Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
УДК 300.399.33
Управление проектными программами в стратегическом развитии региональной экономики
Кадышев М.Е.
Аспирант кафедры экономической теории
Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова
В статье освещается актуальность управления проектными программами в стратегическом развитии региональной экономики, представлены определения проектного управления и классификация проектов, описана многоуровневая модель реализации системы проектного управления на региональном уровне.
Ключевые слова: проектное управление, регион, классификация проектов, многоуровневая модель.
На современном этапе развития экономических отношений в России особенно актуальной является проблема регионального экономического развития. В настоящее время наблюдается стабилизация экономики, что, в свою очередь, определяет ее особенности и новые перспективы, исходя из специфики государственного устройства России и внутрироссийских тенденций развития экономических подсистем как единого комплексного механизма, обеспечивающего социально-экономический рост как в России, так и в ее регионах. В связи с существующим государственным устройством России и формирующейся политической вертикалью власти на первый план выходит актуализация деятельности по формированию предпосылок экономического роста в регионах России.
В связи с этим особое внимание в текущий период уделяется региональному устройству, региональному развитию и межрегиональным отношениям. Исходя из того, что субъектами России являются административно обособленные региональные экономические системы, встает вопрос о реализации стратегических направлений развития государства в целом, посредством перенесения точек экономической активности в региональные экономические системы, классифицируемые как открытые хозяйственно-экономические образования, осуществляющие процесс расширенного воспроизводства и взаимодействия друг с другом, что в итоге определяет экономическую сущность и структуру экономики государства в целом. Вместе с тем следует отметить что структура регионов не равномерна, регионы не сравнимы между собой, имеют разный состав и структуру ресурсов и в зависимости от этого ранжируются в своеобразную иерархию важности и значимости в экономике государства.
54
Существующую неравномерность экономического развития регионов предопределил также и переход от единой плановой системы хозяйствования к рыночным отношениям, когда были нарушены межотраслевые и внутриотраслевые связи, были дезинтегрированы отраслевые экономические подсистемы и комплексы, разрушены сырьевые и кооперационные связи. В итоге переход к рыночным отношениям в России привел к максимальному ослаблению производственно-хозяйственных связей в регионе, производственно-экономическому обособлению и снижению производственно-экономического потенциала как каждого региона, так и России в целом. Такие дезинтеграционные тенденции, господствовавшие на протяжении десятилетия реформ, привнесли в новый ХХ! век разностатусность регионов, экономика которых была в основном ориентирована на переработку имеющихся природных ресурсов, и усиление перекосов в развитии региональных экономик и усугубление действий общественно-экономических, социально-политических, национально-территориальных факторов.
На сегодняшний день четко определены две большие группы классификации регионов на дотационные и самофинансируемые. Реализация государственных программ социально-экономического развития в связи с такой классификацией регионов определяет масштаб и необходимые условия для реализации этих программ. В связи с этим определяются основные направления развития экономик регионов, которые прослеживаются в решениях законодательной и исполнительной властей в России.
Данные решения реализуются как в виде социально-экономических направлений развития России в целом, так и в ее регионах в виде национальных
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
проектов и др., формируют стратегию социальноэкономического развития российских регионов.
Процесс реализации таких проектов на современном этапе экономических отношений невозможен без его тщательного планирования и контроля хода его реализации. На современном этапе интенсивного развития региональных экономик в посткризисный период становится весьма актуальным поиск путей, методов, форм, инструментов по планированию, организации, управлению, контролю и анализу процессов реализации основных направлений социально-экономического развития в рамках региональной экономической системы.
Наиболее адекватной современным условиям формой реализации программ развития региональных экономических систем является проектное управление, где в качестве объекта управления выступают приоритетные направления развития, которые можно представить в виде отдельных комплексных региональных проектов.
Различные подходы по управлению проектами широко используются в конкретной экономике и широко обсуждаются в научной литературе [1-4 и др.].
В нашем случае необходимо представить адаптированный механизм управления проектами (УП) по развитию социально-экономических объектов на региональном уровне.
Само понятие УП появилось в США в 1937 г. Впервые получило практическое применение в полном объеме в 1953-1954 гг. в совместных проектах военно-воздушных сил США, специальных проектах по вооружению, в 1955 г. - в подразделении специальных проектов военно-морского флота [3].
Разные авторы по-разному толковали понятие и смысл системы УП.
К. Хелдман определяет УП как процесс, включающий в себя несколько составляющих, в том числе и планирование. Планирование - одна из наиболее важных функций проектного управления [2].
М.Л. Разу описывает УП как особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели [3].
В работе И.И. Мазура, УП описывается, как методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [4].
С. Портни говорит об УП как о процессе руководства всеми работами по проекту от начала и до завершения [5].
П. Мартин и К. Тейт дают следующее определение УП - это набор инструментов, технологий и знаний, применение которых к вашему проекту помогает достичь наилучших результатов [6].
В.Л. Попов говорит, что УП - это управленческая задача по завершению проекта в срок, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями [7].
