Научная статья на тему 'Педагогические условия супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности'

Педагогические условия супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супервизия / педагогические условия / супервизорское сопровождение / эффективности реализации условий / supervision / pedagogical conditions / supervision support / efficiency of conditions implementation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Антон Александрович

В настоящее время возрастает значение формирования готовности педагога к инновационной деятельности в образовательной организации. В данной статье рассмотрен3ы понятия педагогических условий, их необходимости и достаточности. Задача формирования готовности педагогов к инновационной деятельности состоит в том, чтобы не оценить их деятельность, а выступать в роли своеобразного проводника в переходе на более высокий уровень готовности, направлять процесс и обозначать «коридоры» анализа, для обсуждения конкретного случая. Поэтому можно выделить комплекс педагогических условий супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Супервизорское сопровождение включает осуществление информационного поиска методов для решения проблемы педагогов в реализации инновационной деятельности, обсуждение вариантов решения проблемы и выбора пути ее разрешения, оказание помощи «здесь и сейчас». Педагогическими условиями эффективного функционирования супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности являются: включение педагогов в рефлексивное поля супервизии, осуществление контактно-диалогического взаимодействия, погружение педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность. Проблема формирования готовности педагогов к инновационной деятельности будет решаться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUPERVISOR SUPPORT FOR THE FORMATION OF TEACHERS’ READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

Currently, the importance of forming the teacher’s readiness for innovative activities in an educational organization is increasing. This article discusses the concepts of pedagogical conditions, their necessity and sufficiency. The task of forming the readiness of teachers for innovative activities is not to assess their activities, but to act as a kind of guide in the transition to a higher level of readiness, to direct the process and designate the «corridors» of analysis, to discuss a specific case. Therefore, a set of pedagogical conditions for supervisor support of the formation of teachers’ readiness for innovative activities can be distinguished. Supervisor support includes conducting an informational search for methods to solve the problem of teachers in the implementation of innovative activities, discussing options for solving the problem and choosing a way to resolve it, providing assistance «here and now». The pedagogical conditions for the effective functioning of supervisor support for the formation of teachers’ readiness for innovative activities are: the inclusion of teachers in the reflective fields of supervision, the implementation of contact and dialogue interaction, immersion of teachers in practical-oriented innovative activities. The problem of forming teachers’ readiness for innovative activities will be solved more effectively when implementing a set of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности»

Педагогические условия супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности

Мартыненко Антон Александрович,

заместитель директора частного общеобразовательного учреждения «Ноябрьская Православная гимназия» E-mail: antoniy1584@mail.ru

В настоящее время возрастает значение формирования готовности педагога к инновационной деятельности в образовательной организации. В данной статье рассмотренЗы понятия педагогических условий, их необходимости и достаточности. Задача формирования готовности педагогов к инновационной деятельности состоит в том, чтобы не оценить их деятельность, а выступать в роли своеобразного проводника в переходе на более высокий уровень готовности, направлять процесс и обозначать «коридоры» анализа, для обсуждения конкретного случая. Поэтому можно выделить комплекс педагогических условий супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Супервизорское сопровождение включает осуществление информационного поиска методов для решения проблемы педагогов в реализации инновационной деятельности, обсуждение вариантов решения проблемы и выбора пути ее разрешения, оказание помощи «здесь и сейчас». Педагогическими условиями эффективного функционирования супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности являются: включение педагогов в рефлексивное поля супер-визии, осуществление контактно-диалогического взаимодействия, погружение педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность. Проблема формирования готовности педагогов к инновационной деятельности будет решаться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий.

Ключевые слова: супервизия, педагогические условия, супер-визорское сопровождение, эффективности реализации усло-

Современная общеобразовательная школа, приобретающая статус высокотехнологичной инновационной образовательной среды, меняет свои ориентиры в сторону современных технологий, на которые возрастают запросы общества, а современная ситуация реформирования системы образования характеризуется необходимостью реализации новых стандартов образования выдвигает перед педагогами новые требования к профессиональной компетентности в сфере инновационной педагогической деятельности, готовности к её осуществлению. В таких условиях возрастает значение формирования готовности педагога к инновационной деятельности в образовательной организации.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования связана с тем, что формирование готовности педагогов к инновационной деятельности способствует повышению качества образования, конкурентоспособности образования при внедрении инноваций, которые отвечают запросам времени.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена постановкой задачи, связанной с формированием личности педагога, способного к профессиональному и личностному саморазвитию.

