Научная статья на тему 'Методологические основы формирования инновационной системы управления региональной экономикой'

Методологические основы формирования инновационной системы управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE SYSTEM / SOCIAL AND ECONOMIC COMPLEX / PROGRAM AND DESIGN APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарченко Елена Александровна

В статье изложены различные подходы к формированию системы инновирования региональной экономики. Предлагается данную систему рассматривать как совокупность элементов, определяющих принципы, правила и методы реализации процессов формирования, распространения и реализации инновационных продуктов. В качестве инструмента формирования и функционирования системы управления инновирования экономики региона рассматривается программно-проектный подход, позволяющий выбрать наиболее целесообразные и наиболее эффективные направления стратегического развития экономики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases for the formation of the innovative system of regional economy management

In the article various approaches to the formation of the system of innovating of the regional economy have been presented. This system is considered as a set of the elements defining the principles, rules and methods of realization of the processes of formation, distribution and realization of innovative products. Program -project approach is considered as an instrument of formation and functioning of the system of management of innovating of the economy of the region allowing to choose the most expedient and most effective directions of strategic development of economy of the region

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования инновационной системы управления региональной экономикой»

УДК 332.1:338.2 ББК 65.9(2)

З-38

Захарченко Елена Александровна, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; тел.: 8(8772)521828.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

(рецензирована)

В статье изложены различные подходы к формированию системы инновирования региональной экономики. Предлагается данную систему рассматривать как совокупность элементов, определяющих принципы, правила и методы реализации процессов формирования, распространения и реализации инновационных продуктов. В качестве инструмента формирования и функционирования системы управления инновирования экономики региона рассматривается программно-проектный подход, позволяющий выбрать наиболее целесообразные и наиболее эффективные направления стратегического развития экономики региона.

Ключевые слова: инновационная система, социально-экономический комплекс, программно-проектный подход.

Zakharchenko Elena Alexandrovna, post graduate student of the Department of management and regional economy of FSBEI HE “Maikop state technological university”, tel.: 8(8772)521828.

METHODOLOGICAL BASES FOR THE FORMATION OF THE INNOVATIVE SYSTEM

OF REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT

(reviewed)

In the article various approaches to the formation of the system of innovating of the regional economy have been presented. This system is considered as a set of the elements defining the principles, rules and methods of realization of the processes of formation, distribution and realization of innovative products. Program -project approach is considered as an instrument of formation and functioning of the system of management of innovating of the economy of the region allowing to choose the most expedient and most effective directions of strategic development of economy of the region.

Keywords: innovative system, social and economic complex, program and design approach.

Реализация инновационного подхода к решению стратегических задач управления региональной экономикой способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона в целом. При этом при формировании региональной инновационной системы управления следует учитывать интересы, как разработчиков инноваций, так и интересы потенциальных заказчиков и потребителей инновационных продуктов. Решением вопросов формирования и развития региональных инновационных системы занимались такие исследователи как: В.В. Иванов, А.Ф. Суховей, Н.И. Иванова, П. Линдхольм и др. [1-4].

Решение задач формирования региональной инновационной системы управления экономикой предусматривает концентрацию действий региональных органов власти, направленных на повышение ее эффективности функционирования и активизацию инновационных процессов путем объединения усилий и возможностей государственных,

муниципальных и предпринимательских структур и остальных звеньев инновационной системы управления экономикой региона [5].

Основными функциями инновационной системы управления экономикой региона [6] являются:

- достижение стратегических и тактических целей социально-экономического развития региона посредством реализации направлений инновационной политики;

- создание условий для осуществления совместного функционирования всех элементов региональной инновационной системы;

- стимулирование инновационной активности субъектов региональной инновационной системы, путем их участия в инновационных процессах;

- создание системы управления инновационными процессами в регионе;

- формирование рыночной инфраструктуры инновационной деятельности в регионе (развитие региональных рынков, ресурсов и финансов, ориентированных на воспроизводство инноваций; создание информационной и консультативной систем поддержки инноваций; развитие маркетинговой системы инноваций).

Эффективность региональной инновационной системы в большой степени определяется ориентацией региональной и муниципальной систем управления на инновирование воспроизводственной, финансовой и общественной сферы, а также на повышение активности научно-исследовательских организаций. Эффективность реализации инновационных процессов в регионе напрямую зависит от степени развития научно-технического и инновационного потенциала региона, содержания инновационной инфраструктуры региона, полноты нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности и от действий по реализации стратегических направлений инновационного развития региона и др.

Формирование региональной инновационной системы управления экономикой региона представляет собой сложный и долгосрочный процесс, состоящий в реализации инновационной политики государственных и местных органов власти, направленной на создание и осуществление стратегии формирования региональной инновационной системы для привлечения частного капитала с целью его участия в процессах инновирования. Исходя из этого, возникает необходимость определения величины интегрированного потенциала региона, который служит основой для формирования региональной инновационной системы.

