Научная статья на тему 'Методологические основы государственного регулирования развития инновационно-активных предприятий в условиях их диверсификации'

Методологические основы государственного регулирования развития инновационно-активных предприятий в условиях их диверсификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационно-активные предприятия / развитие / государственное регулирование / диверсификация / методологические основы / innovation-active enterprises / development / government regulation / diversification / methodological foundations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М А. Батьковский, П В. Кравчук

В процессе управления развитием инновационно-активными предприятиями важную роль играет государственное регулирование данного процесса. Оно базируется на соответствующих методологических основах, которые в условиях диверсификации рассматриваемых предприятий значительно меняются. В статье представлен возможный вариант решения рассматриваемой проблемы, учитывающий специфику инновационно-активных предприятий и новые задачи их развития в условиях диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М А. Батьковский, П В. Кравчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE-ACTIVE ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THEIR DIVERSIFICATION

In the process of development management of innovatively active enterprises, an important role is played by state regulation of this process. It is based on the relevant methodological foundations, which, under the conditions of diversification of the enterprises under consideration, change significantly. The article presents a possible solution to the problem under consideration, taking into account the specifics of innovatively active enterprises and the new tasks of their development in the context of diversification.

Текст научной работы на тему «Методологические основы государственного регулирования развития инновационно-активных предприятий в условиях их диверсификации»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИХ

ДИВЕРСИФИКАЦИИ

М.А. Батьковский, канд. экон. наук, вед. науч. сотр. П.В. Кравчук, д-р экон. наук, профессор, коммерческий директор НИЦ «Интелэлектрон» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10005

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-00-00012 (№18-00-00008) КОМФИ.

Аннотация. В процессе управления развитием инновационно-активными предприятиями важную роль играет государственное регулирование данного процесса. Оно базируется на соответствующих методологических основах, которые в условиях диверсификации рассматриваемых предприятий значительно меняются. В статье представлен возможный вариант решения рассматриваемой проблемы, учитывающий специфику инновационно-активных предприятий и новые задачи их развития в условиях диверсификации.

Ключевые слова: инновационно-активные предприятия, развитие, государственное регулирование, диверсификация, методологические основы.

Переход к инновационно ориентированному развитию промышленности требует разработки методологических основ государственного регулирования данного процесса. Они должны учитывать новые задачи государственного строительства, особенности экономического состояния России, возможности инновационно-активных предприятий (ИАП) [1]. Несмотря на свою большую практическую значимость данная проблема до настоящего времени не получила своего однозначного решения. В работах многих авторов, посвященных ее решению, рассматриваются, как правило, лишь ее отдельные вопросы [2; 3; 4]. Это не позволяет системно решать рассматриваемую проблему.

Сущностью процесса государственного регулирования развития инновационно активных предприятий (ИАП) является последовательная реализация мер, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности на основе материализации научных достижений в виде инноваций, в результате чего создаются улучшенные средства производства, новые технологические процессы, виды продукции и услуг, формы и методы организации производст-

венного процесса. Для повышения научной обоснованности данного процесса необходимо учитывать законы инновационного развития, которые определяют последовательность и скорость инновационных изменений в промышленности, а также механизм управления данным развитием [5]. Основные управляющие воздействия, реализуемые с помощью данного механизма, отражают методологические основы государственного регулирования развития ИАП. Они должны отражать реакцию на изменения состояния внутренней и внешней среды радиоэлектронной промышленности, а также целей их инновационного развития [6].

Государственное регулирование развития ИАП должно осуществляться на основе поддержания рационального баланса между интересами производителей и потребителей продукции (путем стимулирования коммерциализации результатов их научно-производственной деятельности и ответственностью государственных заказчиков). Для этого государство должно создавать условия для формирования и развития инновационной инфраструктуры, с учетом особенностей их инновационной

деятельности и целевого назначения ИАП [7].

В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов необходимо в ходе государственного регулирования развития ИАП, разрабатывать рациональные механизмы и

типовые процедуры управления данным процессом [8; 9]. С целью структуризации процесса государственного регулирования развития ИАП можно использовать модель, основные этапы которой, представленную на рисунке.

Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды

ИАП *

Определение инновационных целей

Оценка инновационного потенциала

Разработка инновационных стратегий ИАП

Формирование портфеля инновационных проектов

Разработка отраслевых инновационных проектов

I

Оценка риска отраслевых инновационных проектов

+

Стратегическое планирование диверсификации ИАП

+

Формирование окончательного портфеля инновационных проектов

I

Реализация инновационных стратегий ИАП

I

Оценка эффективности инновационных стратегий

Рисунок. Модель государственного регулирования развития инновационно-активных

предприятий

Важными условиями формирования и функционирования системы управления развитием ИАП являются нормативно установленные правила и процедуры распределения прав и ответственности между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечение соответствия между приоритетами их технологического разви-

тия, обусловленными оборонными задачами и коммерческими приоритетами, определяемыми конъюнктурой рынка [10]. Вопросы распределения прав на результаты инновационной деятельности в значительной степени являются общими для всех ИАП. При этом вопросы государственной поддержки процесса коммерциализации

продукции двойного назначения и компенсации рисков, возникающих в связи с обеспечением оборонных приоритетов над коммерческими интересами, являются специфичными для организации инновационной деятельности ИАП [11]. Основным принципом формирования новой эффективной инновационной системы должна стать экономическая привлекательность инновационной деятельности, связанная с получением предприятиями ощутимых дополнительных преимуществ. К таким преимуществам могут относиться:

