Научная статья на тему 'Психодиагностика беглости мышления с использованием шахматных задач'

Психодиагностика беглости мышления с использованием шахматных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ТВОРЧЕСТВО / БЕГЛОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никанова Екатерина Александровна

В современной подготовке шахматистов все больше внимания уделяется компьютерным технологиям, тем самым уменьшая роль самостоятельного творчества спортсмена. На наш взгляд, важным направлением при подготовке шахматистов должно стать целенаправленное развитие творческого мышления, а также создание психодиагностической методики для оценки творческих способностей в особом виде деятельности шахматах. На основании проведенного констатирующего эксперимента нами были определены системообразующие факторы творческого мышления шахматистов 11-13 лет, которыми стали: беглость, рефлексия и воображение. В данной статье описывается методика по оценке беглости мышления с использованием шахматных задач. Данная методика может использоваться как при комплексной оценке уровня творческих способностей спортсмена, так и в качестве психодиагностических срезов, для оценки эффективности применяемой программы. Методика прошла апробацию и внедрена в систему дополнительного образования в общеобразовательной школе г. Москвы №1100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никанова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychodiagnostics of thinking fluency by using the chess tasks

In modern training of the chess players, more attention is given to the computer technologies, by that reducing the role of the sportsman independent creativity. In our opinion, an important direction in players preparation should be targeted development of the creative thinking, as well as creation of psycho-diagnostic methods for the evaluation of the creative abilities in particular activity chess. Based on the ascertaining experiment we have defined the core factors of the creative thinking of chess players aged 11-13, which are fluency, reflection and imagination. This article describes a method for evaluating the thinking fluency by using chess tasks. This method can be used in the comprehensive diagnosis of the level of creativity of the sportsman, and as psycho diagnostic of slices, to assess the efficiency of the program. The method was tested and introduced in the system of the additional education in the secondary school of Moscow No.1100.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика беглости мышления с использованием шахматных задач»

В. А. Кунянский, А. А. Чачин. - М. : Терра-спорт, 2005. - 112 с.

4. Программа дифференцированной физической подготовки волейболистов 15-17 лет с учетом игрового амплуа / В В. Гамалий, И. В. Синиговец, Н.Г. Бишевец, К.Н. Сергиенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007. - № 8. - С. 22-26.

5. Шипулин, Г.Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как основа построения соревновательно-тренировочной деятельности в классическом волейболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шипулин Г.Я. - М., 2002. - 24 с.

REFERENCES

1. Belyaev, A. V. and Savin, M. V. (2006), Volleyball: the textbook for higher educational institutions, publishing house “Physical culture, education, science”, Moscow.

2. Gorchanyuk, Yu. A. (2011), "Technology of constructions and technique of carrying out a precompetitive stage of training of men's volleyball teams of high qualification", Physical education of students, No 1, pp. 44-50.

3. Zheleznyak, Yu. D., Kunyansky, V.A. and Chachin, A.A. (2005), Volleyball: methodical grant by training game, publishing house “Terra-Sport”,Moscow.

4. Gamaly, V.V., Sinigovets, I.V., Bishevets, N.G., and Sergiyenko, K. N. (2007), 'The program of the differentiated physical training of volleyball players of 15-17 years taking into account game role", Pedagogics, psychology and medicobiologicalproblems of physical training and sports, No 8, pp. 22-26.

5. Shipulin, G. Ya. (2002), Yhe analysis of competitions of highly qualified volleyball players as a basis of creation of competitive and training activity in classical volleyball, dissertation, Moscow.

Контактная информация: nuvbmstu@bk.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2014.

УДК 159.9.072.433 ПСИХОДИАГНОСТИКА БЕГЛОСТИ МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

Екатерина Александровна Никанова, аспирантка,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В современной подготовке шахматистов все больше внимания уделяется компьютерным технологиям, тем самым уменьшая роль самостоятельного творчества спортсмена. На наш взгляд, важным направлением при подготовке шахматистов должно стать целенаправленное развитие творческого мышления, а также создание психодиагностической методики для оценки творческих способностей в особом виде деятельности - шахматах. На основании проведенного констатирующего эксперимента нами были определены системообразующие факторы творческого мышления шахматистов 11-13 лет, которыми стали: беглость, рефлексия и воображение. В данной статье описывается методика по оценке беглости мышления с использованием шахматных задач. Данная методика может использоваться как при комплексной оценке уровня творческих способностей спортсмена, так и в качестве психодиагностических срезов, для оценки эффективности применяемой программы. Методика прошла апробацию и внедрена в систему дополнительного образования в общеобразовательной школе г. Москвы №1100.

