Экономика территории
DOI: 10.15838/tdi.2018.4.44.2 УДК 332.1:004 | ББК 65.050.22
© Кузнецов И.А,
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Постоянно возникающие перед органами государственной исполнительной власти задачи в сфере модернизации и переориентации экономики на инновационные пути развития, повышения качества и уровня жизни населения создают новые вызовы в поиске наиболее эффективных подходов управления, а также в процессе их применения с учетом региональной социально-экономической системы. Специфика функционирования модели управления должна отражать динамичные процессы повышения эффективности государственного управления, которое ориентировано в первую очередь на фокусировку в аспекте рационального использования ограниченных ресурсов (человеческих, материально-технических, инвестиционных, финансовых и др.). В соответствии с зарубежной и отечественной практикой решению этих проблем способствует внедрение проектного подхода в управлении региональной экономикой. Целью данной статьи является систематизация подходов к пониманию сущности проектного управления для обоснования комбинированного подхода как наиболее эффективного метода управления региональной экономикой. В связи с этим в статье проведен анализ вопросов исторического развития проектного подхода и проектного управления как инновационной модели, а также рассматриваются их основные характеристики и преимущества, которые отличаются от действующих практик в государственной и муниципальной власти, представлены особенности становления исследований в области применения проектного подхода. Рассмотрены причины низкой эффективности проектного управления и огра-
Цитата: Кузнецов И.А. Проектный подход в управлении социально-экономическим развитием региона // Вопросы территориального развития. 2018. № 4 (44). DOI: 10.15838/tdi.2018.4.44.2
Citation: Kuznetsov I.A. Project-based approach in managing socio-economic development of the region. Territorial Development Issues, 2018, no. 4 (44). DOI: 10.15838/tdi.2018.4.44.2
ничения внедрения проектного подхода в организационных процессах на федеральном и региональном уровне, а также отмечается место и роль данных понятий в становлении экономической системы на современном этапе развития. Наряду с этим в работе проведен обзор основных нормативно-правовых документов и регламентов, которые отражают специфику данных вопросов и позволяют более глубоко понять принципы систематизации. Новизна работы заключается в детализации и уточнении определений проектного подхода в аспекте его применения в управлении социально-экономическим развитием территорий. Материалы могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами, студентами, а также представителями органов власти.
Проектное управление, региональная экономика, проектный подход, проект, регион.
Ключевым фактором устойчивого экономического роста и его обеспечения является повышение эффективности системы государственного и регионального управления. Высокий уровень обеспечивается посредством настройки реализуемой государственной политики на достижение конкретных целей и задач. Необходимость усовершенствования, переориентации национальной экономики на инновационный путь развития, а также полноценной возможности решения комплекса возникающих социально-экономических проблем развития территорий и улучшения на основе этого уровня и качества жизни населения в условиях ограниченности ресурсов объясняет актуальность повышения эффективности регионального управления с помощью внедрения новых методов и подходов в управленческих процессах [1]. На сегодняшний день одним из самых используемых методологических подходов к реализации целенаправленного комплекса действий государства является применение проектного управления. В экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Япония, Канада и др.) проектное управление сформировалось в особый вид профессиональной деятельности. В настоящий момент трудно назвать хотя бы одну мировую компанию с известным именем, которая осуществляла бы свои проекты без project management1.
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения и систематизации
теоретических аспектов применения проектного подхода в управлении социально-экономическим развитием региона.
Целью данной статьи является систематизация подходов к пониманию сущности проектного управления для обоснования комбинированного подхода как наиболее эффективного метода управления региональной экономикой.
Для достижения заявленной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотрено развитие категорий «проект», «проектный подход», «проектное управление» (исторический, теоретический аспекты);
2) раскрыта сущность проекта, проектного управления и вопросы применения проектного подхода в управлении социально-экономическим развитием региона;
3) обобщены результаты исследования в области проектного управления СЭР региона, обозначены перспективы исследования на следующих этапах;
4) выделены недостатки и преимущества, особенности применения проектного подхода.
