УДК 332.1:338.2 ББК 65.9(2)
З-47
Зекох Аскер Ахмедович, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, т.: 521828;
Мартыненко Екатерина Дмитриевна, аспирантка кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопсого государственного технологического университета.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
(рецензирована)
В статье рассматриваются вопросы формирования институциональной среды, способствующей инновированию региональной экономической системы, исследуется проблемное множество инвестиционно-инновационного пространства в регионе.
Ключевые слова: региональная экономика, институциональные условия, механизм
инновационного развития.
Zekokh Asker Akhmedovich, postgraduate of the Department of Management and Regional Economics, Maikop State Technological University, tel: 521 828;
Martynenko Ekaterina Dmitrievna, post graduate of the Department of Management and Regional Economics, Maikop State Technological University.
FUNCTIONAL CONTENTS OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
OF REGIONAL ECONOMY
(reviewed)
The article deals with the formation of an institutional environment conducive to innovation of regional economic system, the problem-a lot of investment and innovation environment in the region has been investigated.
Keywords: regional economics, institutional conditions, the mechanism of innovation development.
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления региональным развитием. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и социальноэкономическое развитие в развитых стран, достигшая, в передовых странах 3% ВВП, свыше треть из которых финансируется государством. Интенсивность НИОКР и качество человеческого потенциала в решающей степени определяют на современном этапе возможности и уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научно-технического прогресса.
Процессы реформирования экономики России в современных условиях в числе основных направлений преобразований включают инновирование национального воспроизводства. Очевидно, что реализация действий в данном направлении предусматривает решение агрегированных, находящихся в причинно-следственной связи, проблем: повышения эффективности предпринимательской деятельности и инвестиционной активности предприятий. Несмотря на увеличение интенсивности управленческих воздействий на макро- и мезоэкономическом уровнях в данных направлениях, имеет место низкий уровень инновационной активности предприятий. (В 1999 г. только 6,2% предприятий промышленности осуществляли разработку и внедрение инноваций [1]). По имеющимся статистическим данным, более 90% предприятий не осуществляли инновационной деятельности.
По нашему мнению, основная причина развития данной ситуации состоит в отсутствии институциональных условий для осуществления этого вида деятельности в предпринимательском секторе экономики, низкий уровень управленческой ориентации на реализацию новшеств в воспроизводстве товаров и услуг. Научные исследования проблем инновационного предпринимательства в недостаточной степени раскрывают взаимодействия институциональной
среды и инновационного процесса в территориальном развитии. Известная трактовка институтов как сознательно или стихийно складывающихся правил игры заставляет задуматься, как влияют на экономическое развитие и почему изменяются данные правила. В научных исследованиях преобладают два основных подхода к изучению влияния и динамики институциональной среды: институциональное конструирование и экспорт институтов и теория зависимости от предшествующего развития (Path Dependency) [2].
Комплексное рассмотрение проблемы управления инновациями в динамике осуществлено Г.Д. Ковалевым [3]. Данный автор вводит ряд новых понятий, развивающих теорию инновационных процессов. Это понятия инновационной коммуникации, логистических инновационных функций и логистических инновационных операций. Рассматривая инновационные коммуникации, Г.Д. Ковалев делает попытку исследования проблемы взаимодействия инвестиций, производства и информации в процессе коммерциализации новшеств. Несмотря на приближение автора к проблеме инновационных механизмов, само понятие и система этих механизмов определены на наш взгляд недостаточно полно, не предлагаются также конкретные способы и рычаги активизации инновационной деятельности предпринимательских структур.
Попытка комплексного решения проблемы представлена в работе П. Шеко [4]. Он выделяет пять факторов процесса инновационной деятельности: мировой порог знаний, инновационные финансовые ресурсы, инновационных предпринимателей, поле инновационной активности, инновационный климат. По поводу выделенных факторов можно заметить, что в целом они в значительной степени действительно определяют развитие инновационных процессов. Но, во-первых, факторы неодинаковы по своей масштабности. Например, инновационный климат - это общее понятие, инновационные финансовые ресурсы - более частное. Причем, последние, по-видимому, должны включаться в инновационный климат. Во-вторых, выделение инновационных предпринимателей в качестве фактора без указания на необходимость повышения инновационной активности предпринимательского сектора в целом ведет к необоснованному выделению первых как обособленной части предпринимательского сообщества.
Проблемы создания и развития механизмов инновационного развития рассматриваются в работе А.А. Дагаева [5]. Он выделяет венчурный механизм освоения нововведений, механизм частных капиталовложений в сферу НИОКР, механизм активизации региональных научнотехнических ресурсов, механизм технологических трансфертов. Важность этих механизмов не вызывает сомнений, но перечень их явно недостаточен. В целом следует отметить, что А. Дагаев достаточно близко подошел к постановке вопроса комплексного исследования инновационных механизмов в экономике.