На научно-методическом уровне актуальность исследования диктуется необходимостью выявления форм, методов, способов, обеспечивающих готовность педагогов к инновационной деятельности, совершенствование профессионального мастерства.

В связи со сказанным, следует подчеркнуть, что исследование педагогических условий готовности педагогов к инновационной деятельности является актуальным и выступает ориентиром для реализации инновационных процессов в сфере образования.

В научных исследованиях [1], к комплексу педагогических условий предъявляются требования необходимости и достаточности.

Условие, отсутствие которого препятствует осуществлению рассматриваемого события, называется необходимым, условие, наличие которого гарантирует осуществление этого события - называется достаточным [2]. Необходимость выбранных условий, как указывает Е.В Яковлев, исходит из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы, путей построения предлагаемой системы или модели и результатов эксперимента на констатирующем этапе, а достаточность выводится из результатов опытно-экспериментальной работы [15].

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

В связи с этим наша задача заключается в выявлении педагогических условий и в представлении их содержательной характеристики, обоснование значимости каждого из условий суперви-зорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. При определении комплекса педагогических условий можно исходить из ряда факторов, отраженных в таблице 1.

Таблица 1. Значение факторов для определения педагогических условий

Фактор, влияющий на определение условий Значение фактора

Содержание и особенности разработанной модели Определение значимого для разработанной модели наполнения комплекса условий

Специфика супервизор-ского сопровождения в формировании готовности педагогов к инновационной деятельности Определение возможностей успешной реализации модели супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности предельного уровня результативности системы

Социальный заказ общества Определение уровня ожидаемой эффективности реализации условий

Требования к готовности педагогов к инновационной деятельности

Научные достижения в области формирования готовности педагогов к инновационной деятельности Обоснование окончательного выбора составляющих комплекс педагогических условий, которые исследователь принципиально может обеспечить

Авторский опыт деятельности в исследуемом направлении

Результаты констатирующего этапа эксперимента Оценка исходной эффективности реализации разработанной модели. снижение которой при использовании педагогических условий недопустимо.

Анализ исследования, посвященных выявлению педагогических условий в контексте формирования инновационной компетентности, готовности к инновационной деятельности, к исследовательской в режиме инноваций обнаруживает самые различные подходы и определение педагогических условий.

Так, в исследовании Н.Н. Ставриновой результативным выделяется условие, связанное с разработкой междисциплинарной, интегрированной учебной программы формирования готовности педагогов к инновационной и исследовательской деятельности [14]. ° Е.А. Подвигина, разрабатывая модель форми-Ы рования готовности к инновационной деятельно-§ сти будущего учителя на основе использования ^ средств информационных технологий определяет для ее эффективности следующие условия:

- высокий уровень сформированной готовности к инновационной деятельности самого преподавателя, включенного в процесс подготовки будущих специалистов, овладение приемами рефлексивного анализа собственной инновационной деятельности студентов;

- включение будущих педагогов в осуществление инновационной деятельности через применение индивидуальных консультации, ролевых игр, дискуссий, форм организации подготовки, направленной на формирование готовности к инновационной деятельности;

- применение информационных технологий для создания контекстных, проективных образовательных ситуаций [5].

И.Б. Белявская придает научную значимость педагогическим условиям формирования готовности к инновационной деятельности учителей, следующим:

- определение структуры готовности учителя к инновационной деятельности;

- разработка и апробация структурно-содержательной модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы;

- внедрение технологий формирования готовности учителя к инновационной [2].

А.А. Макаревич акцентирует внимание на организационно-педагогических условиях, включающих:

- стимулирование освоения педагогами теоретических и практических основ инновационной деятельности;

- создание инновационной среды; презентации результатов инновационного опыта работы педагогов;

- проведение семинаров и научно-практических конференций; коррекция профессионального выгорания педагогов [10].

Значительный «калейдоскоп» исследований, анализируемых в контексте готовности к инновационной деятельности, методы теоретического исследования (анализ, синтез, абстрагирование, педагогическое моделирование, сопоставление, прогнозирование и т.д.), дает возможность в нашем исследовании выделить следующие педагогические условия:

Первое педагогическое условие - включение педагогов в рефлексивное поле супервизии. Основанием для обозначения данного условия является то, что понимание рефлексии как педагогической составляющей, предусматривает в нашем исследовании осознание педагогом своего педагогического опыта, выработку критериев, определяющих эффективность и успешность своей инновационной деятельности с точки зрения своей субъектности.

