УЕБТЫНС
мвви
УДК 69.009
С.Н. Большаков
ФГБОУВПО «МГСУ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Виртуальным организационным структурам, позиционирующимся в качестве наиболее прогрессивного инструмента процессов автоматизации и оптимизации строительного производства, характерна значительная вариативность форм и моделей реализации, что обусловливается внутриотраслевой спецификой области применения процессов виртуализации. Эффективность той или иной модели виртуального предприятия напрямую зависит от корректности формирования и полноты методологической базы внедряемой системы. Масштабность и экономико-социальная значимость строительной отрасли накладывает свой отпечаток на процесс генерации и внедрения виртуальных структур. Обозначенные в качестве перспективных тенденции и направления исследовательской деятельности призваны устранить существующий на данный момент пробел в информационном поле процессов виртуализации.
Ключевые слова: методология, виртуальное предприятие, компетенция, математическая модель, коэффициент лояльности, автоматизация, организационный резерв, виртуальные организационные структуры.
Для получения качественного отраслевого продукта необходимы оптимизация производства и предшествующий ей детальный анализ технологий, процессов и информационного поля. Анализируются источники, генерирующие информацию, варианты ее фиксации и отображения, согласования и утверждения, передачи и хранения, определяется целевая аудитория для информационных потоков, а также использующиеся средства коммуникации. Далее выявляются так называемые «узкие места» в процессной, технологической и информационной организации производственной деятельности и возможные причины их появления. Следующий за этим поиск возможных вариантов решения основывается на масштабах и специфике выявленных проблем, при этом есть вероятность устранить незначительные отклонения и сбои посредством выработки наиболее оптимальных локальных управляющих воздействий, если же речь идет о крупных процессных дефектах и несоответствиях, имеющих статус общих внутриотраслевых, то тут требуется полноценная методология, оперирующая математическими моделями и алгоритмами. На основании полученных в процессе аналитической деятельности результатов предлагается проектирование виртуальной организационной структуры в качестве многогранного, мощного инструмента модернизации строительного производства, позволяющего автоматизировать и оптимизировать основные отраслевые процессы, способствующего повышению конкурентоспособности предприятий строительной отрасли, позволяющего оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка [1, 2]. Из всего многообразия терминов и определений, характеризующих виртуальные предприятия, в ка-
ВЕСТНИК лтчпл'».
10/2013
честве наиболее адаптированного под специфику строительства можно выделить следующее — это динамическая, открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению проекта: от сформулированной идеи до сдачи продукции конечному потребителю.
Основным продуктом строительной отрасли являются здания и сооружения во всем многообразии форм, масштабов и сегментов. А поскольку мощностей одного предприятия, каким бы крупным и развитым оно не было, как правило, недостаточно для реализации среднемасштабного строительного проекта, приходится использовать компетенции других организаций, концентрирующих свою деятельность на строительном производстве. Как показывает опыт, чем масштабней проект, тем шире количественный состав реализующего звена, состоящего из подрядчиков, поставщиков, проектировщиков, инвесторов, юристов, риелторов и др. Из всего этого многообразия и формируется виртуальная организационная структура, оптимизирующая процессы строительства и реализующая заданный проект. На первом этапе определяются организационная принадлежность и состав «информационного центра» или другими словами — органа управления и координации. Ранее были сформулированы следующие вариации «информационного центра»:
управляющая компания, не являющаяся непосредственным участником производственно-логистического процесса;
«плавающая», когда центром виртуальной организационной структуры становится одно из предприятий — участников, являющееся головным исполнителем по тому или иному проекту.
Но поскольку они не охватывали всего многообразия уже существующих и потенциально возможных форм органа управления, в ходе исследования была описана новая «комплексная» вариация создания информационного центра, в котором интегрируются ресурсы нескольких предприятий (как правило, двух), являющихся инициаторами проекта. После того как информационный центр определен и сформирован, запускается процесс наполнения виртуальной организационной структуры составными элементами, от качественного и количественного состава которых во многом зависит эффективность реализации данного проекта. В первую очередь необходимо привлечь предприятия, составляющие инвестиционное звено, и только после подготовки полноценной программы финансирования строительных процессов стоит ориентироваться на других участников производства. Такой порядок отображен на схеме (рис.), но, как известно, рынок вносит свои коррективы в любые устоявшиеся нормы и правила, и в качестве примера вполне реальна ситуация, когда инвесторы соглашаются на финансирование проекта только после того, как им представят четкую модель его реализации или же будущий объект будет частично или полностью реализован. В этом случае создание реализующего звена предшествует инвестиционному, поскольку продать или сдать в аренду актив, который описан на бумаге, способны только профессиональные консультанты.
