Научная статья на тему 'Проблема творческих способностей'

Проблема творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1202
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ВДОХНОВЕНИЕ / ЗАДАТКИ / ЗНАНИЯ / ПОНИМАНИЕ / УМЕНИЕ / ИНТУИЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / ABILITIES / CREATIVE IMAGINATION / INSPIRATION / KNOWLEDGE / COMPREHENSION / SKILLS / INTUITION / NEEDS / INTERESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лощилин А.Н.

В статье рассматриваются способности, их структура и связь с потребностями и интересами. Анализируется соотношение знания, понимания и умения, их роль в творческой деятельности. Специально рассматриваются вопросы особого видения проблемы, которую обычно считают интуицией. Существенное значение приобретает уровень развитости способностей человека и умение их использования в конкретных видах человеческой деятельности. Если одному человеку для решения определенной задачи может потребоваться всего несколько часов, то для другого человека на решение данной или аналогичной задачи могут потребоваться годы, третьему не хватить и всей его жизни. Поэтому так важны не только сами способности или их наличие, но именно уровень их развитости и умение их эффективного использования в различных видах творческой деятельности. В этой связи весьма актуальной становится проблема способностей человека к творческой деятельности. В структуру творческих способностей входят: знания, понимание, творческое воображение и умения. Необходимым элементом творческих способностей является особое видение проблемы в целостности. Это особое видение характерно для выдающихся врачей, изобретателей, ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of creative abilities

This article examines the problem of abilities, their structure, and relation of abilities to needs and interests. It discusses the ratio of knowledge, understanding and skills and their role in creative activity. Special attention is paid to the aspect of a peculiar vision of the problem, which is regarded as intuition. The level of the development of man's skills and the ability to use them in particular kinds of people's activity gains considerable importance. If one person needs only several hours to solve a particular problem, another person might need years to cope with this or a similar task. Still another person will not be able to complete it during all his whole life. Hence, not only abilities themselves, or the fact that a person has them, is important. The most important thing is the level of their development and the ability to use them efficiently in different kinds of creative activity. As a result, the problem of man's abilities and creative abilities is becoming more and more relevant. The structure of creative abilities includes knowledge, comprehension, creative imagination and skills. An important element of creative abilities becomes a special vision of a problem as a whole. Moreover, this special vision is a characteristic of only outstanding doctors, inventors, or researchers.

Текст научной работы на тему «Проблема творческих способностей»

УДК 37.032

А. Н. Лощилин

профессор, доктор философских наук; профессор кафедры философских наук МГЛУ; e-maiL: anL888@maiL.ru

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В статье рассматриваются способности, их структура и связь с потребностями и интересами. Анализируется соотношение знания, понимания и умения, их роль в творческой деятельности. Специально рассматриваются вопросы особого видения проблемы, которую обычно считают интуицией. Существенное значение приобретает уровень развитости способностей человека и умение их использования в конкретных видах человеческой деятельности. Если одному человеку для решения определенной задачи может потребоваться всего несколько часов, то для другого человека на решение данной или аналогичной задачи могут потребоваться годы, третьему - не хватить и всей его жизни. Поэтому так важны не только сами способности или их наличие, но именно уровень их развитости и умение их эффективного использования в различных видах творческой деятельности. В этой связи весьма актуальной становится проблема способностей человека к творческой деятельности. В структуру творческих способностей входят: знания, понимание, творческое воображение и умения. Необходимым элементом творческих способностей является особое видение проблемы в целостности. Это особое видение характерно для выдающихся врачей, изобретателей, ученых.

Ключевые слова: творчество; креативность; способности; творческое воображение; вдохновение; задатки; знания; понимание; умение; интуиция; потребности; интересы.