В настоящий момент со стороны федеральных органов власти и крупных институтов развития особое внимание уделяется региональному устройству, развитию и межрегиональным отношениям в целях обеспечения экономического роста. В связи с тем что субъектами РФ являются административно обособленные региональные экономические системы, возникает вопрос
1 Project management - «проектное управление» (англ.).
о реализации стратегических направлений развития государства в целом посредством расширения зон экономической активности, которые определяются как открытые хозяйственно-экономические образования. Они реализуют процессы расширенного воспроизводства и взаимодействуют друг с другом, что определяет экономическую сущность и структуру экономики государства в целом. Нормативно-правовой базой определены две крупные группы классификации регионов - дотационные и самофинансируемые. Реализация государственных программ социально-экономического развития ввиду существующей классификации обозначает масштаб и необходимые условия для их воплощения. В связи с этим определяются ключевые направления развития региональной экономики, которые отмечены в решениях законодательной и исполнительной властей в России. Они реализуются как в виде социально-экономических направлений развития России в целом, так и в виде национальных проектов в регионах и др., а также формируются в форме стратегий социально-экономического развития [2].
Историко-философская сущность и процесс развития проектного управления опирается на научные труды таких классиков, как А. Файоль, Г. Гант, Ф. Тейлор. Имена этих ученых также присутствуют в учебных пособиях и справочниках по менеджменту, теории организации и общественному сектору экономики. Огромный вклад в это направление был сделан благодаря фундаментальному представлению структуры проектного управления и проектного цикла2.
Американский ученый и инженер Генри Гант (1861-1919) предложил в 1910 году ранее неизвестный метод планирования работ с использованием диаграмм и гистограмм. В перспективе такой подход стал значимым инструментом и принял серьезный вызов для разработки методического и аналитического обеспечения проектного управления. На протяжении почти всего века он был
2 Алешин А.В. Управление проектами: фундаме] номики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 20;
основой в проектировании сфер архитектуры и градостроительства, но уже в конце XX века для более детального описания взаимосвязей между структурами и комплексами задач были добавлены отношения.
Французский ученый и инженер А. Файоль, который описал в своих трудах классический (концептуально-логистический) подход к теории управления, в свою очередь, определил пять ключевых функций менеджмента: организация, планирование, поиск кадров, делегирование и контроль над выполнением работ. Именно они стали теоретико-методологическим базисом проектного управления, а также дали почву для нового взгляда на реализуемые управленческие процессы, их мониторинг и контроль со стороны ключевых исполнителей.
Работы автора «научного менеджмента» Ф.У. Тейлора являются образцами для большого количества современных методологических разработок, которые включают в себя выстроенную иерархию работ. В своем труде «Принципы научного менеджмента» он отмечает, что ввиду «недостаточной производительности большинства актов повседневной деятельности при отсутствии четкого планирования государство терпит огромные убытки, и для этого необходимо не искать необыкновенную и экстравагантную личность, а заняться организацией научного сообщества и его работой вплотную».
Теоретический базис проектного управления эволюционировал поступательно и непрерывно. В 1937 году ученый и исследователь теории организации Л. Гулик (США) внедрил первый вариант разработки матричной формы управления сложными проектами. Это положило начало ликвидации существующего механизма бюрократии и формализма. Матричная организация оправдала себя как гибкая и надежная структура, которая включает в себя межфункциональные, ориентированные на конкретные цели и задачи, временные рабочие группы. Также существенно отличается децентра-
■альный курс / / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эко-
. 620 с.
лизацией и применением при характерно четком разделении власти и существующих принципов единоначалия.
В середине XX века проектное управление окончательно стало функционировать как отдельная область знаний. С целью эффективной организации работ нашли свое применение два математических метода календарного планирования проектов: метод критического пути СРМ и метод оценки и анализа программ PERT. Впервые они были применены для управления ракетной программой «Атлас» и при строительстве завода по производству синтетического волокна.
Первый метод нашел свое применение благодаря трудам профильных специалистов корпораций «DuPont» и «Remigton Rand», которые работали над проектами по обслуживанию оборудования «DuPont». В свою очередь, история появления методики PERT связана с разработками периода «холодной войны». В середине 60-х гг. эти методы активно изучались и, в меньше степени, внедрялись в сферу капитального строительства СССР. В целях управления стратегическим проектом Военно-морского флота США - разработкой баллистической ракеты «Поларис» (компания «Lockheed» и консалтинговая фирма «Booz Allen Hamilton») -был сформирован метод планирования работ, основанный на базе оптимальной логической схемы процесса, он получил название метод оценки и анализа программ.
