Научная статья на тему 'Проблема готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности'

Проблема готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / STRUCTURE OF STUDENTS' READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Ирина Сергеевна, Осипова Светлана Ивановна

В статье анализируется педагогическая проблема, значимая для современного этапа развития цивилизации, характеризующейся глобализационными процессами. Глобализация не только расширяет границы и возможности личностной и профессиональной самореализации выпускника вуза на международном рынке труда, но и предъявляет к нему новые требования. В первую очередь эти требования касаются готовности студентов к иноязычному общению в профессиональной сфере. Однако традиционный образовательный процесс для студентов неязыковых специальностей не обеспечивает сформированности готовности выпускников к иноязычному общению в профессиональной деятельности. Возникает проблема определения путей, средств, механизмов и педагогических условий формирования готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена изучению феномена готовности, анализу родового понятия «готовность» и видового понятия «готовность к профессиональной деятельности». В результате аналитико-синтетической деятельности сформулировано определение понятия «готовность к иноязычному общению в профессиональной деятельности». Материалами исследования являются научные статьи, нормативные документы, определяющие развитие инженерного образования, документы по всемирной инициативе CDIO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The current article analyzes the pedagogical problem that is significant for the modern civilization, characterized by globalization processes. Globalization not only expands the boundaries and possibilities of personal and professional self-realization of university graduates in the international labor market, but also presents new requirements for them. Obviously, these requirements relate to students' readiness for foreign language communication in the professional sphere. The traditional educational process for students of non-linguistic specialties, however, does not ensure the formation of readiness for foreign language communication in professional activities. Thus, there is a problem of determining ways, means, mechanisms and pedagogical conditions for the formation of non-linguistic specialties students' readiness for foreign language communication in future professional activities. The article is devoted to the study of the phenomenon of readiness, the analysis of the generic concept of “readiness” and the specific concept of “readiness for professional activity”. Based on the analytical and synthetic studies, the definition of the concept of “readiness for foreign language communication in professional activity” is formulated. The research materials are scientific articles, regulatory documents that determine the development of engineering education, the worldwide CDIO initiative documents

Текст научной работы на тему «Проблема готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности»

Проблема готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности

Дементьева Ирина Сергеевна,

старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

E-mail: irene.dementyeva@gmail.com Осипова Светлана Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: osisi@yandex.ru

В статье анализируется педагогическая проблема, значимая для современного этапа развития цивилизации, характеризующейся глобализационными процессами. Глобализация не только расширяет границы и возможности личностной и профессиональной самореализации выпускника вуза на международном рынке труда, но и предъявляет к нему новые требования. В первую очередь эти требования касаются готовности студентов к иноязычному общению в профессиональной сфере. Однако традиционный образовательный процесс для студентов неязыковых специальностей не обеспечивает сформи-рованности готовности выпускников к иноязычному общению в профессиональной деятельности. Возникает проблема определения путей, средств, механизмов и педагогических условий формирования готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена изучению феномена готовности, анализу родового понятия «готовность» и видового понятия «готовность к профессиональной деятельности». В результате аналитико-синтетической деятельности сформулировано определение понятия «готовность к иноязычному общению в профессиональной деятельности». Материалами исследования являются научные статьи, нормативные документы, определяющие развитие инженерного образования, документы по всемирной инициативе CDIO.

Ключевые слова: готовность, иноязычное общение, профессиональная деятельность, структура готовности студентов к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности.

В последние десятилетия наблюдается усиление таких международных трендов как глобализация и информатизация, которые, в свою очередь, вызывают необратимые изменения в сфере образования, определяют новые требования к современному человеку. В условиях глобализационных процессов человек рассматривается как житель планеты с возможностью, а часто и необходимостью, осуществлять свою профессиональную деятельность за рубежом. Таким образом, особенно актуальна подготовка специалистов, обладающих определенным набором навыков и качеств, таких как гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, высокий профессионализм, личностный потенциал, иноязычная образованность.

Информационные технологии позволяют расширить сферу профессионального взаимодействия до международного уровня. В условиях работы с иноязычной информацией необходимость обмена международным опытом определяет особенную потребность в формировании у будущего инженера готовности к профессионально ориентированному иноязычному общению.

Актуальность обозначенной проблемы формирования готовности будущих инженеров к иноязычной профессиональной деятельности подтверждается рядом нормативных документов, которые подчеркивают необходимость подготовки квалифицированного специалиста в рамках профессионального образования. В частности, к таким документам относятся концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [10] и национальный проект «Образование» 01.01.2019-31.12.2024 [14]. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС 3++ по направлению бакалавриата включает в себя УК-4, сформулированную как «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» [18]. Всемирная инициатива CDЮ, нацеленная на подготовку инженеров нового поколения, также подтверждает необходимость формирования у будущего специалиста готовности к профессиональному иноязычному общению [5].