- доступность информации о результатах интеллектуальной деятельности, созданных в инновациях по государственным контрактам и пригодных для коммерциализации [12];

- возможность приобретения прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета и имеющих высокий коммерческий потенциал [13];

- доступность услуг по оформлению договорных отношений между основными участниками инновационного процесса (государственными заказчиками, разработчиками, инвесторами) [14];

- предоставление налоговых льгот и

участникам инновационного процесса [15];

- возможность частичной компенсации рисков, связанных с адаптацией продукции к конъюнктурным условиям рынка [16];

- доступность кредитов, выдаваемых на льготных условиях участникам инновационного процесса, в том числе под будущую продукцию [17];

- доступность консалтинговых, маркетинговых и других услуг для всех участников инновационного процесса [18];

- сочетание ответственности за обеспечение государственных оборонных приоритетов и свободы выбора путей коммерциализации продукции двойного назначения в рамках действующего законодательства, которое нуждается в дальнейшем совершенствовании [19].

Заключение. Совершенствование методологических основ государственного регулирования развития инновационно-активных предприятий в условиях их диверсификации необходимо проводить с целью повышения эффективности данного процесса [20]. Практическая реализация представленных в данной статье предложений будет способствовать решению данной задачи.

других государственных преференций

Библиографический список

1. Гусева Я.В. Государственное регулирование инновационного развития предприятий в условиях экономической трансформации // Вестник МГТУ Станкин. - 2016. - №1 (36). -С. 96-101.

2. Карпов А.С., Карпова К.В. Государственная политика в области повышения конкурентоспособности ракетно-космической промышленности Российской Федерации // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2017. - №3. - С. 29-32.

3. Никулина О.В., Крстовски Я.Я. Роль и значение государственной поддержки в финансовом обеспечении инновационной деятельности современных компаний // Экономика: теория и практика. - 2019. - №1 (53). - С. 3-9.

4. Моттаева А.Б., Князев Д.В. Проблемы инновационного развития промышленных предприятий // Научное обозрение. - 2016. - №13. - С. 136-142.

5. Демьяненко А.Е. Основополагающие аспекты эффективности современного предприятия, инновационный процесс и государственная поддержка // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2018. - № 15. - С. 172-189.

6. Беляков Г.П., Рыжая А.А. Государственная поддержка технологического развития промышленных компаний: зарубежный опыт // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 5. - С. 32-39.

7. Глухов В.В., Петреня Ю.К., Шилин П.С. Опыт применения механизмов государственного воздействия на инновационную деятельность в энергомашиностроении // Научно-

технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2018. - Т. 11. № 2. - С. 53-61. DOI: 10.18721/JE.11205

8. Ибрагимов О.Е. Организационно-экономические особенности интеграции малых предприятий в инновационный процесс предприятий оборонно-промышленного комплекса региона // Фундаментальные исследования. - 2017. - №11-1. - С. 215-219.

9. Бердникович Е.Ю. Управление развитием оборонно-промышленного комплекса на основе совершенствования механизмов стимулирования и государственной поддержки // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №6 (71). - С. 31-33.

10. Газгиреев И.Х., Газгиреев Х.Д. Совершенствование управления на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, выпускающих гражданское оборудование инвестиционного назначения // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2017. -№1 (92). - С. 125-131.

11. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Булава И.В. Анализ динамики и эффективности интеграции производства вооружений и военной техники // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 2-11.

12. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оптимизация программ инновационного развития предприятий радиопромышленности // Радиопромышленность. - 2011. - №3. - С. 20-31.

13. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика, 2011. - 512 с.

14. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Optimization of use of production capacity of defense-industrial complex. (Оптимизация использования производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса). // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - №2. - С. 147-149.

15. Батьковский А.М. Методологические основы формирования программ инновационного развития предприятий радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - №2. - С. 38-54.

16. Фомина А.В., Стяжкин А.Н., Батьковский М.А. Инновационное развитие радиоэлектронной промышленности // Вопросы радиоэлектроники. - 2015. - №1. - С. 186-201.

17. Батьковский А.М., Трофимец В.Я., Трофимец Е.Н. Оценка финансово-экономического состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники, серия РЛТ. - 2014. - №1. - С. 140-150.

18. Батьковский А.М., Семенова Е.Г., Трофимец В.Я., Трофимец Е.Н. Оценка рисков инвестиционных проектов на основе имитационного статистического моделирования // Вопросы радиоэлектроники, серия Общетехническая (ОТ). Вып. 2. - 2015. - №4. - С. 204222.

19. Никулина О.В., Сердюк А.А. Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства // Финансы и кредит. - 2016. - №27 (699). - С. 2-19.

20. Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В., Чернер Н.В. Управление производственным потенциалом оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники, серия Общетехническая (ОТ). Вып. 3. - 2015. - №5. - С. 222-246.

METHODOLOGICAL BASES OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE-ACTIVE ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THEIR DIVERSIFICATION

M.A. Batkovsky, Candidate of Economic Scienc, Leading Researcher P.V. Kravchuk, Doctor of Economic Sciences, Professor, Commercial Director Research And Testing Center «Interelectron» (Russia, Moscow)

Abstract. In the process of development management of innovatively active enterprises, an important role is played by state regulation of this process. It is based on the relevant methodological foundations, which, under the conditions of diversification of the enterprises under consideration, change significantly. The article presents a possible solution to the problem under consideration, taking into account the specifics of innovatively active enterprises and the new tasks of their development in the context of diversification.

Keywords: innovation-active enterprises, development, government regulation, diversification, methodological foundations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.