УДК 338.24
Батьковский Александр Михайлович
доктор экономических наук, советник генерального директора, Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации «Электроника» Ьа1коу5к1у_а@1п51е!. ги
Кравчук Павел Васильевич
доктор экономических наук, профессор, коммерческий директор, Научно-испытательный центр «Интелэлектрон» [email protected]
Трофимец Валерий Ярославович
доктор технических наук, профессор,
кафедра информационных систем и вычислительной техники, Санкт-Петербургский горный университет [email protected]
Стратегии реализации
инновационно-активными предприятиями политики импортозамещения
Aleksandr M. Batkovskiy
Doctor of Economic Sciences, Advisor to General Director Joint Stock Company Central Research Institute of Economy, Management and Information Systems «Electronics» batkovskiy_a@instel. ru
Pavel V. Kravchuk
Doctor of Economics, Professor, Financial Director, JSC Intellectron Research Center, Moscow, Russian Federation [email protected]
Valeriy Ja. Trofimets
Doctor of Technical Sciences, Professor,
Department of Information Systems and Computer Engineering, St. Petersburg Mining University [email protected]
Strategies for
implementation of import substitution policy by innovation-active enterprises
Аннотация. В статье определены основные критерии оценки реализации политики импор-тозамещения инновационно-активными предприятиями. Даны определения и общая характеристика основных стратегий реализации данными предприятиями указанной политики. Рассмотрены достоинства и недостатки анализируемых стратегий. Исследованы основные инструменты реализации инновационно-активными предприятиями политики импортозаме-щения. Применение рассмотренного инструментария на практике обеспечивает повышение эффективности реализации политики им-портозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, инновационно-активные предприятия, стратегии, политика, оценка, критерии, инструменты, конкуренция.
Annotation. The main criteria for evaluating the implementation of import substitution policies by innovatively active enterprises are defined. The definitions and general characteristics of the main strategies for the implementation of import substitution policies by these enterprises are given. The advantages and disadvantages of these strategies are considered. The basic tools for implementing innovatively active enterprises in the policy of import substitution have been investigated. he application of the considered tools in practice provides an increase in the efficiency of implementation of the analyzed policy.
Keywords: import substitution, innovation-active enterprises, strategies, policies, evaluation, criteria, tools, competition.
В
ведение
В качестве основных критериев оценки реализации политики импортозамещения инновационно-активными предприятиями (ИАП) можно отметить следующие показатели:
- доля наукоемкой продукции в экспорте; соотношение импорта/экспорта инновационной продукции;
- изменение цен на высокотехнологичные товары на внутреннем рынке; рост производительности труда [2; 5]. На основании проведенного рет-
роспективного анализа развития ИАП следует отметить важную роль государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности создаваемой ими конечной продукции [1; 4]. Это обусловлено сочетанием ресурсо- и капиталоемкости производств на данных предприятиях с высокими темпами морального устаревания технологий и конечной продукции. Поэтому для данных предприятий особую роль играет определение стратегий реализации ими политики 1
импортозамещения .
Основные стратегии и инструменты реализации инновационно-активными предприятиями политики импортозамещения.
К числу данных стратегий можно отнести следующие [7]:
1. Закрытие рынка. Стратегия подразумевает закрытие внутреннего рынка от иностранных товаров, как конечных, так и комплектующих. Достигается зачастую путем введения заградительных пошлин, либо и вовсе запретом на импорт определенной продукции. К достоинствам этого метода можно отнести его относительную простоту, невысокие затраты на реализацию, и быстрое снятие зависимости от иностранной продукции. К недостаткам стратегии можно отнести :
- отечественный производитель не конкурирует с иностранным, нет стимула для дальнейшего развития и совершенствования производимой продукции;
- отечественный производитель зачастую остается стеснен объемами потребления;
- изолированность от мировых научных достижений. Производители не могут обмениваться научным опытом что требует от них значительно больших затрат на реализацию НИОКР.
2. Поощрение открытой конкуренции. Данную стратегию сложно назвать стратегией импорто-замещения; скорее, она является способом стимуляции отечественного производителя, что при правильном подходе в долгосрочной перспективе способно привести к значительному замещению импортной продукции и созданию предприятий, способных конкурировать с лучшими мировыми производителями. Конкуренция возможна как на внешнем рынке, так и на внутреннем. В рамках политики целесообразно как поддержание внутренней конкуренции между производителями для стимуляции их динамичного развития, так и поддержание конкуренции с мировыми игроками. Данная стратегия относительно сложна в реализации, и сопряжена с множеством рисков [6].
3. Международная кооперация:
Локализация. Один их подходов к стратегии международной кооперации в рамках реализации
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 18-00-00012 (18-00-00008) КОМФИ.
политики импортозамещения подразумевает отказ от импортирования конечных продуктов, и позволяет импортировать лишь отдельные узлы и агрегаты, которые в данный момент не могут быть выпущены внутри страны. В результате получается кооперация внутреннего производителя, который осуществляет сборку конечного продукта внутри страны частично из комплектующих элементов, произведенных отечественными производителями и частично из полученных от иностранного производителя. Данный метод позволяет в короткие сроки значительно снизить долю импорта, наладить выпуск востребованной продукции внутри страны. В дальнейшем реализация данной стратегии должна быть направлена на снижение доли импортируемых комплектующих и повышение доли комплектующих производимых внутри страны [8].