При использовании рефлексии инновационная деятельность является для педагога объектом исследования и проектирования, становясь более гибкой и осознанной, ориентированной на преодоление собственных трудностей.

С позиции супервизорства А.В. Карпов уточняет, что рефлексия - это умение реконструировать и анализировать план построения собственной или чужой мысли, умение выделять в этом плане состав и структуру, объективировать их, прорабатывать [6].

Именно такое определение рефлексии позволяет утверждать, что рефлексия в супервизии является одним из ключевых механизмов.

Наша задача в формировании готовности педагогов к инновационной деятельности не оценить их деятельность, а выступать в роли своеобразного проводника в переходе на более высокий уровень готовности, направлять процесс и обозначать «коридоры» анализа, для обсуждения конкретного случая. Задача в том, чтобы педагоги становились более активными в освоении основ инновационной деятельности.

Создавая рефлексивное поле супервизорства как сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. включение в него педагогов, берем во внимание следующие положения:

- рефлексия является важным условием самосовершенствования педагога, его профессионального и личностного роста;

- рефлексия является одним из основных механизмов развития инновационной деятельности и необходимой является на всех ее этапах;

- рефлексия необходима как действие по переосмыслению и нахождению оптимальных средств деятельности в инновационном режиме деятельности педагога;

- рефлексия необходима для решения педагогических трудностей и проблем, связанных с реализацией инновационных подходов в обучении и воспитании учащихся, организации инновационной деятельности, что позволяет преобразовать проблему в задачу деятельности, выйти в позицию по отношению к своим трудностям;

- на основании рефлексии осуществляется контроль и управление собственно процессом инновационной деятельности педагога [9]. Оперируя исследованием Л.П. Качаловой,

Л. Г. Светоносовой [7] укажем, что создаваемое педагогическое условие основывается на этапной реализации совместно с преподавателем (инструктором- супервизором) и педагогом рефлексивного анализа формируемой инновационной деятельности:

1. Определение педагогом затруднения в инновационной деятельности.

2. Реконструкция затруднения, существующего в инновационной деятельности педагога.

3. Интерпретация затруднения педагога (в чем, почему, что послужило, чего не достает).

4. Формулирование проблем в инновационной деятельности.

5. Осознанный выбор новых норм инновационной деятельности.

Включение педагогов в поле рефлексии в данном предусматривает:

- целенаправленный отбор содержания для совершенствования инновационных умений педагогов;

- применение интерактивных форм работы с педагогами, позволяющих актуализировать их мотивацию к систематической рефлексии инновационной деятельности;

- использование специальных приемов и упражнений для отработки умений и навыков профессиональной рефлексии [5].

Включение педагогов в рефлексивное поле обеспечивается в супервизорском сопровождении организацией рефлексивной деятельности педагогов; созданием рефлексивной среды; актуализацией рефлексивности педагога [13].

Важным супервизорским механизмом в описываемом педагогическом условии является обязательное введение педагогов в рефлексивную позицию.

Рефлексивное позиционирование, осуществляемое по следующему алгоритму:

1. Заметить затруднение вдеятельност, связанной с применением инновационных форм, методов, приемов обучения и воспитания, проектировании, разработке новшеств и др.

2. Определение способа выхода из затруднения.

3. Обращение за помощью в ходе выявленных причин затруднения

4. Преобразование способа действия совместно с супервизором.

В супервизорском сопровождении рефлексивной активности педагогов в формировании готовности к инновационной деятельности применим спектр приемов, помогающих войти в рефлексивную позицию: листы контроля усвоения теоретического материала, логические схемы, инструкции, создание проблемных ситуаций, алгоритмические предписания и другие.

Таким образом, первое педагогическое условие - включение педагогов в рефлексивное поля супервизии - предполагает непрерывное расширение возможностей для осуществления педагогами рефлексии инновационной деятельности и ее результатов, что положительно влияет на эффективность функционирования разработанной нами модели благодаря непрерывному суперви-зорскому содействию и самоконтролю формирования знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, составляющих содержательное наполнение структуры готовности к инновационной деятельности.

Второе педагогическое условие - осуществление контактно- диалогического взаимодействия. Логика и содержание данного педагогического условия усиливает эффективность разработанной нами модели за счет создания комфортной супервизорской среды. включающей совместную деятельность субьектов формирования готовности к инновационной деятельности (педагогов и инструктора-супервизора), которая обеспечивается обязательным контактным диалогическим взаимодействием.

