. - Вып. 4.
5. Попов А.Д. Баланс трудовых ресурсов как источник информации о положении в социально-трудовой сфере // Вопросы статистики. - №8. -2010.
Занданова Ольга Францевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Бурятского государственного университета, 670000, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.
Zandanova Ol'ga Frantsevna, candidate of science in economics, assistant professor at the Department of Economics, Buryat State University. Ulan-Ude, Ranzhu-rova st., 5.