Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАКАЛАВРЫ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маляшова А. Ю., Зиятдинова Ю. Н.

В данной статье исследованы понятия «проект» и «проектная деятельность», показано место проектов в образовательном процессе. Рассмотрены понятия «готовности» к профессиональной деятельности, ее структура и подходы к ее формированию у студентов различных направлений подготовки. На основе проведенного анализа готовности к профессиональной деятельности конкретизирована сущность и содержание готовности студентов технологического вуза к проектной деятельности. Обоснованы три основных составляющих готовности: интеллектуальный, мотивационный и личностно-эмоциональный. Показан опыт обучения проектной деятельности посредством преподавания дисциплины «Основы проектной деятельности» у студентов 2 курса бакалавриата. Отмечена роль преподавателя в приобретении знаний, умений и навыков в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF STUDENTS OF A TECHNOLOGICAL UNIVERSITY FOR PROJECT ACTIVITIES

There is a universal competence in the Federal State Standards 3++ for undergraduate engineering areas. It focuses on the development and implementation of projects. It provides for the ability to determine the range of tasks within the framework of the goal and choose the best ways to solve them, based on the current legal norms, available resources and restrictions. However, the modern system of training bachelors in engineering does not solve the problem of readiness for project activities. Often, the fear of responsibility before the need to lead the project leads to the rejection of this type of activity. The lack of willingness of students to engage in project activities today is a problem faced by undergraduate graduates. Of particular importance is the readiness for project activities in the engineering areas of training. The engineer has a special responsibility - to solve professional problems, as well as a number of additional tasks. The employer requires the engineer to possess both professional and universal competencies, as well as leadership qualities. In this regard, the training of bachelors with a set of professional and universal competencies, a set of leadership qualities is relevant. The purpose of this article is to determine the essence and content of the readiness of students of a technological university for project activities. The article considers the definitions of the concepts of the project and project activities. The analysis of literary sources allows us to consider the readiness for professional activity from various points of view. The main components of the structure of readiness for professional activity and the main stages of its formation are shown. Studies of readiness for project activities are considered. The structure of readiness for project activities is considered, the main components in the readiness structure are identified. When considering the structure of readiness for project activities, it must be remembered that for successful project activities, it is important to have theoretical training, interest and desire to apply one's knowledge in practice, as well as flexible skills. After all, the success of the project largely depends on its proper management. The scientific novelty of the study lies in identifying the content of such components of students' readiness for project activities as intellectual, motivational and personal-emotional. The prospects of the research are aimed at developing mechanisms for the formation of students' readiness for project activities in engineering specialties. As a first step in project activity, the experience of teaching the discipline Fundamentals of project activity to 2nd year students of engineering specialties is considered. It describes the work carried out by students on the project during the semester. In the future, it is planned to check the effectiveness of teaching the discipline.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 47-55.

УДК 37.02

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маляшова А. Ю., Зиятдинова Ю. Н.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Казань, Россия

E-mail: annamalyashova@gmail.com, uliziat@yandex.ru

В данной статье исследованы понятия «проект» и «проектная деятельность», показано место проектов в образовательном процессе. Рассмотрены понятия «готовности» к профессиональной деятельности, ее структура и подходы к ее формированию у студентов различных направлений подготовки. На основе проведенного анализа готовности к профессиональной деятельности конкретизирована сущность и содержание готовности студентов технологического вуза к проектной деятельности. Обоснованы три основных составляющих готовности: интеллектуальный, мотивационный и личностно-эмоциональный. Показан опыт обучения проектной деятельности посредством преподавания дисциплины «Основы проектной деятельности» у студентов 2 курса бакалавриата. Отмечена роль преподавателя в приобретении знаний, умений и навыков в проектной деятельности. Ключевые слова: проект, проектная деятельность, готовность к проектной деятельности, бакалавры инженерных направлений.

ВВЕДЕНИЕ

Реалии современного рынка труда таковы, что при трудоустройстве на предприятия промышленности на первый план выходит способность выпускника заниматься разработкой и внедрением проектов [1]. Проекты становятся неотъемлемой часть профессиональной деятельности специалиста в любой сфере и на любом уровне [2]. Поскольку проектная деятельность относится к разряду инновационной [3], то актуальность овладения основами разработки и реализации проектов позволит выпускнику бакалавриата быть более конкурентоспособным как на российском, так и на международном рынке труда [4, 5].