В большинстве выше указанных определений УП описывается как инструмент, способствующий достижению наилучшего результата в условиях ограниченного количества ресурсов, времени. Такое определение наиболее близко подходит к проблемам региональной экономики, когда в рамках обособленного административного образования формируются стратегические направления развития как отдельных отраслей, так и всей экономики в целом, и необходимы процессы и механизмы для достижении наилучшего результата особенно в условиях ресурсно-дефицитного региона.
Для формирования подхода и методологии по использованию механизмов проектного управления в условиях региональной экономики необходимо раскрыть множественность вариантов, видов и форм реализации системы управления проектами. Такая множественность вариантов раскрывается с помощью классификации форм и методов реализации процесса управления проектами, в результате которой определится наиболее адекватный механизм для условий региональной экономики.
Главной отличительной особенностью, по нашему мнению, и основным критерием в соответствии с которым будет выстраиваться классификация видов управления проектами по вертикали является постановка цели и целеполагание как системообразующий фактор ПУ.
Цели проекта - это желаемый результат деятельности, который требуется достичь в итоге осуществления проекта при заданных условиях его выполнения.
Цели проекта определяют масштабность, длительность, емкость ПУ, так и значимость его для экономики региона, соответствие его целям региональной экономики в целом.
По поводу целей проектного управления в отечественной и зарубежной специальной литературе можно встретить множество различных классификаций отражающих, разнообразие подходов и форм управления проектами [2; 4; 8 и т.д.].
Имеющиеся подходы и формы можно свести к следующей классификационной схеме.
1. По отношению к стратегическим задачам развития регионов можно выделить:
- проекты, ориентированные на региональные цели;
- проекты, ориентированные на цели отраслевых, инфраструктурных подсистем региональной экономики;
55
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
- проекты, ориентированные на цели отдельных отраслевых групп организаций и предприятий, ориентированных на производство однородной конечной продукции;
- проекты, ориентированные на цели межструктурного, межотраслевого взаимодействия.
По ориентированности на конечный результат как по составу и структуре качественных и количественных параметров цели проекты разделяются на:
- одноцелевой проект;
- многоцелевой проект, когда существует множество целей, ориентированных в одной предметной области;
- целевые программы, когда имеется множество целей, ориентированных в разных областях и сферах региональной экономики, ориентированных на решение одной глобальной задачи (например, национальный проект) с привлечением множества местных и ввозимых ресурсов, средств и инвестиций.
2. По отношению к структурным предметным подсистемам региональной экономики различают проекты, направленные на:
- развитие промышленного производства;
- развитие инновационных технологий;
- развитие социальной сферы;
- развитие трудовых ресурсов (ТР) и их интеллектуальной составляющей;
- развитие пространственного размещения экономики и использования ресурсного потенциала;
- развитие внешних межрегиональных связей и их коопераций.
Целью проектов, направленных на развитие промышленного производства, прежде всего, является увеличение объемов производства, а также совершенствование и оптимизация промышленности. Помимо вышеуказанного проекты, направленные на развитие промышленного производства направлены на решение вопросов по удовлетворению рыночного спроса, а также увеличению прибыли промышленных предприятий региона.
Проекты, направленные на развитие инновационных технологий, имеют задачу модернизации общественного производства и экономики региона в целом на основе новейших достижений науки.
Проекты, ориентированные на развитие социальной сферы, сконцентрированы на оптимизации и совершенствовании образа и уровня жизни населения региона, их благосостояние и потребление. Большей частью данные проекты реализуются в сфере услуг.
Проекты, ориентированные на развитие здравоохранения, имеют цель оптимизации и совершенствования медицинского обслуживания населения. Также данные проекты ориентированы на поддержание физического здоровья и морального состояния людей, проживающих в регионе.
Проекты, направленные на развитие ТР и их интеллектуальной составляющей, реализуются для 56
улучшения методики повышения квалификации ТР, развития профессиональных знаний и навыков.
Проекты, ориентированные на развитие пространственного размещения экономики и использования ресурсного потенциала, стремятся к выравниванию экономических условий и ресурсов хозяйства на межрегиональном уровне.
Проекты, целью которых является развитие внешних межрегиональных связей и их коопераций ориентированы на поддержание и развитие межрегиональной политики и торговли, а также совместных межрегиональных действий.
3. По видам и характеру проектов возможно представить их классификацию в следующем виде:
- исследовательские проекты, суть которых сводится к выявлению процессов в проблемных отраслях и знаниях, и развития их за счет привлечения поэтапных инвестиций. В итоге появляются новые области знаний, новые прикладные науки, новые средства и методы управления и реализации процесса развития общественного производства;
- организационные проекты, суть управления которыми сводится к организации процесса инвестиций, формирования его элементов, этапов, определение составляющих его элементов как во времени, так и в пространстве, что в итоге позволяет определить общую схему ПУ;
- аналитические проекты, целью которых является исследование причинно-следственных связей между объектами инвестиций и выявление параметров в соответствии с критериями, позволяющими определить результативность проекта на ранних стадиях, на этапе зрелости и на стадии окончания проекта;
- планово-прогнозные проекты, результатом которых является плановая стратегия по привлечению инвестиций, сформированная с использованием методов прогнозирования с целью определения результатов в ближайшем и отдаленном будущем.
