Научная статья на тему 'Методологические основания педагогики творчества'

Методологические основания педагогики творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГИПНОЗ / ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЗНАНИЯ / ПОНИМАНИЕ / УМЕНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТАФОРЫ / ИДЕИ / CREATIVITY / SCIENTIFIC CREATIVITY / TECHNICAL CREATIVITY / ARTISTIC CREATIVITY / SOCIAL CREATIVITY / HYPNOSIS / ALTERED CONSCIOUSNESS / KNOWLEDGE / UNDERSTANDING / SKILLS / CREATIVE THINKING / CONCEPTUAL THINKING / METAPHOR IDEAS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмов А.Т., Лощилин А.Н., Тихомирова Е.А.

В настоящее время в педагогической деятельности основное внимание уделяется проблемам компетентности, т. е. формированию специалиста, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками. Но это ни в коей мере не исключает необходимость развития творческих способностей в педагогической деятельности. Ведь развитие общества, науки, техники, искусства невозможно без творческой деятельности. Поэтому проблема развития творческих способностей в педагогической деятельности требует глубокого осмысления. Детерминантами творческой деятельности являются потребности и интересы. Человек может творить только тогда, когда заинтересован. Но сам процесс творчества возможен только при наличии творческих способностей. В различных видах творческой деятельности имеется своя специфика протекания творческого процесса. Для технического и художественного творчества необходима развитость творческого воображения, которое может формироваться и развиваться с помощью определенных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR PEDAGOGY OF CREATIVITY

Nowadays considerable attention is paid to the problem of competence in pedagogy, which involves training a specialist with the required knowledge, abilities and skills. however, it does not begin to make unnecessary the development of creative abilities in pedagogy. as the development of society, science, technology and art is impossible without creativity. the determining factors of creativity are needs and interests. the man creates only when he is motivated or interested. Nevertheless, the process of creation is possible only when there are creative abilities available. different spheres of creative activity have their own specific ways of creativity. creativity in technology and art requires a vivid creative imagination, which can be developed with the help of certain methods.

Текст научной работы на тему «Методологические основания педагогики творчества»

УДК 37.01

А. Т. Каюмов, А. Н. Лощилин, Е. А. Тихомирова

Каюмов А. Т., профессор, доктор философских наук;

профессор, заведующий кафедрой философских наук Московского

государственного лингвистического университета; e-mail: atkayum@gmail.com

Лощилин А. Н., профессор, доктор философских наук;

профессор кафедры философских наук Московского государственного

лингвистического университета; e-mail: anl888@mail.ru

Тихомирова Е.А., старший преподаватель кафедры лингвистики

и профессиональной коммуникации в области политических наук

Московского государственного лингвистического университета;

e-mail: anl888@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ ТВОРЧЕСТВА

В настоящее время в педагогической деятельности основное внимание уделяется проблемам компетентности, т. е. формированию специалиста, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками. Но это ни в коей мере не исключает необходимость развития творческих способностей в педагогической деятельности. Ведь развитие общества, науки, техники, искусства невозможно без творческой деятельности. Поэтому проблема развития творческих способностей в педагогической деятельности требует глубокого осмысления. Детерминантами творческой деятельности являются потребности и интересы. Человек может творить только тогда, когда заинтересован. Но сам процесс творчества возможен только при наличии творческих способностей. В различных видах творческой деятельности имеется своя специфика протекания творческого процесса. Для технического и художественного творчества необходима развитость творческого воображения, которое может формироваться и развиваться с помощью определенных методик.

Ключевые слова: творчество; креативность; научное творчество; техническое творчество; художественное творчество; социальное творчество; гипноз; измененное сознание; знания; понимание; умение; образное мышление; понятийное мышление; метафоры; идеи.

A. T. Kayumov, A. N. Loschilin, E. A. Tikhomirova

KayumovA. T., Prof., Doctor of Philosophy; Professor, Head of the Department of Philosophy, Moscow state Linguistic university; e-mail: atkayum@gmail.com Loschilin A. N., Prof., doctor of Philosophy; Professor of the department of Philosophy, Moscow state linguistic university; e-mail: anl888@mail.ru Tikhomirova E. A, Teacher of the department of linguistics and Professional communication in Political sciences, Moscow state linguistic university; e-mail: anl888@mail.ru

94 1

METHODOLOGICAL BASIS FOR PEDAGOGY OF CREATIVITY

Nowadays considerable attention is paid to the problem of competence in pedagogy, which involves training a specialist with the required knowledge, abilities and skills. However, it does not begin to make unnecessary the development of creative abilities in pedagogy. As the development of society, science, technology and art is impossible without creativity. The determining factors of creativity are needs and interests. The man creates only when he is motivated or interested. Nevertheless, the process of creation is possible only when there are creative abilities available. Different spheres of creative activity have their own specific ways of creativity. creativity in technology and art requires a vivid creative imagination, which can be developed with the help of certain methods.