Особое значение готовность к инновационной деятельности приобретает на инженерных направлениях подготовки, так как именно инженеру приходится выполнять, наряду с основными, целый ряд дополнительных функций [6]. Работодатель требует от инженера владения как профессиональными, так и универсальными компетенциями, а также наличие лидерских качеств [7, 8].

Однако, подготовка в современном вузе такова, что приобретение знаний, умений и навыков в области проектной деятельности не гарантирует наличия готовности к ней. Этому препятствует целый ряд барьеров, зачастую страх ответственности перед необходимостью вести проект приводит к отказу от подобного вида деятельности. Отсутствие готовности студентов заниматься проектной деятельностью является проблемой, с которой сталкиваются выпускники

47

бакалавриата, несмотря на свои намерения развиваться в соответствии с ведущими международными трендами [9].

Целью статьи является определение сущности и содержания готовности студентов технологического вуза к проектной деятельности.

Основные задачи, решаемые в рамках поставленной цели: исследование понятий «проект» и «проектная деятельность», конкретизация сущности и структуры готовности студентов технологического вуза к проектной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в выявлении содержания таких компонентов готовности студентов к проектной деятельности, как интеллектуальный, мотивационный и личностно-эмоциональный.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для того чтобы понимать, кто может заниматься проектной деятельностью, необходимо обратиться к ключевым понятиям: проект и проектная деятельность.

Большое многообразие определений проекта и проектной деятельности в диссертационных исследованиях последних лет приводит нас к пониманию того, что проект - это деятельность, направленная на получение уникальных результатов, имеющая ограничения по времени, ресурсам и качеству получаемого продукта проекта. Уникальность проекта - это очень важный критерий, который говорит о значимости проекта и может быть связан как с конечными результатами, так и с технологиями создания продукта, внешними или внутренними условиями реализации проекта.

Что такое проект для студентов инженерных специальностей в технологическом вузе? А именно то, что вся подготовка бакалавров очень хорошо коррелирует с определением самого проекта и необходимости получения уникального результата. Во-первых, возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки в области работы над проектом [10]. Студенты технологического вуза имеют возможность заниматься уникальными разработками в области техники и технологии в лабораториях университета. Доступность оборудования позволяет им проводить исследования, не обращаясь в сторонние организации. Во-вторых, работая над проектом по выбранной специальности, студенты погружаются в среду своей будущей профессии, решают задачи в своей профессиональной области и, выходя из стен университета, уже имеют представление о том, чем им предстоит заниматься на предприятиях [11].

Таким образом, в образовательном процессе студентов проект - это направленная на получение результатов деятельность, уникальность которой связана либо с конечным результатом, либо с процессом получения результата. В проектной деятельности студенты приобретают новые компетенции, а также погружаются в будущую профессиональную среду.

Для успешного участия в проектной детальности с максимальной отдачей студенты должны обладать готовностью к проектной деятельности, которая также формируется в образовательном процессе.

Вопросам готовности к профессиональной деятельности посвящено большое количество научной литературы. Рассматриваются понятия готовности, ее

48

структура, различные подходы к ее формированию. Современные авторы предлагают решение вопросов в формировании готовности, ищут новые подходы, предлагают модели формирования готовности к профессиональной деятельности студентов различных направлений подготовки.

Всестороннее внимание данной теме начало уделяться еще в середине прошлого столетия, когда готовность к профессиональной деятельности рассматривалась с разных сторон: психологической, профессионально-эстетической, морально-психологической, коммуникативной. Так, авторы рассматривают готовность студентов к профессиональной деятельности как профессионально важное качество или психическое состояние личности [12], полимодальное состояние для решения задач [13], устойчивую характеристику, способствующую успешному овладению деятельностью [14], мобилизации ресурсов [15], оптимальному осуществлению деятельности в сложных ситуациях [16], характеризующейся изменением содержания в зависимости от этапа обучения студента [17] и формирующейся поэтапно, включая ориентировочный, содержательно-технологический и креативно-прикладной этапы [18].

На основе анализа вышеперечисленных литературных источников, можно сделать вывод о том, что готовность к профессиональной деятельности - это комплексная характеристика, включающая в себя теоретическую и практическую подготовку к данному виду деятельности, а также внутренние эмоционально-волевые качества, необходимые для решения профессиональных задач.

На основании определения готовности к профессиональной деятельности, перейдем к рассмотрению понятия готовности студентов к проектной деятельности. Так, исследователи характеризуют готовность к проектной деятельности как интегративное качество личности студента, включающее знания, умения и навыки проектирования [19], мотивацию и креативность [20].

