Научная статья на тему 'Использование проектной методологии в развитии федеральных округов Российской Федерации'

Использование проектной методологии в развитии федеральных округов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / INTERREGIONAL PROJECT / СУБЪЕКТ РЕГИОНА / REGION SUBJECT / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / INTERREGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов М. П., Муринович А. А.

Комплексное развитие территорий субъектов Российской Федерации основано на использовании крупных региональных проектов с привлечением различных ресурсов. В условиях кризисных явлений в экономике проблема управления проектной деятельностью, развитие межрегиональной кооперации в сложных проектах на уровне федеральных округов приобретают большую актуальность. Как правило, самостоятельно регион не в состоянии реализовать одновременно несколько крупных проектов. Необходима его кооперация как с другими регионами, так и участие в инвестиционных проектах различных федеральных структур. Цель исследования совершенствование управления межрегиональными проектами для устойчивого развития регионов Российской Федерации. Авторами проведен анализ сущностного содержания межрегионального проекта, дополнены теоретические основы проектного управления, выявлены характеристики и особенности межрегиональных проектов с учетом специфики российской региональной экономики. Определены принципы управления межрегиональными проектами, ресурсы, необходимые для их реализации, дана классификация проектов в органах государственной и муниципальной власти, исследованы типы заказчиков и особенности управления межрегиональными проектами. На основании методов экономического исследования проанализированы различные аспекты проектной деятельности в регионах, определены особенности управления межрегиональными проектами, выполняемыми в интересах нескольких субъектов (регионов) Российской Федерации, которые являются его заказчиками и одновременно осуществляют реализацию мероприятий проекта на основе кооперации. Авторами сделан вывод о том, что в условиях ограниченности имеющихся ресурсов управление сложными проектами в субъектах на основе межрегиональной кооперации является наиболее эффективным в рамках единого управления. Перед администрацией федеральных округов стоит сложная задача создания эффективных механизмов управления проектной деятельностью в регионах с использованием различных экономических рычагов, а также разделения функций в зависимости от уровня управления, прав, ответственности, различного рода рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the design methodology in the development of federal districts of the Russian Federation

Importance Comprehensive development of the constituent entities of the Russian Federation is based on the use of large regional projects involving various resources. Under the conditions of crisis phenomena in the economy, the problems of project management and interregional cooperation development in complex projects at the level of Federal districts have become more urgent. As a rule, independently a region is not able to implement several major projects simultaneously. It requires cooperation with other regions and participation in investment projects of various federal agencies. Objectives The purpose of the research is to improve interregional projects management to insure the sustainable development of the Russian Federation regions. Methods We have analyzed the essential content of an interregional project, complemented theoretical fundamentals of project management, and identified the characteristics and features of interregional projects taking into account the specifics of the Russian regional economy. We have also identified the principles of interregional projects’ management and resources required for their implementation. The article offers project classification in the State and municipal authorities, investigates the types and features of interregional project management. On the basis of economic studies, we analyzed different aspects of project activities in regions and underlined the specifics of interregional projects’ management, which are executed on behalf of several entities (regions) of the Russian Federation being their customers and, at the same time, engaged in implementing project activities based on cooperation. Results We conclude that under conditions of limited resources, complex projects management on the basis of interregional cooperation is the most effective within the framework of single control. Conclusions and Relevance We emphasize that the administration of Federal districts is facing the complex task of establishing effective mechanisms for project activities management in regions using different economic instruments, as well as allocation of functions depending on the level of management, rights, responsibilities, and various risks.

Текст научной работы на тему «Использование проектной методологии в развитии федеральных округов Российской Федерации»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 332.024

использование проектной методологии в развитии федеральных округов российской федерации

м.п. логинов,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте рф

а.а. муринович,

главный редактор телеканала «Реальный тагил», г. нижний тагил E-mail: [email protected]

Комплексное развитие территорий субъектов Российской Федерации основано на использовании крупных региональных проектов с привлечением различных ресурсов. В условиях кризисных явлений в экономике проблема управления проектной деятельностью, развитие межрегиональной кооперации в сложных проектах на уровне федеральных округов приобретают большую актуальность. Как правило, самостоятельно регион не в состоянии реализовать одновременно несколько крупных проектов. Необходима его кооперация как с другими регионами, так и участие в инвестиционных проектах различных федеральных структур.