Key words: creativity; creativity; scientific creativity; technical creativity; artistic creativity; social creativity; hypnosis; altered consciousness; knowledge; understanding; skills; creative thinking; conceptual thinking; metaphor ideas.

Введение

В условиях ускорения темпов научно-технической революции резко возрастает потребность в людях, обладающих творческими способностями, умеющих успешно решать возникающие проблемы. Но для этого крайне необходимо готовить таких людей в учебном процессе. В этой связи возникают две проблемы. Одна из них состоит в философском, педагогическом, психологическом осмыслении сущностных особенностей творческой деятельности. Вторая задача состоит в разработке методик формирования творческих способностей в учебном процессе. В 1980-е гг. такая работа успешно осуществлялась и сотни исследователей занимались исследованием различных особенностей творческой деятельности, разработкой методик обучения творчеству. В Уфе был создан центр по апробации методик. К большому сожалению, в 90-е гг. многие из ученых ушли из жизни, а многие разработки были утрачены. Следует особо отметить исследования выдающегося психолога Т. В. Кудрявцева, который выделил основные виды мыслительной деятельности: образный, понятийный и практический, что позволило внести ясность в изучении специфики творческой деятельности [Кудрявцев 1975]. Наиболее важным уровнем мыслительной деятельности является практическое мышление, которое отвечает за всю совокупность умений человека, в том числе и умение творить. В настоящей статье мы рассмотрим лишь некоторые аспекты творческой деятельности.

Основные виды творческой деятельности

Обычно под творчеством понимается создание нового или принципиально нового. Но в подобном понимании основное внимание уделяется результату творчества, и в тени остается сам процесс осуществления творческой деятельности. Следует учитывать еще и то, что существуют разные виды творчества, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает наличие и использование определенных способностей и методов их реализации. Хотя некоторые аспекты рассматриваемой проблемы были освещены нами в предыдущих работах [Каюмов 2007; Лощилин 2013; Лощилин 2014; Каюмов, Пры-гин 2017; Лощилин, Тихомирова 2019; Кауитоу, Mustafma 2014; Кауитоу, Мокеуеуа 2016].

Научное творчество. Особенность научного творчества состоит в открытии закономерностей и законов, если под законом понимать необходимые, существенные, постоянно реализующиеся связи действительности. Эти связи уже существуют объективно, и задача ученого состоит в умении находить, фиксировать эти связи и выражать их в виде законов и закономерностей.

Техническое творчество - создание того, чего не было еще в объективной действительности. Это более сложный вид творческой деятельности. Для осуществления технического творчества были разработаны специальные методы Г. Я. Бушем (Рига), И. П. Мамыкиным (Минск), в монографиях «Методы технического творчества» [Буш 1972] и «Аналогия в техническом творчестве» [Мамыкин 1972]. Их работы и методики стали настольными книгами для исследователей творчества, широко использовались на курсах повышения квалификации в 1980-е гг. Г. С. Альтшуллером были разработаны программы АРИЗ и ТРИЗ [Альтшуллер 1989]. Нельзя не упомянуть удивительные способности в изобретательстве Николы Теслы.

Педагогическое творчество Леонардо да Винчи заслуживает особого внимания. Он прежде всего известен как гениальный художник и изобретатель. Сам он написал не так уж много картин, но каких! Не случайно в истории живописи, по разным оценкам, он занимает первое или второе место. Долгое время ему причисляли многие картины, которые были написаны его учениками. Леонардо да Винчи не только сам смог достичь совершенства в своем творчестве, но и поднял своих учеников до этого уровня в своем педагогическом

творчестве. О его методике обучения художественному творчеству мало что известно. Но необходимым условием художественного творчества он считал развитость творческого воображения. В качестве одного из приемов развития творческого воображения он предлагал разглядывать грязные пятна. При подобном рассмотрении воображение в этом пятне как бы рисует разные фигуры. Нечто подобное можно видеть при разглядывании облаков на небе. Каждое облако на что-то похоже.