В структуре готовности к проектной деятельности исследователи выделяют несколько компонентов, которые различаются в зависимости от сферы применения. Так, компонентами готовности к проектной деятельности в области робототехники являются мотивационно-личностный, когнитивный и рефлексивно-деятельностный [21], в области технологии и предпринимательства - мотивационно-целевой, волевой и рефлексивный [19], в сфере изобразительного искусства -мотивационный, когнитивный и деятельностный [20].

Уникальность результата требует уникальности целей в проекте, соответственно, проблематизация в проекте оказывает непосредственное влияние и на постановку целей, и достижение результатов. Здесь на первый план выходит необходимость теоретической подготовки и наличие внутренних качеств студента.

Готовность студента технологического вуза к проектной деятельности отличается связью с инженерным производством, а, следовательно, владением необходимыми профессиональными инженерными знаниями. С учетом многообразия современной инженерной деятельности и инженерного образования, эти знания также являются многосторонними [22].

Следовательно, мы предлагаем следующую структуру готовности студента технологического вуза к проектной деятельности, включающую в себя

49

интеллектуальный, мотивационный и личностно-эмоциональный компоненты. Интеллектуальный компонент включает в себя общепрофессиональные и узкопрофессиональные компетенции, необходимые для осуществления инженерной проектной деятельности. Мотивационный компонент отражает личностный интерес к инженерной проектной деятельности, желание практически применить свои фундаментальные знания. Личностно-эмоциональный компонент подразумевает положительную личностно-эмоциональную оценку проектной деятельности, связанную с наличием гибкий умений (soft skills), позволяющих эффективно работать с людьми и с информацией [23].

На практике развитие готовности студентов к проектной деятельности в Казанском национальном исследовательском технологическом университете происходит следующим образом.

Опыт обучения студентов проектной деятельности был первоначально приобретен при реализации программ бакалавриата по направлению 27.03.05 «Инноватика» [24]. В течение нескольких семестров студенты изучали дисциплины, связанные с проектной деятельностью, а на последнем курсе выполняли групповой проект по заказу предприятия под руководством как университетских профессоров, так и сотрудников предприятия в соответствии с лучшими зарубежными практиками [25]. Так, примером такого итогового проекта стало внедрение на предприятии элементов бережливого производства с использованием цифровых технологий [26].

В дальнейшем данный опыт было решено перенести на программы бакалавриата по направлению 18.03.01 «Химическая технология». Так, первые шаги в проектной деятельности студенты бакалавриата делают при изучении дисциплины «Основы проектной деятельности» на втором курсе. Получая теоретические знания, студенты в рамках практических занятий занимаются разработкой собственного проекта, полным его планированием и составлением графика реализации проекта. Студенты делятся на команды, внутри которой происходит распределение ролей и обязанностей. Тема проекта выбирается самостоятельно студентами. Это дает студентам возможность самостоятельно работать над темой, которая им интересна, а не навязана извне, получая, таким образом, удовольствие от работы и удовлетворение полученным результатом.

Здесь максимально раскрывается потенциал студента, появляется возможность попробовать свои силы, проявить себя, принести пользу. Преподаватель выступает в роли наставника и включается в работу по мере возникновения сложных моментов и спорных вопросов. Такая самостоятельная работа над проектом, на наш взгляд, позволяет студентам приобрести опыт самоорганизации, вырабатывает чувство ответственности перед коллегами по команде [27]. Студенты учатся коммуникациям не только внутри команды, но и с заинтересованными сторонами в проекте. Заканчивается работа презентаций готового проекта и возможностью участия в студенческих проектных конкурсах.

В процессе обучения проектной деятельности и формирования готовности к ней важное значение приобретает взаимосвязь педагогов и студентов, которая позволяет и тем, и другим приобретать новые знания о проектной деятельности,

50

умения и навыки её организации, закреплять положительную мотивацию к осуществлению проектной деятельности как социально-значимой, отрабатывать критическое мышление и способность к самооценке и рефлексии.