Цель исследования — совершенствование управления межрегиональными проектами для устойчивого развития регионов Российской Федерации.

Авторами проведен анализ сущностного содержания межрегионального проекта, дополнены теоретические основы проектного управления, выявлены характеристики и особенности межрегиональных проектов с учетом специфики российской региональной экономики. Определены принципы управления межрегиональными проектами, ресурсы, необходимые для их реализации, дана классификация проектов в органах государственной и муниципальной

власти, исследованы типы заказчиков и особенности управления межрегиональными проектами.

На основании методов экономического исследования проанализированы различные аспекты проектной деятельности в регионах, определены особенности управления межрегиональными проектами, выполняемыми в интересах нескольких субъектов (регионов) Российской Федерации, которые являются его заказчиками и одновременно осуществляют реализацию мероприятий проекта на основе кооперации.

Авторами сделан вывод о том, что в условиях ограниченности имеющихся ресурсов управление сложными проектами в субъектах на основе межрегиональной кооперации является наиболее эффективным в рамках единого управления. Перед администрацией федеральных округов стоит сложная задача создания эффективных механизмов управления проектной деятельностью в регионах с использованием различных экономических рычагов, а также разделения функций в зависимости от уровня управления, прав, ответственности, различного рода рисков.

Ключевые слова: межрегиональный проект, субъект региона, управление проектами, межрегиональная кооперация

Развитие региональных экономик субъектов, входящих в федеральные округа Российской Федерации, характеризуется текущим уровнем производственных отношений и производительности труда, качеством региональной инфраструктуры и услуг, наличием ресурсов и производств, финансовым и трудовым потенциалами регионов, пересечением частных и общественных интересов предприятий, организаций и органов власти различных уровней и др.

Имеющиеся ограниченные ресурсы региональных и местных властей в первую очередь расходуются на выполнение социальных и бюджетных обязательств перед населением, а воспроизводственные процессы в экономике, как правило, обеспечивают сами хозяйственные субъекты.

Предприятия и организации в рыночных условиях осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, обусловленной присутствием на региональном рынке игроков как с разными формами собственности, так и различной территориальной принадлежностью. Данные условия хозяйствования вынуждают компании максимально эффективно распоряжаться собственными ресурсами, учитывать и управлять предпринимательскими рисками, что, с одной стороны, способствует внедрению инновационных методов управления, а с другой — уменьшает количество ресурсов, вкладываемых в воспроизводственные процессы.

Интересы органов власти субъектов, входящих в федеральный округ, заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших ресурсов для решения социально-экономических проблем своих территорий. Получение синерге-тических эффектов за счет экономии на масштабе, снижение предпринимательских рисков за счет получения государственных инвестиций или предоставленных гарантий, заинтересованность региональных и местных властей в создании новых рабочих мест и улучшении условий проживания населения возможны только при привлечении большого количества разнообразных ресурсов.

Однако отсутствие соответствующих проектных структур, трудности в организации управления сложными проектами, высокая ответственность перед федеральным центром, ограниченность ресурсов не способствуют повышению заинтересованности региональных властей в реализации крупных инвестиционных проектов из собственных средств. Практика проектного управления показы-

вает, что, как правило, самостоятельно регион не в состоянии реализовать одновременно несколько крупных проектов, необходима его кооперация как с другими регионами, так и участие в инвестиционных проектах различных федеральных структур.

Только при совпадении в долгосрочной перспективе интересов всех взаимодействующих субъектов экономической деятельности регионов возможны активация инвестиционных процессов и улучшение инвестиционного климата в федеральном округе. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффективного воздействия на факторы управления и, следовательно, невозможно достичь поставленных целей [6].

Наиболее управляемая кооперация возможна при наличии общего координационного центра федерального округа, обеспечивающего коммуникационные связи между регионами и обладающего административным и политическим ресурсами в федеральном центре.

Таким образом, проблемы межрегиональной кооперации, совместной реализации проектов регионами в условиях как высокой международной конкуренции, так и кризисных явлений в экономике Российской Федерации требуют дополнительных исследований и являются актуальными для развития территорий регионов [10].

К проектам межрегионального характера относятся инвестиционные проекты, реализация которых может иметь существенные социально-экономические, политические и экологические последствия для населения нескольких субъектов Российской Федерации.