Владение иностранным языком (языками) становится одним из ключевых навыков, определяющих успешность человека. Особенную роль в условиях глобализации играет английский язык, поэтому проблема обучения этому языку актуальна во всем мире. В результате английский язык становится обязательной частью школьной и универ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ситетской программ обучения во многих странах, разрабатывается методическая литература и учебники, соединяющие в себе обучение английскому языку в интеграции с местными культурными реалиями; в Южной Корее, Испании, Польше и других странах строятся английские деревни. В Китае, в частности, существует взгляд на английский язык как на ведущее средство достижения научно-технического прогресса, в то время как китайский язык остается «душой» нации, носителем культурных ценностей [20].

В то же время следует отметить, что организация процесса подготовки к иноязычному общению в России сталкивается с рядом сложностей. Согласно международному исследованию EF EPI в 2019 году, в котором принимали участие 2,3 миллиона человек по всему миру, Россия занимает 48 место в списке из 100 стран по уровню владения одним из наиболее широко используемых в эпоху глобализации языком - английским языком, и относится к группе «низкий уровень владения» [19]. Результаты исследований, проведенных на базе Нижегородского государственного педагогического университета в 2018 году, показывают, что большая часть опрошенных студентов неязыковых специальностей указывает понимание иностранной речи на слух (аудирование) как вызывающий наибольшую сложность аспект языковой подготовки [11]. Тем не менее, этот навык является одним из ведущих в иноязычном общении.

Таким образом, изучение феномена готовности студентов неязыковых вузов к иноязычному общению в профессиональной деятельности является актуальной тематикой исследования. В данной статье определена сущность и содержание понятия готовности к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности на основе анализа степени разработанности этой проблемы.

Прежде чем перейти к изучению ведущего понятия «готовности к иноязычному общению в профессиональной деятельности», необходимо проанализировать родовое понятие «готовность» (табл. 1).

Анализ термина «готовность» в энциклопедической литературе (С.А. Кузнецов, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова и др.) позволяет сформулировать обобщенное определение о том, что «готовность -это согласие, желание сделать что-нибудь, добрая воля» [1, 3, 17].

Ряд ученых, рассматривая данное понятие, выделяет определенное психологическое состояние человека, установку личности к совершению конкретного действия [7, 12]. В частности, А.М. Новиков определяет готовность «как психическое состояние», в структуре которого выделяются от-5 дельные виды установок (в том числе на модели о возможного поведения), представление субъекта о способах деятельности, а также самооценка при ° разрешении трудностей будущей деятельности

Ш [12].

Таблица 1. Контент-анализ понятия «готовность»

Согласие, желание сделать что-либо Желание, добрая воля, охота, решимость Установка на выполнение действия Толковые словари под редакцией: Д.Н. Ушакова, С.А. Кузнецова, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой Словарь синонимов, составитель: З.Е. Александрова Психологический словарь, составитель: И.М. Кондаков

Психическое состояние, синтез свойств личности, установка личности Ю.К. Бабанский, А.А. Деркач, А.М. Новиков, Д.Н. Узнадзе

Интегративное образование личности, включающее мотивы, интеллектуальные качества, знания, умения О.В. Воронова, Е.П. Гришина, В.А. Нуржанова

Формирование обобщенных умений: от мотивации до самостоятельной деятельности А.В. Усова

Комплекс свойств и качеств личности: мотивационно-цен-ностный компонент, способность к выполнению деятельности Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.А. Кру-тецкий

Комплекс свойств и качеств личности: мотивационно-цен-ностный компонент, творческая составляющая Л.В. Кондрашова

Особенную ценность для нас представляют педагогические исследования по данному направлению. Многие ученые выражают сходную точку зрения на определение понятия готовности. Готовность представляется интегративным образованием личности [4, 6, 13], определенным комплексом свойств и качеств. О.В. Воронова раскрывает структуру готовности, говорит о готовности, как об «интегративном образовании личности, представленном ценностно-мотивационным, когнитивным, технологическим и рефлексивно-оценочным компонентами» [4].

Контент-анализ представлений ученых об исследуемом феномене показал, что готовность к деятельности представляется как некоторый комплекс сформированных свойств и качеств личности, важными критериями которого являются мотивационно-ценностная составляющая и способность к деятельности. Л.В. Кондрашова также связывает готовность с наличием возможности «творчески выполнить свои профессиональные обязанности».