В 1959 году комитет Андерсона (NASA) предложил системный подход к управлению проектом на каждой стадии жизненного цикла, начиная с формирования идеи вплоть до полной его ликвидации. Особое внимание было сконцентрировано на пред-проектном анализе, который включал в себя следующие этапы: анализ внешней среды, анализ интересов стейкхолдеров, анализ отношений, ситуационный анализ и др.
В 1966 году в США стала активно развиваться система GERT (графическая оценка и анализ проектов), которая использует новую генерацию сетевых моделей и является вероятностным методом сетевого планиро-
вания. Ее основу составляет использование альтернативных сетей, которые называются GERT-сетями, что получило широкое применение в строительстве, обрабатывающем производстве и реализации инвестиционных программ и проектов.
Особое место в развитии проектного управления занимают профильные сообщества. Так, например, в 1967 году в Европе была учреждена Международная ассоциация управления проектами INTERNET, которая впоследствии была переименована в International Project Management Association (IPMA). Ею был разработан стандарт деятельности специалистов по проектному управлению IPMA Competence Baseline (ICB). Данный регламент содержит 46 ключевых элементов компетентности, которые объединены в группы - техническая компетентность (20 элементов), поведенческая компетентность (15 элементов) и контекстуальная компетентность (11 элементов) [3].
В 1969 году в США создана профессиональная некоммерческая организация Институт управления проектами (PMI), которая также учитывает интересы индустрии проектного управления. В 1981 году в PMI был подготовлен документ «A Guide to the Project Management Body of Knowledge» (PMBOK Guide, Руководство к своду знаний по управлению проектами), содержавший в себе методологические основы и задачи по реализации, контролю и мониторингу проектов и программ. Первый вариант стал доступен общественности в 1987 году, а полный текст со всеми приложениями был опубликован в 1996-м. В настоящий момент стандарт PMBOK получил международное признание и широко используется специалистами разных сфер экономической и управленческой деятельности.
В 1970-е годы внимание ученых-исследователей было обращено на развитие системного подхода к проектному управлению. Он предполагает учет внешней среды (экономических, экологических, общественных и др. проектов), внедрение в практику методов управления конфликтами, органи-
зационных структур управления проектами и системы персоналий (ролей).
В 1980-е годы проектное управление существовало как отдельная сфера профессиональной деятельности большого количества управленцев: были представлены новые значимые дополнения, такие как управление ресурсами (финансы, люди и др.), управление рисками и проблемами, управление качеством, формирование команды, тайм-менеджмент и др. Также в этот период в США была опубликована первоначальная версия совместной работы «Свод знаний по проектному управлению», в которой определены место, роль и структура методов и средств и их вклад в общую систему управления.
Конец XX века обозначен массовостью внедрения проектного подхода в управлении в менеджмент компаний и организаций различных сфер деятельности, а также масштабностью его применения в странах с развитой экономикой. Была запущена процедура унификации и стандартизации методов, алгоритмов и подходов проектного управления. Например, вступили в силу международные (ISO 10006-10007) и национальные (АРМ, PMI, AI PM) стандарты по проектному управлению. В течение последующих десятилетий также были разработаны различные методы, модели и инструменты, сформированы профессиональные стандарты и требования к реализации проектов, компетенции проектных менеджеров [4].
Способы реализации проектного управления на современном этапе экономических отношений невозможно представить без тщательного контроля, мониторинга и планирования. При интенсивном развитии экономической системы в посткризисный период становится весьма актуальным процесс поиска путей, форм, методов, инструментов по организации, планированию, управлению, анализу и контролю достижения результатов приоритетных направлений социально-экономического развития. Проектным менеджерам и аналитикам при-
3 Ильин В.В. Проектный менеджмент: практ. пос
ходится прибегать к инновационным подходам организации своей работы и тратить на это дополнительные временные ресурсы, а также решать поставленные задачи в комплексе [5].