В рамках настоящего исследования межрегиональный проект авторами рассматривается в качестве проекта, выполняемого в интересах нескольких субъектов (регионов) Российской Федерации, являющихся его заказчиками и осуществляющих реализацию мероприятий проекта на основе кооперации. Типы заказчиков и их влияние на управление межрегиональными проектами представлены в табл. 1.

Характерные особенности межрегиональных проектов приведены в табл. 2.

В научной литературе отсутствует классификация проектов, выполняемых полностью или с участием органов государственной или муниципальной власти. Предлагаемая авторами классификация проектов в органах государственной и муниципальной власти приведена в табл. 3.

Таблица 1

Типы заказчиков и особенности управления межрегиональными проектами

Заказчик Цели Особенности управления проектами

Федеральный уровень

Федеральные органы власти Реализация общегосударственных интересов Финансируются за счет средств федерального бюджета, целевых федеральных программ. Реализация и управление проектами осуществляют федеральные министерства и ведомства или их представители в регионах. Проблемы — неравномерность развития регионов, плохие коммуникационные связи, неразвитость методики проектного управления

Представитель Президента Российской Федерации в федеральных округах Реализация общегосударственных интересов и интересов федеральных округов, а также государственных корпораций Привлечение федеральных и региональных ресурсов. Инфраструктура управления проектами на уровне федерального округа. Проблемы — отсутствие комплексных программ развития федеральных округов, плохая связь с региональными элитами

Региональный уровень управления

Региональные органы власти Реализация интересов региональных властей и муниципалитетов, крупных хозяйствующих субъектов, государственных корпораций Привлечение средств из региональных бюджетов, региональных целевых программ, внебюджетных источников. Реализация проектов в соответствии с программой социально-экономического развития региона. Проблема — программы регионального развития субъектов не взаимосвязаны

Крупные хозяйствующие субъекты Крупный бизнес, государственные корпорации Реализация крупных проектов за счет местных и внешних для регионов инвесторов при поддержке региональных властей. Развитие сетевого бизнеса, создание кластеров

Местный уровень управления

Муниципальные органы власти Реализация интересов муниципалитетов, хозяйствующих субъектов на территории муниципалитетов Привлечение средств из бюджетов всех уровней, различных целевых программ, направленных на развитие территории. Проблемы — низкое ресурсное обеспечение муниципалитетов, отсутствует стратегическое планирование

Региональные хозяйствующие субъекты Крупный и средний бизнес Реализация проектов различной сложности за счет собственных и привлеченных средств, включая местные и региональные бюджеты. Помощь региональных и муниципальных властей для проектов, создающих дополнительные рабочие места

Таблица 2

Характеристики и особенности межрегиональных проектов

Характеристика Содержание

Цель Реализация стратегических государственных интересов в регионах. Освоение новых и проблемных территорий регионов. Социально-экономическое развитие регионов. Повышение конкурентоспособности регионов. Повышение кооперационных связей между регионами. Получение синергетического эффекта

Субъекты Государственные, региональные и местные органы власти. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность в субъектах (регионах). Банки. Зарубежные и отечественные инвесторы. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Имущественные и интеллектуальные ценности

Объекты Объекты бизнеса и социальной сферы. Транспортная, инженерная и энергетическая инфраструктуры: - создание новых предприятий; - расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; - приобретение недвижимости (компаний, земельных участков и др.); - приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг и активов

Ресурсы Природно-сырьевые, производственные, трудовые, финансовые, инфраструктурные

Окончание табл. 2

Характеристика Содержание

Результаты Экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный, экологический, стратегический, синергетический эффекты

Характерные особенности Масштабность, многоплановость, высокая социальная или экономическая значимость в масштабе регионов-участников. Высокий общественный и политический резонанс, вызываемый проектами

Особенности управления Создание сложных, многоуровневых управленческих структур, включающих большое количество участников. Привлечение внешних консультантов по управлению. Организация политической и общественной поддержки проекта

Проекты в сфере бизнеса Создание, расширение, модернизация предприятий промышленного производства, сельского и лесного хозяйства, объектов сферы туризма, развлекательных комплексов

Проекты в сфере инфраструктуры Создание и развитие дорожной, инженерной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры и т.д.