ВЫВОДЫ

Таким образом, необходимость подготовки инженерных кадров, владеющими проектными компетенциями, является важной задачей. Анализ литературных источников и практического опыта работы позволяет нам рассматривать готовность студентов инженерных направлений подготовки к проектной деятельности как интегративное качество личности студента, включающее в себя теоретическую и практическую подготовку к данному виду деятельности, а также внутренние эмоционально-волевые качества, необходимые для решения профессиональных задач. Структура готовности включает в себя следующие компоненты:

- интеллектуальный (общепрофессиональные и узкопрофессиональные компетенции, необходимые для осуществления инженерной проектной деятельности);

- мотивационный (личностный интерес к инженерной проектной деятельности, желание практически применить свои фундаментальные знания);

- личностно-эмоциональный (положительная личностно-эмоциональная оценка проектной деятельности, наличие гибкий умений (soft skills), позволяющих эффективно работать с людьми и с информацией).

Список литературы

1. Исхакова Д.Д. Бизнес-планирование проектов малых предприятий в области переработки полимерных композиционных материалов / Д.Д. Исхакова, А.Ю. Маляшова, Р.Р. Саяпов, Д.Ш. Султанова // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4(05). - С. 38-42.

2. Андреева Е.С. Анализ факторов эффективности реализации региональных партнерских проектов / Е.С. Андреева, Д.Ш. Султанова // Научное обозрение. - 2017. - № 15. - С. 104-106.

3. Хаертдинова А.А. Инновационная деятельность в области технологий сохранения среды обитания человека / А.А. Хаертдинова, А.Ю. Маляшова, С.В. Гадельшина // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 3(128). - С. 1185-1191.

4. Перчаткина В.Г. Тенденции развития инженерного образования во Франции / В.Г. Перчаткина // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 11(128). - С. 138-140.

5. Интернационализация инженерного образования: российский вариант: монография / Ю.Н. Зиятдинова, П.Н. Осипов, А.Н. Безруков, Э.Э. Валеева, Д.Ш. Султанова. - Казань: КНИТУ, 2015. - 256 с.

6. Осипов П.Н. Инженер как педагог, воспитатель / П.Н. Осипов // Высшее образование в России. -2008. - № 6. - С. 43-45.

7. Burylina G. Approaches to entrepreneurship and leadership development at an engineering university [Электронный ресурс] / G. Burylina, J. Ziyatdinova, D. Sultanova, P.A. Sanger // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 123. Сер. «2016 ASEE Annual Conference and Exposition» (New Orleans, Louisiana, 26-29 June 2016). - 2016. - Р. 26271. - URL: https://peer.asee.org/26271 - (дата обращения 18.08.2022).

8. Султанова Д.Ш. Развитие предпринимательских компетенций в среде одаренной молодежи / Д.Ш. Султанова, А.Ю. Маляшова // Экономика и управление в XXI веке: новые вызовы и возможности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 29-30 ноября 2019 г.). -Саранск: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2019. - С. 327-334.

51

9. Буторина Е.Е. Нацеленность современной молодежи на мировые тренды подготовки инженерных кадров / Е.Е. Буторина, А.Ю. Маляшова // Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций - СИНЕРГИЯ-2020: сборник научных статей международной сетевой научно-практической конференции (3 сентября - 4 декабря 2020 г.) / под ред. В.В. Кондратьева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань: Изд-во «РАР», 2020. - С. 62-71.

10. Перчаткина В.Г. Проектная методика как фактор формирования профессиональной компетентности специалиста / В.Г. Перчаткина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 17. - С. 267-272.

11. Sanger P.A. Project based learning: real world experiential projects creating the 21st century engineer / P.A. Sanger, J. Ziyatdinova // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning (Dubai, UAE, 03-06 December 2014). - 2015. - P. 541-544.

12. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

13. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Михайлов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва, 2007. - 23 с.

14. Пучкова И.М. Особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов стран СНГ / И.М. Пучкова, А.Э. Мурсалимова // Сборник статей V Международной научно-практ. конференции (10-12 сентября 2015 г). - Казань: Отечество, 2015. - С. 562-567.

15. Дружинин В.Н. Психология: учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб. Питер, 2009. - 656 с.

16. Деркач А.А. Акмеология: учебник / А.А Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 299 с.

17. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / И.А. Калинина; Московский психолого-социальный институт. - Москва, 2007. - 24 с.

18. Кокшенева Е.А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Кокшенева; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2010. - 23 с.

19. Панчук Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Панчук, Кузбасская государственная педагогическая академия. - Новокузнецк, 2004. - 23 с.

20. Ефимова Л.П. Развитие готовности подростков к проектной деятельности средствами изобразительного искусства: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.П. Ефимова, Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2016. - 22 с.

21. Литвин А.В. Формирование готовности будущих бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Литвин, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. - Магнитогорск, 2020. - 25 с.