Наиболее подходящей для современных условий и реалий формой реализации программ развития экономической системы региона является проектное управление. В качестве объекта управления выступают приоритетные направления развития, которые представимы в виде отдельных региональных проектов, а предметом управления являются отрасли и виды хозяйственной деятельности экономических субъектов3.
В фокусе внимания российских ученых Д.А. Гайнанова, Н.Б. Грошева [6], А.М. Игнатовой, Д.Ю. Ревина, А.А. Рудакова, А.О. Скопи-на, А.А. Татаркина, В.И. Чимшира и др. [7; 8] прежде всего находятся методологические аспекты проектного управления. Так, Д.А. Гай-нанов представил алгоритм согласования интересов экономических агентов на каждом уровне взаимодействия (стратегическом, программном, проектном). Масштаб различных аспектов методологии проектного управления в социально-экономическом развитии регионов широко представлен в работах П.С. Зеленского, А. Ковалева, И. Курдю -мова. Например, предметом исследования Н.Б. Грошева стала оценка влияния инновационных проектов на территорию присутствия, а также условия и механизмы интеграции проектного управления инновационной деятельностью в региональную социально-экономическую систему.
Вопросам реализации проектов в рамках определенной территории России или ее региона посвящены работы таких авторов, как В.Н. Лексин и Б.Н. Порфирьев, С.В. Последов, Е. Савченко, Д.А. Синявский и др. Наряду с проработкой определения «проектное управление» относительно сферы государственного управления рассматривается проблематика использования данного подхода в сфере образования и науки. Анализом этого направления
ш. М.: Альфа-Пресс, 2007. 264 с.
занимаются такие авторы, как Д.А. Прах, И.Н. Садовникова, Н.А. Гончарова, А.А. Гейзер, Л.М. Никитина и др.
Целесообразность применения проектного управления в решении региональных проблем описывается в исследованиях ведущих отечественных ученых В.С. Селина и С.Д. Бодрунова и др. Например, А.И. Та-таркин полагал, что «организационной основой реализации региональной политики и управления территориальным развитием может стать программно-проектный подход. На базе стратегических приоритетов региональной политики должны быть разработаны программы, которые охватывают наиболее комплексные проблемы развития регионов. Решение же конкретных задач должно строиться исключительно на основе программно-проектного подхода» [9].
Критический анализ показал, что существует значительное количество подходов
к категории «проектное управление», что, в свою очередь, представляет и описывает его как инструмент, который позволяет достичь наилучшего результата в условиях ограниченного количества ресурсов, времени. Такая трактовка понятия близка к реальным проблемам региональной экономики, когда в рамках обособленного административного образования формируются стратегические направления развития как отдельных отраслей, так и всей экономики в целом с целью достижения высокого результата в текущих условиях ресурсно-дефицитного региона (табл. 1).
Ввиду этого можно отметить, что проектное управление рассматривается с точки зрения следующих подходов: а) проектное управление как вид управленческой деятельности; б) проектное управление как раздел теории управления и организации; в) проектное управление как набор мето-
Таблица 1. Подходы и определения понятия «проектное управление»
Подход, определение Нормативно-правовой документ, автор
Деятельность по использованию соответствующих знаний, умений и навыков, средств и методов в проектной деятельности с целью достижения запланированных результатов и удовлетворения потребностей участников проекта В.В. Ильин, П. Мартин
Совокупность знаний, умений и навыков, а также методов и инструментов организации проекта Project Management Institute
Приложение стратегических задач, способов и приемов для осуществления проекта А.М. Либман
Раздел теории управления, изучающий инструменты, направленные на координацию ресурсов, информационное сопровождение проекта, достижение поставленных целей, соблюдение этапов выполнения работы согласно их стоимости, запланированному сроку и целевым показателям Ю.И. Попов, О.В. Яковенко
Отдельный раздел теории управления социально-экономическими системами, раскрывающий основные инструменты, формы и методы более рационального и эффективного управления происходящими изменениями Ю.Н. Лапыгина
Совокупность взаимосвязанных элементов (юридических, организационных, научных, технико-технологических, экономических, экологических), направленных на разработку и реализацию проектов И. Ильинская
Вид управленческой деятельности, основанный на разработке системной модели действий по достижению цели с учетом предварительного коллегиального обсуждения М.Л. Разу
Планирование - наиболее важная функция проектного управления К. Хелдман