Социальные проекты Создание (модернизация) объектов культуры, здравоохранения, науки и образования, физической культуры и спорта, отдыха, жилищного строительства

Инновационные проекты Создание новых элементов в экономике, промышленности, образовании, имеющих большое общественное значение. Применение новых и уникальных технологий

Инвестиционные проекты Инвестиции, направленные: - в экономический капитал (доходы населения, потребление и сбережение, качество и доступность жилья); - в социальный капитал (социальные взаимодействия, взаимодействия между социальными группами, экономические взаимодействия человека и окружающей среды); - в человеческий капитал (здоровье, продолжительность жизни, образование, экология, удовлетворенность потребностей, психологическое благополучие)

Синергия Экономия на масштабе. Использование инфраструктуры регионов и опытного топ-менеджмента. Привлечение в крупные проекты внешних инвесторов за счет комплексного использования ресурсов регионов. Го сударственно-частно е партнерство

Финансирование Большой объем инвестиций. Разнообразие источников финансирования. Смешанное бюджетное и частное финансирование. Сложные схемы финансирования. Наличие бюджетной составляющей финансирования. Участие международных финансовых организаций

Длительность Сроки реализации, превышающие два года

Окупаемость Необходимость обеспечения комплексной окупаемости проекта, включающей социальную (общественную), бюджетную и коммерческую окупаемость

Источник: по данным [1, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 20].

Таблица 3

Классификация проектов в органах государственной и муниципальной власти

Уровень Признак классификации Классификация

Класс По структуре органов власти (определяется заказчиком проекта) Федеральный уровень (национальные проекты, целевые программы, участвуют все регионы). Межрегиональный уровень (межрегиональные проекты, участвуют несколько регионов). Региональный уровень (региональные проекты — один регион). Муниципальный уровень (муниципальные проекты). Проекты с участием органов власти (проекты хозяйствующих субъектов)

Тип По основным сферам деятельности Промышленные, научные, финансовые, правовые

Вид По содержанию Технические, экономические, организационные, социальные, смешанные

Длительность проекта Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

Окончание табл. 3

Уровень Признак классификации Классификация

Масштаб проекта Глобальные, крупномасштабные, региональные, отраслевые, локальные

Сложность проекта Простые, уникальные, организационно сложные, технически сложные, ресурсно сложные и комплексно сложные проекты

Степень использования региональных ресурсов Простые, комплексные проекты

По характеру целей Стратегические, тактические

По инвестиционному потенциалу Радикальные, комбинированные, модифицированные

По степени новизны Абсолютный, относительный, условный, частный

По особенностям межрегионального взаимодействия Внутрирегиональные, межрегиональные

По виду партнерства между органами власти и хозяйствующими субъектами Социальное партнерство, основанное на бизнес-идее, социальной идее. Инфраструктурное партнерство (индустриальные парки, технопарки, научные или промышленные парки), развитие инфраструктуры). Формирование кластеров (региональных, межрегиональных)

Источник: по данным [12, 13].

Процесс управления реализацией межрегиональных проектов в границах федерального округа определяется сложным взаимодействием многих факторов, обусловленных как состоянием внешней и внутренней среды региональной хозяйственной системы, так и спецификой самих проектов в качестве объектов управления.

Эффективное функционирование процесса управления межрегиональными проектами возможно только при наличии системы обеспечения, которая включает следующие элементы: [2]

— научно-методическое обеспечение — комплекс методических разработок и материалов по планированию и разработке проектов в целях установления единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным, экологическим и другим стандартам;

— организационно-правовое обеспечение — нормативные документы, регламентирующие взаимодействие всех участников, наличие организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, разработке, реализации и контролю за проектами;

— ресурсное обеспечение — весь спектр имеющихся ресурсов, использующихся в ходе подготовки и реализации межрегионального проекта.

Основными результатами управления межрегиональными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Добиться лучших итогов можно путем выбора соответствующих технологий управления проекта-

ми, состава, характеристик и назначения ресурсов для реализации межрегиональных проектов. Для эффективного использования ресурсов необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, коммуникациями, персоналом и т.д.

Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию. Классификация видов ресурсов при управлении межрегиональными проектами представлена в табл. 4.

