Научная статья на тему 'Методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности'

Методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / инновационная деятельность / модель обучения / творчество. / students / innovative activity / learning model / creativity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Константин Васильевич, Бербенец Ольга Анатольевна, Кондратюк Ирина Валерьевна, Лысенко Ольга Алексеевна

Данная статья посвящена изучению методологических особенностей формирования готовности студентов к инновационной деятельности в процессе вузовского обучения. Авторами проанализированы основополагающие положения, определяющие характер подготовки к данному виду деятельности студентов педагогического вуза, изучены различные подходы к данной проблеме, описан ряд приемов активизации творческой активности студентов, как необходимого качества при реализации инновационной деятельности, выявлены основные тенденции в процессе формирования готовности студентов к инновационной деятельности, обоснована последовательность при формировании готовности студентов к инновационной деятельности, а также определена структура готовности студентов к инновационной деятельности, которая включает в себя содержательный и технологический компоненты готовности. Установлено, что формирование готовности студентов к взаимодействию с инновационными процессами во многом зависит и от личной заинтересованности, участвующих в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Константин Васильевич, Бербенец Ольга Анатольевна, Кондратюк Ирина Валерьевна, Лысенко Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR DEVELOPING THE READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

This article is devoted to the study of methodological features of the formation of students’ readiness for innovative activities in the process of university education. The authors analyzed the fundamental provisions that determine the nature of preparation for this type of activity of students of a pedagogical university, studied various approaches to this problem, described a number of methods for enhancing the creative activity of students as a necessary quality in the implementation of innovative activities, identified the main trends in the process of forming students’ readiness for innovative activities, the consistency in the formation of students’ readiness for innovative activity is substantiated, and the structure of students’ readiness for innovative activity is determined, which includes the content and technological components of readiness. It has been established that the formation of students’ readiness to interact with innovation processes largely depends on the personal interest of those participating in this process.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности»

Методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности

Шилов Константин Васильевич,

старший преподаватель высшей школы теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета E-mail: 010210@pnu.edu.ru

Бербенец Ольга Анатольевна,

старший преподаватель, Департамента физического воспитания, Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета E-mail: Berbenets.oa@dvfu.ru

Кондратюк Ирина Валерьевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета E-mail: kondratuk.kondratuk@yandex.ru

Лысенко Ольга Алексеевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета E-mail: balichevi@mail.ru

Данная статья посвящена изучению методологических особенностей формирования готовности студентов к инновационной деятельности в процессе вузовского обучения. Авторами проанализированы основополагающие положения, определяющие характер подготовки к данному виду деятельности студентов педагогического вуза, изучены различные подходы к данной проблеме, описан ряд приемов активизации творческой активности студентов, как необходимого качества при реализации инновационной деятельности, выявлены основные тенденции в процессе формирования готовности студентов к инновационной деятельности, обоснована последовательность при формировании готовности студентов к инновационной деятельности, а также определена структура готовности студентов к инновационной деятельности, которая включает в себя содержательный и технологический компоненты готовности. Установлено, что формирование готовности студентов к взаимодействию с инновационными процессами во многом зависит и от личной заинтересованности, участвующих в этом процессе.

Ключевые слова: студенты, инновационная деятельность, модель обучения, творчество.

В современных научных исследованиях описываются разные подходы к процессу формирования готовности студентов различных специальностей к инновационной деятельности [1, 2, 4, 7].

При всем многообразии подходов к данной проблеме, наше исследование основывается на некоторых основополагающих положениях:

1. Обучение в вузе должно быть ориентировано на определенную модель подготовки студентов к инновационной деятельности.

2. Взаимосвязь различных аспектов подготовки студентов к инновационной деятельности.

3. Формирование инновационной культуры студентов.

4. Мониторинг готовности студентов к инновационной деятельности.

5. Анализ изменений, происходящих в процессе формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

Мы считаем, что реализация перечисленных выше условий, позволит обеспечить подготовку специалиста нового типа, который сможет более качественно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Теоретико-методологической основой исследования явились: положения о мотивационно-потребностной сфере студентов [2, 3]; положения о структуре инновационной деятельности [4, 5]; положения о дифференциально-интегральной характеристики готовности студентов к инновационной деятельности [8, 9].