Методология организации, планирования, руководства, координация трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла И.И. Мазур
Процесс руководства всеми работами по проекту от начала и до завершения С. Портни
Набор инструментов, технологий и знаний, применение которых к проекту помогает достичь наилучших результатов П. Мартин, К. Тейт
Управленческая задача по завершению проекта в срок, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими требованиями и спецификациями В.Л. Попов
Источники: Гайнанов Д.А. Методологические аспекты реализации программно-проектного подхода в стратегическом управлении развитием территории // Управление экономикой: методы, модели, технологии: мат-лы XV Межд. науч. конф.: в 2-х т. 2015. С. 38-42 [10]; Гончарова Н.А. Проектный подход к управлению образовательными программами в высшем учебном заведении // Вестник гуман. ун-та. 2015. № 4. С. 37-42 [11]; Ускова Т.В., Копытова Е.Д. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти // Проблемы развития территории. 2017. № 4. С. 7-27 [12]; составлено автором.
дов и инструментов организации проекта. Проектное управление - наиболее удобная форма планирования и оценки эффективности региональных программ и проектов с возможностью постоянной корректировки (управленческая деятельность); четко обоснованный понятийный аппарат, цикличная структура управленческих процессов (теория организации и управления); механизм применения проектного подхода универсален в различных формах социально-экономических методов управления регионом, а также отмечается системность в процедурах поэтапного мониторинга по достижению цели (выраженные инструментарий и методика организации проектов).
С учетом внешних факторов и специфики социально-экономического развития регионов, по мнению автора, наиболее приемлемым является комбинированный подход к применению проектного управления, который способствует логичному и последовательному проектированию модели действий при реализации программ социально-экономического развития регионов с учетом их ретроспективы и специфики управленческих процессов в субъектах страны.
Для успешного внедрения проектного управления необходимо понимание основных направлений его применения. Имеет смысл выделить следующие предпосылки:
- преобразование структуры собственности, которое связано с уходом от монополии в сфере производства и услуг, а также продолжением формирования эффективных собственников и заинтересованного менеджмента;
- изменение отраслевой конъюнктуры производства в результате ее адаптации к новому спросу;
- продолжающиеся изменения геополитической ситуации, которые имеют целью включение российской экономики в мирохозяйственные связи.
Также отмечается, что при наличии значительных резервов роста производительности труда на уровне предприятий и орга-
низаций проектное управление позволяет радикально изменить ситуацию в менеджменте, для которого в XXI веке характерны:
- конец «тейлоризма» и переход к предпринимательскому менеджменту;
- признание факта, что организации не могут рассматриваться как устойчивые системы;
- общее признание положений менеджмента качества и других современных концепций управления;
- усиление роли потребителя, который выдвинул ряд собственных требований к создаваемой продукции [13].
Для понимания сущности подхода и методологии использования механизмов следует представить возможные варианты, виды и формы реализации системы проектного управления. Они описываются с помощью классификации форм и методов реализации проектного управления, в результате которой определяется наиболее подходя-щий механизм для региональной экономики. Основным отличием и критерием, по которому выстраивается классификация видов проектного управления по вертикали, является постановка цели и целеполагание как системообразующий фактор проектного управления.
Цели проекта определяют масштабность, длительность, емкость и значимость его для экономики региона, соответствие его целям региональной экономики в целом. Относительно целей проектного управления в отечественной и зарубежной специальной литературе рассматривается широкий спектр различных классификаций, отражающих разнообразие подходов и форм проектного управления [14 и т. д.]. Например, приоритетной целью проектов, которые направлены на развитие промышленного производства, прежде всего является увеличение объемов производства, а также совершенствование и оптимизация промышленности. Помимо этого проекты, которые способствуют развитию промышленного производства, ориентированы на решение
вопросов по удовлетворению рыночного спроса и увеличению прибыли промышленных предприятий региона. В свою очередь, проекты в сфере инновационных технологий преследуют цели и задачи модернизации общественного производства и экономики региона в целом на основе новейших научных достижений и разработок.