22. Иванов В.Г. Современное инженерное образование: единство в многообразии / В.Г. Иванов, Ю.Н. Зиятдинова, Ф.А. Сангер // Высшее образование в России. - 2015. - № 8-9. - С. 54-60.

23. Fakhretdinova G.N. Extracurricular activities as an important tool in developing soft skills / G.N. Fakhretdinova, P. Osipov, L.P. Dulalaeva // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021.

- Vol. 1329. - P. 480-487.

24. Sultanova D. Consistent development of the training program «Innovation Management» / D. Sultanova, A. Maliashova, A. Bezrukov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 1135 AISC. - P. 234-243.

25. Ziyatdinova J. Best practices of engineering education internationalization in a Russian Top-20 university / J. Ziyatdinova, A Bezrukov., Sanger P.A., Osipov P. // В сборнике: ASEE 2016 International Forum. 5.

- P. 1-10.

26. Исхакова Д.Д. Цифровизация как инновационный инструмент повышения эффективности промышленных предприятий / Д.Д. Исхакова, А.Ю. Маляшова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 10(128). - С. 16.

52

27. Осипов П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов / П.Н. Осипов // Образование и саморазвитие. -2010. - № 5(21). - С. 10-17.

READINESS OF STUDENTS OF A TECHNOLOGICAL UNIVERSITY FOR PROJECT ACTIVITIES

Maliashova A. Iu., Ziyatdinova J. N.

Kazan national research technological university, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

E-mail: annamalyashova@gmail.com, uliziat@yandex.ru

There is a universal competence in the Federal State Standards 3++ for undergraduate engineering areas. It focuses on the development and implementation of projects. It provides for the ability to determine the range of tasks within the framework of the goal and choose the best ways to solve them, based on the current legal norms, available resources and restrictions. However, the modern system of training bachelors in engineering does not solve the problem of readiness for project activities. Often, the fear of responsibility before the need to lead the project leads to the rejection of this type of activity. The lack of willingness of students to engage in project activities today is a problem faced by undergraduate graduates. Of particular importance is the readiness for project activities in the engineering areas of training. The engineer has a special responsibility - to solve professional problems, as well as a number of additional tasks. The employer requires the engineer to possess both professional and universal competencies, as well as leadership qualities. In this regard, the training of bachelors with a set of professional and universal competencies, a set of leadership qualities is relevant. The purpose of this article is to determine the essence and content of the readiness of students of a technological university for project activities. The article considers the definitions of the concepts of the project and project activities. The analysis of literary sources allows us to consider the readiness for professional activity from various points of view.

The main components of the structure of readiness for professional activity and the main stages of its formation are shown. Studies of readiness for project activities are considered. The structure of readiness for project activities is considered, the main components in the readiness structure are identified. When considering the structure of readiness for project activities, it must be remembered that for successful project activities, it is important to have theoretical training, interest and desire to apply one's knowledge in practice, as well as flexible skills. After all, the success of the project largely depends on its proper management.

The scientific novelty of the study lies in identifying the content of such components of students' readiness for project activities as intellectual, motivational and personalemotional.

The prospects of the research are aimed at developing mechanisms for the formation of students' readiness for project activities in engineering specialties. As a first step in project activity, the experience of teaching the discipline Fundamentals of project activity

53

to 2nd year students of engineering specialties is considered. It describes the work carried out by students on the project during the semester.

In the future, it is planned to check the effectiveness of teaching the discipline. Keywords: project, project activity, readiness for project activity, bachelors of engineering.

References

1. Iskhakova D.D., Maliashova A.Yu., Sayapov R.R., Sultanova D.Sh., Business planning of projects of small enterprises in the field of processing polymer composite materials, Management of sustainable development, 4(05), 38 (2016).

2. Andreeva E.S., Sultanova D.Sh., Analysis of the efficiency factors in the implementation of regional partner projects, Scientific Review, 15, 104 (2017).

3. Khaertdinova A.A., Maliashova A.Yu., Gadelshina S.V., Innovative activity in the field of technologies for preserving the human environment, Economics and Entrepreneurship, 3(128), 1185 (2021).

4. Perchatkina V.G., Trends in the development of engineering education in France, Global scientific potential, 11(128), 138 (2021).

5. Ziyatdinova Yu.N., Osipov P.N., Bezrukov A.N., Valeeva E.E., Sultanova D.Sh., Internationalization of engineering education: the Russian version: Monograph Publishing house, pp. 1-256. (KNRTU, Kazan, 2015).

