Научная статья на тему 'Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования'

Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ Я-СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО / REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / COMPONENTS OF THE SELF-SPHERE OF THE PERSONALITY OF THE LEARNING ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович

Статья посвящена ответам на вопросы: что такое воспитание обучающихся в системе формирования общих и профессиональных компетенций и каковы базовые методологически значимые основы реализации этого процесса. Исходной позицией в статье является понимание воспитания как составной части образования. В этом случае мы вправе рассматривать воспитание как компонент целостной системы образования, как взаимосвязанную целенаправленную деятельность воспитателя и воспитуемого, обеспечивающую формирование и развитие индивидуально и социально значимых качеств личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES FOR SOLVING PROBLEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF PERSONALITY OF LEARNERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to answers to questions: what is the education of learners in the system of formation of general and professional competencies, and what are the basic methodologically signifi cant foundations for the implementation of this process. The starting position in the article is an understanding, that upbringing is an integral part of education. In this case, we have the right to consider upbringing as a component of a holistic education system, as an interconnected purposeful activity of the educator and the educated person, which ensures the formation and development of individually and socially signifi cant personality traits

Текст научной работы на тему «Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования»

Стратегия развития профессионального образования

Сведения для цитирования: Беликов, В. А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В. А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 12-21.

УДК 377 ББК 74.57

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Беликов

Статья посвящена ответам на вопросы: что такое воспитание обучающихся в системе формирования общих и профессиональных компетенций и каковы базовые методологически значимые основы реализации этого процесса. Исходной позицией в статье является понимание воспитания как составной части образования. В этом случае мы вправе рассматривать воспитание как компонент целостной системы образования, как взаимосвязанную целенаправленную деятельность воспитателя и воспитуемого, обеспечивающую формирование и развитие индивидуально и социально значимых качеств личности.

Ключевые слова: требования ФГОС СПО, общие и профессиональные компетенции, профессиональное воспитание, социализация личности, компоненты я-сферы личности обучающихся организаций СПО.

Идеология современных ФГОС любого направления и профиля образования заключается в восстановлении роли воспитания в системе образования как его важнейшей составной части и как личностного результата освоения стандартов. Актуальность воспитания в современной социальной ситуации столь высока, что можно только приветствовать обращение разработчиков стандартов, Министерства образования к идее воспитания обучающихся организаций СПО через формирование и развитие их компетенций.

Это безусловно положительный факт.

Отказ школы любого уровня и типа от выполнения воспитательной функции привел в нашей стране к серьезным негативным по-

следствиям, примеры которых у всех на слуху и в памяти. Эти примеры свидетельствуют о том, что систему воспитательной работы школы ничто и никто заменить не смог. Ни церковь, ни телевидение, ни общественность, ни даже семья.

В отношении телевидения Маргарита Си-моньян (главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала RT) 22 ноября 2019 года заявила, что «аудитория российского телевидения „умирает" со скоростью миллион зрителей в год», молодые люди ничего не получают из ТВ, а пользуются другими источниками востребованной ими информации [1]. Также много проблем и вопросов и по другим социальным институтам в аспекте воспитания личности.

Только в системе воспитания школы были специалисты, были методики и технологии воспитания. Если задать работникам системы образования вопрос, в каких вузах целенаправленно и системно готовят специалистов в сфере воспитания личности, то мы рискуем не получить ответа.

Сразу следует принять установку, что образовательная деятельность организаций СПО, согласно требованиям ФГОС, направлена не только на обеспечение качественной профессиональной подготовки обучающихся, но и на осуществление эффективного профессионального воспитания личности обучающихся и социализации выпускников организаций. Решение обеих частей задачи должно быть равнозначным [2].

В статье мы остановимся на методологических основаниях решения второй части сформулированной задачи.

Актуальность, методология и исходные положения решения проблемы обеспечения эффективности воспитательной деятельности организации среднего профессионального образования (СПО) определяются рядом факторов, главный из которых — воспитание и социализация личности — обеспечивается путем формирования и развития компетенций [3; 4].

Высокая роль данного фактора, на наш взгляд, зависит от следующих моментов.

Во-первых, в РФ на современном этапе экономического и социального развития наблюдается значительный рост потребности в кадрах со средним профессиональным образованием, в связи с чем развитие среднего профессионального образования определяется в качестве приоритета развития экономики [5; 6]. Этот фактор делает среднее профессио-

нальное образование ценностно значимым для каждого обучающегося.