Для поэтов и музыкантов важным является влияние великого поэта или композитора. В Уфе на одной из научных конференций в Институте искусств пытались решить проблему с помощью воздействия гипнотизера. Проблема состояла в том, что успешно решалась проблема обучения исполнителей музыкальных произведений. Но как из исполнителя сделать композиторов? И такой толчок должен быть осуществлен с помощью гипноза. Воздействие осуществлялось на весь зал и была выявлена наиболее внушаемая девушка, которую ввели в состояние глубокого гипноза. Ей внушили, что она является известным композитором и попросили сыграть что-то новое из своих произведений. И девушка заиграла. Окончательные результаты этого эксперимента остались неизвестными, поскольку это была последняя конференция конца 80-х гг. ХХ в. и впереди были 90-е гг.

Творчество как измененное состояние сознание

Интересные исследования в возможности развития творческого потенциала человека под гипнозом проводил В. Л. Райков. Он обучал всех желающих живописи. Скорее не обучал, а внушал желание рисовать. И многие люди, получив такой толчок, стали серьезно заниматься живописью. В Москве с большим успехом прошли три выставки художников, прошедших обучение у В. Л. Райкова. Воздействие с помощью гипноза улучшало работу памяти. По словам В. Л. Райкова, существенно улучшались возможности игры шахматистов. Было даже предложение поработать с известным шахматистом, который начал сдавать свои позиции. Но, к сожалению, этот шахматист отказался от подобного эксперимента. Было множество интересных планов и проектов у В. Л. Райкова. Но их не удалось осуществить.

Подобный «толчок» требуется и поэтам. Многие выдающиеся поэты утверждали, что начали писать стихи под воздействием

Шекспира, другие называли Пушкина. Можно с долей скептицизма относиться к подобным заявлениям. Но один из авторов данной статьи испытал на себе подобное воздействие. В букинистическом магазине был замечен томик Е. А. Баратынского и куплен. Было интересно то, что он был современником А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, другом Дениса Давыдова. Известно, что он дружил со многими поэтами своего времени, был известен современникам. Если А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов стали известными в свое время и остались известны всем современным людям, то Баратынский как-то ушел в тень. И было очень интересно познакомиться с его стихами и сравнить с другими великими поэтами. Интерес постепенно перешел в желание читать и читать его стихи, и эта увлеченность привела к неожиданному результату. О чем бы не приходилось думать, всё невольно рифмовалось. Это наваждение продолжалось около недели и было желание скорее от него избавиться, так как писать стихи не входило в личные планы.

Роль знаний и их понимание в творчестве

Важным условием осуществления творческой деятельности являются знания. Но какова роль знаний в творческом процессе? По этому вопросу существуют различные, а порой взаимоисключающие мнения. Одни считают, что знания являются основой творческой деятельности. И учебный процесс направлен на получение глубоких знаний. Но уже Гераклит отмечал, что многознание уму не научает. Очень интересный пример по этому вопросу привел замечательный философ из Риги Г. Я. Буш на методологическом семинаре в Уфе. У одной хозяйки была курица, которая несла яйца. Хозяйка решила еще лучше кормить курицу, чтобы она несла больше яиц. Курица действительно стала больше нестись. Хозяйка решила еще лучше кормить курицу, но курица зажирела и перестала вообще нести яйца.

В истории изобретательства известны многочисленные примеры изобретений людьми, которые в жизни профессионально занимались совсем другими проблемами, отличными от полученных изобретений. Но это относится к простым изобретениям или открытиям. Современная наука и техника уже немыслима без глубоких знаний. И трудно предположить возможность создания коллайдера на основе поверхностных или неполных знаний.

Важное значение в творческой деятельности занимает понимание наблюдаемых процессов или явлений. Многие повседневные явления нами совершенно не понимаются. Никто не знает, что такое шаровая молния. Совершенно непонятна природа электрического тока. Непонятно как притягивают магниты. Это в полной мере относится и к гравитации. Можно предположить, что творческое решение задачи или проблемы возможно лишь при достижении понимания, правильного или ложного. В качестве примера можно привести издание И. Кантом своей работы «Критика чистого разума» [Кант 2006]. После выхода работы не последовало никаких публикаций с комментариями или замечаниями. И. Кант стал выяснять причину молчания и узнал, что никто ничего не понял. Он попытался более кратко и популярно изложить свои взгляды в «Пролегоменах». Поскольку эта работа И. Канта «Критика чистого разума» до сих пор остается одной из самых сложных работ, мы опубликовали наглядную схему по этой работе, которую дал выдающийся советский философ Борис Семенович Грязнов, в монографии [Лощилин, Тихомирова 2019]. Можно привести для наглядности и такой пример понимания в виде рассказа матроса торгового корабля. Служба на торговых кораблях в советское время была очень престижной, поскольку позволяла бывать за границей. Во время плаванья серьезно заболел один матрос, и ему требовалась замена. По прибытии в порт объявили о вакансии на корабль. На собеседование пришло несколько человек. Капитан стал объяснять характер будущей работы.