A. N. Loshchilin

PhD. of PhiLosophi (Dr HabiL),Prof., professor of the Department of phiLosophicaL sciences, MSLU; e-maiL: anL888@maiL.ru

THE PROBLEM OF CREATIVE ABILITIES

This articLe examines the probLem of abiLities, their structure, and reLation of abiLities to needs and interests. It discusses the ratio of knowLedge, understanding and skiLLs and their roLe in creative activity. SpeciaL attention is paid to the aspect of a pecuLiar vision of the probLem, which is regarded as intuition. The LeveL of the deveLopment of man's skiLLs and the abiLity to use them in particuLar kinds of peopLe's activity gains considerabLe importance. If one person needs onLy severaL hours to soLve a particuLar probLem, another person might need years to cope with this or a simiLar task. StiLL another person wiLL not be abLe to compLete it during aLL his whoLe Life. Hence, not onLy abiLities themseLves, or the fact that a person has them, is important. The most important thing is the LeveL of their deveLopment and the abiLity to use them efficientLy in different kinds of creative activity. As a resuLt, the probLem of man's

abilities and creative abilities is becoming more and more reLevant. The structure of creative abilities includes knowledge, comprehension, creative imagination and skiUs. An important element of creative abilities becomes a special vision of a problem as a whole. Moreover, this special vision is a characteristic of only outstanding doctors, inventors, or researchers.

Key words: creative activity; creativity; abilities; creative imagination; inspiration; knowledge; comprehension; skills; intuition; needs; interests.

Введение

Проблема творческих способностей является весьма актуальной в последние десятилетия для философии, психологии, педагогики. Хотя проведены десятки научных конференций, круглых столов, выпущено большое число монографий, статей, но проблема во многом остается все еще не решенной. Это связано с тем, что существуют различные концепции творчества, различные методологические основания исследований в данной области.

Любая разновидность человеческой продуктивной деятельности может осуществляться только на основе способностей человека. При отсутствии способностей, даже если есть только потребности и интересы у человека, деятельность его не сможет осуществиться или будет осуществляться в уродливой форме. Но что же такое способность? Предельно общее понимание способности, если исходить из деятель-ностного подхода, это, скорее всего, такое свойство субъекта деятельности, которое позволяет реализовывать возможность осуществления той или иной формы деятельности.

Структура способностей

Если исходить из особенностей субъекта деятельности как материально-предметного, технического, социального, разумного и чувствующего существа, то каждой их этих особенностей соответствуют определенные способности в виде умения человека (или коллектива) осуществлять свою деятельность в предметном мире, с использованием технических средств, с использованием своих знаний и реализации своих действительных или мнимых потребностей, страстей и интересов. У каждого человека имеются способности использования своего сознания как рассудочного уровня, так и разумного. Человек обладает способностями осуществлять и эмоционально-эстетическую деятельность как в создании духовных ценностей, так

и в возможности их потребления. Действительно, способности необходимы не только в процессе производства, но необходимы способности и в осуществлении процесса потребления. Например, способность слушать классическую музыку развита, как известно, не у всех, но даже у людей, имеющих такую способность, она развита далеко не в равной степени. Но отсутствие подобной способности значительно сужает внутренний мир человека и существенно влияет на наличие и развитость других способностей. Можно отметить влияние музыки на творчество А. Эйнштейна, который, как и всемирно известный герой произведений Артура Канон Дойла Шерлок Холмс, более плодотворно размышлял во время игры на скрипке. Известна также высокая музыкальная одаренность и исполнительское мастерство Ф. Ницше, что даже сам Вагнер предпочитал первое прослушивание некоторых своих новых произведений в его исполнении. Многие ученые и философы серьезно занимались живописью и поэзией. Видимо, высочайший уровень культуры Древней Греции во многом обязан серьезному отношению к воспитанию детей на основе музыки и поэзии, наряду с физическим развитием и получением определенных знаний. Следует отметить и то, что проблема гармоничного развития человека на основе науки, музыки, поэзии и физической культуры считалась в Древней Греции важнейшей государственной задачей.

Особую значимость приобретают способности человека в творческой деятельности. Многие исследователи отмечают, что каждый развитый человек обладает творческими способностями и в принципе способен решать творческие задачи. Отмечается, что в детстве ребенок наделен многими задатками, которые не всегда получают должное развитие.