Предпосылки формирования инновационных систем региона представляется возможным выделить только путем анализа конкретной экономической ситуации в отдельно взятом регионе. При этом следует учитывать:

- сложившуюся отраслевую структуру экономики региона;

- уровень развития регионального промышленного производства;

- наукоемкость продукции, произведенной в регионе;

- степень научного обеспечения инновационных разработок и др.

В научной литературе, посвященной формированию и развитию региональных инновационных систем, используется широкий спектр современных методических подходов. Однако, единого методологического подхода и единой системы показателей оценки уровня регионального инновационного потенциала не существует.

При институциональном подходе инновационная система региона рассматривается как совокупность институтов, определяющих принципы, правила и методы реализации процессов формирования, распространения и реализации инновационных продуктов. Такие институты базируются на системе неформальных ограничений и формальных правил и выступают ключевыми факторами, влияющими на функционирование и развитие системы инноваций в регионе.

В связи с этим, инновационная система управления региональной экономикой определяется как инновационный институт, входящий в состав инновационной системы региона, который создает необходимые условия для образования и реализации комплекса инновационных процессов, инициированных региональной инновационной стратегией, ориентированной на формирование инновационного потенциала региональной экономики. Основная цель региональной инновационной стратегии заключается в повышении степени инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона. Данная стратегия реализуется в рамках региональной системы управления, одной из основных функций которой является активизация инновационных процессов в регионе. Предполагается что, инновационная система региона обладает рядом определенных качеств и свойств: целостности, совместимости, синергизма, адаптивностью, устойчивостью, открытостью и

др.

Согласно процессному подходу региональная инновационная система представляет собой систему взаимосвязанных друг с другом инновационных процессов.

Участниками данных процессов выступают:

- научные организации;

- вузы;

- промышленные предприятия;

- организации инновационной инфраструктуры;

- государственные и муниципальные органы власти.

Как и любая другая социально-экономическая система, инновационная система региона представляет собой взаимосвязанную совокупность многофункциональных подсистем, находящихся в упорядоченной функциональной и иерархической взаимосвязанности. Иерархическая структура инновационной системы предполагает возможность осуществления федеральных приоритетов на региональном, местном и организационном уровнях. Федеральная составляющая инновационной системы проявляется в процессе формирования институциональной основы инновирования региональной экономики [7]. На региональном уровне разрабатываются стратегические программы и планы по созданию инновационных продуктов и их рынков, в рамках субъекта федерации формируется региональная инновационная система. Региональная инновационная политика реализуется в деятельности муниципальных органов власти через системы поддержки инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Известно, что в связи с расширением полномочий регионов возрастает роль и значение мезоэкономического уровня управления. Основная цель формирования инновационной системы управления экономикой региона заключается в создании условий для обеспечения процесса инновирования регионального развития.

Система инновирования содержит две подсистемы: управляющую (субъект

управления) и управляемую (объект управления). При этом, управляющая подсистема, как совокупность функциональных элементов, реализует процессы планирования, организации и регулирования инновационной деятельности в экономике региона. К элементам управляющей подсистемы относятся органы государственного управления федерального и регионального уровней, а также системы управления муниципальными образованиями. Отдельные управляющие функции реализуются общественными и научноисследовательскими организациями. В качестве управляемой подсистемы региональной инновационной системы автором определены инновационные процессы, осуществляемые в экономической среде региона. В свою очередь элементы сферы генерации инноваций, сферы реализации инноваций, инновационной инфраструктуры по обслуживанию и обеспечению процессов производства и освоения инноваций выступают объектом управления.

Региональная инновационная инфраструктура по обслуживанию и обеспечению процессов производства и освоения инноваций включает в себя следующие подсистемы: освоения инноваций; подготовки и переподготовки кадров; финансово-экономического содействия реализации результатов инноваций; подготовки и обеспечения инновационной восприимчивости; информационного, ресурсного обеспечения и подготовки научнометодической базы.

Исследование взаимосвязей между элементами инновационной системы региона предполагает определение функциональной взаимозависимости системы элементов, выявление центральных, узловых компонентов, обеспечивающих активизацию всей системы. Структурное содержание основных компонентов инновационной системы зависит от целевой направленности компонентов или подсистемы. Так, подсистема «производство знаний» включает следующие элементы: НИИ всех видов,

функционирующих в регионе, а также научно-исследовательские подсистемы вузов и предприятий, региональные научно-технологические платформы. В структуру компонента «реализация инноваций» входят организации, центры, производства и т.д. на которых непосредственно осуществляется опытная производство или полное внедрение инноваций. Отдельными элементами в данный компонент могут входить консультационные и финансовые организации, обеспечивающие поддержку процессов реализации инноваций.

Для достижения целей инновационного развития каждым элементом инновационной системы управления экономикой региона применяются различные методы управления системами: экономические, административные, социально-психологические.

Экономические предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. К ним относятся планирование, стимулирование, хозрасчет и другие экономические рычаги, применяемые на макро- и микроуровнях управления.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления основаны на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций.