Так, например, отечественный экономист и ученый А.И. Татаркин отмечал в своих работах, что сутью «организационного обеспечения и реализации региональной политики и управления территориальным развитием может стать программно-проектный подход. На базе стратегических приоритетов региональной политики должны быть разработаны программы, которые смогут охватывать комплексные проблемы развития регионов. Решение же конкретных задач должно строиться исключительно на основе программно-проектного подхода» [15, с. 76].
Большинство исследователей отмечает, что четкое разделение поставленных в проекте задач и закрепление конкретных исполнителей позволяют существенно уменьшить бюджетные затраты на его реализацию, сократить сроки исполнения, более качественно подойти к процессу разработки государственных программ развития, а также уделить внимание внедрению новых моделей оценки эффективности проектов. В этом случае требуется участие не только теоретиков в данном направлении, но и прикладных специалистов, которые способны адаптировать логико-математический аппарат в имеющихся реалиях региональной экономики с учетом разработанных нормативно-правовых регламентов.
Некоторые российские и зарубежные ученые отмечают необходимость применения проектного подхода не только в управлении региональной экономикой, но и в более узконаправленных сферах, например, в инновационной деятельности предприятий, образовании и др. Они подчеркивают актуальность в совершенствовании и систематизации нормативно-правовой и методической базы с целью решения задач
социально-экономического развития территорий, а также предварительного анализа состояния изучаемой предметной области.
Помимо этого усиливается потребность в разработке комплексного программного обеспечения для формирования специализированного информационно-аналитического инструментария с целью автоматизации рабочих мест проектных менеджеров и аналитиков, более оперативного исполнения поставленных задач, реализации контроля и мониторинга выполнения проектов и программ, а также четкого разграничения ответственных исполнителей. Так, о развитии этого направления и определении понятия «проект» говорится в работах Н.М. Абдикее-ва4, Е.М. Кудрявцева5. Последний определяет «проект как совокупность взаимосвязанных задач, направленных на достижение определенного результата (строительство объекта, создание изделия, модернизация предприятия, написание отчета и т. д.). Для выполнения той или иной задачи проекта необходимы соответствующие ресурсы: материальные (оборудование, инструменты и т. д.), человеческие, интеллектуальные, информационные и др.».
Как отмечает автор [16], в настоящий момент в Российской Федерации широкое развитие получил программно-целевой подход, который представляет собой разработку долгосрочных целей и задач развития управленческого механизма с учетом сроков и мониторинга состояний системы на каждой стадии, а также базируется на реализации целевых программ. Этот вариант управления предполагает необходимость следования бюрократическим процедурам, что приводит к формированию качественной системы контроля, дисциплины и ответственности, но исключает творческую и креативную составляющую, гибкость в при-
4 Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: ИНФРА-М, 2012. 400 с.
5 Кудрявцев Е.М. Microsoft Project. Методы сетевого планирования и управления проектом. М.: ДМК Пресс, 2005. 240 с.
нятии решений, снижает эффективность межструктурного взаимодействия при решении ключевых задач развития территории. Данный факт подтверждает зарубежный опыт, именно поэтому целесообразно активно внедрять и применять проектный подход, который включает в себя сильные стороны других концептуальных подходов к управлению - системного, функционального, программно-целевого, процессного, ресурсного, маркетингового, кибернетического, ценностно-ориентированного и др. [17].
Уровень применения проектного управления в органах власти на территории Российской Федерации подтверждается развитой нормативно-правовой базой. Проводится системная работа по его внедрению: расширяется перечень принятых национальных стандартов в системе ГОСТ (Р 548692011, Р 54870-2011, Р ИСО 21500-2014), введены в работу соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 2165-р, которое предусматривает реализацию плана первоочередных мероприятий на 2016-2017 гг. по организации проектной деятельности. В свою очередь, усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере проектного управления обеспечит системное восприятие правил и ключевых принципов проектного подхода, задач, целей и сущности реализуемых проектов; методологическую базу классификации управленческих задач; внедрение новых методов реализации и управления проектами; применение методической базы для обучения и мотивации проектных менеджеров.