По отношению к региональной экономике и исходя из выдвинутой выше классификации проектов, с целью формирования оптимальной системы управления проектами в регионе в целом считаем целесообразным предложить схему реализации проектного управления в виде трехуровневой модели, представленной совокупностью локализованных иерархических уровней, решающих каждый свои обособленные задачи проектного управления и имеющие сложную структуру горизонтальных связей и вертикальных отношений.
Первый уровень - уровень постановки целей управления проектами инвестиционных процессов. В качестве элементов первого уровня, способных принимать и формировать цели инвестиционных проектов на региональном уровне, представлены органы государственной и законодательной власти, а также структуры региональной администрации, имеющие соответствующий статус и полномочия.
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
В процесс разработки целей управления проектами на региональном уровне могут быть вовлечены как отдельные заинтересованные лица, так и различные общественные организации, определяющие политику проектного управления в регионе. Такое государственное регулирование при формировании целей региональной системы управления проектами позволяет селективно координировать постановку и формулировку целей системы для обеспечения пропорциональности и сбалансированности регионального развития как основного результата инвестиционного процесса.
Правильная постановка цели проектного управления инвестиционными процессами создает все предпосылки и условия для разработки комплексного механизма управления проектами, функционирование и развитие которого определяется системными принципами, позволяющими получить системную саморазвивающуюся инвестиционную модель, способную с опережением воспринимать факторы внешней среды, их идентифицировать и адекватно перестраиваться с целью достижения большего эффекта инвестирования. На таком этапе формирования системы проектного управления органы государственной власти выступают в качестве синхронизирующего элемента, позволяющего привести в соответствие и по возможности максимально согласовать и сориентировать цели развития региона и цели отдельных хозяйствующих субъектов.
Второй уровень - уровень проектирования модели управления и организации функционирования инвестиционного процесса. На этой стадии, исходя из представления проектного управления в виде организационной системы и ее концепции, решается задача оптимального проектирования процессов управления инвестициями посредством формирования логико-структурной модели управления проектами на региональном уровне.
Уровень проектирования процессов управления инвестициями является не менее сложным и ответственным этапом системы проектного управления по сравнению с этапом постановки цели. Данный уровень организационно представляется в виде совокупности организаций, имеющих отношение к процессу разработки, планированию, прогнозированию и анализу инвестиционной деятельности. Такая совокупность предприятий и организаций, заинтересованных в результатах второй стадии проектного управлении - выработке и утверждении проекта управлении инвестиционной деятельностью в регионе - структурно и юридически независимых друг от друга, объединена в рамках региональной системы проектного управления и регулируются государством.
На втором уровне определяются методы и средства реализации проекта, анализируются ресурсы и источники, формируются количественные и качественные параметры реализации проекта, разрабаты-
вается его процессная модель в виде сетевой структуры, и определяются четкие временные границы этапов реализации проекта с запланированным результатом, ожидаемым в ходе реализации проекта на третьем уровне многоуровневой системы.
Третий уровень - уровень реализации проекта, на котором спланированная модель проектного управления инвестиционным процессом проецируется на реальный объект инвестиций в условиях реального времени с учетом действия внешних факторов и существующих условий и предпосылок. Задача третьего уровня состоит в оптимальной адаптации проектных целей и задач, выработанных на втором уровне в условиях реальной экономики. На этой стадии оцениваются: возможности объекта инвестирования, его адекватность модели проектного управления инвестициями; возможные отклонения от проектных условий и варианты корректирующих воздействий.
Такой механизм является функциональным выражением процесса проектного управления как системы и обладает всеми системными свойствами.
Используя такой подход и системные принципы, становится возможным сформировать схемы функционирования системы проектного управления в регионе и определить логическую последовательность процедур проектного управления в рамках выдвинутой концепции многоуровневости, глобально представляющий процесс управления проектами с системной точки зрения.
Литература:
1. Васильев П.В., Афоничкина Е.А. Управление портфелем развития интегрированных экономических систем: монография / Под науч. ред.
A. И. Афоничкина. - Тольятти: Волж. ун-т им.
B. Н. Татищева, 2009. - 408 с.
2. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2о05. - 512 с.
3. Управление проектом. Основы проектного управления / Под ред. проф. М.Л. Разу. - М.: КнОрУС, 2007. - 768 с.
57
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
4. Управление проектами / Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.
5. Портни С.Э. Управление проектами для «чайников» = Project Management For Dummies. - М.: «Диалектика», 2006. - 368 с.
6. Мартин П., Тейт К. Управление проектами / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
7. Управление инновационными проектами / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
8. Рассел Д.А. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Пер. с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Баженова А.Д., Арефьева А.О. - М.: Компания АйТи ; ДМК Пресс, 2004. - 472 с.
Management of Projects in the Sphere of Strategic Development of Regional Economics
M. Kadyshev
Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
The article highlights the essential character of managing the projects in the sphere of strategic development of regional economics, presents definitions of project management and classification of projects, and describes the multilevel model of implementation of the system of project management on the regional level.
Key words: project management, region, classification of projects, multilevel model.
58