2. Danilov P.A. Organizacija urokov po grazhdanskoj oborone v sisteme kursa OBZh [Organization of lessons on civil defense in the Life Safety course system]. Infourok: obrazovat. portal Rossii [Infowork]. 2013. URL: https://nspor-tal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/12/ (Accessed 20.02.2022).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija (10-11 kl.): utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 maja 2012 g. № 413 [Federal State Educational Standard of Secondary (Full) General Education (grades 10-11)]. Ministerstvo obrazovanija i nauki: [web-sajt] [Ministry of Education and Science]. URL: http://mi-nobrnauki.rf/dokumenty/2365 (Accessed 20.12.2021).
4. Jurin, R.S. Igrovye tehnologii na urokah OBZh [Game technologies in the lessons of life safety]. 2015. URL: https://razvi-tum.ru/articles/masters/2015-04-06-08-21-16 (Accessed 18.02.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Н.С. Касьянова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2139-5040.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
N.S. Kasyanova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theoretical Fundamentals of Physical Education and Life Safety, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2139-5040.
УДК 370 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_54
Людмила Павловна Качалова, Ирина Владимировна Колмогорова, Татьяна Александровна Колосовская, Любовь Геннадьевна Светоносова г. Шадринск
Педагогическое супервизорство: теоретический анализ
Современное образование на всех уровнях связывается с расширением возможностей инновационных процессов, инновационных форм и методов, инновационных технологий, направленных на повышение качества образования, изменением походов к организации образовательного процесса, формированию профессиональных качеств и компе-тентностей педагогов. Среди таких инноваций выделяется супервизия, которая активно разрабатывается учеными в аспекте профессионального развития педагога, определения ее содержательного наполнения, терминологического сопровождения данного понятия, вскрытия возможностей использования технологии супервизии в сфере образования.
В статье представлен теоретический анализ понятия «педагогическое супервизорство», уточнение сущности педагогического супервизорства, его целей и функциональных характеристик. Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Супервизия как прогрессивный ресурс формирования профессиональной компетенции педагогов».
Ключевые слова: супервизия, супервизор, супервизируемый, супервизорство, педагогическое супервизорство.
Lyudmila Pavlovna Kachalova, Irina Vladimirovna Kolmogorova, Tatiana Aleksandrovna Kolosovskaya, Lyubov Gennadievna Svetonosova
Shadrinsk
Pedagogical supervision: theoretical analysis
Modern education at all levels is associated with the expansion of the possibilities of innovative processes, innovative forms and methods, innovative technologies aimed at improving the quality of education, changing approaches to the organization of the educational process, the formation of professional qualities and teacher s' competencies. Supervision is widely being developed by scientists as the teacher's professional development, determining its content, terminological support of t he concept, revealing the possibilities of using supervision technology in the field of education.
The article presents a theoretical analysis of the concept "pedagogical supervision", clarifying the essence of pedagogical supervision, its goals and functional characteristics. The research was carried out with the financial support of research works on priority areas of partner universities of South Ural State Humanitarian Pedagogical University and Shadrinsk State Pedagogical University in 2022 on the topic "Supervision as a progressive resource for the formation of professional competence of teachers".
Keywords: supervision, supervisor, supervised, pedagogical supervision.
Супервизорство - новое инновационное направление, способствующее развитию профессиональной компетентности начинающих педагогов, педагогов-профессионалов, анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей педагогов является предметным содержанием.
Для выявления содержания и функционально -процессуальных характеристик педагогического супервизорства обратимся к анализу понятия - су-первизия, супервизорство.
Понятие супервизия до настоящего времени не получило единого определения. Так, позиция А.К. Хесса сосредоточена на рассмотрении супер-визии как «насыщенного межличностного взаимодействия», в котором осуществляется обязательная встреча супервизора с супервизируемым для эффективной помощи [2, С. 38].
Современные научные изыскания обращены к пониманию супервизии как формы сопровождения профессиональной деятельности. Определяя супер-визию М.И. Лорсанова указывает, что она способна обеспечивать личностно-профессиональный рост педагогов общеобразовательной школы [5, С.20].
Исследователи формулируют супервизию и как процесс, который заключается в сопровождении профессионального развития специалиста, посредством интенсивности взаимодействия участников осуществляется повышение компетентности, что позволяет говорить о возможностях супер-визии в усилении практической подготовки педагогов [10].