Если рассматривать субъекта деятельности на предельно общем уровне, как общество в целом, то категория способности вполне применима и к нему. В данном случае способности можно понимать как возможности ставить конкретные цели, так и возможности их осуществлять. Нет уже ни у кого сомнения в том, что возможности общества решать свои собственные проблемы во многом зависят от интеллектуального и культурного потенциала народа, что осознано и достаточно успешно решается в развитых странах.

Это относится и к некоторым странам, которые считались развивающимися, но в настоящее время они всеми силами стараются по интеллектуализации своего народа выйти на уровень развитых стран,

для чего тратятся колоссальные средства на обучение своих специалистов не только на родине, но и за рубежом. Способности страны во многом зависят от целостности, когда целое является высшей ценностью и высшим состоянием. Именно тогда та или иная страна может успешно решать все возникающие проблемы.

Если индивидуальное становится выше общего, то не может быть целостности и ничего кроме тех или иных бедствий мы не получим. Поэтому можно говорить и о современном состоянии нашей страны как следствии проведения политики возвышения личного над общественным. Именно поэтому и не удается успешно решать ни внутренние, ни внешние проблемы, если каждый заинтересован только в самом себе, и никто не заботится о благе страны, о благе нашей Родины.

Роль знаний в творчестве

О том, что важным элементом способностей конкретного человека как субъекта деятельности являются его знания, уже немного говорилось выше, но на этом вопросе остановимся подробнее. Хотя у исследователей творчества нет единства мнений по поводу влияния уровня развитости знания на творческие способности субъекта творческой деятельности. Некоторые исследователи считают, что знания не являются важным фактором в решении творческих задач. При этом приводятся примеры из истории развития науки и техники, когда открытия и изобретения делали люди с минимальными или недостаточно полными знаниями или занимающиеся профессионально совершенно другой деятельностью.

При этом довольно часто ссылаются на то, что знания скорее мешают творчеству, так как знающие люди знают кроме всего прочего то, что возможно осуществить, а что в принципе невозможно. И это как бы останавливает человека в поиске нового. Но приходят люди мало знающие, которые не знают о научных запретах и начинаются изобретения и открытия. В истории известно немало примеров, когда открытия и изобретения делались людьми в области, весьма далекой от их основной деятельности.

Так, крестьянин Ф. Блинов изобрел первый в мире гусеничный трактор. Садовник Ф. Манье открыл способ изготовления железобетона. Сапожник В. Каскаролла нашел светящееся вещество - люминофор.

Пароход придумал ювелир Р. Фултон. Официант парижского ресторана Ж. Ленуар построил первый в мире газовый двигатель. Врач Мухамед Абу аль Раси разработал способ получения спирта. Крепостной крестьянин П. И. Осокин создал. конструкцию нефтяного двигателя, жатвенной машины, подводной мины [Буш 1972]. Заметим, что есть некоторые основания для утверждения о минимальном значении роли знаний в процессе творческой деятельности. Однако знание более предпочтительно, чем слепая вера, на что указывал еще Фома Аквинский. Хотя в его время делать подобные заявления было достаточно рискованно. И тем более сейчас, когда огромные знания материализованы во всем том, что нас окружает. Но и сейчас находятся люди, призывающие на первое место поставить веру, впереди знания. И не просто веру, а именно слепую веру.

Роль воображения

На роль творческого воображения как существенной предпосылки в творчестве обращал внимание еще Леонардо да Винчи, который советовал всячески его развивать, и даже за счет внимательного рассматривания грязных пятен. Воображение человека постоянно присутствует в его мыслительной деятельности, и оно как бы достраивает недостающие детали или элементы действительности. В качестве примера можно привести то, что при наблюдении облаков (отдыхая на пляже в жаркий летний день) мы невольно видим в них какие-то фигуры животных, растений и даже некоторые черты лица человека.