В рамках подготовки межрегионального проекта в обязательном порядке осуществляется стратегическое планирование, результатом которого становится система организационно-правовых и финансово-экономических документов. В них отражаются основные экономические показатели, характеризующие результаты проекта, состояние региональной экономики субъекта после проекта на перспективу, а также проблемы, с которыми придется столкнуться на пути реализации проекта [7].

Широкий диапазон целей и задач, решаемых в процессе разработки и реализации межрегиональных проектов, а также разнообразие условий их реализации требуют дифференцированного подхода к управлению ими [17].

Концепция управления межрегиональными проектами в современных российских условиях включает в себя:

— обоснование целей проектов;

— выработку основных принципов их реализации;

Таблица 4

Виды ресурсов для реализации межрегиональных проектов

Группа ресурсов Вид ресурсов

Административные Связи в государственных и местных органах власти. Выполнение государственных заказов. Участие в бизнесе государственных структур

Временные Временные горизонты для принятия и исполнения решений. Оперативность в принятии решений. Трудоемкость операций

Информационные Источники информации. Информация по потребителям, рынку, производству, сбыту, отраслевая информация. Базы данных. Средства, способы и методы обработки информации

Материальные Сырье, материалы, технологические услуги, комплектующие, товары и др.

Нематериальные Лицензии, патенты и другие права. Бренд. Ноу-хау, инновации. Программные средства, информационные базы данных, статистика. Права пользования, идеи, проекты и др.

Организационно-управленческие Стратегия и система управления реализацией стратегии. Организация бизнес-процессов. Организационные структура и процедуры. Управленческая информация. Управленческие технологии. Система снабжения, планирования, распределения ресурсов. Система контроля. Система измерения и оценки (показателей). Система мотивации. Концепция управления. Скорость принятия решений. Коммуникации. Качество и гибкость управления и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природные Географические особенности. Климат. Полезные ископаемые и др.

Производственно-технические Земля, природные ресурсы. Здания, сооружения, средства производства. Инфраструктура. Производственные технологии

Социальные и трудовые (кадровые): коллективные и личностные Штат сотрудников, их численность, заработная плата и другие виды вознаграждений. Предпринимательские способности, профессиональные требования (опыт, знания и умения), творческие и психологические качества работников. Ожидания и стимулы трудовой деятельности. Лидеры с предпринимательскими способностями. Квалифицированные сотрудники, компетенции (знания, умения, навыки). Команда, приемы и методы труда. Коммуникации сотрудников с внешними контрагентами и др.

Финансовые Денежные средства. Ценные бумаги (акции, облигации). Паи и доли в уставных капиталах. Векселя, кредиты, займы, договоры, обязательства, гарантии, залоги, страхование и др.

Источник: по данным [2, 15].

— разработку методов, инструментов и механизмов, включающих весь спектр воздействия для подготовки и реализации проектов.

Управление межрегиональными проектами осуществляется в рамках федеральной или региональной социально-экономической политики при соблю-

дении базовых идей и правил, создающих основы и обеспечивающих успешную реализацию проектной деятельности. Принципы управления межрегиональными проектами приведены в табл. 5.

Использование приведенных принципов, определяющих проектное управление в федеральном

Таблица 5

Принципы управления межрегиональными проектами

Принцип Характеристика

Общие принципы

Приоритетно сть Иерархия приоритетов проектов на основе стратегии социально-экономического развития регионов

Государственное регулирование Регулирующее воздействие субъектов Российской Федерации на финансирование проектов

Нормативно сть Осуществление проекта в рамках действующего законодательства

Целенаправленность и комплексность Решение конкретных проблем регионов, развитие всех элементов территориальной системы (инженерной и социальной инфраструктуры, диверсифицированной экономики), сосредоточение всех видов ресурсов на решении важнейших задач регионов

Научность и оптимальность Научное обоснование целей проекта, применение методологических проработанных подходов для определения наилучших вариантов достижения поставленных целей

Эффективность Реализация наиболее эффективных проектов с позиции стратегического комплексного социально-экономического развития регионов

Безопасность Обеспечение экономической, политической и военной безопасности регионов, создание механизмов противодействия внешним и внутренним угрозам

Экологично сть Соответствие проекта объективным требованиям охраны окружающей среды