Ключевым преимуществом внедрения проектного подхода является сам процесс организации эффективного взаимодействия экономических субъектов, согласование отношений участников реализации проектов. При этом эффективность может быть достигнута благодаря заинтересованности всех субъектов и объектов в управ-
ленческом процессе. В свою очередь, для публичного сектора важно сформировать прозрачную систему функционирования проектного управления с целью повышения качества и сокращения сроков достижения планируемых результатов.
Нельзя не отметить фактор ограниченности применения проектного подхода к управлению региональной экономикой в целом. Он состоит в том, что ряд регионов не готов начать полноценную реализацию проектного управления с целью социально-экономического развития территорий и минимизации бюджетных расходов, так как существующая система управления, на их взгляд, эффективна и учитывает внутри-территориальную специфику. Также органы исполнительной власти не всегда четко понимают и разделяют сущность проектного подхода в практическом его применении, ряд ключевых решений остается «на бумаге», не рассматривается руководителями аппарата и, как следствие, не воплощается в жизнь. Существенная роль в этом процессе уделяется мотивации и ответственности управленцев в исполнении своих должностных обязанностей, а также непрерывному обучению использованию систем проектного управления [18].
Совершенствование принятых стандартов, спецификаций и регламентов для разработки информационных систем проектного управления обеспечит понимание целостной картины применения конкретных алгоритмов реализации и принципов проектного подхода, задач и структуры проектов. Фундаментом в этом отношении выступает правовая основа классификации управленческих процессов, что конкретизирует суть проектного подхода и позволяет внедрить методические рекомендации для обучения проектных менеджеров [19].
Анализ текущей ситуации в процессе развития и возникновения проблем внедрения проектного подхода в регионах России свидетельствует, что крайне важно уделять внимание совершенствованию и доработке национальных и региональных стандартов,
а также систематизировать полученный опыт применения проектного управления в социально-экономических процессах. Помимо этого исследователями отмечаются существенные недостатки в процессе изучения теоретических аспектов проектного подхода в управлении социально-экономическим развитием региона, что позволяет определить перспективы исследования и возможности устранения текущих пробелов в этой области.
Подробное обоснование и рассмотрение теоретического базиса в аспекте развития проектного управления, исторических этапов позволяют понять сущность регионального управления, а также выявить ключевые факторы и компоненты, оказывающие влияние на формирование усовершенствованных моделей и механизмов реализации социально-экономической политики в регионах. В свою очередь, органам власти как основным исполнителям данных задач при формировании государственных программ и проектов необходимо четко сопоставить описанные факты с действительностью, применить логико-математический аппарат для оценки эффективности [20].
Подводя итог, стоит отметить, что настоящее исследование вносит вклад в развитие теоретических аспектов вопроса проектного управления, систематизацию подходов, а также уточняет факт необходимости вне-
дрения проектного подхода в управлении региональной экономикой. Новизна работы состоит в детализации и уточнении определений проектного подхода в аспекте его применения в управлении социально-экономическим развитием территорий.
На дальнейшем этапе исследования будет представлена концептуальная модель СППР с целью разработки универсального информационно-аналитического инструментария, которая позволит решить проблемы, связанные с организацией рабочего процесса в органах власти (оптимизация и сокращение «необоснованных» бюджетных расходов на реализацию проектов), а также улучшить процессы сбора, хранения, систематизации и обработки данных в органах местного самоуправления с целью достижения поставленных целей и задач в аспекте социально-экономического развития регионов. Также следует, что использование проектного подхода предоставляет возможность руководителям и менеджерам определять приоритетные направления своей деятельности, структурировать их в форму цельных программ и проектов, четко и однозначно формулировать цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности, формировать критерии эффективности выполнения проектов, осознанно учитывать возможные риски и, что крайне важно, оптимизировать использование ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гомалеев А.В. Проблемы развития проектного управления в России: социологический подход // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. 2008. № 2. С. 34-36.
2. Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление: монография / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова. СПб.: Питер, 2014. 320 с.