Рассматривая супервизию как систему профессиональной поддержки специалистам, ученые подчеркивают, что супервизия связана с наблюдением более опытного коллеги за работой молодого коллеги (преподавателя), связана и с обсуждением сильных и слабых сторон, исправлением возникших ошибок, кроме того, это и способность помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать эффективные методы и технологии работы [3, С.156].
Супервизия - это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов за счет применения профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов; это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый одновременно узнают что-то новое друг о друге, о себе [11, С. 43].
Существует точка зрения на супервизию как образовательный процесс, в котором осуществляется обучение навыкам и развитие профессиональной компетенции; супервизия рассматривается и как «специализированный инструктаж», когда супервизор «выступает в роли посредника-преподавателя во взаимоотношениях студента с реальными клиентами, за благополучие которого он несет определенную долю профессиональной, этической и моральной ответственности» [4, С. 16].
Проецируя понятие супервизии на область образования Е.В. Яковлев определяет супервизию
как вид педагогического сопровождения, в процессе которого осуществляется подготовка субъекта к оказанию помощи формирующейся личности обучающегося, за развитие которой он супервизор несет ответственность [12, С. 101-106].
Можно сказать, что особенностью супервизии является ее специальным образом организованный процесс, в котором педагогическое сопровождение, консультации, инструктаж, профессиональная поддержка направлены на содействии в профессиональном развитии и саморазвитии субъекта.
Супервизорство («supervision») в переводе с английского языка означает «надзор», «наблюдение», «контроль», «управление», «руководство», «администрирование»; «supervisor» - «наблюдатель», «руководитель», «администратор». Супервизорство - социальный институт для повышения профессиональной квалификации специалистов, занимающихся гуманистически ориентированной деятельностью. Результатом супервизорства является приобретение необходимых компетенций, нового опыта и осознание новых возможностей в профессиональной деятельности [9].
Акцентация супервизии в педагогическом образовании обусловлена и активизацией процессов внедрения образовательных инноваций в практику, которые существенно меняют все аспекты педагогической деятельности. На основе педагогического супервизорства, включающего техники и технологии супервизии, которая выступает в качестве ресурсного обеспечения в сфере образования создаются возможности и обусловливается необходимость соответствия деятельности педагогов образовательным инновациям детерминирует качественное изменение процессов повышения их квалификации.
Педагогическое супервизорство - это диалогический педагогический процесс, основанный на межсубъектном равенстве в диалоге, равноправных конструктивных взаимоотношениях между супервизором и супервизируемым. Этот процесс базируется на гуманных ценностях и понимании друг друга с целью совместной выработки личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации и личностного роста обеих сторон» [6].
Педагогическое супервизорство, по мнению ученых, близко наставничеству, которое является методом передачи практического опыта профессионалов начинающим педагогам. Такое понимание педагогического супервизорства объективно объясняется тем, что наставничество выполняет супер-визорские функции, выраженные в профессиональном отношении к делу, построению диалога и взаимодействия, обладает воспитательными функциями, создаванием взаимоотношений между наставником и воспитанником [6].
Педагогическое супервизорство процессуально-содержательно функционирует как метод сопровождения и определяется реальным содержанием профессиональной деятельности, подчинен-
ной и правилам анализа и систематизации профессионального опыта. В форме педагогического сопровождения педагогическое супервизорство основано на востребовании личного профессионального опыта педагога для осуществления индивидуального подхода в решении личностно-значимых проблем; на умении не «нагружать» избыточным объемом информации, которая неактуальна для решения круга обозначенных вопросов в конкретный момент времени [7, С. 149-152].
Педагогическое супервизорство можно рассматривать как процесс, направленный на повышение эффективности деятельности коллектива за счет профессионального и личностного роста каждого из его членов, совершенствования деловых и межличностных взаимоотношений [8].
Если педагогическое супервизорство рассматривать как диалогический педагогический процесс; если педагогическое супервизорство есть наставничество (передача практического опыта профессионалов начинающим педагогам); если педагогическое супервизорство выступает как форма педагогического сопровождения, то целостный конструкт педагогического супервизорства имеет его функционирующую направленность в виде процесса, который выступает в качестве:
- увеличения целенаправленности профессиональных действий, повышения квалификации;
- анализа осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей супервизируемого, помощи в разрешении трудностей.
То есть, педагогическое супервизорство -можно рассматривать как ресурс профессиональной взаимопомощи и профессионального совершенствования, эффективное средство профессионального роста.