Таким образом, основываясь на анализе представленных понятий, синтезируем следующую трактовку: готовность к деятельности - комплекс свойств и качеств личности, включающий мотивационно-ценностную составляющую, набор определенных знаний, а также физическую возможность выполнения определенного действия.

Перейдем к анализу видового понятия «готовность к профессиональной деятельности» (табл. 2).

Таблица 2. Контент-анализ понятия «готовность к профессиональной деятельности»

Интегральная характеристика: личностный, когнитивный, деятельности компоненты В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, И.Ю. Степанова, Ю.В. Богачева

Интегративное динамическое качество личности: подготовленность, профессиональная направленность, адаптация Л.И. Калинкина

Интегральное, психическое динамическое, постоянное развивающееся образование И.В. Семчук

Исследователи вновь сходятся во мнении, что это интегративная и динамическая характеристика, обладающая набором определенных компонентов [2, 8, 16]. В частности, И.В. Семчук выделяет в готовности к профессиональной деятельности сложную динамическую структуру, компоненты которой находятся в единстве и взаимосвязи, и сама структура в постоянном развитии и преобразовании [15]. Поддерживая терминологию, используемою Л.И. Калинкиной [9], сформулируем следующее определение: готовность к профессиональной деятельности - интегративная динамическая характеристика личности, проявляющаяся в сформированной профессиональной направленности на основе теоретической и практической подготовленности и выражающаяся способностью к адаптации в новых условиях.

Таким образом, на основании проведенного анализа представленных определений, было сформулировано авторское определение ключевого понятия данной статьи. Готовность к иноязычному общению в профессиональной деятельности - интегративная динамическая характеристика личности, мотивированной на иноязычное общение в профессиональной сфере с использованием специфической профессиональной лексики, владеющая стратегиями выстраивания коммуникации и рефлексирующая этот процесс.

Следующим этапом анализа данного феномена, уточняющим его сущность, является выделение его структуры. На основе деятельностного подхода, нами были выявлены следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный (осознание значимости иноязычного общения, потребность к саморазвитию)

- коммуникативно-деятельностный (способность к организации иноязычного общения; обоснованному выбору содержания и способов; активность);

- когнитивный (совокупность знаний профессиональной иноязычной лексики)

- оценочно-результативный (способность к анализу и самооценке иноязычного общения). Итак, в настоящее время проблема формирования готовности студентов к иноязычному общению в профессиональной деятельности является крайне актуальной. Первым шагом к выполнению данной задачи является определение сущ-

ности и содержания понятия готовности к иноязычному общению в профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа, нами было сформулировано авторское определение понятия и выявлены компоненты его структуры. В рамках будущих исследований, существует необходимость выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования готовности студентов к иноязычному общению в профессиональной деятельности, оценить их результативность в опытно-экспериментальной работе.

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справ.: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. - 14-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз. Медиа, 2006. - 564 с.

2. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Богачева. М., 2007.

3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2003.

4. Воронова О.В. Дифференцированная подготовка социальных педагогов к работе в учреждениях различного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Воронова. - Самара, 2005.

5. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus): информационно-методическое издание / Пер. с анг. и ред.тА.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. Томск, 2011. - 22 с.

6. Гришина Е.П. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровье сберегающих образовательных технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.П. Гришина. - Самара, 2005.

7. Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 256 с.

8. Ильина Н.Ф. Профессиональное становление педагога в инновационном комплексе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Нина Федоровна. Красноярск, 2006. - 198 с.

9. Калинкина Л.И. Педагогические средства формирования готовности слушателей подготовительных курсов к обучению в инженерно-техническом вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук / Л.И. Калинкина. - Самара, 2004.

10. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Утв. Распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677..

11. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. № 4(25). - С. 269-273.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

12. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика / А.М. Новиков. Москва: Высш. шк., 1986. - 288 с.

13. Нуржанова В.А. Подготовка студентов к работе по воспитанию у школьников нравственной готовности к труду. // Формирование профессиональной готовности студентов к воспитанию школьников. - Ставрополь, 1990. - с. 54.

14. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N16). Режим доступа: http://base.garant. ru/72192486/#friends

15. Семчук И.В. Проблема готовности к профессиональной деятельности на этапе обучения. Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2011. № 11 (54). C. 117-119.

16. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 368с.

17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: изд. АСТ. - 2004.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/15

19. EF English Proficiency Index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ef.com/ wwen/epi/

20. Wong L.T., Dubey-Jhaveri A. (Eds.) English Language Education in a Global World: Practices, Issues and Challenges (pp. 13-24). New York: Nova Science Publishers, 2015. 369 p.

the problem of readiness of students of non-linguistic specialties for foreign language communication in future professional activities

Dementeva I.S., Osipova S.I.