Во-вторых, представленные в ФГОС СПО общие и профессиональные компетенции в целом определяют значимость формирования и развития личностных качеств, а выполнение требований ФГОС может быть обозначено как гарантия успешного профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников [7].

В-третьих, в связи с ростом спроса (заказа) со стороны абитуриентов на направления и профили профессиональной подготовки в организациях СПО у нас есть возможность выбирать тех абитуриентов, которые быстрее и легче адаптируются к условиям обучения в колледжах и техникумах [8].

При этом важно учесть также и то, что в современном обществе существенно возросли требования к уровню профессиональной подготовки студентов как личности, целям, содержанию и технологиям профессионального образования студентов в учреждениях СПО любого направления и профиля подготовки.

Таким образом, наряду с технологическими аспектами актуальными становятся личностные аспекты СПО. А именно аспекты воспитания личности обучающихся и социализации выпускников колледжей и техникумов.

Представленные аспекты нашли свое отражение в содержании актуализированных ФГОС СПО в определении общих компетенций личности обучающихся.

В конечном итоге мы имеем целью реализацию следующих компонентов структуры профессионального воспитания и социализации обучающихся СПО (рис. 1).

ЛИЧНОСТЬ

Профессиональное воспитание обучающихся и социализация выпускников

ЦЕННОСТЬ

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ПОТРЕБНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗАКАЗ

ориентируется

реализуется

выполняется

Образовательная деятельность организаций СПО

Рис. 1. Структура воспитательной деятельности организаций СПО

Обратите внимание на то, что ключевыми компонентами в этой структуре являются Личность, Ценность, Деятельность. Именно восприятие личности обучающегося как ценности, формирование представления обучающихся об образовании как ценности и организация его деятельности образуют ядро системы профессионального воспитания.

Главным индикативным показателем оценки эффективности образовательной деятельности организаций СПО как в аспекте обучения, так и в аспекте воспитания является уровень сформированности компетенций личности обучающихся и выпускников колледжей или техникумов.

Понятие «компетенции» представляется в большинстве случаев как интегративное понятие, обозначающее качества личности, определяющие ее поведение, деятельность и уровень жизни.

Обращаем внимание на тот факт, что в любом случае носителем компетенций является личность (компетенции носят личностный характер), компетенции реализуются в процессе деятельности (компетенции носят деятельност-ный характер).

Важно, на наш взгляд, то, что в любом случае при разработке системы компетенций образование должно рассматриваться как комплексное решение трех задач:

1) информационная — приращение общих и специальных знаний, овладение теорией на современном уровне по каждой компетенции и всему комплексу компетенций (ОБУЧЕНИЕ);

2) операциональная — формирование навыков и умений по использованию знаний в практической работе по каждой компетенции и всему комплексу компетенций (ПРАКТИКА);

3) задача жизненного, профессионально-личностного развития обучающихся по каждой компетенции и всему комплексу компетенций (я-концепция) (ВОСПИТАНИЕ).

Система среднего профессионального образования (СПО) обладает значительным по-

тенциалом для решения задачи воспитания, носит практико-ориентированный и личностно значимый характер. Практически каждым современным колледжем или техникумом накоплен значительный опыт воспитания студентов и социализации выпускников с использованием современных инновационных технологий, что требует анализа, обобщения и распространения.

Это, на наш взгляд, находит отражение в программах работы региональных инновационных площадок (РИП) на базе организаций СПО, которым Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт развития профессионального образования (ЧИРПО) оказывают значительную поддержку.

Работа образовательной организации в рамках РИП обеспечивает успешность образовательной деятельности по всем группам индикативных показателей — совершенствование содержания образования, развитие кадрового потенциала, обеспечение профессионального воспитания и карьерного роста обучающихся и выпускников и др.

Системообразующим индикативным показателем успешности профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников в полной мере можно рассматривать уровень сформированности общих компетенций, в которых представлены личностные качества обучающихся [9].

В ходе исследования мы предприняли попытку определить, какие качества личности лежат в основе каждой компетенции обучающихся и какие качества личности формируются в процессе овладения каждой компетенцией.

Анализ формулировок общих компетенций, подлежащих формированию, согласно ФГОС СПО [2], позволил нам выделить требуемые личностные качества обучающихся, формирование которых является целью воспитательной работы в организациях СПО (табл. 1 и 2). На примере компетенций двух разных специальностей мы видим аналогичную картину.