Педагогическое супервизорство в исследовании Г.П. Синицыной предлагается рассматривать в зависимости от формы супервизии и построения диалогического супервизорства по направлениям и целям:
- рефлексия (ориентация супервизии на рефлексию или на определённые действия);
- наставничество, коучинг;
- ориентация на личность, на решение конкретных задач;
- директивное, направляющее, косвенное сопровождение;
- помощь в решении определённых проблем или на понимание человека;
- индивидуальное, групповое супервизорство
[10].
Интересна позиция, раскрывающая педагогическое супервизорство как «супервизорскую» технологию педагогического консультирования. Консультирование предназначено для качественных изменений целей образовательного процесса, для качественных обновлений моделей профессионального труда учителя. В этом контексте, реализуясь через консультанта-супервизора, педагогическое супервизорство направлено на:
56
- становление новых образцов взаимодействия между учителем и учеником; на выстраивание и востребованности межличностного общения;
- развитие коммуникативных форм, пластичность и гибкость обмена знаниями и опытом.
А это требует взаимного понимания, способности «открываться внутреннему миру другого, стремления предлагать и воспринимать субъективный смысл происходящего» [1].
Широкий научный диапазон определений и выявления сущности педагогического супервизор-ства позволяет отнести к его содержательной характеристике диалогическую составляющую, ядром которой является диалог и межсубъектное равенство, взаимоотношения в нем, построенных на гуманных ценностях с целью выработки личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации и личностного роста супервизора и су-первизируемого» [6].
В контексте образовательных услуг педагогическое супервизорство обретает различные формы: тьюториал, консалтинг, сопровождение, наставничество, коучинг и другие. Их характеристика сводится к конкретному описанию каждой формы су-первизии и описанию функционального ряда.
Наша позиция сводится к выделению следующих функций педагогического супервизорства:
- диалогическая функция (совместный разговор, беседа, диалог);
- сопровождающая функция (помощь, поддержка);
- аналитическая функция (анализ личных ресурсов, фиксация действий педагогом);
- функция рефлексивного позиционирования (совместное исследование собственных действий и поступков, образов собственного Я-как индивидуальности и профессионала);
- функция перспективного-проецирования (размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее);
- функция комфортного взаимодействия (создание комфортных условий для субъектов педагогической деятельности);
- функция модерирования (содействие развитию профессиональной компетенции педагога).
Итак, педагогическое супервизорство заключает в своем операциональном и содержательном смысле следующее:
- это метод работы с будущими, начинающими, опытными педагогами, благодаря которому возможно развитие профессиональной компетенции специалистов [10];
- это диалогический педагогический процесс, базирующийся на гуманных ценностях и понимании друг друга с целью совместной выработки личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации и личностного роста обеих сторон» [6].
Основа педагогического супервизорства определяется реальным содержанием профессиональной деятельности и правилами анализа и систематизации профессионального опыта и позволяет
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булычева, А.Е. Супервизия и/или методическое сопровождение в образовании / А.Е. Булычева. - URL: https://supervis.ru/content/19072097. - Текст : электронный.
2. Воронина, Л.В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 36-40 .
3. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики : учеб. пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Ка-план ; под общ. ред. проф. Г.П. Скамницкой. - Москва : Гардарики, 2005. - 382 с. - Текст : непосредственный.
4. Кулаков, С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С.А. Кулаков. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 47 с. - Текст : непосредственный.
5. Лорсанова, М.И. Педагогические условия реализации супервизии в профессиональной деятельности педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Лорсанова. - Армавир, 2020. - 27 с. - Текст : непосредственный.
6. Пономаренко, М.А. Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность / М.А. Пономаренко. - Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электрон. журн. - 2012. - № 8. - URL: http://www. emissia. org/offline/2012/1839.htm.
7. Пономаренко, М.А. Исторический аспект развития педагогического супервизорства / М.А. Пономаренко. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 149-152.
8. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. — Москва, 1997. - Текст : непосредственный.
9. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического сопровождения / С.В. Сильченкова. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827.
10. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г.П. Синицына. -Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=21663.
11. Смирнова, С.В. Психологическая супервизия : сб. учеб.-метод. материалов для специальности 37.05.01 - Клиническая психология / С.В. Смирнова. - Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2017. - 79 с. - Текст : непосредственный.
12. Яковлев, Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 101-106.
REFERENCES
1. Bulycheva A.E. Supervizija i/ili metodicheskoe soprovozhdenie v obrazovanii [Supervision and/or methodological support in education]. URL: https://supervis.ru/content/19072097.