«Поняли?» - «Поняли», ответили все. - «Вижу, что ничего не поняли и объясняю еще раз», - сказал капитан. И вдруг один из кандидатов буквально подпрыгнул и крикнул: «Я понял!» - «Вот, теперь вижу, что понял, - сказал капитан. - И поэтому беру тебя на корабль».

Важным аспектом достижения понимания и препятствием для понимания является сам язык. Еще Ф. Бэкон в своем учении об идолах рынка в работе «Новый органон» отмечал неточность слов языка [Бэкон 1935]. И эта неточность может являться препятствием в познавательной деятельности. Некоторые слова языка четко не определены, другие слова определены лишь поверхностно. В этом Ф. Бэкон был глубоко прав. Ведь люди очень часто и много говорят о счастье, любви, свободе. Но что это такое? Совершенно ясно, что эти слова не обозначают

какие-то предметы, их образы в нашем сознании, но они и не имеют четко определенных понятий [Бэкон 1935].

Хотя многие люди пытались и пытаются дать определения этим словам, но пока работа в этом направлении продвигается с большим трудом и всё потому, что эти слова являются чисто языковыми конструктами, не имеющими связи ни с предметами, ни с их образами, ни с понятиями. К чисто рациональному уровню относятся многие слова, обозначающие идеи. К ним в первую очередь относятся этические категории. Идея - это теоретический конструкт, побуждающий человека к определенным действиям, например: справедливость, благо и др. [Лощилин, Тихомирова 2019].

В раннем детстве у ребенка в процессе познания под воздействием других людей происходит соединение образа и слова: образ - слово и формируется образный мир человека, формируется образное мышление, но затем происходит формирование понятий и схема выглядит иначе образ - слово - понятие. Например, слово «слон». Есть и образ слона, и понятие в виде «слон вообще».

Но затем в учебном процессе формирования каждого человека происходит как бы отрыв от образности в мышлении, и осуществляется формирование абстрактного мышления, где слова языка связываются с понятиями в виде слово - понятие. Язык при этом как правило развивается по пути соединения слова и понятия. Достаточно хорошо известно, что Фердинанд де Соссюр удивлялся словосочетанию «это дом» [Соссюр 2009].

Если с домом вроде бы всё ясно, так как есть предмет, на основе которого сформирован образ этого предмета. Но что такое «это»? И он считал, что местоимения и междометия не являются знаками. С подобным мнением трудно согласиться, так как есть слово, которое и является знаком. Знаками они являются, но такими знаками, которые не обозначают какого-то образа. «То есть язык создает собственные конструкты, которые уже не соотносятся не только с образами, но и с понятиями. Ведь нет ни образа, ни понятия для местоимения «это». Создание языковых конструктов происходит и в проявлении метафор. Некоторые авторы считают, что иногда слова обозначают расплывчатые понятия, не имеющие точного определения своего значения. Такие слова можно считать метафорами. Многие метафоры используются даже в науке. Хотя считаются понятиями. Это число,

масса, энергия и другие. Нет четкого определения таким словам, как «культура», цивилизация» и др. [Лощилин, Тихомирова 2019].

Заключение

Важным элементом учебного процесса должно стать обучение творчеству по любой учебной дисциплине. Творчество имеет много разновидностей и специфических особенностей, если научное творчество направлено на открытие законов и закономерностей, которые уже существуют в объективной и субъективной действительности, то техническое творчество направлено на созидание нового, чего нет в самой действительности. Художественное творчество осуществляет созидание новой реальности в различных видах: в поэзии, в живописи, литературе, скульптуре, музыке. Для осуществления творческой деятельности важен внешний толчок или влияние творчества предшествующих художников или музыкантов. Важным видом творческой деятельности является социальное творчество, направленное на совершенствование самой социальной действительности. Детерминантами творческой деятельности выступают потребности и интересы, наиболее важной из которых является потребность к творчеству. Осуществление творческой деятельности возможно при наличии определенных потребностей, интересов и способностей. Важным элементом способностей являются знания человека. Для решения творческих задач необходимо понимание задачи или проблемы. Но основой творческой деятельности являются умения человека осуществлять творческую деятельность. Вся совокупность умений составляет практическое мышление человека, наиболее важным из которых является умение творить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М. : Советское радио, 1989. 176 с. Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига : Лиесма, 1972. 94 с. Бэкон Ф. Новый органон. М. : Мысль, 1935. 384 с. Кант И. Критика чистого разума. М. : ЭКСМО, 2006. 736 с. Каюмов А. Т. Коммуникационная компетентность - цель образовательного