Схема организации ВП в рамках строительного производства
Для формирования качественного и количественного состава виртуальной информационной структуры воспользуемся алгоритмом многокритериальной оценки альтернатив, который относится к так называемым прямым методам. Для начала выполним следующие действия:
1) определяем критерии оценки альтернатив;
2) ранжируем критерии по важности;
3) отбрасываем маловажные критерии;
4) назначаем числа, соответствующие относительной важности критериев;
5) нормируем коэффициенты w. по важности из условия
= 1, (1)
7=1
где w — вес 7-го критерия, назначаемый ответственным специалистом;
6) производим предварительное отсечение альтернатив по качеству (на шкалах критериев определяется индекс качества);
ВЕСТНИК
10/2013
7) определяем функции и полезности для каждого из критериев
(2)
где хI — наилучшее значение показателя по 7-му критерию; х7
фактиче-
ская оценка по 7-му критерию;
8) полезность каждой из альтернатив определяем по формуле
N
и = Хщи.
(3)
Данная математическая модель отображает идеализированное представление процессов качественного и количественного формирования виртуального предприятия. В реальности даже самые подходящие элементы могут не попасть в структуру будущей организации по причине банального нежелания что-то менять в своей деятельности. Для соблюдения этой условности в итоговую модель вводится так называемый «коэффициент лояльности» а, который в отличие от рассматриваемых ранее показателей, применим ко всем предприятиям, вне зависимости от функционального звена. В связи с этим, результирующая модель принимает вид
где и определяется по формуле (3), ае [0; 1 ].
Лояльность — это весьма относительный критерий, который может измениться вследствие повышения эффективности переговорной политики компании.
Сформированные в соответствии с вышеописанной методологией виртуальные организационные структуры предприятий призваны оптимизировать различные процессы в рамках строительного производства, это и внутрисистемная передача информации, фиксация различного рода отклонений, выработка управляющих воздействий и оперативное донесение их до необходимого звена, хранение массивов данных по проекту, электронная журнализация и т.д. В качестве основного направления для анализа и детализации можно определить процесс управления производством, который, по сути, является основополагающим. От эффективности и оперативности управленческих воздействий зависят качество будущего продукта, степень его соответствия выработанному проекту, соблюдение сроков реализации, оптимальность потребления ресурсов. Информационной основой и базой для оперативного управления служит оперативное планирование, ведь по своей сути управление сводится к проверке соответствия полученных за определенный период результатов с запланированными показателями, выявлению возможных отклонений и причин их возникновения, а также генерации нормализующих воздействий. Основной характеристикой оперативного управления служит временной период, на который и составляется план работ, с определением объемов, реализующих звеньев и ресурсов. Сокращение этого временного периода и характеризует оперативность процессов планирования и управления, но как показал практический опыт, переход к недельно-суточному планированию привел к формированию и усугублению целого ряда проблем.
и*= аи,
(4)
Внедрение в строительное производство виртуальных систем подразумевает повышение степени автоматизации и использование самого современного оборудования как в офисах компаний — участников проекта, так и непосредственно на строительных площадках, где и выполняется основной объем технологических операций. Если детализировать процесс выполнения какой-либо работы, то мы получим последовательность, на первом этапе которой ответственный за это персонал закладывает ее в оперативном плане, где также приводятся все необходимые требования и пояснения (предшествующие работы, выполнение которых является критическим условием, требуемый объем, реализующее звено — состав и квалификация рабочих, необходимые ресурсы сроки выполнения и т.д.). После всех утверждений и согласований оперативные планы поступают непосредственно на производственную площадку к бригадирам, которые, проанализировав текущую ситуацию, должны оценить возможность реализации. Соблюдение всех необходимых условий позволяет сформулировать конкретные задачи рабочим, которые собственно и приступают к выполнению работ. По факту завершения активных действий рабочие отчитываются перед бригадиром, а тот в свою очередь делает соответствующую отметку в журнале производства работ и доносит информацию вышестоящему руководству. Эта, на первый взгляд, несложная последовательность и генерирует наибольшее число отклонений и процессных сбоев, которые могут возникнуть на любом из этапов.
Функционал виртуальной организационной структуры, а именно единый информационный центр, призван осуществлять сбор информации по отклонениям, фиксировать их, оперативно генерировать управляющие воздействия с учетом типизации сбоев, информировать об этом руководство, а в случае возникновения нетипичного сбоя (информация по которому отсутствует в системе) обеспечивать максимально оперативную связь по каналу руководство — реализующее звено.