Общественная польза и сбалансированность Необходимость или полезность обществу регионов с учетом возможных последствий реализации проектов и взаимовлияния намечаемых мероприятий

Масштабность Реализация проектов, «неподъемных» для частных инвесторов

Государственно-частное партнерство Использование института государственно-частного партнерства

Участие населения региона Стратегические программы развития, включающие межрегиональные проекты, утверждаются при участии населения региона

Прозрачность Доступность информации о целях и приоритетах проектной деятельности, региональной политике, ходе реализации проектов

Баланс интересов Соблюдение интересов участников процесса: государства, предприятий и организаций, населения территории

Методологические принципы

Результативность Положительный эффект при реализации проекта, превышение полученных результатов над совокупными затратами

Адекватность и объективность Правильное отражение структуры и характеристик целей проекта

Системность Соответствие проекта внешнему окружению и «родительской» организации, возможность получения положительных и отрицательных синергетических эффектов

Комплексно сть Оценка последствий реализации проекта в экономической, социальной, экологической и других сферах

Гибкость Своевременная адаптация целей, функций, методов, инструментов к внешним условиям

Ограниченность ресурсов Необходимость учета платы за расходование и использование ресурсов, количество которых ограничено

Неограниченность потребностей Общая потребность в ресурсах неограниченна, необходим выбор наиболее эффективного использования ресурсов

Методические принципы

Специфика проекта и его окружения Определяет содержание показателей эффективности, их структуру

Динамичность процессов Учет изменения во времени структуры и характеристик проекта

Согласованность Учет приоритетности интересов и предпочтений участников проекта

Неполнота информации Учет неопределенности, необходимости управления рисками проекта

Операционные принципы

Моделирование Использование программных продуктов для анализа результатов проекта, создание моделей регионов

Компьютерная поддержка Формирование баз данных, информационных ресурсов, компьютерное управление проектом в режиме on-line

Источник: по данным [5, 7, 8, 13, 14, 18, 19].

округе, позволит создать систему правил, необходимую для формирования действенной системы управления межрегиональными проектами с учетом государственных стратегических и ценностных ориентиров.

Деятельность региональных органов власти должна быть направлена на формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса, обеспечивающей повышение качества жизни населения, проживающего на его территории. Достижение этой цели во многом зависит от методов и подходов, механизмов, применяемых в процессе управления проектами, которые будут наиболее актуальными для конкретных регионов [3].

Выбор методов и инструментов управления определяется особенностями межрегиональных проектов, основными из которых являются следующие [7]:

1) сложность четкого определения:

— приоритетов, целей, критериев, требований, реальных начальных условий;

— предметной области, подлинных границ;

— состава участников и заинтересованных сторон;

— области допустимых решений;

— лучших альтернатив концепций проекта;

2) необходимость:

— моделирования макроэкономических и социальных процессов,

— создания новых форм и методов планирования и контроля;

— регулирования проекта;

— обеспечения координации и взаимодействия частей проекта и его участников; осуществления проекта в условиях неопределенности и неустойчивости внешнего окружения;

3) определение состава и формирование «сборной команды межрегионального проекта», а также обеспечение:

— устойчивого функционирования команды;

— мониторинга и актуализации проекта с учетом его прогресса, изменений окружения и целей, ограничений;

— защиты команды проекта от прессинга политиков и администраторов;

4) необходимость учета человеческого фактора внутри и вне проекта, а также обеспечение гласности, объективной оценки результатов, учета общественного мнения в процессе всего жизненного цикла проекта;

5) сложность объективной оценки и однозначной интерпретации промежуточных и конечных результатов;

6) необходимость определения начальных внешних условий с учетом:

— уникальной предыстории;

— внешних ограничений и требований к результатам;

— времени, ресурсов и экологии;

— исторических и культурных особенностей внешней среды, менталитета населения;

7) учет и оценка возможных последствий реализации проекта.

Таким образом, авторы отмечают, что рыночные отношения обязательно включают в себя элемент государственного регулирования в различных формах с использованием методов и инструментов, основанных на основополагающих принципах проектного управления. Формирование системы управления межрегиональными проектами необходимо начинать с использования административных методов с последующим использованием экономических инструментов.

В связи с этим перед администрациями федеральных округов ставится сложная задача создания эффективных механизмов управления проектной деятельностью в регионах с использованием различных экономических рычагов, разделением функций в зависимости от уровня управления, прав, ответственности, различного рода рисков и т.д.