Степень эффективности управления базируется на духовных мотивациях, опирающихся на социальные и психологические методы управления. Данные методы оказывают необходимое воздействие на сознание работников, на различные интересы людей (социальные, этнические, религиозные) и являются инструментами стимулирования труда [8].

Создание эффективных региональных инновационных подсистем обусловливает формирование механизмов государственного воздействия на экономическую систему с целью ее инновационной активности и восприимчивости, требует увязки регулирующего воздействия государства с мотивационными механизмами бизнеса. В целях благоприятного социально-экономического развития регионов необходимо определить и укрепить роль региональных структур в инновационных процессах и в интенсивном использовании научно-образовательного и производственного потенциала отдельно взятой территории на основе создания работоспособной региональной инновационной подсистемы.

Активизация инновационной деятельности региона является важнейшим фактором, оказывающим положительное влияние на эффективность развития и функционирования социально-экономического комплекса региона. Речь идет о реализации приоритетных инновационных программ и проектов, под которыми традиционно понимается комплекс

мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции.

Важнейшим отличительным признаком инновационных программ и проектов является наличие инновационной составляющей в средствах и методах создания регионального продукта, а также в процессах его продвижения на внутренний и внешний рынки.

Организационно-экономическая сущность инновационных процессов применительно к социально-экономическому комплексу региона, методы их регулирования исследованы недостаточно и не имеют полного теоретического и методологического обоснования. В инновационном процессе участвуют различные научные и учебные организации, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования различных типов, а также сами товаропроизводители.

Переход на программный метод управления, в основу которого положена система программ и проектов, имеет целью совершенствование действующей системой управления инновационной экономикой. Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на реализацию важнейших задач развития инновационной активности отраслей экономики региона. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют программы федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам, в зависимости от важности задач, может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы (ФЦП) - важнейшее средство реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.

Методология управления целевыми комплексными программами, включая их инвестиционную часть для условий переходного периода, отработана достаточно слабо. Важным направлением ее совершенствования является использование и развитие опыта, накопленного в процессе работы с методами управления инвестиционными проектами. С этой точки зрения программы могут рассматриваться как совокупность проектов, образующих единый мультипроект.

Таким образом, программно-проектный подход как инструмент реализации подходов, методов формирования и функционирования инновационной системы управления экономикой региона позволяет выбрать целесообразные и наиболее эффективные направления стратегического развития экономики региона. Прогнозированию инновационного развития экономики региона должен предшествовать анализ её состояния в разрезе отраслей и подотраслей. Особого изучения требуют региональные аспекты формирования научно-технического потенциала. На этой основе и должны определяться приоритеты управления инновационной деятельностью в социально-экономическом комплексе региона.

Литература:

1. Суховей А.Ф., Голова И.М. Инновационные возможности саморазвития региона. Екатеринбург: ИЭ, 2010. 200 с.

2. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. №1. С. 47-58.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. Москва: Наука, 2002.

244 с.

4. Линдхольм П. Несколько стратегических вопросов развития положительной инновационной экосистемы, способствующей экономическому развитию Российской Федерации // Экономические стратегии. 2010. №9.

5. Зарубин В.И., Чефранов С.Г. Актуальные проблемы управления региональной экономикой // Новые технологии. 2012. Вып 1. С. 110-114.

6. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон РФ №127-ФЗ от 23 августа 1996 г. (в ред. федеральных законов от 19.07.1998 №111-ФЗ, от 17.12.1998 №189-ФЗ, от 03.01.2000 №41-ФЗ, от 29.12.2000 №168-ФЗ, с изм., внесенными федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ).

7. Мурашова Н.А., Яшин С.Н. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов // ИнВестРегион. 2010. №3.

8. Жданова О.А. Роль инноваций в современной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://allsummary.ru.

Literature:

1. Sukhovey A.F., Golova I.M. Innovative opportunities of the self-development of the region. Ekaterinburg: IE, 2010. 200 p.

2. Ivanov V. V. Innovative policy under transition to the economy of knowledge//Economic science of modern Russia. 2006. No. 1. P. 47-58.

3. Ivanova N. I. National innovative systems. Moscow: Science, 2002. 244 p.

4. Lindholm P. Some strategic questions of development of the positive innovative ecosystem promoting economic development of the Russian Federation//Economic strategy. 2010.

5. Zarubin V.I., Chefranov S.G. Actual problems of the regional economy management// New technologies. 2012. Iss. 1. P. 110-114.

6. On science and state scientific and technical policy: federal of the RF № 127-FL of August, 23, 1996 (in the red. Of federal laws of 19.07.1998 № 111-FL, of 17.12.1998 № 189-FL, of 03.01.2000 № 41-FL, of 29.12.2000 № 168-FL, with amendments by federal laws of 27.12.2000 № 150-FL, от 30.12.2001 № 194-FL, of24.12.2002 № 176-FL).

7. Murashova N.A., Yashin S. N. Some aspects of state regulation of innovation activity of the regions//InVestRegion. 2010. № 3.

8. Zhdanova O. A. The role of innovations in modern economy [Electronic resource]. URL: http://allsummary. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.