процесса // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 151-153. Каюмов А. Т., Прыгин Г. С. Проявление социальных установок «альтруизм -эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги»

у автономных и зависимых студентов (гендерный аспект) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Вып. 2. Ижевск : Изд-во УдГУ, 2017. С. 192-202.

Лощилин А. Н. Материальные и биологические предпосылки возникновения лингвистической деятельности и сознания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Вып. 11 (671). С. 20-28.

Лощилин А. Н. Язык, сознание и мышление // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 11 (697). С. 50-60.

Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А. Проблемы перехода чувственного познания в рациональное // Метафизика общего дела : колл. монография / под ред. д-ра филос. наук, проф. А. Н. Лощилина. М. : Перо, 2019. С. 162-170.

Мамыкин И. П. Аналогия в техническом творчестве. Минск : Наука и техника, 1972. 168 с.

Метафизика общего дела / под ред. проф. А. Н. Лощилина. М. : Перо, 2019. 207 с.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М. : Либроком, 2009. 256 с.

Kayumov A. T., Mokeyeva E. V. Some Social Foundations of Modern Higher Education Development Issues // IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 6. P. 1817-1825.

Kayumov A. T., Mustafina D. N. Engineering and blue-collar occupations prestige in the minds of industrial city students (Naberezhniye Chelny city experience) // International Scientific Conference on innovative Mechanical Engineering Technologies, Equipment and Materials - 2013. 2014. Vol. 69, Issue 1. D0I:10.1088/1757-899X/69/1/012018.

REFERENCES

Al'tshuller G. S. Tvorchestvo kak tochnaja nauka. Teorija reshenija izobretatel'skih zadach. M. : Sovetskoe radio, 1989. 176 s.

Bush G. Ja. Metody tehnicheskogo tvorchestva. Riga : Liesma, 1972. 94 s.

Bjekon F. Novyj organon. M. : Mysl', 1935. 384 s.

Kant I. Kritika chistogo razuma. M. : JeKSMO, 2006. 736 s.

Kajumov A. T. Kommunikacionnaja kompetentnost' - cel' obrazovatel'nogo processa // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 6. S. 151-153.

Kajumov A. T., Prygin G. S. Projavlenie social'nyh ustanovok «al'truizm -jegoizm», «process - rezul'tat», «svoboda - vlast'», «trud - den'gi» u avtonomnyh i zavisimyh studentov (gendernyj aspekt) // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Psihologija. Vyp. 2. Izhevsk : Izd-vo UdGU, 2017. S. 192-202.

Loshhilin A. N. Material'nye i biologicheskie predposylki vozniknovenija lingvis-ticheskoj dejatel'nosti i soznanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. Vyp. 11 (671). S. 20-28.

Loshhilin A. N. Jazyk, soznanie i myshlenie // Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014. Vyp. 11 (697). S. 50-60.

Loshhilin A. N., Tihomirova E. A. Problemy perehoda chuvstvennogo poznanija v racional'noe // Metafizika obshhego dela : koll. monografija / pod red. d-ra filos. nauk, prof. A. N. Loshhilina. M. : Pero, 2019. S. 162-170.

Mamykin I. P. Analogija v tehnicheskom tvorchestve. Minsk : Nauka i tehnika, 1972. 168 s.

Metafizika obshhego dela / pod red. prof. A. N. Loshhilina. M. : Pero, 2019. 207 s.

Sossjur F. de. Kurs obshhej lingvistiki. M. : Librokom, 2009. 256 s.

Kayumov A. T., Mokeyeva E. V. Some Social Foundations of Modern Higher Education Development Issues // IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 6. P. 1817-1825.

Kayumov A. T., Mustafna D. N. Engineering and blue-collar occupations prestige in the minds of industrial city students (Naberezhniye Chelny city experience) // International Scientific Conference on innovative Mechanical Engineering Technologies, Equipment and Materials - 2013. 2014. Vol. 69, Issue 1. D0I:10.1088/1757-899X/69/1/012018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.