Список литературы

1. АндреевЮ.Н. Некоторые проблемы государственной поддержки инновационной деятельности на региональном уровне // Инновации. 2005. № 4. С.57-60.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело, 2008. 39 с.

3. Деркач А.В. Актуальные вопросы управления проектами и программами в органах государственной власти // Управление городом: теория и практика. 2011. № 1. С. 87-92.

4. Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003. № 8. С. 9-20.

5. Дуслаев Б.Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ //

Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 36-38.

6 . Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 355 с.

7. Заренков В.А. Управление проектами. М.: АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2005. 312 с.

8 . Камилов Д. Государственные программы бюджетного финансирования социальной сферы // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 11. С. 29-34.

9 . Куницына Н.Н., Мурадова Ю.А. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах юга России // Финансы и кредит. 2012. № 18. С. 10-17.

10. Логинов М.П. Коноидный подход к исследованию систем // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 14. С. 40-44.

11 . Логинов М.П. Развитие ипотечного комплекса России (синергетический подход) // Финансы и кредит. 2009. № 36. С. 30-36

12. Немчин А.М., Никешин С.Н., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб.: Два Три, 1996. 610 с.

13 . Николаев М.А., Малышев Д.П. Механизм управления региональными инвестиционно-инно-

вационными проектами // Экономические науки. 2011. № 83. С. 107-112.

14 . Парфенова Е.Н. Новые методы управления региональными инвестиционными проектами // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 6. С. 25-32.

15. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 639 с.

16 . Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Кластерное развитие экономики региона: теоретические возможности и практический опыт // Экономика региона. 2007. № 4. С. 40-52.

17. Самостроенко Г.М., ГончароваЕ.А. Инвестиционный потенциал региона: пути использования // Инновации. 2005. № 4. С. 64-67.

18 . Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: КноРус, 2008. 272 с.

19 . Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2001. 304 с.

20. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Методические подходы к оценке лучших практик применения методов проектного управления органов государственной власти // Российское предпринимательство. 2013. № 23. С. 10-19.

Regional economics: theory and practice Development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

USING THE DESIGN METHODOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mikhail P. LOGINOV, Andrei A. MURINOVICH

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Importance Comprehensive development of the constituent entities of the Russian Federation is based on the use of large regional projects involving various resources Under the conditions of crisis phenomena in the economy, the problems of project management and interregional cooperation development in complex projects at the level of Federal districts have become more urgent. As a rule, independently a region is not able to implement several major projects simultaneously. It requires cooperation with other regions and

participation in investment projects of various federal agencies

Objectives The purpose of the research is to improve interregional projects management to insure the sustainable development of the Russian Federation regions . Methods We have analyzed the essential content of an interregional project, complemented theoretical fundamentals of project management, and identified the characteristics and features of interregional projects taking into account the specifics of the Russian regional economy We have also identified the principles of inter-

regional projects' management and resources required for their implementation . The article offers project classification in the State and municipal authorities, investigates the types and features of interregional project management. On the basis of economic studies, we analyzed different aspects of project activities in regions and underlined the specifics of interregional projects' management, which are executed on behalf of several entities (regions) of the Russian Federation being their customers and, at the same time, engaged in implementing project activities based on cooperation Results We conclude that under conditions of limited resources, complex projects management on the basis of interregional cooperation is the most effective within the framework of single control Conclusions and Relevance We emphasize that the administration of Federal districts is facing the complex task of establishing effective mechanisms for project activities management in regions using different economic instruments, as well as allocation of functions depending on the level of management, rights, responsibilities, and various risks.

Keywords: interregional project, region subject, project management, interregional cooperation

References

1. Andreev Yu .N . Nekotorye problemy gosudarst-vennoi podderzhki innovatsionnoi deyatel'nosti na regional'nom urovne [Some problems of State support for regional innovation activity]. Innovatsii = Innovations, 2005, no. 4, pp. 57-60.

2. Vilenskii P.L., Livshits V.N., Smolyak S.A. Ot-senka effektivnosti investitsionnykh proektov: teoriya i praktika [Evaluation of investment project efficiency: theory and practice]. Moscow, Delo Publ., 2008, 39 p.