Создание и внедрение виртуальных организационных структур требует детальной проработки всех аспектов функционирования будущего предприятия, каким бы продолжительным оно не было и какие бы цели перед ним не ставились. Определив участников и основную схему виртуальной организационной структуры, необходимо озадачиться вопросами аппаратного и программного обеспечения. Под основной схемой понимается локация всех составных элементов виртуальной структуры, а именно на базе какой из организаций создается единый информационный центр, либо он функционирует за пределами вовлеченных в производственный процесс предприятий, каким образом выстраиваются межэлементные взаимосвязи, подразумевается ли привлечение к реализации проекта дополнительных компетенции и определен ли спектр резервистов. Подобная схема без сомнения является основой любой виртуальной организационной структуры, подобно «скелету» она обеспечивает правильное расположение всех элементов и их функциональные возможности. Любая схема, осуществляя планомерный переход из теоретической в практическую реализацию, наполняется соответствующим аппаратным и программным содержанием. А поскольку в процессе формирования виртуальной структуры участвуют полноценные, самодостаточные организации, в полной мере обеспеченные технически, что и
ВЕСТНИК AtM-iMt.
10/2013
позволяет им предоставлять обособленные компетенции для достижения общей цели, то переход к новому механизму функционирования в рамках виртуального предприятия будет происходить с минимальными затратами и потерями ресурсов. Совсем без затрат обойтись не удастся, так как потребуется дополнительное сетевое оборудование для прокладки внешних каналов связи, аппаратура для единого информационного центра, возможно даже организация дополнительных рабочих мест внутри отдельных предприятий. Но все это вполне оправдано и должно компенсироваться повышением эффективности строительного производства, сокращением материальных и временных ресурсов, внедрением новых технологий и стандартов, преобразующих строительные процессы в более безопасные и экологичные.
Любые инновации требуют качественной информационной базы для успешного внедрения и функционирования в той или иной отрасли. Виртуальные организационные структуры с натяжкой можно назвать новейшей разработкой, поскольку существует уже определенный опыт внедрения и функционирования, но он в большей степени зарубежный. Очевидным остается факт, что строительная отрасль в нашей стране нуждается в качественной оптимизации и автоматизации как технологической составляющей, так и процессной. И если в ближайшее время накопленный базис по виртуализации удастся адаптировать в экономико-правовых реалиях нашего государства, мы получим заметное улучшение не только самих процессов строительного производства, но и ощутимый прогресс качества отраслевого продукта — зданий и сооружений, что будет подтверждаться получением различного рода сертификатов, в т.ч. международных, позволит ставить и решать новые задачи, определяющие прогресс отрасли [1—10].
Библиографический список
1. Волков А.А. Информационное обеспечение в рамках концепции интеллектуального жилища // Жилищное строительство. 2001. № 8. С. 4—5.
2. Волков А.А. Гомеостат строительных объектов. Часть 3. Гомеостатическое управление // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003. № 2. С. 34—35.
3. Волков А.А., Ярулин Р.Н. Автоматизация проектирования производства ремонтных работ зданий и инженерной инфраструктуры // Вестник МГСУ 2012. № 9. С. 234—240.
4. Chelyshkov P., Volkov A., Sedov A. Application of computer simlation to ensure comprehensive security of buildings. Applied Mechanics and Materials (Trans Tech Publications, Switzerland). 2013, vol. 409—410, pp. 1620—1623.
5. Volkov A.А. Building Intelligence Quotient mathematical description. Applied Mechanics and Materials (Trans Tech Publications, Switzerland). 2013, vol. 409—410, pp. 392—395.
6. Волков А.А. Удаленный доступ к проектной документации на основе современных телекоммуникационных технологий // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2000. № 4. С. 23.
7. Волков А.А., Лебедев В.М. Моделирование системоквантов строительных процессов и объектов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2008. № 2. С. 86—87.
8. Волков А.А. Виртуальный информационный офис строительной организации // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002. № 2. С. 28—29.
9. Волков А.А., Вайнштейн М.С., Вагапов Р.Ф. Расчеты конструкций зданий на прогрессирующее обрушение в условиях чрезвычайных ситуаций. Общие основания и оптимизация проекта // Вестник МГСУ 2008. № 1. С. 388—392.
10. Лосев К.Ю., Лосев Ю.Г., Волков А.А. Развитие моделей предметной области строительной системы в процессе разработки информационной поддержки проектирования // Вестник МГСУ 2011. № 1. Т. 1. С. 352—357.
Поступила в редакцию в октябре 2013 г.
Об авторе: Большаков Сергей Николаевич — аспирант, ассистент кафедры информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].
Для цитирования: Большаков С.Н. Методологические основы формирования виртуальных организационных структур предприятий в рамках строительного комплекса // Вестник МГСУ 2013. № 10. С. 287—294 .