В творческой деятельности крайне необходимо не просто воображение, которое уводит в мир мечтаний или иллюзий, но именно конструктивное воображение, которое формируется и развивается на основе образного мышления. Высшая форма развития конструктивного воображения часто характеризуется как одно из проявлений творческих способностей человека что-то сделать. Вызывает большое недоумение то, что существуют представления об образном мышлении как невербальном. Усвоение образов окружающего мира является первым этапом развития сознания каждого человека. И затем уже на его основе с помощью языка формируется понятийный уровень [Лощилин 2017]. Образы и понятия связаны с языком. Образное мышление являются вербальными.

Для осуществления творческой деятельности предполагается также знание средств деятельности, значение их функциональных возможностей. В процессе человеческой деятельности необходимо

знание объекта деятельности, его свойств, которые будут в дальнейшем преобразованы в процессе деятельности. А если требуются специальные условия для осуществления того или иного процесса, то и знание этих условий. Есть ли в таком случае какие-то реальные основания для утверждения бесполезности знания в различных видах деятельности и особенно в творчестве? Некоторые основания все-таки есть и проявляются они в том, что не все знания непосредственно могут использоваться в том или ином виде деятельности, на практике. Это прежде всего те знания, которые в настоящее время называют фундаментальными, или методологическими. Сюда вполне можно отнести и то, что Ф. Бэкон называл светоносными опытами. Такие знания действительно способствуют плодотворности осуществляемой деятельности, хотя непосредственную их пользу, значимость и роль в творческой деятельности не всегда удается достаточно четко и точно проследить.

Роль знаний как общеметодологических, общетеоретических, так и по сугубо прикладным наукам может проявляться с определенной степенью плодотворности лишь в том случае, если эти знания понимаются субъектом. Могут быть знания как нечто зафиксированное в памяти без всякого понимания. Например, все знают, что дважды два - четыре. Но кто знает, почему четыре, а не пять или семь? Чтобы достичь понимания в знании, необходимо имеющееся знание теоретически обосновать или подвести под любую теорию. Но и знания, даже самые глубокие, и достигнутое их понимание, в самом четком и истинном проявлении вполне могут оказаться бесполезными и будут лежать в нашей памяти мертвым грузом, если у человека нет умения их использования.

Умения как основа деятельности.

Даже в самых простейших формах проявления умения должны формироваться в процессе обучения. В современных условиях большое внимание уделяется проблеме формирования и развития творческих способностей, их структуре. Как и по другим проблемам наблюдается достаточно большой разнобой в подходах, оценках, в выборе теоретической, методологической и общенаучной основы рассмотрения. Как правило, решающее влияние на специфику понимания оказывает та наука, которая их рассматривает. Прежде всего следует выделить психологический подход и его особенности.

Хотя основные элементы творческих способностей при психологическом подходе достаточно хорошо изучены и считаются известными, однако их взаимосвязь и взаимообусловленность в творческом процессе остаются еще мало исследованными. Недостаточно понятен сам процесс протекания творчества в его целостности и довольно часто, сама сущность творчества выражается в своеобразных, скорее отрицательных характеристиках, таких как «инсайд», «озарение» или «догадка», что, в свою очередь, мало что проясняет в психологическом механизме творчества, кроме отягощения текста или выражения восклицательными знаками. «В настоящее время значительная часть исследований ядра творческой деятельности - творческого акта оказалась в методологическом тупике, когда количественный рост информации не приводит к качественным сдвигам. Эта ситуация связана с описательно-субъективным подходом, когда закономерности творческого процесса ищут путем простого обобщения данных о наличии творческой деятельности, причем исключительно на уровне сознания творца. Этот подход замыкает нас в рамках явления, закрывает пути к сущности творчества. Появляется псевдо проблема поиска закономерностей "озарения", "инсайда" и т. п., которые случайны по своему определению, поскольку в единичных обстоятельствах через них реализуются существенные, необходимые процессы» [Семенов 1987].

Подобные представления оставляют в стороне возможность рассмотрения процесса творчества с точки зрения логики, а сам процесс протекает как бы вне логики, вне рационального мышления. Поэтому не является случайным то, что истоки творческих способностей пытались и пытаются искать на уровне подсознания, как действие различных подсознательных комплексов. Многие считают, что нельзя дать словесного описания творческого процесса или создать логический портрет творчества.