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

Контактное диалогическое взаимодействие представляет собой вид взаимодействия, в котором обязательно равенство позиций субьектов формирования готовности к инновационной деятельности в диалоге, которому свойственен поиск смысла ценностей инновационной деятельности.

Контактно-диалогическое взаимодействие проецировано на формирование готовности педагогов к инновационной деятельности и включает в себя задействование сознательного усвоения педагогом основ инновационной деятельности (интеллектуальный элемент), вовлечение в инновационную деятельность (действенно-практический элемент) и общение (эмоциональный элемент).

Контактно-диалогическое взаимодействие предусматривает индивидуальную и групповую супер-визии.

Отметим, что индивидуальная супервизия как метод контактно-диалогического взаимодействия предполагает доверительную степень взаимодействия между педагогом и супервизором. Данная форма позволяет диагностировать и сформулировать решение в рамках профессионального или личностного самоопределения педагога, осуществить поддержку. В этом аспекте диалог отличается особенной близостью супервизора и специалиста. При этом возникает возможность определить затруднения педагогов, составить портрет педагога, владеющего знанием, методами осуществления инновационной деятельности.

Групповое контактно-диалогическое взаимодействие в супевизорском сопровождении формирования готовности педагогов к инновационной деятельности может реализоваться с опорой на исследования [4], отмечающих, что в ходе такой су-первизии одним из важнейших преимуществ является получение обратной связи; выполнение различных ролей педагогами (супервизируемыми).

Педагоги могут быть активными участниками, зрителями, наблюдателями. Востребованной является супервизорское контактно-диалогическое взаимодействие, когда наиболее остро возникают профессиональные и личностные затруднения, решение которых требует помощи квалифицированного супервизора, оказывающего консультационную помощь и поддержку.

Третье педагогическое условие - погружение педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность. В данном педагогическом условии нами предусматривается как форма профессионального взаимодействия, которая осуществляется в целях теоретического и практического обогащения педагогов в сфере инноваций в образовании, инновационной деятельности.

Практико-ориентированная моделируемая инновационная деятельность осуществляется че-] рез проведение занятий с теоретическим напол-с= нением, практическими заданиями, которые спо-~ собствуют повышению рефлексивной активности о педагогов (анализ собственного опыта иннова-£ ционной деятельности), организации контактно-г диалогического взаимодействия.

Супервизорство в условии погружения педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность осуществлялось через:

- индивидуальные и групповые консультации по разработке инновационных проектов, по переосмыслению педагогами содержания и методов своей работы;

- супервизорские консилиумы с целью обсуждения эффективности применяемых методов воспитания и обучения, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса;

- педагогические интенсивы, основанные на удовлетворении супервизорских запросов педагогов, использовались приемы педагогической супер-визии, выбор которых исходил из формы занятия, темы и заданий, которые носили практико-ориентированный характер.

Погружение педагогов в практико-ориентиро-ванную инновационную деятельность позволяет: создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания образования; сформировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок. Кроме названного выше в данном условии важную роль играет методическая супервизия, состоящая из организационного блока, дидактического блока.

Супервизорское сопровождение при реализации выявленных нами педагогических условий на уровне формирования готовности педагогов к инновационной деятельности включает осуществление информационного поиска методов для решения проблемы педагогов в реализации инновационной деятельности, обсуждение вариантов решения проблемы и выбора пути ее разрешения, оказание помощи «здесь и сейчас».

Таким образом, педагогическими условиями эффективного функционирования суперви-зорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности являются: включение педагогов в рефлексивное поля супервизии, осуществление контактно-диалогического взаимодействия, погружение педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность

Проблема формирования готовности педагогов к инновационной деятельности будет решаться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий.

Литература

1. Арефьев Р.С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2004. -190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белявская И.Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы в школе: Дисс. . канд. пед.наук, Йошкар-Ола 2010-238с. С. 67

3. Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с. 61.

4. Грицкевич Н.К., Савельева О.В. Супервизия развития личностной идентичности педагога на разных этапах профессионального становления / Н.К. Грицкевич., О.В. Савельева // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 3 (25). С. 173-181.

5. Ермакова Г.Г. Рефлексивная среда как условие развития единого образовательного пространства. // Ежегодник Российского Психологического общества. «Психология и рактика». Том 4, выпуск 2: Ярославль, 1998, - с. 215.

6. Карпов, А.В. Психология сознания. Метаси-стемный подход. М., 2011 г.

7. Качалова, Л.Г. Светоносова; Шадр. гос. пед. ун-т. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2022. - 101 с.