S.N. Bol'shakov
SYSTEM TECHNIQUE OF VIRTUAL ORGANIZATIONAL STRUCTURES DESIGN FOR CONSTRUCTION COMPANIES
The article describes virtual organizational structure for the construction industry, which was formed as a result of a number of problematic issues. The development of the construction industry is one of the prior tasks for the state economy. Virtual enterprises, tailored to the industry, showed themselves as the most progressive means of production optimization and automation.
Virtual organizational structures are becoming more widespread. They demonstrate positive effect after being introduced and used in various sectors of the economy. Today, foreign experience and technologies of implementing virtual organizational structures of enterprises is actively adapted in the realities of the Russian economy with harsh investment climate and the increased interest of the state sector. The introduction of virtual organizational structures for construction companies is a significant step in the process of the industry informalization. By setting a precedent and reinforcing it by appropriate methodological framework, we obtain a basis for the formation of information platforms, which contain the full list of theoretical and practical knowledge.
Getting positive effect after creating virtual organizational structures of enterprises in the construction industry is only half the way. Any result from the introduction will result in a new area for research and development.
Key words: virtualization, process management, system technical modeling, information field, virtual organizational structure, optimization, industry-specific product, construction sector.
References
1. Volkov A.A. Informatsionnoe obespechenie v ramkakh kontseptsii intellektual'nogo zhilishcha [Information Support under the Concept of Smart Homes]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [House Construction]. 2001, no. 8, pp. 4—5.
2. Volkov A.A. Gomeostat stroitel'nykh ob"ektov. Chast' 3. Gomeostaticheskoe uprav-lenie [Homeostat of Construction Projects. Part 3. Homeostatic Management]. Stroitel'nye materialy, oborudovanie, tekhnologii XXI veka [Building Materials, Equipment, Technologies of the 21st century]. 2003, no. 2, pp. 34—35.
3. Volkov A.A., Yarulin R.N. Avtomatizatsiya proektirovaniya proizvodstva remontnykh rabot zdaniy i inzhenernoy infrastruktury [Computer-Aided Design of Repairs of Buildings and the Engineering Infrastructure]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 234—240.
4. Chelyshkov P., Volkov A., Sedov A. Application of Computer Simulation to Ensure Comprehensive Security of Buildings. Applied Mechanics and Materials (Trans Tech Publications, Switzerland). 2013, vol. 409—410, pp. 1620—1623.
BECTHMK ,n;on<n
10/2013
5. Volkov A.A. Building Intelligence Quotient: Mathematical Description. Applied Mechanics and Materials (Trans Tech Publications, Switzerland). 2013, vol. 409—410, pp. 392—395.
6. Volkov A.A. Udalennyy dostup k proektnoy dokumentatsii na osnove sovremennykh telekommunikatsionnykh tekhnologiy [Remote Access to Project Documents on the Basis of Advanced Telecommunications Technologies]. Stroitel'nye materialy, oborudovanie, tekh-nologii XXI veka [Building Materials, Equipment, Technologies of the 21st century]. 2000, no 4, p. 23.
7. Volkov A.A, Lebedev V.M. Proektirovanie sistemokvantov rabochikh operatsiy i tru-dovykh stroitel'nykh protsessov v srede informatsionnykh tekhnologiy [Designing of the System Quanta of Working Operations and Labor Building Processes in the IT environment]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2010, no. 2, pp. 293—296.
8. Volkov A.A. Virtual'nyy informatsionnyy ofis stroitel'noy organizatsii [Virtual Information Office of a Building Company]. Stroitel'nye materialy, oborudovanie, tekhnologiiXXI veka [Building Materials, Equipment, Technologies of the 21st century]. 2002, no. 2, pp. 28—29.
9. Volkov A.A., Vaynshteyn M.S., Vagapov R.F. Raschety konstruktsiy zdaniy na pro-gressiruyushchee obrushenie v usloviyakh chrezvychaynykh situatsiy. Obshchie osnovaniya i optimizatsiya proekta [Design Calculations for the Progressive Collapse of Buildings in Emergency Situations. Common Grounds and Project Optimization]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2008, no. 1, pp. 388—392.
10. Losev K.Yu., Losev Yu.G., Volkov A.A. Razvitie modeley predmetnoy oblasti stroitel'noy sistemy v protsesse razrabotki informatsionnoy podderzhki proektirovaniya [Building System Subject Area Development During the Process of Design-cals-system Work out]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 1, vol. 1, pp. 352—357.
About the author: Bol'shakov Sergey Nikolaevich — postgraduate student, Assistant, Department of Information Systems, Technologies and Automation in Construction, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26, Yaroslavskoyeshosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].
For citation: Bol'shakov S.N A. Sistemotekhnika proektirovaniya virtual'nykh organizat-sionnykh struktur predpriyatiy stroitel'nogo kompleksa [System Technique of Virtual Organizational Structures Design for Construction Companies]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 10, pp. 287—294.