Таблица 1

ФГОС СПО от 27 октября 2014 года по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Обозначение компетенции Содержание компетенции Востребованные качества личности

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Рефлексия. Интерес. Социализированность. Гражданственность

Окончание таблицы 1

Обозначение компетенции Содержание компетенции Востребованные качества личности

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Умения. Организованность. Самооценка. Критичность

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Эмоциональная устойчивость

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Знания. Целеполагание. Стремление к росту

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Коммуникативные способности. Умения. Личный опыт. Самооценка

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Коммуникабельность. Потребность в достижениях и успехе и карьерном росте

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Потребности. Интерес. Целенаправленность. Рефлексивность

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Рефлексия. Саморазвитие. Потребности в достижениях. Интеллект

ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий Знания. Умения. Опыт. Адаптивность. Социализированность

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Личностная тревожность. Осторожность. Адекватная самооценка

ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих Аналитично сть. Правовая грамотность

Таблица 2

ФГОС СПО от 10 января 2018 года по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Обозначение компетенции Содержание компетенции Актуальное качество личности

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Рефлексия. Интерес. Аналитично сть. Способность к самоорганизации. Многозадачность. Само стоятельно сть

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Организованность. Самооценка. Критичность. Оперативность. Самостоятельность

Продолжение таблицы 2

Обозначение компетенции Содержание компетенции Актуальное качество личности

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное развитие Целенаправленность. Самооценка. Стремление к профессиональному и личностному росту. Самокритичность. Способность к самоорганизации. Трудолюбие. Адекватность. Само стоятельно сть

ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Целеполагание. Стремление к росту. Социализированность. Гражданственно сть. Коммуникабельность. Толерантность. Самокритичность. Искренность. Ответственность. Инициативность. Трудолюбие. Исполнительность. Взаимозаменяемость. Презентабельность. Честность

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста Коммуникативные способности. Умения. Личный опыт. Патриотичность. Оперативность. Многозадачность

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей Социализированность. Гражданственность. Коммуникабельность. Патриотичность. Толерантно сть. Самокритичность. Объективность. Инициативность. Честность. Само стоятельно сть

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Потребности. Интерес. Целенаправленность. Рефлексивность. Осторожность. Личностная тревожность. Адекватная самооценка

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Рефлексия. Саморазвитие. Потребности в достижениях. Интеллект. Опыт/знания

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Знания. Умения.

Окончание таблицы 2

Обозначение компетенции Содержание компетенции Актуальное качество личности

Опыт. Адаптивность. Социализированность

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Информационная грамотность

ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Аналитичность. Правовая грамотность

Анализ других вариантов общих компетенций представляет примерно тот же перечень формируемых качеств личности и приемов их формирования.

Таким образом, мы считаем, что в процессе формирования общих компетенций воспитанию подлежат следующие основные компоненты я-сферы личности обучающихся [5]:

1 — познавательные интересы;

2 — рефлексия учебных, познавательных и профессиональных целей и задач;

3 — эмоции (осторожность, личная тревожность, эмоциональная устойчивость);

4 — потребности в общении;

5 — потребности в достижениях, успехах и карьерном росте;

6 — способности интеллектуальные (аналитичность, организованность, критичность, гибкость мышления) и коммуникативные (контактность, общительность);

7 — гражданственность и патриотичность;

8 — личный опыт/умения;

9 — личный опыт/знания;

10 — уровень самооценки.

Нам представляется, что наличие на достаточном уровне развития представленных качеств может быть основанием и результатом формирования комплекса общих компетенций, указываемых в ФГОС СПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все представленные компоненты я-сферы могут быть диагностированы. Эффективность формирования актуальных компонентов я-сфе-ры обучающихся подтверждена результатами проведенной нами комплексной диагностики этих качеств.

Анализ состояния, развития и результатов образовательной деятельности каждого колледжа или техникума дает возможность выделить основные проблемы, решение которых требует методологического обоснования [3; 8]:

- какие компоненты модели профессионального воспитания обучающихся и социали-

зации выпускников подлежат реализации и в какой последовательности;

- какие методы, средства, формы и технологии профессионального воспитания могут быть эффективно использованы в образовательной деятельности колледжей и техникумов.