6. Osipov P.N., Engineer as a teacher, Higher education in Russia, 6, 43 (2008).

7. Burylina G., Ziyatdinova J., Sultanova D., Sanger P.A., Approaches to entrepreneurship and leadership development at an engineering university [electronic resource]. ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 123. Сер. «2016 ASEE Annual Conference and Exposition» (New Orleans, Louisiana, 26-29 June 2016), p. 26271. - access mode: https://peer.asee.org/26271.

8. Sultanova D.Sh., Maliashova A.Yu., Development of entrepreneurial competencies among gifted youth, Economics and management in the XXI century: new challenges and opportunities: Materials of the All-Russian scientific-practical conference (Saransk, November 29-30, 2019), p. 327 (Saransk, 2019).

9. Butorina E.E., Maliashova A.Yu., The focus of modern youth on global trends in the training of engineering personnel, Engineering education in the context of future industrial revolutions -SYNERGY-2020: Collection of scientific articles of the international network scientific-practical conference (September 3 - December 4, 2020), edited by V.V. Kondratiev; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Kazan National Research Technological University, pp. 62-71. («PAP» Publishing House, Kazan, 2020).

10. Perchatkina V.G., Project methodology as a factor in the formation of professional competence of a specialist, Bulletin of the Kazan Technological University, V. 17, 17, 267 (2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sanger P.A., Ziyatdinova J., Project based learning: real world experiential projects creating the 21st century engineer, Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning: Collection (Dubai, UAE, 03-06 December 2014), p. 541-544 (2015).

12. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A., Psychology of higher education, 383 p. (Publishing house of BSU, Minsk, 1981).

13. Mikhailov O.V., Readiness for activity as an acmeological phenomenon: content and development paths: abstract for the degree of candidate of psychological sciences: 19.00.13, 23 p (Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, 2007).

14. Puchkova I.M., Mursalimova A.E., Peculiarities of psychological readiness for professional activity of CIS students, Bekhterev V.M. and Modern Psychology of Humanity: Collection of Articles of the 5th International Scientific and Practical Conference (Kazan, 10-12 September 2015), p. 562-567 (Kazan, 2015).

15. Druzhinin V.N., Psychology, 656 p. (Publishing house Peter, Saint Petersburg, 2009).

16. Derkach A.A., Acmeology, 299 p. (Publishing House of the RAGS, Moscow, 2004).

17. Kalinina I.A., Psychological readiness of students for professional activity and its relationship with the success of education: on the example of an economic university: abstract for the degree of candidate of psychological sciences: 19.00.07, 24 p. (Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, 2007).

54

18. Koksheneva E.A., Formation of university students' readiness for future professional activities: abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, 23 p. (Kemerovo State University, Kemerovo, 2010).

19. Panchuk T.A., Formation of readiness for project activities of students of the faculties of technology and entrepreneurship: abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, 23 p. (Kuzbass State Pedagogical Academy, Novokuznetsk, 2004).

20. Efimova L.P., Development of adolescent readiness for project activities by means of fine arts: abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.01, 22 p. (Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 2016).

21. Litvin A.V., Formation of the readiness of future bachelors for project activities by means of educational robotics: abstract for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, 25 p. (Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov, Magnitogorsk, 2020).

22. Ivanov V.G., Ziyatdinova Yu.N., Sanger F.A., Modern engineering education: unity in diversity, Higher education in Russia, 8-9, 54 (2015).

23. Fakhretdinova G.N., Osipov P., Dulalaeva L.P., Extracurricular activities as an important tool in developing soft skills, Advances in Intelligent Systems and Computing, 1329, 480 (2021).

24. Sultanova D., Maliashova A., Bezrukov A., Consistent development of the training program "Innovation Management", Advances in Intelligent Systems and Computing, 1135 AISC, 234 (2020).

25. Ziyatdinova J., Bezrukov A., Sanger P.A., Osipov P., Best practices of engineering education internationalization in a Russian Top-20 university, ASEE 2016 International Forum, 5, 1 (2016).

26. Iskhakova D.D., Malyashova A.Yu., Digitization as an innovative tool for improving the efficiency of industrial enterprises, Management of economic systems: electronic scientific journal, 10(128), 16 (2019).

27. Osipov P.N., Social responsibility, discipline and self-discipline as a means of forming competitive specialists, Education and self-development, 5(21), 10 (2010).

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.