3. Derkach A.V. Aktual'nye voprosy upravleniya proektami i programmami v organakh gosudarstvennoi vlasti [Current issues of project and program management in the bodies of State authority]. Upravlenie gorodom: teoriya i praktika = Management of city: theory and practice, 2011, no. 1, pp. 87-92.

4. Deryabina Ya. Instrumenty upravleniya in-vestitsionnoi deyatel'nost'yu na raznykh urovnyakh vlasti: klassifikatsiya i analiz [Management tools for investment activities at different levels of government power: classification and analysis]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2003, no. 3, pp. 9-20.

5. Duslaev B.T. Sushchnostnaya kharakteristika gosudarstvennykh i munitsipal'nykh program [Essen-

tial characteristics of State and municipal programs]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 2, pp. 36-38.

6. Zhdanov V.P. Investitsionnye mekhanizmy regional 'nogo razvitiya [Investment mechanisms of regional development]. Kaliningrad, Yantarnyi skaz Publ., 2001, 355 p.

7. Zarenkov V.A. Upravlenie proektami [Project management]. Moscow, ASV Publ., St. Petersburg SUACE Publ., 2005, 312 p.

8. Kamilov D. Gosudarstvennye programmy byudzhetnogo finansirovaniya sotsial'noi sfery [State programs of budgetary financing of social sphere]. Sotsial 'naya politika i sotsial 'noe partnerstvo = Social policy and social partnership, 2011, no. 11, pp. 29-34.

9. Kunitsyna N.N., Muradova Yu.A. Osobennosti finansovogo obespecheniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regionakh yuga Rossii [Specifics of financial support to public and private partnership projects in the Southern Russian regions]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2012, no. 18, pp. 10-17.

10. Loginov M.P. Konoidnyi podkhod k issle-dovaniyu system [Conoidal approach to systems study]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 14, pp. 40-44.

11 Loginov M P Razvitie ipotechnogo kompleksa Rossii (sinergeticheskii podkhod) [Development of the Russian mortgage system (a synergetic approach)].

Finansy i kredit = Finance and credit, 2009, no. 36, pp. 30-36.

12. Nemchin A.M., Nikeshin S.N., Shapiro V.D., et al . Upravlenie proektami [Project management]. St. Petersburg, Dva Tri Publ., 1996, 610 p.

13. Nikolaev M.A., Malyshev D.P. Mekhanizm upravleniya regional'nymi investitsionno-innovat-sionnymi proektami [Management mechanism for regional investment and innovation projects]. Eko-nomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no. 83, pp.107-112.

14. Parfenova E.N. Novye metody upravleniya regional'nymi investitsionnymi proektami [New management methods for regional investment projects]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, 2013, no. 6, pp. 25-32.

15. Pikul'kin A.V. Sistema gosudarstvennogo up-ravleniya [The State management system]. Moscow, YUNITY-DANA Publ., 2007, 639 p.

16. Romanova O.A., Lavrikova Yu.G. Klasternoe razvitie ekonomiki regiona: teoreticheskie vozmozh-nosti i prakticheskii opyt [Cluster development of regional economy: theoretical possibilities and practical experience]. Ekonomika regiona = The region's economy, 2007, no. 4, pp. 40-52.

17. Samostroenko G.M., Goncharova E.A. In-vestitsionnyi potentsial regiona: puti ispol'zovaniya [Investment potential of a region: ways for its use]. Innovatsii = Innovations, 2005, no. 4, pp. 64-67.

18. Samofalova E.V. Gosudarstvennoe reguli-rovanie natsional'noi ekonomiki [State regulation of national economy]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 272 p.

19. Utkin E.A. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie [State and municipal management]. Moscow, EKMOS Publ., 2001, 304 p.

20. Filimonova N.M., Morgunova N.V. Me-todicheskie podkhody k otsenke luchshikh praktik primeneniya metodov proektnogo upravleniya organov gosudarstvennoi vlasti [Methodological approaches to assessing the best practices in applying the methods of project management of public authorities]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Journal of Russian Entrepreneur-ship, 2013, no. 23, pp. 10-19.

Mikhail P. LOGINOV

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation [email protected]

Andrei A. MURINOVICH

"Real Tagil" TV-channel, Nizhny Tagil, Russian Federation murin an an@gmail com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.