К большому сожалению, теоретически обоснованного решения представленных проблем пока никто не дает [10; 11]. Но примеры успешного опыта их решения уже есть. Так, например, в рамках РИП апробированы приемы формирования востребованных качеств личности обучающихся: Южноуральский энергетический техникум (ЮЭТ) в профессиональном воспитании использует рефлексивно-деятель-ностные технологии, ориентированные на формирование готовности к исследовательской деятельности; Магнитогорский педагогический колледж (МПК) — образовательно-творческие проекты, ориентированные на формирование ранней технической компетентности младших школьников; Магнитогорский технологический колледж (МТК) — лаборатории и малые предприятия, ориентированные на формирование готовности к предпринимательской деятельности. Есть и другие многочисленные примеры реализации профессионального воспитания студентов организаций СПО в образовательной деятельности.

При анализе функционирования и развития среднего профессионального образования мы исходили из того, что в основе решения представленных проблем лежат положения личностного (категория личности), деятельностного (категория деятельности), проектно-процессного (категория образования как процесса, реализуемого в рамках проекта), компетентно стного (категории компетентности и компетенции) подходов. Эти подходы мы рассматриваем в качестве оснований профессионального воспитания личности обучающихся и социализации выпускников колледжей и техникумов.

Кроме того, нельзя представить среднее профессиональное образование без стремления студентов и выпускников к достижению максимально возможных результатов (вершин — акме) в развитии компетенций, без стремления к карьерному росту. Актуальным, таким образом, становится и акмеологический подход.

Поэтому в качестве концептуального подхода для решения проблемы эффективного функционирования развития образовательной деятельности организаций СПО мы определили еще и акмеологический подход.

Сущность данного подхода, по мнению исследователей, заключается в реализации имеющегося личностного и профессионального потенциала через целенаправленное формирование и развитие требуемых в профессиональной деятельности качеств, умений и обогащение современными разносторонними научными знаниями.

Мы не будем в очередной раз обосновывать необходимость и значимость разработки названных подходов к решению проблем профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников, так как они широко освещены в многочисленных работах исследователей.

Остановимся только на ключевых методологических требованиях всей совокупности подходов к решению проблем профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников.

1. Должна быть обеспечена ориентация процесса практико-ориентированного образования на личность обучающегося как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

2. Базовой целью практико-ориентирован-ного образования должно быть формирование и развитие комплекса компетенций личности обучающегося и выпускника организаций СПО.

3. Практико-ориентированное образование личности может быть обеспечено только путем

целенаправленного овладения конкретной профессиональной деятельностью с учетом потенциала личности и потребностей предприятия.

4. Овладение деятельностью является условием профессионального воспитания, адаптации и социализации личности.

5. Практико-ориентированное образование должно представлять собой непрерывный процесс, обеспечивающий комплекс профессиональных, карьерных, личностных достижений обучающихся и выпускников организаций СПО [12; 13; 14].

Отметим также, что эти подходы и их требования объединяет разработанная нами рефлексивно-деятельностная концепция формирования компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций как методологическая основа воспитания и социализации личности [3].

Ключевое положение нашей концепции заключается в следующем: формирование компетенций личности осуществляется в деятельности в интересах личности обучающегося и выпускника, в интересах той или иной социальной среды и сферы деятельности.

В процессе практико-ориентированного образования основным итоговым результатом является сформированный, компетентный, конкурентоспособный специалист-профессионал как воспитанная и социализированная личность.

Принимая акмеологический подход в качестве системообразующего методологического основания решения проблем профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников организаций СПО, можно считать, что «вершина» профессионального развития будущих специалистов — это максимально высокий уровень развития общих и профессиональных компетенций и качеств специалиста, представленных в ФГОС СПО.

В таком случае можно говорить об интегра-тивно-акмеологическом подходе (рис. 2).

Акмеологический подход

Личностный подход Деятельностный подход Процессный подход Компетентностный подход

Акмеологический подход

Рис. 2. Компоненты интегративно-акмеологического подхода

Таким образом, методологическим основанием решения проблем профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников организаций СПО является ин-тегративно-акмеологический подход, содержание которого представляет собой комплексное выполнение требований деятельностного, личностного, компетентностного и процессного подходов.

При этом интегративно-акмеологический подход выступает философско-обобщающей методологической основой решения проблем. Процессный, личностный, деятельностный подходы являются общенаучной основой, компетентностный подход предстает результативным итогом практико-ориентированного образования.