2. Voronina L.V., Moiseeva L.V. Supervizija kak vedushhij metod nauchnogo menedzhmenta v podgotovke aspirantov [Supervision as a leading method of scientific management in the preparation of graduate students]. Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2014, no. 12, pp. 36-40 .
3. Zhukov G.N., Matrosov P.G., Kaplan S.L. Osnovy obshhej professional'noj pedagogiki: ucheb. posobie. In G.P. Skam-nickoj (ed.) [Fundamentals of general professional pedagogy]. Moscow: Gardariki, 2005. 382 p.
4. Kulakov S.A. Praktikum po supervizii v konsul'tirovanii i psihoterapii [Workshop on supervision in counseling and psychotherapy]. Sankt-Peterburg: Rech', 2002. 47 p.
5. Lorsanova M.I. Pedagogicheskie uslovija realizacii supervizii v professional'noj dejatel'nosti pedagogov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the implementation of supervision in the professional activity of teachers. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Armavir, 2020. 27 p.
6. Ponomarenko M.A. Pedagogicheskoe supervizorstvo: genezis ponjatija i sushhnost' [Pedagogical supervision: the genesis of the concept and essence]. Pis 'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters) : jelektron. zhurn. [The Emissia. Offline Letters], 2012, no. 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm.
7. Ponomarenko M.A. Istoricheskij aspekt razvitija pedagogicheskogo supervizorstva [Historical aspect of the development of pedagogical supervision]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2012, no. 3 (32), pp. 149-152.
8. Rodzhers K. Klientocentrirovannaja terapija: per. s angl. [Client-centered therapy]. Moscow, 1997.
9. Sil'chenkova S.V. Formy i napravlenija pedagogicheskogo soprovozhdenija [Forms and directions of pedagogical support]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2013, no. 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827.
10. Sinicyna G.P. Vozmozhnosti supervizii v usilenii prakticheskoj podgotovki pedagogov [Opportunities for supervision in strengthening the practical training of teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21663.
11. Smirnova S.V. Psihologicheskaja supervizija : sb. ucheb.-metod. materialov dlja special'nosti 37.05.01 - Klinicheskaja psihologija [Psychological supervision]. Blagoveshhensk: Amurskij gos. un-t, 2017. 79 p.
осуществлять индивидуальный подход в решении профессионально-педагогических, личностно-зна-чимых проблем.
12. Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Innovacionnye vidy pedagogicheskogo soprovozhdenija [Innovative types of pedagogical support]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 8, pp. 101-106.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Л.П. Качалова, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID:
0000-0002-7482-8033.
И.В. Колмогорова, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail:
Т.А. Колосовская, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected]
Л.Г. Светоносова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.P. Kachalova, Doctor of Pedagogy, Professor, Department Chair of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7482-8033.
I.V. Kolmogorova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected]
T.A. Kolosovskaya, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected]
L.G. Svetonosova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected]
УДК 372.834 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_58
Людмила Павловна Качалова, Дмитрий Петрович Мокшев
г. Шадринск
Содержательное наполнение структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
В статье представлена структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Модель, представленная авторами, выполняет регулятивную, целеобразующую, системообразующую, формирующую и аналитическую функции. Структура модели включает в себя нормативный, целевой, содержательный, процессуальный и итогово-результативный блоки.
Разработанная структурно-функциональная модель, реализованная во всей полноте и совокупности, способствует успешному формированию ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, ценностное отношение, старшеклассник, правовые нормы.
Lyudmila Pavlovna Kachalova, Dmitry Petrovich Mokshev
Shadrinsk
The content of the structural and functional model of the formation of the senior pupils'
attitude to legal rules
The article presents a structural and functional model of the formation of the senior pupils' attitude to legal rules. The model presented by the authors performs regulatory, goal-forming, informing, formative and analytical functions. The structure of the model includes normative, target, substantive, procedural and final-effective blocks.
The developed structural and functional model, implemented in its entirety and totality, contributes to the successful formation of the senior pupils' attitude to legal rules.
Keywords: structural and functional model, attitude, senior pupils, legal rules.
На современном этапе развития, когда наша страна стоит перед лицом глобальных внешних вызовов, особенно актуальным представляется процесс внутренней социальной консолидации. Одним
из главных консолидирующих факторов, вне всякого сомнения, является национальная правовая система. В этой связи особую значимость приобретает формирование в старшем школьном возрасте