Научная статья на тему 'Методологические основы гендерных исследований'

Методологические основы гендерных исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / КРИТИКА ЯЗЫКА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдувахабова Махина Азатовна

Язык не только создает некий образ мира, но и оказывает действенное влияние на мысли и поступки людей. Языковедческий анализ культурных доминант, прежде всего, предполагает изучение областей, где необходима лингвистическая компетенция, которой соответствуют определенные методики, в первую очередь, наблюдение, эксперимент и контрастивный анализ. Материал исследования набирается путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц, прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и поговорок, текстов художественной литературы, средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы гендерных исследований»

6. Розанов И.В. Принципы клавирной педагогики и исполнительства Франции и Германии первой половины XVIII века (на материале французских и немецких трактатов). Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусств. Л., 1981. 34 с.

7. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М. «Музыка», 1984. 88 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Абдувахабова М.А.

Абдувахабова Махина Азатовна - старший преподаватель, соискатель,

кафедра теоретических дисциплин английского языка, факультет английского языка 3, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: язык не только создает некий образ мира, но и оказывает действенное влияние на мысли и поступки людей. Языковедческий анализ культурных доминант, прежде всего, предполагает изучение областей, где необходима лингвистическая компетенция, которой соответствуют определенные методики, в первую очередь, наблюдение, эксперимент и контрастивный анализ. Материал исследования набирается путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц, прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и поговорок, текстов художественной литературы, средств массовой информации. Ключевые слова: гендер, методология, методы, критика языка, контент-анализ.

Теоретической базой сначала для феминистской критики языка, а позднее для гендерных исследований послужили основные концепции критической лингвистики, так и некоторые воззрения В. Гумбольдта и его последователей, а также знаменитая гипотеза Сепира-Уорфа или «теория языковой относительности», отчасти вытекающая из идей великого немецкого лингвиста [1, 57]. Так, по мнению Гумбольдта, язык -это некое выражение национального духа, определенный «промежуточный мир», стоящий между мышлением человека и внешним миром; он является той силой, которая превращает мир в идеи, вербализуя и меняя при этом собственно сам мир.

Появляются новые источники анализа: от исследования художественного текста ученые приходят, с одной стороны, к изучению речи профессиональных сообществ, мужчин и женщин, субкультур, малых групп - и с другой - к описанию различных видов институциональной коммуникации, лингводиагностике и многим другим направлениям, цель которых - получение информации о говорящем субъекте.

Смена взгляда на объект потребовала включенности и других методов, к числу которых относятся, в частности, контент-анализ, этнографические методы, нарративная семиотика, критический анализ дискурса.

Контент-анализ - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ как научный метод начинает широко использоваться с 20-30-х гг. в США. Исследования того времени часто заключались в подсчете площади, занимаемой теми или иными разделами на страницах газет, либо частоты употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи и др.

Один из основоположников контент-анализа Б. Берельсон дает следующее определение: «Контент-анализ - это исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания содержания коммуникаций» [2, 10].

«Физические единицы» - сущности с четко очерченными физическими, геометрическими или временными границами, например, экземпляры книги, номера газет, экземпляры плакатов или листовок, фотографии и т.п.

Пропозициональные единицы и оценки - это примеры высказываний, в основе которых лежат пропозиции - описания конкретных положений дел (ситуаций) безотносительно модальности.

Макроструктурные единицы - сложные понятийные конструкции, образующие «верхние этажи» человеческих представлений о мире и, в частности, идеологических систем. Часто имеют литературные и фольклорные прототипы, что отражается в названиях. Их довольно много, однако наибольший интерес для контент-анализа представляют метафоры, примеры и аналогии.

Контент-анализ грамматических категорий представляет собой достаточно редкое исследовательское начинание, стимулом к которому является гипотеза о том, что употребление грамматических форм в меньшей степени, чем употребление лексики, контролируется автором текста и поэтому может послужить источником таких сведений о нем, которые он сам вовсе не собирался делать доступными читателям.

Широкое применение в западных гендерных исследованиях получили следующие этнографические методы: углубленное, фокусное, групповое интервьюирование, включенное наблюдение, устная история. Включение в анализ так называемых этнографических методов представлет из себя аналитические подходы, позволяющие изучить личный жизненный опыт интервьюируемых женщин. Этнография представляет собой «опрос-участие» и имеет свои позитивные стороны в отличие от традиционных опросников. В частности, в исследованиях профессиональной среды существует опыт применения таких этнографических методов, как ретроспективная этнография, селективный этнографический обзор образовательного, профессионального уровня субъектов исследуемой субкультуры. Критерий селективного обзора зависит от того, насколько генерализовано он позволяет оценить позиции мужского доминирования в данной среде.

Список литературы

1. Рябов О.В. Матушка-Русь. М.: Ладомир, 2001. 202 с.

2. Халеева И.И. Интрига познания // Гендерный фактор в языке и коммуникации. -

Иваново, 1999. С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.