Научная статья на тему 'Институционально-инновационное пространство регионального развития'

Институционально-инновационное пространство регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / REGIONAL ECONOMICS / INSTITUTIONAL / TECHNOLOGY / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зекох Аскер Ахмедович

В статье рассматривается содержание институциональных технологий взаимодействия основных экономических субъектов, формирующих институционально-инновационное пространство региона. Часть материала посвящена анализу особенностей разработки и использования инновационных стратегий развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зекох Аскер Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional-innovative space for regional development

This article discusses the content of institutional interaction technology of major economic subjects, and institutional innovation shaping the space in the region. Some of the material is devoted to the analysis of the features of development and use of innovative strategies for the development of regional economy.

Текст научной работы на тему «Институционально-инновационное пространство регионального развития»

УДК 332.1:338.2 ББК 65.9(2)

З-47

Зекох Аскер Ахмедович, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, т.: 521828.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(рецензирована)

В статье рассматривается содержание институциональных технологий взаимодействия основных экономических субъектов, формирующих институционально-инновационное пространство региона. Часть материала посвящена анализу особенностей разработки и использования инновационных стратегий развития региональной экономики.

Ключевые слова: региональная экономика, институциональные технологии, инновационная стратегия.

Zekokh Asker Akhmedovich, Postgraduate of the Department of Management and Regional Economics, Maikop State Technological University, tel: 521 828.

INSTITUTIONAL-INNOVATIVE SPACE FOR REGIONAL DEVELOPMENT

(reviewed)

This article discusses the content of institutional interaction technology of major economic subjects, and institutional innovation shaping the space in the region. Some of the material is devoted to the analysis of the features of development and use of innovative strategies for the development of regional economy.

Keywords: regional economics, institutional, technology, innovation strategy.

Анализ современных институциональных моделей регионального развития показывает, что они, в конечном счете, представляют собой институциональное сочетание трех разных технологий [1].

Интеллектуальная технология используется в процессах разработки картины будущего, формулирование проблем и поиск наиболее эффективных решений (она все больше приобретает характер коллективной мыследеятельности и находит новые институциональные формы, выходя за рамки традиционных научных учреждений и университетов). Такие технологи, как правило, находят свое применение в процессе деятельности консалтинговых, инвестиционных, страховых, аудиторских организаций. Именно эти структуры в наибольшей степени склонны к инновированию, использованию инновационного потенциала, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Институты, отдающие приоритет интеллектуальным технологиям, как правило, являются более устойчивыми и авторитетными в пространстве регионального экономического развития.

Управленческая технология (или технологии территориального планирования и правоприменения), призвана обеспечить реализацию поставленных целей регионального развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов. Этот вид институциональных технологий подразумевает постоянный поиск управленческими структурами наиболее рациональных подходов к использованию ресурсов, не отклоняясь от заданных целевых ориентиров. Новые технологии в управлении должны разрабатываться на основе принципов стратегичности, интерактивности с учетом результатов анализа макро- и микроокружения.

Политическая технология (к ней можно отнести и идеологию «пространственного развития») необходима для учета различных факторов регионального развития, согласования интересов, целей и приоритетов разного уровня, формирования консенсуса участников, контроля за соблюдением установленных «правил игры». Приоритет над данным видом институциональных технологий остается за субъектами федерального, регионального управления, политическими партиями. Подобные технологии предопределяют расстановку политических сил в регионе, а значит его экономический курс развития, взаимодействия с другими региональными системами.

Российский опыт наглядно демонстрирует, что любые институциональные реформы, проводимые без учета интеллектуальной технологии, обречены на провал: в результате сложных

политических торгов создаются организационные структуры, затем они наполняются людьми, которым придаются определенные полномочия, но потом выясняется, что интеллектуальный процесс по этим структурам не течет.

В этой связи можно утверждать, что институционализируется, в первую очередь, именно интеллектуальная технология, а управленческие структуры и политические форматы призваны обеспечить ее поддержку и воспроизводство [2].

Таким образом, рассмотренные три вида институциональных технологий, позволяют разработать технологию взаимодействия основных субъектов, формирующих институциональноинновационное пространство региона (рис. 1).