3. Гергерт Д., Левыкина К. Стратегическое и проектное управление: концептуальная модель интеграции // Проблемы теории практики и управления. 2012. № 6. С. 69-75.
4. Лапин А., Слепова В. Конкурентоспособность региональной экономики: проектный подход // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 7-8. С. 56-61.
5. Соколовский О.А., Липушкина И.Ю. Проектный подход в построении инновационной экономики Российской Федерации // Вестник экон. интеграции. 2013. № 5-6. 145 с.
6. Грошева Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления: дис. ... д-ра экон. наук. Красноярск, 2011. 356 с.
7. Кадышев М.Е. Управление проектными программами в стратегическом развитии региональной экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 54-58.
8. Романова М.В. Оценка эффективности инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 7. С. 17-26.
9. Ганти В., Дайал У., Чаудхури С., Технология баз данных в системах поддержки принятия решений // Открытые системы. 2002. С. 117-124.
10. Гайнанов Д.А. Методологические аспекты реализации программно-проектного подхода в стратегическом управлении развитием территории // Управление экономикой: методы, модели, технологии: мат-лы XV Межд. науч. конф.: в 2-х т. 2015. С. 38-42.
11. Гончарова Н.А. Проектный подход к управлению образовательными программами в высшем учебном заведении // Вестник гуман. ун-та. 2015. № 4. С. 37-42.
12. Ускова Т.В., Копытова Е.Д. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти // Проблемы развития территории. 2017. № 4. С. 7-27.
13. Морозов С.И. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 188-191.
14. Репин И.Е. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Челябинск, 1999. 37 с.
15. Татаркин А.И. Пространственное развитие региональных и территориальных экономических систем с использованием программно-проектных подходов // Проблеми економжи. 2012. № 3. С. 71-80.
16. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5. С. 1-17.
17. Филимонова Н.М. Управление проектами как механизм реализации программ регионального развития // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2011. № 2. С. 119-121.
18. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Региональная политика территориального развития: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 156 с.
19. Рудаков А.А. Сравнительный анализ традиционной методологии проектного управления и гибкого управления инновационными проектами // Экономика предпринимательства. 2012. № 6 (29). С. 292-294.
20. Агзамов Р., Агзамова Л. Проектное управление: причины для внедрения и тенденции развития. // Экономика и управление. 2018. № 1. С. 77-82.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кузнецов Игорь Александрович - инженер-исследователь отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Kuznetsov I.A.
PROJECT-BASED APPROACH IN MANAGING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
The state executive authorities face many existing and emerging tasks in the sphere of modernization and reorientation of the economy to innovative ways of development, and in improving the quality and standard of living of the population. All this creates new challenges in the search for the most effective management approaches, as well as in the process of their application, taking into account the regional socio-economic system. The specifics of functioning of the management model should reflect the dynamic processes of improving the efficiency of public
administration, which is focused primarily on the aspect of rational use of limited resources (human, material, technological, investment, financial, etc.). In accordance with foreign and domestic practice, the implementation of project-based approach in the management of the regional economy contributes to the solution of these problems. The purpose of the present paper is to systematize approaches to understanding the essence of project management to justify the combined approach as the most effective method of regional economy management. In this regard, the article analyzes historical development of project-based approach and project management as an innovative model and considers their main characteristics and advantages, which differ from existing practices in the state and municipal authorities; the paper also presents the features of the formation of research in the field of project-based approach. The author considers the reasons for the low efficiency of project management and the limitations to the implementation of project-based approach in the organizational processes at the federal and regional level, as well as the place and role of these concepts in the formation of the economic system at the present stage of development. In addition, the paper reviews main legal documents and regulations that reflect the specifics of these issues and allow for a deeper understanding of the principles of systematization. The novelty of the work consists in detailing and clarifying the definitions of the project approach in the aspect of its application in the management of socio-economic development of territories. The materials can be used by researchers, graduate students, students, and representatives of the authorities.
Project management, regional economy, project-based approach, project, region.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Kuznetsov Igor Aleksandrovich - Research Engineer at the Department for Issues of Scientific and Technological Development and Knowledge Economy. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.