Научная статья на тему 'Социально-экономическая сущность и свойства процесса управления проектами в регионе'

Социально-экономическая сущность и свойства процесса управления проектами в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / ИНСТРУМЕНТЫ И ИНДИКАТОРЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / MECHANISM OF MANAGEMENT OF PROJECTS / TOOLS AND INDICATORS / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарченко Елена Александровна

В статье представлено содержание механизма управления проектами в региональной экономике, основные принципы проектного управления в контексте идеи о мотивации в результатах проектной деятельности не только конкретных субъектов хозяйствования, но и системы управления регионом, местных сообществ, всего населения региона. При этом в трактовке понятия «проект» учитывается системная и процессная составляющие. Проектное управление рассматривается как процесс управления сложными и сложноструктурированными системами мезоуровня экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic essence and properties of the process of management of projects in the region

The mechanism of the project management in the regional economy and basic principles of the project management in the context of the idea on motivation in the results of project activity of not only specific subjects of industry, but also control system of the region, local communities, all population of the region has been presented in the article. Thus, in the interpretation of the concept “project” system and process components are considered. Project management is considered as the process of management of complex and multi-structure systems of the economy mesolevel

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая сущность и свойства процесса управления проектами в регионе»

УДК 332.1 ББК 65.9(2) З-38

Захарченко Елена Александровна, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; тел.: 8(8772)521828.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РЕГИОНЕ

(рецензирована)

В статье представлено содержание механизма управления проектами в региональной экономике, основные принципы проектного управления в контексте идеи о мотивации в результатах проектной деятельности не только конкретных субъектов хозяйствования, но и системы управления регионом, местных сообществ, всего населения региона. При этом в трактовке понятия «проект» учитывается системная и процессная составляющие. Проектное управление рассматривается как процесс управления сложными и сложноструктурированными системами мезоуровня экономики

Ключевые слова: механизм управления проектами, инструменты и индикаторы, системный подход.

Zakharchenko Elena Alexandrovna, post graduate student of the Department of management and regional economy of FSBEI HE “Maikop state technological university”, tel.: 8(8772)521828.

SOCIAL AND ECONOMIC ESSENCE AND PROPERTIES OF THE PROCESS OF MANAGEMENT OF PROJECTS IN THE REGION

(reviewed)

The mechanism of the project management in the regional economy and basic principles of the project management in the context of the idea on motivation in the results of project activity of not only specific subjects of industry, but also control system of the region, local communities, all population of the region has been presented in the article. Thus, in the interpretation of the concept “project ” system and process components are considered. Project management is considered as the process of management of complex and multi-structure systems of the economy mesolevel.

Keywords: mechanism of management ofprojects, tools and indicators, system approach.

Основные характеристики социально экономической среды в современных условиях проявляются в нарастании кризисных тенденций, усиливающейся дестабилизации политических, экономических, социальных и др. процессов. Опыт успешно развивающихся стран (Германия, США, Великобритания, Япония и др.) доказывает, что проектное управление, как специальная управленческая технология, является действенным средством решения названных проблем в условиях неопределенности, в условиях увеличивающейся сложности социально-экономических систем разного уровня, дефицита ресурсов, увеличения количества субъектов хозяйствования, изменения требований и вызовов социальной среды.

В настоящее время социально-экономические программы являются основным инструментом решения задачи стратегического развития регионов России. Указанные программы представляют собой по существу комплексы программно-проектных мероприятий, увязанных по срокам реализации, ресурсам, исполнителям, то есть систему социально-экономических проектов, в реализации которых заинтересованы не только

конкретные субъекты хозяйствования, но и система управления регионом, местные сообщества, все население региона.

Задача разработки и эффективной реализации инструментария управления такой сложной социально-экономической системой, как регион, является важнейшей на всех уровнях и этапах регионального управления и предполагает адаптацию и совершенствование форм, технологий и методов, используемых в процессах управления.