С учетом представленных методологических положений можно назвать направления решения проблем профессионального воспитания

обучающихся и социализации выпускников организаций СПО, которые необходимо отразить в программах развития организаций СПО и деятельности РИП по той или иной теме:

- создание и развитие условий для повышения доступности и качества среднего профессионального образования;

- подготовка и привлечение специалистов в сфере воспитательной работы;

- разработка программ воспитательной работы в аспекте выполнения требований ФГОС;

- организация и развитие социального партнерства в системе профессионального воспитания обучающихся и социализации выпускников (колледж — семья — общественность — предприятия — организация досуга — организации дополнительного образования) [15; 16; 17].

Моделирование (рис. 3) профессионального воспитания обучающихся организаций СПО дает нам следующее представление о ее системе.

ЗАКАЗ ФГОС ЦЕЛЬ

ДИАГНОСТИКА МЕТОДОЛОГИЯ КАДРЫ СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИИ

ЛИЧНОСТЬ

Рис. 3. Структура воспитания личности в профессиональном образовании

Обобщая представленные направления развития, мы делаем следующий вывод.

В современной образовательной организации СПО должна быть реализована такая система образования обучающихся, должен быть внедрен такой механизм формирования общих и профес-

сиональных компетенций студентов и реализации процесса подготовки специалистов, которые могли бы обеспечить в комплексе воспитание, социализацию и гарантированное трудоустройство выпускников, их карьерный рост с учетом потребности региона в трудовых ресурсах.

Библиографический список

1. Симоньян заявила, что аудитория российского телевидения «умирает». — URL: https:// ria.ru/20191122/1561495283.html (дата обращения: 23.12.2019).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. — URL: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index. php (дата обращения: 25.12.2019).

3. Беликов, В. А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В. А. Беликов, О. Ю. Леушканова, О. А. Пундикова, В. М. Тучин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 12-19.

4. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования : монография / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев, А. М. Филиппов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 323 с.

5. Алексеева, Н. Г. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства / Н. Г. Алексеева, С. В. Зотова // Сб. статей ЧелИРПО. — Челябинск, 2005. — С. 104-110.

6. Башарина, О. В. Теоретические основы проблемы кадрового обеспечения региональной экономики / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 20-28.

7. Тубер, И. И. Реализация ФГОС по ТОП-бО — стратегия взаимодействия / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 29-33.

8. Краснопевцева, И. В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы / И. В. Краснопевцева // Вестник ННГУ. — 2013. — № 31. — С. 315-321.

9. Беликов, В. А. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, В. М. Тучин, И. С. Николаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 96-101.

10. Вазина, К. Я. Инновационное образование — вызов времени / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. — Нижний Новгород : ВГИПУ, 2007. — 152 с.

11. Bochkareva, T. Preparation of the Future Teacher for Work with Gifted Children / T. Bochkareva, E. Akhmetshin, E. Osadchy // Journal of Social Studies Education Research. — 2018. — Т. 9. — № 2. — С. 251-265.

12. Беликов, В. А. Дидактика учебно-познавательной деятельности : монография / В. А. Беликов. — Москва : Перо, 2017. — 296 с.

13. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону : Изд. Ростов. пед. ун-та, 2000. — 352 с.

14. Емельянова, И. Н. Теории воспитания : учебное пособие / И. Н. Емельянова ; Мин-во образования и науки РФ, Тюменский гос. ун-т, Институт дистанционного образования, Ин-т психологии и педагогики. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2016. — 144 с.

15. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. — Москва : Педагогическое общество России, 2002. — С. 96.

16. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — Москва : Педагогическое общество России, 2010. — 270 с.

17. Романов, П. Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования / П. Ю. Романов // Вестник Оренбург. гос. ун-та. — 2003. — № 3. — С. 35-39.

For citation: Belikov, V A. Methodological bases for solving problems of education and socialization of personality of learners in the system of secondary vocational education / V. A. Belikov // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 12-21.

METHODOLOGICAL BASES FOR SOLVING PROBLEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF PERSONALITY OF LEARNERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

V. A. Belikov

The article is devoted to answers to questions: what is the education of learners in the system of formation of general and professional competencies, and what are the basic methodologically significant foundations for the implementation of this process. The starting position in the article is an understanding, that upbringing is an integral part of education. In this case, we have the right to consider upbringing as a component of a holistic education system, as an interconnected purposeful activity of the educator and the educated person, which ensures the formation and development of individually and socially significant personality traits.

Key words: requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education, general and professional competencies, professional education, socialization of the individual, components of the self-sphere of the personality of the learning organizations of secondary vocational education.