8. Мазепа, Е.А. Индивидуальная и групповая супервизия педагогической деятельности // Международный студенческий научный вестник. -2021. - № 2.; https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=20512.

9. Макаревич, А.А. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к инновационной деятельности / А.А. Макаревич. - Текст: электронный // NovaInfo, 2017. - № 75 - С. 165-168.

10. Подвигина Е.А. Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельност и средствами информационных технологий: Автореф дисс. канд.пед.наук, Липецк, 2022-32с. С. 15.

11. Рефлексия в инновационной практике школы: монография / Под ред. И.Ю. Шустовой. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015.152 с.

12. Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: Автореф. дисс. ...доктора пед.наук, Сургут, 2006-46с., С. 19.

13. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Моногр. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1998. - 136 с., с. 70; Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: Монография. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUPERVISOR SUPPORT FOR THE FORMATION OF TEACHERS' READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

Martynenko A.A.

Noyabrskaya Orthodox Gymnasium

Currently, the importance of forming the teacher's readiness for innovative activities in an educational organization is increasing. This article discusses the concepts of pedagogical conditions, their necessity and sufficiency. The task of forming the readiness of teachers for innovative activities is not to assess their activities, but to act as a kind of guide in the transition to a higher level of readiness, to direct the process and designate the «corridors» of analysis, to discuss a specific case. Therefore, a set of pedagogical conditions for supervisor support of the formation of teachers' readiness for innovative activities can be distinguished. Supervisor support includes conducting an informational search for methods to solve the problem of teachers in the implementation of innovative activities, discussing options for solving the problem and choosing a way to resolve it, providing assistance «here and now». The pedagogical conditions for the effective functioning of supervisor support for the formation of teachers' readiness for innovative activities are: the inclusion of teachers in the reflective fields of supervision, the implementation of contact and dialogue interaction, immersion of teachers in practical-oriented innovative activities. The problem of forming teachers' readiness for innovative activities will be solved more effectively when implementing a set of pedagogical conditions.

Keywords: supervision, pedagogical conditions, supervision support, efficiency of conditions implementation.

References

1. Arefiev R.S. Formation of readiness for self-design of communicative competence among students of a pedagogical university: Dis... cand. ped. sciences. - Sochi, 2004. - 190 s.

2. Belyavskaya I.B. Formation of the teacher's readiness for innovative activities in the system of methodological work in the school: Diss. cand. ped.nauk, Yoshkar-Ola 2010-238s. Page 67

3. Berkov V.F. Philosophy and methodology of science: Textbook. - M.: New knowledge, 2004. - 336 p. 61.

4. Gritskevich N.K., Savelyeva O.V. Supervisor of the development of the personal identity of the teacher at various stages of professional formation/N.K. Gritskevich., O.V. Savelyeva//Sci-entific and pedagogical review. 2019. № 3 (25). S. 173-181.

5. Ermakova G.G. Reflective environment as a condition for the development of a single educational space .//Yearbook of the Russian Psychological Society. "Psychology and Cancer." Volume 4, issue 2: Yaroslavl, 1998, - p. 215.

6. Karpov, A.V. Psychology of consciousness. Metasystem approach. M., 2011

7. Kachalova, L.G. Svetonosova; Shadr. State food. un-t. - Kursk: Publishing House "University Book," 2022. - 101 s.

8. Mazepa, E.A. Individual and group supervision of pedagogical activities//International Student Scientific Bulletin. - 2021. -№ 2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20512.

9. Makarevich, A.A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of teachers' readiness for innovative activi-ties/A.A. Makarevich. - Text: electronic//NovaInfo, 2017. - NO. 75 - S. 165-168.

10. Podvigina E.A. Formation of the readiness of the future teacher for innovative activities and means of information technologies: Autoref diss. Candidate of Pedagogical Sciences, Lipetsk, 2022-32s. S. 15.

11. Reflection in the innovative practice of the school: monograph/ Ed. I. Yu. Shustova. M.: NEI Center "Pedagogical Search," 2015.-152 p.

12. Stavrinova N.N. System of formation of readiness of future teachers for research activities: Autoref. diss. Doctor of Pedagogical Science, Surgut, 2006-46s., S.19.

13. Yakovlev E.V. Pedagogical experiment: qualimetric aspect: Monogr. - Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. State food. un-ta, 1998. - 136 s., p. 70; Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of results: Monograph. - Chelyabinsk: Publishing House of RBIU, 2010. - 316 s.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.