Методологически выстроенное и выверенное применение принципов проектного управления на мезоэкономическом уровне позволяет оптимизировать процессы распределения и использования региональных и организационных ресурсов, сконцентрировать их в фокусе стратегического развития. Проектное управления является в настоящее время мощным инструментом, обеспечивающим переход экономики страны на инновационный путь развития и предполагает рациональное использование не только природных территориальных и финансовых ресурсов, но и научно-технического и интеллектуального потенциала региона [1]. В связи с этим возникает потребность в разработке методологии формирования и реализации механизма проектного управления, органично встроенного в систему управления регионом и расширяющего функциональное и инструментарное разнообразие региональной системы управления.

В современной экономической литературе представлен широкий круг взглядов и методологических концепций к процессу управления развитием региональной экономики. Вместе с тем, определяющим общепризнанным императивом в этой предметной сфере является приоритет модернизации регионального механизма управления. В свою очередь модернизация механизма управления не мыслима без понимания структурных и функциональных характеристик механизма управления в контексте современных методологических подходов (системного, процессного, проекционного и т.д.).

Традиционно для характеристики механизма управления рассматривают его структурную и функциональную составляющие. Структурное наполнение механизма управления представлено: целью, совокупностью задач, организационными и

экономическими элементами, системой методов, совокупностью законодательных правил и ограничений. Функциональное множество состоит из двух функциональных подмножеств: основного и обеспечивающего. Первое представлено функциями: целеопределяющей, планирующей, координирующей, регулирующей, контролирующей и принятия решений. Обеспечивающее множество включает функции: коммуникационную, нормативно-

методическую, экспертно-аналитическую.

Важнейшей характеристикой механизма управления экономикой является соотношение в процессе управления методов государственного регулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов в региональной экономике. Формы государственного регулирования реализуются в законодательном и программном взаимообусловленных контекстах. При этом правила игры задаются федеральным и региональным законодательством для всех участников социально-экономических процессов с учетом стратегических приоритетов и сформулированной региональной политики. В то же время законодательство устанавливает ограничительные и льготные условия для субъектов приоритетных программ и проектов. По существу в программах и проектах проявляется свойство декомпозиции общей задачи управления экономическим развитием. В процессе программно-проектной реализации осуществляются все вышеназванные функции механизма управления.

В связи с тем, что предметной областью настоящего исследования является механизм управления проектами в региональной экономике, целесообразно уточнить смысловое наполнение понятий: проект, проектное управление в регионе, механизм проектного

управления. Необходимо отметить, что понятие «проект» можно соотнести с широким разнообразием видов деятельности. Специфическими, и, в то же время, общими свойствами всего многообразия проектов является: жесткая целевая направленность (нет целей - нет проекта; цели не реализуемы - проект не осуществим); согласованная по времени и ресурсам система мероприятий и действий; заданный временной интервал реализации с определенными началом и концом.

Наиболее полная по содержанию трактовка понятия проект характеризует его как «системный комплекс плановых документов, содержащих комплексно-систем-ную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели» [2]. Достаточно близко к приведенному определению понимание проекта Степановым Л.В. В его представлении проект - это намечаемые или предполагаемые операции, мероприятия, действия [3]. Представляется, что определение проекта, как понятийной категории связано с типом проекта, который зависит от объекта и сферы его реализации. Так, содержание и смысл проекта будет изменяться, если он разрабатывается и реализуется применительно к технической, социальной, организационной, экономической и т.п. сфере. Неизменными остаются: обязательная целевая ориентированность, согласованность во времени и

пространстве, ресурсная определенность.