Международная кооперация с «дружественными странами». Данный вид кооперации подразумевает замещение импортной продукции из стран экономические отношения и сотрудничество с которыми может быть под угрозой, например, из-за политических разночтений, на продукцию из «дружественных» стран. Данный метод нельзя назвать импортозамещением в чистом виде, однако в некоторых случаях он может обезопасить производителей и государство от зависимости в наиболее важных сферах от поставок оборудования, которое может оказаться инструментом давления в политической сфере.
Основными инструментами реализации политики импортозамещения являются:
1. Субсидирование экспорта через компенсацию части затрат на покупку товаров конечным потребителям. Стоит обратить внимание на то, что согласно правилам Всемирной торговой организации, прямое субсидирование экспорта запрещено, однако возможен вариант непрямого финансирования, при условии, что данная мера будет соответствовать нормам Соглашения ОЭСР по экспортным кредитам.
2. Предоставление экспортных грантов. Данный вид поддержки экспортеров распространен, например, в Австралии и может быть адоптирован под российские условия. Преференции экспортерам отечественной продукции, а именно: ускоренная амортизация и предоставление льготных ставок по кредитам под повышение экспортного потенциала предприятий.
3. Регулирование таможенных пошлин и налоговое регулирование.
4. Развитие технических стандартов и нормативно-правовой базы. Сюда входит создание и развитие системы технических стандартов. Благодаря данной мере возможно ограничение поставок низкокачественной продукции иностранного производства.
5. Упрощение и ускорение процесса оформления экспортной документации, требуемой для пропуска товара через границу.
6. Выступление государством в качестве гаранта ряда стратегически важных сделок.
Определение статуса отечественного производителя и введение преференций при осуществлении экономической деятельности.
Выводы.
Ключевым аспектом намеченных в радиоэлектронной промышленности масштабных преобразований является переход к инновационной модели ее развития [3]. Предприятиями РЭП осуществляется реализация мероприятий по широ-
Литература:
1. Андрюк Г.Л. Проблемы и перспективы реализации политики импортозамещения в отраслях национальной промышленности / Г.Л. Андрюк, М.Ю. Погудаева // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1(69). С. 350-353.
2. Батьковский А.М. Модели формирования и оценки программы инновационного развития экономической системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 9(51). С. 1423.
3. Батьковский А.М. Моделирование программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности. // Вопросы радиоэлектроники. 2011. Т. 2. № 2. С. 163-173.
4. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем. // Экономические отношения. 2012. № 1. С. 3-8.
5. Батьковский А.М. Оптимизация процессов концентрации и специализации производства продукции в оборонно-промышленном комплексе / А.М., Батьковский, М.А. Батьковский, В.Д. Кала-чанов // Радиопромышленность. 2014. № 3. С. 171-181.
6. Батьковский А.М. Анализ инновационных проектов при формировании программы инновационного развития экономической системы / А.М. Батьковский, И. В. Булава, М.П. Ярошук // Креативная экономика. 2009. № 11. С. 71-74.
7. Ларин С.Н. Анализ мероприятий по импорто-замещению в стратегиях развития ведущих секторов российской экономики / С.Н. Ларин, А.Н. Знаменская, Т. В. Стебеняева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 5(350). С. 804-813.
8. Avdonin B.N. Optimization of use of production capacity of defense-industrial complex / B.N. Avdonin, A.M. Batkovsky, M.A. Batkovsky // Статистика и Экономика. 2014. № 2. С. 147-150.
комасштабному импортозамещению. Ими ведется мониторинг новых разработок отечественного промышленного оборудования с требуемыми значениями технических характеристик для оценки возможности его внедрения в производственные процессы. Благодаря проводимой грамотной организационно-технической политике и постоянному инновационному развитию предприятий, проблема утраченных технологий уменьшилась.
Literature:
1. Andryuk G.L. Problems and prospects for the implementation of import substitution policies in national industries / G.L. Andryuk, M.Yu. Pogudaye-va // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 4-1 (69). P. 350-353.
2. Batkovsky A.M. Models of formation and evaluation of the program of innovative development of the economic system // Financial analytics: problems and solutions. 2011. № 9(51). P. 14-23
3. Batkovskiy A.M. Modeling of programs of innovative development of the radio-electronic industry // Questions of radio electronics. 2011. Vol. 2. № 2. P. 163-173.
4. Batkovskiy A.M. General characteristics of the innovation activities of economic systems // Economic relations. 2012. № 1. P. 3-8.
5. Batkovskiy A.M. Optimization of the processes of concentration and specialization of production in the military-industrial complex / A.M. Batkovskiy, M.A. Batkovskiy, V.D. Kalachanov // Radio industry. 2014. № 3. P. 171-181.
6. Batkovskiy A.M. Analysis of innovative projects in the formation of the program of innovative dev el opment of the economic system / A.M. Bat-kovskiy, I.V. Bulava, M.P. Yaroshuk // Creative Economy. 2009. № 11. P. 71-74
7. Larin S.N. Analysis of import substitution measures in the development strategies of the leading sectors of the Russian economy / S.N Larin, A.N. Znamenskaya, T.V. Stebenyaeva // National Interests: Priorities and Security. 2017. Vol. 13. № 5 (350). P. 804-813.
8. Avdonin B.N. Optimization of use of production capacity of defense-industrial complex / B.N. Avdonin, A.M. Batkovsky, M.A. Batkovsky // Statistics and Economics. 2014. № 2. P. 147-150.