При всем многообразии концепций научного изучения процессов инновирования региональной экономикой не исследован в полной мере вопрос о его инновационной составляющей в управлении развитием предпринимательства. Отсутствует научная постановка вопроса о системе институциональных механизмов, позволяющих реализовать эту инновационную составляющую, не определена институциональная структура элементов рассматриваемой системы.
Однако, очевидно, что экономическое развитие регионов в современных условиях зависит, прежде всего, от их научно-технического и инновационного потенциала, который определяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии.
В настоящее время для многих регионов актуальной является проблема формирования развитой инновационной инфраструктуры, что препятствует коммерциализации и распространению результатов исследований и разработок. В региональных экономиках созданы лишь ее отдельные элементы, функционируют единичные структуры.
Кроме того, основными причинами, сдерживающими развитие инновационной инфраструктуры, являются снижение спроса на НИОКР, отсутствие ощутимой государственной поддержки. Это свидетельствует о том, что экономика страны и регионов пока еще не приблизилась к состоянию инновационной восприимчивости.
Тем не менее, региональная составляющая государственной инновационной политики в нашей стране начинает формироваться: создаются организационные структуры управления и механизмы регулирования инновационной деятельности. Однако они пока не оказывают ощутимого воздействия на региональное развитие. В этой связи актуальной является задача повышения
эффективности действующих механизмов и региональных методов управления научно-технической и инновационной деятельностью.
Основным механизмом реализации региональной инновационной политики в анализируемом периоде стали региональные научно-технические программы (РНТП) [6], а главным источником финансирования - инновационные фонды. Тематика программ различна и затрагивает широкий спектр вопросов. В результате выполнения заданий программ решается ряд региональных проблем. Финансирование программ осуществляется, как правило, из федерального и регионального бюджетов, а также средств заказчиков.
Опыт формирования и выполнения РНТП показал, что институциональная среда регионов пока еще не способствует осуществлению программных методов работы с инновациями. А местные органы власти не располагают современными методами и инструментами анализа и прогнозирования НТП, что снижает эффективность отбора, подготовки и реализации инновационных проектов и программ.
Важнейшим условием успешной реализации региональной инновационной политики является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основным финансовым источником являются региональные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в коммунальной собственности. Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действующих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции.
Нельзя переоценить значимость региональной инновационной политики, предполагающей создание благоприятных условий для формирования инновационного климата. К ним относятся систематизация и эффективное использование информационных ресурсов, их интеграция в мировое информационное пространство и выход на рынок информационных услуг, основывающихся на разработке и внедрении технологий высокопроизводительной обработки, хранения и передачи данных по телекоммуникационным сетям, а также создание баз данных и банков знаний.
Определяющим фактором при принятии инвестором (особенно иностранным) решения об инвестировании инноваций в тот или иной регион (или страну в целом) является наличие благоприятного инвестиционного климата, то есть совокупности политических, экономических, правовых, административных и других условий инвестиционной деятельности. В частности, в контексте повышения инвестиционной и инновационной привлекательности регионов для иностранного капитала, улучшение инвестиционного климата представляется наиболее эффективным в регионах, где отсутствует собственная развитая промышленность, и создание новых производств является наиболее очевидным шансом для повышения уровня благосостояния населения и развития региональной экономики.
Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной политики должны стать:
- усиление использования административного ресурса для решения задач инновационного развития;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;
- развитие программно-целевого финансирования инновационных проектов предприятий и организаций региона, отражающих его проблемы, за счет совершенствования системы концентрации инвестиционных ресурсов и механизма отбора объектов инвестирования;
- финансирование за счет средств регионального бюджета наиболее значимых исследовательских проектов и программ ведущих НИИ и вузов регионов;
- организация и проведение мониторинга научно-инновационного потенциала регионов в целях повышения эффективности научно-технической региональной политики.
Литература:
1.Наука России в цифрах. 2006: Стат.сб. - М., 2006.
2. Институциональная экономика: Под общ. Ред. А. Олейника. - М.: ИНФРА-М, 2005. -704 с.
3.Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. - М.: ЮНИТИ, 2000.
4.Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм//Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2. - С. 71-78.
5.Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. -2000. - №5. - С. 70-76.
6.Иванова Е.Н. Общие подходы к формированию региональной инновационной политики. Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: - Минск, 2006. - 156 с.
References:
1. Russian Science in Figures. 2006: Stat. coll. - M., 2006.
2. Institutional Economics: Ed. A. Oleynik. - M.: INFRA-M, 2005.-704p.
3. Kovalev G. D. Innovative communication. - M.: UNITY, 2000.
4. Sheko P. Innovative economic mechanism / / Problems of the theory and practice of management.
- 1999. -№2. -P. 71-78.
5. Dagaev A.A. Leverage of innovative growth / / Problems of the theory and practice of management. - 2000. - № 5. - P. 70-76.
6. Ivanova E.N. Common approaches to the formation of regional innovation policy. Proceedings of the international forum "Innovation Technologies and Systems": - Minsk, 2006. - 156p.