«

о

н

н

о

д

к

к

ц

о

ее

у

б

Й

та

й

о

н

х

о

й

Рис. 1. Адаптивно-ситуационная технология взаимодействия институциональной системы и субъектов инновационно-экономических отношений региона

Согласно предложенной модели эффективность процесса воспроизводства региональной экономики находится в тесной увязке с интересами наиболее развитых институтов и инновационно активными участниками рыночных отношений региона. От того, насколько указанные институты склонны к инновированию, использованию передовых технологий в своей деятельности во многом зависит их успешное сотрудничество со сферой бизнеса, работающей в режиме генерации нововведений. При том целевые ориентиры институциональной региональной среды и других субъектов территориально-локализованной системы не обязательно должны совпадать по всем позициям. Главное - согласование интересов в вопросах развития воспроизводственного комплекса региона. По нашему мнению, осуществляя регулирования воспроизводственными процессами в рамках территориально-локализованной системы, институты должны уметь разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии развития территории.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целевых установок органов управления, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данного региона и, возможно, для соседних регионов.

Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование регионального потенциала и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.

Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность субъектов

институциональной среды региональной экономики, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов; расширение доли рынка. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.

Особенность разработки и применения инновационных стратегий развития воспроизводственного процесса в регионе состоит в необходимости учитывать особо сложные условия для управления. К таким условиям относятся [3]:

- повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

- повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой региональной экономики появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;

- усиление противоречий в институциональной среде управления. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных субъектов. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента.

Многообразие и сложность деятельности государственного механизма обусловливают существование большого числа управляющих структур. Они различаются по способу формирования, функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Однако их деятельность должна быть подконтрольной, эффективной, стимулирующей воспроизводственные процессы и направленной на удовлетворение постоянно растущих потребностей населения. Оценка производительности в любой сфере услуг, в деятельности государственных и муниципальных институтов управления - неизменно важная проблема.

Следует отметить, что многие показатели государственно-экономических издержек и результатов, выпуска товаров и оказание услуг отражают уровень государственной деятельности лишь в той мере, в какой она находит прямое отражение в государственном бюджете в виде доходов и расходов. Но государственная деятельность отнюдь не сводится к этим показателям, она выражается в правовых нормах, указах, запретах, разрешениях, субвенциях сельскому хозяйству и другим отраслям экономики, формировании цен и т.д.

Поскольку институты управления формируются с целью оказания услуг в сфере управления социально-экономическим развитием региона, соответственно их деятельность может быть оценена по критериям эффективности общественного производства.

Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат. Экономичность характеризует затратную сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Производительность - это соотношение количества продукции (услуг) и величины затрат на их производство. В общественном секторе, могут быть для оценки использованы интегральные показатели, отражающие соизмерение затрат всех видов между собой.

Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям.

Если при оценке производительности внимание концентрируется на продукции как таковой, то при анализе результативности - степени ее соответствия конкретным предпочтениям общества.

Экономичность, производительность и результативность, взаимосвязанные категории и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. По сути, они выражают различные аспекты, эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, которая в свою очередь приводит к должной результативности. Однако, на наш взгляд, современные рыночные реалии свидетельствуют о том, что рациональность в общественных расходах может быть достигнута при обоснованно выбранном направлении инновационной деятельности на определенном управленческом уровне. Здесь важная роль отводится тем, институтам, которые призваны реализовывать стратегические и тактические нововведения в жизнь.

Литература:

1. Шейман Д., Щедровицкий П. Институциональные механизмы пространственного развития. htt://www.archipelag.ru.

2. Институциональная экономика: Под общ. ред. А. Олейника. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 704 с.

3. Немирова Г. И. Институциональный подход к воспроизводству региональной экономики. htt://www. anrb.ru.

References:

1. Sheiman D., Shchedrovitsky P. Institutional mechanisms of spatial development. htt :/ / www. archipelag. ru.

2. Institutional Economics: Ed. A. Oleynik. - M.: INFRA-M, 2005.-704p.

3. Nemirova G.I. Institutional approach to the reproduction of the regional economy. htt :/ / www.

anrb.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.