Реализация данных положений, по нашему мнению, создает возможность выявления трех основных блоков готовности студентов к инновационной деятельности, входящих в ее состав. Данная триада компонентов готовности студентов к инновационной деятельности связана между собой общей целью и представлена на рис. 1.

Основным методом нашего исследования явился метод моделирования, который отражает основные факторы развития готовности студентов к инновационной деятельности.

В соответствии с вышеперечисленным, мы предлагаем следующую последовательность при формировании готовности студентов к инновационной деятельности: цель - содержание - технологии (методики) - результат.

Целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности является возможность реализации вариативной деятельности студента, а также формирование у студентов интегральных характеристик, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

о с

U

Содержание готовности студентов к инновационной деятельности включает в себя:

- знания и умения по основам педагогической, в том числе инновационной деятельности, которые определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;

- усвоение полученных знаний, а также освоение различных аспектов инновационной деятельности: умение выделить ее основные этапы, про-

гнозирование возможных затруднений при организации инновационной деятельности, выявление психологических барьеров, препятствующих реализации данной деятельности; - присвоение инновационной деятельности посредством апробирования различных ее элементов в реальных условиях: на практических занятиях, а также в ходе прохождения педагогической практики в образовательном учреждении.

Рис. 1. Триада компонентов готовности студентов к инновационной деятельности

Технологический компонент формирования готовности студентов к инновационной деятельности рассматривается нами с различных позиций организации учебного процесса в педагогическом вузе и включает в себя:

- моделирование будущей профессиональной деятельности студентов в процессе вузовского обучения;

- подготовка студентов, способных осуществлять инновационную деятельность;

- использование в процессе обучения различных инновационных образовательных технологий, которые наиболее эффективно способствуют формированию специалиста, готового осуществлять инновационную деятельность;

- применение разнообразных форм обучения, направленных на подготовку студентов к реализации инновационной деятельности. Результатом готовности студентов к инновационной деятельности, на наш взгляд, должно стать соединение двух сторон этой деятельности: содержательной и процессуальной, а также соединение между собой триады инновационной деятельности (усвоения - освоения - присвоения).

При этом важно отметить, что формирование готовности студентов к взаимодействию с инновационными процессами во многом зависит и от личной заинтересованности, участвующих в этом процессе.

На наш взгляд, описанные выше теоретико-методологические предпосылки к формированию готовности студентов к инновационной деятельности создают методическую базу для подготовки студентов в данном направлении, и позволяет им не только присваивать существующий педагогических опыт, но и осваивать новый опыт, который позволяет строить собственную образовательную траекторию.

Для активизации творчества студентов, как необходимого качества при реализации инноваци-

оннои деятельности, мы использовали приемы, предложенные В.К. Мартыновым и Н.А. Слободя-нюк, которые содержат в себе: комплекс приемов для активизации творческой активности студентов, проблемные ситуации, для решения которых прием наиболее целесообразен, а также включает оценку развития степени педагогического мастерства [6].

Кроме того, для более эффективного процесса формирования готовности студентов к инновационной деятельности целесообразно использовать различные методы активного обучения: неимитационные и имитационные (игровые, неигровые).

Подводя итоги проведенной работы можно сделать следующие выводы. Подготовка студентов педагогического вуза к инновационной деятельности в процессе профессионального обучения является актуальной. Для более качественной подготовки студентов к данному виду деятельности необходимо создание в условиях вуза определенных методологических основ.

В ходе нашего исследования мы выявили структуру формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности, описали ряд приемов активизации творческой активности студентов, выявили основные тенденции в процессе формирования готовности студентов к данному виду деятельности. Мы считаем, что описанные методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности активизируют их творческую активность и способствуют более качественному профессиональному становлению.

Литература

1. Алексеенко И.Н. Теоретико-методические основы формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях колледжа / И.Н. Алексеенко: Автореф. ...

дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. -23 с.