Основываясь на известных подходах к идентификации сути проекта, как объекта исследования, предлагается в трактовке понятия «проект» учитывать две его сущностные составляющие: системную и процессную. С одной стороны - это система согласованных и увязанных по ресурсам и временным параметрам мероприятий и действий. С другой стороны, нельзя не учитывать его реализационный аспект, проявляющийся как процесс осуществления, исполнения этих действий, приводящий к достижению сформулированных целей. Целесообразно учитывать и третий аспект понятийного содержания проекта. Базируясь на принципе иерархичности систем (любая система является подсистемой системы более высокого уровня), проект следует рассматривать как подсистему программы, стратегии, процесса развития социально-экономической системы и т.д.

Таким образом, определение проекта сводится к следующему. Проект - это система детально разработанных мероприятий и действий, согласованных по ресурсам, срокам, исполнителям в соответствии с множеством сформулированных целей, обусловливающих достижение целей более высокого иерархического уровня в процессе их реализации.

Определив в качестве основополагающей характеристики проекта его системность, необходимо рассматривать проектное управление в контексте управления сложными и сложноструктурированными системами мезоуровня экономики, поскольку любой проект (в том числе и организационный) привязан к определенной территории или региону и процесс управления его реализацией является, по сути, подсистемой регионального управления.

Следует отметить ряд моментов, отражающих специфику управления проектом, как сложноструктурированной системой. Прежде всего, в качестве объектов, на которые направлено проектное управление, выступают интегрированные комплексы, представленные как местными сообществами, реализующими свою деятельность в рамках воспроизводственных кластеров и отраслей региональной экономики, так и отдельными интегрированными воспроизводственными элементами. Данные объекты проектного управления являются сложноструктурированными, многоуровневыми системами, с разнонаправленными целями. Проектное управление такими объектами должно иметь также иерархическую структуру при соответствующей информационно и ресурсной обеспеченности для получения от реализации проекта синергетического эффекта.

Понимание проектного управления как системы действий по формированию и реализации проекта определяет его методологию исследования, в пределах которой «важнейшее значение имеет отслеживание динамики таких основных системных свойств, которые характеризуют, с одной стороны, собственный потенциал экономической системы, с другой - отражают её отношения с внешней средой. К первой группе относятся самоорганизация, самопланирование, саморегулирование, ко второй - адаптивность, гибкость, совместимость, автономность, иерархичность ...» [4]. Применительно к проектному управлению сказанное относится непосредственно к специфике проекта: планированию и контролю процесса формирования и реализации проектных целей, процесса распределения и использования ресурсов; организации и процесса реализации проекта, как системы действий.

В современной научной литературе «управление проектом» и «проектное управление» терминологически рассматриваются как синонимы. Однако представляется, что «управление проектом» более узкое понятие и предусматривает управление локальным проектом, в то время как «проектное управление» предполагает управление, построенное на принципах управления группой проектов, реализуемых в пределах действия системы управления территорией. В данном случае смысл управления сводится к выделению подсистемы территориального управления, ориентированной на реализацию проектных целей. Отсутствие такой подсистемы не означает отрицание управления проектами в регионе. При этом управление отдельными проектами реализуется в рамках общего процесса территориального управления.

В связи с различным содержанием управленческого инструментария и целевых функций целесообразно рассматривать характеристику этих элементов с учетом уровня формирования и реализации проекта. В контексте структуризации уровней хозяйственной системы и их институциональной характеристикой в соответствии с работой О.В. Иншакова [5] в таблице 1 представлены инструменты и индикаторы процесса проектного управления в зависимости от проектного уровня.

Таблица 1 - Характеристика проектного управления - уровневое представление

Уровни проектного управления Компоненты п юектного управления

Инструменты управления Функция процесса проектного управления Индикаторы реализации

Проектное управление на федеральном уровне Административный регулирующий потенциал, общие регламенты и стратегические ориентиры, выработанные в рамках общегосударственной политики, многокомпонентные программы и проекты, преобладание административных ресурсов Формирование, регулирование и воспроизводство условий жизнеобеспеченности населения и общества страны во времени и пространстве Валовой национальный продукт в натуральном или стоимостном выражении, стратегические целевые ориентиры проекта