Ключевые слова: шахматы, творчество, беглость мышления, психодиагностика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p129-132 PSYCHODIAGNOSTICS OF THINKING FLUENCY BY USING THE CHESS TASKS

Ekaterina Aleksandrovna Nikanova, the post-graduate student,

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In modern training of the chess players, more attention is given to the computer technologies, by that reducing the role of the sportsman independent creativity. In our opinion, an important direction in

players preparation should be targeted development of the creative thinking, as well as creation of psychodiagnostic methods for the evaluation of the creative abilities in particular activity - chess. Based on the ascertaining experiment we have defined the core factors of the creative thinking of chess players aged 1113, which are fluency, reflection and imagination. This article describes a method for evaluating the thinking fluency by using chess tasks. This method can be used in the comprehensive diagnosis of the level of creativity of the sportsman, and as psycho diagnostic of slices, to assess the efficiency of the program. The method was tested and introduced in the system of the additional education in the secondary school of Moscow No.1100.

Keywords: chess, creativity, fluency of thinking, psychognosis.

ВВЕДЕНИЕ

Современный информационный век внес свои коррективы, как в спортивной жизни, так и во всех сферах общества в целом. Все больше проводятся научных исследований в области компьютеризации подготовки шахматистов (И.В. Михайлова 2005, В. А. Полоудин 2007, А.Н. Костьев 2011 и др.), тем самым оттесняя творчество на второй план. Главная роль в процессе подготовки шахматистов отдается «заучиванию» дебютных вариантов и расчету типичных комбинационных примеров, что детерминирует раскрытие творческого потенциала спортсмена. [2]

Несмотря на то, что большинство побед в шахматной партии достигается благодаря творческому подходу в определенной проблемной ситуации, развитие же творческого мышления шахматистов проходит стихийно и как само собой разумеющееся. Из вышесказанного следует явные противоречия между необходимостью целенаправленного развития творческого мышления шахматистов и недостатком теоретических и практических разработок в данной области. Ключевым моментом при создании авторской программы по развитию творческого мышления, должно стать и создание методики оценивания творческих способностей учеников.

В отечественной психологии способности принято рассматривать в процессе развития в определенной деятельности, не сводя их лишь к наличному уровню знаний, умений и навыков. В нашем случае шахматная деятельность является областью проявления творческих способностей, оценка же таковых должна происходить с учетом особенностей и специфики шахматного творчества.

Шахматные позиции носят проблемный характер. Спортсмен постоянно сталкивается с ситуацией неопределенности, где единственного верного варианта может и не быть, в связи с эти выбор хода во многом зависит от творческих способностей игрока. Рассматривая творческое мышление как процесс решения нестандартных проблемных ситуаций, мы исследовали уровень творческого мышления, учащихся общеобразовательной школы № 1100 г. Москвы, для определения системообразующих факторов творческих способностей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 91 человек обоих полов, ученики 5-х-6-х классов 11-13 лет, занимающиеся шахматами в сфере дополнительного образования. В качестве методик исследования нами были применены: тест Дж. Гилфорда и П.Торренса в модификации Е.Туник, экспресс-метод Д. Джонсона. [3]

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведя корреляционный анализ, нами были установлены системообразующие факторы творческих способностей испытуемых, одним из которых является беглость мышления. Коэффициент ранговый корреляции Спирмена данного показателя и общего показателя творческих способностей испытуемых r=0,89 (при уровне статистической значимости критерия Вилкоксона 0,01) свидетельствует о высокозначимой корреляционной связи между двумя показателями.

Беглость мышления показывает скорость расчета вариантов шахматиста, а также их количество. Нами составлен специальный шахматный тест, состоящий из трех задний для оценки беглости мышления (рис. 1).

Рис.1 Материал к тестовому заданию.