2. Амбалова С.А. Формирование мотивацион-ной готовности педагогов к инновационной деятельности: монография / С.А. Амбалова, О.Б. Джатиев, З.К. Дудиева. - Ульяновск: Зебра, 2022. - 68 с.

3. Кокшенева Е.А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности / Е.А. Кокшенева: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 2010. - 23 с.

4. Кузнецова Е.Д. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности в школе / Е.Д. Кузнецова: Автореф. .дис. канд. пед. наук. - Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2002. - 19 с.

5. Маринченко К.А. Формирование компетентности профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей физической культуры в вузе / К.А. Мариниченко: Автореф. .дис. канд. пед. наук. - Орел, 2012. -23 с.

6. Мартынов В. К. Приемы активизации творчества на практических занятиях / В. К. Мартынов, Н.А. Слободянюк // Специалист. - 1997. -№ 3. - С. 47-49.

7. Пасишников А.А. Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения / А.А. Пасишников: Автореф. . дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2008. - 23 с.

8. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности / И.Е. Пискарева: Автореф. .дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.

9. Францева Е.Н. Психологические условия формирования готовности к инновационной деятельности будущих учителей / Е.Н. Францева: Автореф. .дис. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003. 18 с.

METHODOLOGICAL BASIS FOR DEVELOPING THE READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

Shilov K.V., Berbenets O.A., Kondratyuk I.V., Lysenko O.A.

Pacific State University, Far Eastern Federal University, Armavir State pedagogical university

This article is devoted to the study of methodological features of the formation of students' readiness for innovative activities in the process of university education. The authors analyzed the fundamental provisions that determine the nature of preparation for this type of activity of students of a pedagogical university, studied various approaches to this problem, described a number of methods for enhancing the creative activity of students as a necessary quality in the implementation of innovative activities, identified the main trends in the process of forming students' readiness for innovative activities, the consistency in the formation of students' readiness for innovative activity is substantiated, and the structure of students' readiness for innovative activity is determined, which includes the content and technological components of readiness. It has been established that the formation of students' readiness to interact with innovation processes largely depends on the personal interest of those participating in this process.

Keywords: students, innovative activity, learning model, creativity. References

1. Alekseenko I.N. Theoretical and methodological foundations for the formation of a future teacher's readiness for innovative activities in a college environment / I.N. Alekseenko: Abstract. ... dis. Ph.D. ped. Sci. - Rostov-on-Don, 2000. - 23 p.

2. Ambalova S.A. Formation of motivational readiness of teachers for innovative activities: monograph / S.A. Ambalova, O.B. Dzhatiev, Z.K. Dudieva. - Ulyanovsk: Zebra, 2022. - 68 p.

3. Koksheneva E.A. Formation of university students' readiness for future professional activities / E.A. Koksheneva: Abstract. ... dis. Ph.D. ped. Sci. - Kemerovo, 2010. - 23 p.

4. Kuznetsova E.D. Formation of the future physical education teacher's readiness for innovative activities at school / E.D. Kuznetsova: Abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. - Barnaul. state ped. univ. - Barnaul, 2002. - 19 p.

5. Marinchenko K.A. Formation of competence of professional and personal self-improvement of future physical education teachers at a university / K.A. Marinichenko: Abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. - Orel, 2012. - 23 p.

6. Martynov V.K. Techniques for activating creativity in practical classes / V.K. Martynov, N.A. Slobodyanyuk // Specialist. -1997. - No. 3. - pp. 47-49.

7. Pasishnikov A.A. Formation of personal readiness for innovative professional activity of a teacher of physical education of a higher educational institution / A.A. Pasishnikov: Abstract. ... dis. Ph.D. ped. Sci. - Surgut, 2008. - 23 p.

8. Piskareva I.E. Formation of future teachers' readiness for innovative activities / I.E. Piskareva: Author's abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. - Yaroslavl, 2000. - 23 p.

9. Frantseva E.N. Psychological conditions for the formation of readiness for innovative activities of future teachers / E. N. Frantseva: Author's abstract. .dis. Ph.D. psychol. Sci. - Stavropol, 2003. 18 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.