Siberian Federal University

The current article analyzes the pedagogical problem that is significant for the modern civilization, characterized by globalization processes. Globalization not only expands the boundaries and possibilities of personal and professional self-realization of university graduates in the international labor market, but also presents new requirements for them. Obviously, these requirements relate to students' readiness for foreign language communication in the professional sphere. The traditional educational process for students of non-linguistic specialties, however, does not ensure the formation of readiness for foreign language communication in professional activities. Thus, there is a problem of determining ways, means, mechanisms and pedagogical conditions for the formation of non-linguistic specialties students' readiness for foreign language communication in future professional activities. The article is devoted to the study of the phenomenon of readiness, the analysis of the generic concept of "readiness" and the specific concept of "readiness for professional activity". Based on the analytical and synthetic studies, the definition of the concept of "readiness for foreign language communication in professional activity" is formulated. The research materials

are scientific articles, regulatory documents that determine the development of engineering education, the worldwide CDIO initiative documents.

Keywords: readiness, foreign language communication, professional activity, structure of students' readiness for foreign language communication in future professional activity

References

1. Alexandrova Z. E. Dictionary of Synonyms of the Russian Language: Pract. ref .: approx. 11000 is a synonym. ranks / Z.E. Alexandrova. - 14th ed., Stereotype. M .: Rus. Yaz. Media, 2006. -564 p.

2. Bogacheva Yu.V. The formation of professional readiness for practical activities of teachers-choreographers in universities of culture and arts: abstract. dis. ... cand. ped sciences / Yu.V. Bogacheva. M., 2007.

3. The large explanatory dictionary of the Russian language / Ch. ed. S.A. Kuznetsov. SPb., 2003.

4. Voronova O.V. Differentiated preparation of social educators for work in institutions of various types: author. dis. . cand. ped sciences / O.V. Voronova. - Samara, 2005.

5. CDIO Worldwide Initiative. Planned Learning Outcomes (CDIO Syllabus): Information and Methodical Edition / Transl. from Eng. and ed. T.A. Chuchalina, T.S. Petrovsky, E.S. Kulyukina. Tomsk, 2011. - 22 p.

6. Grishina E.P. Formation of the readiness of a future physical education teacher to create and implement health-saving educational technologies: author. dis. . cand. ped sciences / E.P. Grishina. - Samara, 2005.

7. Derkach A.A. Acmeology: textbook / A.A. Derkach, V.G. Zazy-kin. St. Petersburg: Peter, 2003. - 256 p.

8. Ilyina N.F. Professional formation of a teacher in an innovative complex: dis. . cand. ped Sciences: 13.00.08 / Ilina Nina Fe-dorovna. Krasnoyarsk, 2006. - 198p.

9. Kalinkina L.I. Pedagogical means of forming the readiness of students of preparatory courses for study at an engineering university: abstract. dis. ... cand. ped sciences / L.I. Kalinkina. -Samara, 2004.

10. The concept of the federal target program for the development of education for 2016-2020 [Electronic resource]: Approved by order of the government of the Russian Federation, December 29, 2014 N2765-p. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677..

11. Mineeva O.A., Lyashenko M.S. The study of motivation of students of non-linguistic specialties to study a foreign language // Baltic Humanities Journal. - 2018. - Vol. 7. № 4 (25). - Pp. 269-273

12. Novikov A.M. The process and methods of formation of labor skills: Professional education / A.M. Novikov. Moscow: Higher school, 1986. - 288 p.

13. Nurzhanova V.A. Preparing students for work on raising moral readiness for labour in schoolchildren. // Formation of students' professional readiness for the education of schoolchildren. -Stavropol, 1990. - p. 54.

14. Passport of the national project "Education" [Electronic resource]: approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (December 24, 2018 N16). URL: http://base.garant.ru/72192486/#friends

15. Semchuk I.V. The problem of readiness for professional activity at the training stage. Almanac of modern science and education, Tambov: Gramota, 2011. № 11 (54). - Pp. 117-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Stepanova I. Yu., Adolf V.A. Designing practice-oriented professional training of a teacher at a university: monograph / I. Yu. Stepanova, V.A. Adolf. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk state. Ped. Univ.n.a. V.P. Astafiev, 2013. - 368 p.

17. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: AST. - 2004.

18. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field 15.03.01 "Mechanical engineering" (bachelor's degree program)[Electronic resource] URL: http://fgosvo.ru/fgos-vo/142/141/16/15

19. EF English Proficiency Index [Electronic resource] URL: https:// www.ef.com/wwen/epi/

20. Wong L.T., Dubey-Jhaveri A. (Eds.) English Language Education in a Global World: Practices, Issues and Challenges (pp.1324). New York: Nova Science Publishers, 2015. 369 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.