На первые два задания дается одна позиция, где необходимо определить общее количество ходов фигур и количество ходов, приводящих к мату. Каждое задание оценивается по три балла (1 балл соответствует шести найденным ходам в первом задании и пяти во втором). В третьем задании дается позиция для нахождения маневра фигуры (коня) на поле «Ь2», где важным условием является не попасть «под бой» вражеской фигуры. Данное задание оценивается в четыре балла (1 балл за каждые 2 верных хода). Суммарное максимальное количество баллов - 10.

Тест детерминируется временным показателем: испытуемым давалось по 5 минут на каждое задание, всего 15 минут. Каждое превышение в 5 минут, штрафовалось вычетом одного балла из суммарной оценки. Сами тестовые задания даются на листах, что не дает возможности передвижения фигур и обеспечивает более высокую информативность тестирования.

Для проверки надежности параллельных форм данной методики нами было проведен ретест с использованием второго варианта тестирования.

2гг

По формуле Спирмена-Брауна к, =—^-^, показатель надежности равен 0,95, из

11 1 + гг

чего следует, что данный тест является надежной методикой диагностики беглости мышления. Для установления валидности нашей методики мы провели сравнительный корреляционный анализ результатов с тестом Торренса г=0,82. [1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная методика в данной статье, на наш взгляд, может использоваться как для определения наличного уровня способности к генерации идей у шахматистов, так и в качестве психодиагностических срезов при использовании программы по развитию творческого мышления. Результаты теста показывают динамику развития показателя «беглость» как одного из системообразующих творческих способностей и эффективность реализуемой программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2012. - 384 с.

2. Неверкович, С. Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С. Д. Неверкович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №

2. - C. 11-15.

3. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления : креативные тесты / Е.Е. Туник. — СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.

REFERENCES

1. Burlachuk, L.F. (2012), Psychodiagnostics: Textbook for universities, publishing house “Peter”, St. Petersburg.

2. Neverkovich, S.D. (2001), “Chess as a humanities subject in secondary school”, Physical culture: upbringing, education and training, No. 2, pp. 11-15.

3. Tunick, E.E. (2002), Psychodiagnostics of creative thinking. Creative tests, "Curriculum Plus", St. Petersburg.

Контактная информация: lekanik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2014.

УДК 7.092 РАЗНОВИДНОСТИ СТАРТОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В КОНЬКОБЕЖНОМ СПОРТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВРЕМЯ СТАРТОВЫХ ШАГОВ

Ольга Юрьевна Орлова, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

На основе педагогических наблюдений за соревновательной и тренировочной деятельностью конькобежцев - спринтеров на международных чемпионатах и научных исследований специалистов в области конькобежного спорта, была составлена классификация стартовых положений. Определены признаки рациональных стартовых поз и выделены 17 основных вариантов, которые можно наблюдать у квалифицированных конькобежцев. Далее разработана методика тестирования, которая позволила определить из какого стартового положения время стартовых шагов будет лучше. Статистическая обработка полученных данных позволила определить признаки рационального положения на старте: плечи параллельно линии старта; низкая посадка; наклон туловища на уровне тазобедренных суставов; расположение коньков (по отношению к линии старта): впереди конёк ставится под углом, близкому к прямому, а сзади под углом 45° , либо конек. стоящий сзади, располагается под острым углом; общий центр массы тела приближен к впередистоящему коньку; первый шаг выполнять впередистоящим коньком.

Ключевые слова: конькобежный спорт, классификация стартовых положений, стартовые положения, квалифицированные конькобежцы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p132-136 TYPES OF STARTING POSES IN SPEED SKATING RACE AND THEIR INFLUENCE ON TIME OF STARTING STEPS

Olga Yurevna Orlova, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Pedagogical observations over training and competitions of sprint skaters are made; the analysis of the scientific researches of experts in the field of speed skating is made. It has allowed classifying all starting poses. Signs of the rational starting poses and 17 options of poses which it is possible to see at the qualified skaters are defined. The testing technique which has allowed defining the best starting pose is developed. Statistical data processing has defined signs of the rational pose: shoulders are parallel to the starting line; low landing; bend of the trunk at the hips joints; skates location (relative to the start line): the front skate is placed at an angle close to the straight, and behind at 45 °, or skate, stood behind, located at acute angle; the common center of the body mass is close to the front skate; the first step is done with the front skate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.