Проектное управление на региональном уровне Инструменты, обеспечивающие непосредственное воздействие на проектную реализацию региональных целей, преобладание в процессе управления процессных технологий, ориентированных на процессные цели, превалирование организационных и Эффективное использование региональных ресурсов в процессах активизации зон роста региональной экономики Валовой региональный продукт, целевые индикаторы развития отраслей, социально- экономические показатели

административных ресурсов развития региона

Проектное управление на муниципальном уровне Механизмы согласования интересов субъектов процессов реализации проектов Обеспечение производства конкретных товаров и услуг для удовлетворения спроса местного населения Товары в натуральном выражении или услуги

Не менее важными свойствами проектного управления являются взаимосвязанность и взаимообусловленность управления проектами не только по иерархической вертикали и горизонтали, но и в географическом, экономическом, информационном и рыночном пространствах. Так, формирование и реализация национальных проектов в области образования, сельского хозяйства, здравоохранения и т.д. предполагают формирование и реализацию одноименных региональных проектов, органично включающих множество локальных региональных, муниципальных, корпоративных и организационных проектов. Инициированные проекты в соседних регионах технологически обусловливают такую же работу на конкретной территории. Например, проекты по развитию транспортной сети, или возросшая конкуренция порождает необходимость реализации таких же проектов в данном муниципальном образовании.

Рисунок 1. Цикл проектного управления в регионе

В числе главных свойств проектного управления в регионе следует особо выделить свойства цикличности и непрерывности во времени, как свойства, обусловливающие необходимость формирования региональной системы проектного управления. На рисунке представлен цикл проектного управления региональной системы проектного управления. На рисунке представлен цикл проектного управления региональной экономикой. При этом показана неразрывная связь и отражение результатов реализации проекта на только на процессы развития отдельных отраслей, но и на всю региональную экономику, в ответ инициирующих новые проекты.

Непрерывность проектного управления во времени означает, что окончанием управленческого цикла реализации одного проекта тут же возникает потребность в реализации другого проекта, может быть совершенно в другой отрасли региональной экономики или социальной сфере. В отличие от локального проекта, проектное управление в регионе существует постоянно и никогда не заканчивается, поскольку реализация любого

регионального проекта по существу является инициирующим началом формирования и реализации дополнительного и нового проектного множества.

Таким образом, организационно-функциональное содержание проектного управления предопределяются сущностным содержанием проекта, которое сводится к пониманию его как системы согласованных мероприятий и действий, обусловливающих достижение проектных целей. Формы и механизмы управляющих воздействий в процессе проектного управления в регионе обусловливаются множеством выделенных свойств: неоднородности во времени и пространстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности во всем многообразии пространства региона, цикличности и непрерывности во времени.

Литература:

1. Калашаова М.К., Зарубин В.И. Активизация рекреационного потенциала территории на основе формирования инвестиционных площадок // Новые технологии. 2008. №5. С. 83-89.

2. Шапиро В.Д. Управление проектами. Санкт-Петербург: ДваТрИ, 1996. 610 с.

3. Степанов Л.В. Генезис рыночной системы предприятия // Управление в социально-экономических системах. 2010. №3(46).

4. Зернадзе А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2000. №1.

5. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. №1.

Literature:

1. Kalashaova M. K., Zarubin V. I. Activization of the recreational capacity of the territory on the basis of formation of investment platforms // New technologies. 2008. No. 5. P. 83-89.

2. Shapiro V.D. Management of projects. St. Petersburg: DvaTrI, 1996. 610 p.

3. Stepanov L.V. Genesis of the market system of the enterprise//Management in social and economic systems. 2010. No. 3(46).

4. Zernadze A. Research of the system properties in economy as the prerequisite of crisis overcoming//Problems of the theory and practice of management. 2000. No. 1.

5. Inshakov O. V. “ Kernel ” of development in the context of the new theory of production factors //Economic science of modern Russia. 2003. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.