References

1. Simon'jan zajavila, chto auditorija rossijskogo televidenija «umiraet», available at: https://ria. ru/20191122/1561495283.html (accessed: 23.12.2019). (In Russian)

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazo-vanija (FGOS SPO) novogo pokolenija, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php (accessed: 25.12.2019). (In Russian)

3. Belikov V. A., Leushkanova O. Yu., Pundikova O. A., Tuchin V. M. Ocenka sostojanija i formi-rovanie programmy razvitija organizacii SPO s uchetom faktorov i tendencij izmenenija vneshnej social'no-jekonomicheskoj sredy [Assessment of the state and the formation of a program for the development of secondary vocational educational organisation taking into account factors and trends in the external socio-economic environment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 4 (20), pp. 12-19. (In Russian)

4. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S., Filippov A. M. Didaktika praktiko-orientirovan-nogo obrazovanija : monografija [Didactics of practice-oriented education: a monograph]. Moscow, INFRA-M, 2020, 323 p. (In Russian)

5. Alekseeva N. G., Zotova S. V. Didakticheskoe obespechenie kachestva srednego professional'nogo obrazovanija v uslovijah formirovanija mnogourovnevogo obrazovatel'nogo pros-transtva [Didactic support of the quality of secondary vocational education in the conditions of the formation of a multi-level educational space]. Sbornik statej ChelIRPO [Digest of articles ChelIRPO], Chelyabinsk, 2005, pp. 104-110. (In Russian)

6. Basharina O.V. Teoreticheskie osnovy problemy kadrovogo obespechenija regional'noj je-konomiki [Theoretical foundations of the problem of staffing the regional economy], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 2 (18), pp. 20-28. (In Russian)

7. Tuber I. I., Krashakova T. Yu. Realizacija FGOS po TOP-50 — strategija vzaimodejstvija [Implementation of the Federal State Educational Standard on TOP-50 — interaction strategy], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 2 (18), pp. 29-33. (In Russian)

8. Krasnopevtseva I.V. Professional'nyj disbalans rynka truda kvalificirovannoj rabochej sily [Professional imbalance in the labor market of skilled labor], Vestnik NNGU [Bulletin of the NNU], 2013, no.31, pp. 315-321. (In Russian)

9. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Tuchin V. M., Nikolaeva I. S. Lichnostnye aspekty formirovanija obshhekul'turnyh kompetencij studentov v processe praktiko-orientirovannogo obrazovanija [Personal aspects of the formation of general cultural competencies of students in the process of practice-oriented education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 2 (18), pp. 96-101. (In Russian)

10. Vazina K. Ya., Petrov Yu. N. Innovacionnoe obrazovanie — vyzov vremeni [Innovative education — a challenge of time]. Nizhny Novgorod, VGIPU, 2007, 152 p. (In Russian)

11. Bochkareva T., Akhmetshin E., Osadchy E. Preparation of the Future Teacher for Work with Gifted Children, Journal of Social Studies Education Research, 2018, Vol. 9, no. 2, pp. 251-265. (In English)

12. Belikov V. A. Didaktika uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti: monografija [Didactics of educational-cognitive activity: monograph]. Moscow, Pero, 2017, 296 p. (In Russian)

13. Bondarevskaya E. V. Teorija ipraktika lichnostno orientirovannogo obrazovanija [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-on-Don, Izdatel'stvo Rostov. ped. un-ta, 2000, 352 p. (In Russian)

14. Emelyanova I. N. Teorii vospitanija: uchebnoe posobie [Theory of education: a training manual]. Tyumen. Publishing house Tyumen. state University, 2016. 144 p. (In Russian)

15. Malenkova L. I. Teorija i metodika vospitanija [Theory and methods of education]. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2002. — P. 96. (In Russian)

16. Rozhkov M. I., Bayborodova L. V. Teorija imetodika vospitanija [Theory and Methodology of Education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2010, 270 p. (In Russian)

17. Romanov P. Yu. Modelirovanie processa formirovanija issledovatel'skih umenij obuchajush-hihsja v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija [Modeling the process of formation of research skills of students in the system of continuous teacher education], Vestnik Orenburg. gos. un-ta [Bulletin of Orenburg. state un-t], 2003, no. 3, pp 35-39. (In Russian)

Беликов Владимир Александрович, научный сотрудник Сибайского института (филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»), доктор педагогических наук, профессор, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: belickov.vladimir54@mail.ru

Belikov Vladimir Alexandrovich, Researcher at the Sibay Institute (branch of Bashkir State University), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: belickov. vladimir54@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.