Во многих исследованиях подчеркивается социальная обусловленность творческих способностей, отмечается, в том числе и то, что, в конечном счете именно социальные предпосылки являются основой творчества. При психологических исследованиях выделяется и подчеркивается роль предметно-практической деятельности и ее существенное влияние на развитость других форм человеческой деятельности, в том числе и на возможность творчества вообще. Наиболее плодотворными были исследования и полученные результаты у тех психологов, которые выходили за рамки и специфику своей науки

в смежные научные дисциплины. В этой связи следует особо отметить работы выдающихся психологов Т. В. Кудрявцева, В. Т. Кудрявцева, Я. А. Пономарева, которые по своей глубине находятся на уровне лучших философских работ ХХ столетия.

В любом случае виден некий более совершенный и более глубокий уровень мыслительной деятельности или более совершенный уровень рассмотрения сознания. Достаточно четко эти уровни выделены позднее Николаем Кузанским, в понимании которого с помощью своего разума человек может мыслить единство противоположностей и бесконечность. Достаточно длительное время в более поздней философии рассудок и разум рассматривались как нечто единое, пожалуй, за исключением Спинозы.

Следующий важный шаг в рассмотрении специфических особенностей человеческого разума, как всем известно, сделал Кант. Вполне можно согласиться с Кантом по поводу возведения человеческого разума на высший пьедестал мыслительной деятельности, с тем, что разум имеет дело с идеями, а также с тем, что он отнес философию к сфере человеческого разума. Но трудно с ним согласиться в размещении религии в сфере разума. Религия имеет дело с верой, образами, религиозными переживаниями. Религия сама по себе не обосновывает и не доказывает проблему смертности или бессмертия души. Это уже именно философские вопросы религиозного стиля философствования, то есть проблема теоретического доказательства бытия Бога или бессмертия человеческой души проблема не религии, а проблема религиозной философии. И нет ничего страшного в том, что разум имеет дело с противоречиями, антиномиями, парадоксами и т. п. Перефразируя А. С. Пушкина, можно сказать о том, что разум парадоксам друг! Разум это сугубо философская сфера разумной деятельности, но и человек разумен лишь настолько, насколько развит его разум. Поэтому можно говорить о талантливых художниках, писателях, ученых, которые достигают выдающихся успехов в своем творчестве, опираясь на свой разум или определенную философскую методологию в своем разуме, который должен бодрствовать и не размещать, не порождать различных чудовищ или химер.

В исследованиях Т. В. Кудрявцева было убедительно показано, что успешная деятельность, тем более в творческом ее проявлении, возможна только при определенном уровне развитости каждой из них. Не менее важным условием плодотворности в деятельности должна быть тесная связь между понятийным, образным и практическим

компонентами мыслительной деятельности. Исследования людей молодого возраста показали, что достаточно прочная связь между образной, понятийной и практическими компонентами наблюдалась далеко не у всех. Самое важное, что было сделано в теоретических выводах это то, что в фундаменте двух других компонентов мыслительной деятельности лежит практическая компонента.

Мы уже говорили о методиках обучения творческой деятельности. Вернемся к этому вопросу. Различные методики использовались, используются и, очевидно, будут использоваться в различных обучающих программах. Но особую роль и место занимают методики, развивающие творческое воображение, в детский дошкольный и школьный период развития человека, так как в основе данного этапа развития человека и его мыслительной деятельности лежит еще образное мышление.

Как мы уже отмечали, мало просто знать и понимать, надо еще практически уметь выполнять определенный вид деятельности, в том числе и умение осуществлять творческую деятельность, а за этот аспект отвечает практическое мышление. Уметь надо всё: ходить, плавать, держать вилку или ложку, разговаривать, запоминать, мыслить и творить. Поэтому практическое мышление выступает основой других видов мыслительной деятельности. Можно говорить это и о рассудке, и о разуме. Чтобы они нормально функционировали, должно быть выработано умение пользоваться и рассудком, и разумом.

Можно набить свою голову самыми различными философскими знаниями, но надо научиться ими пользоваться не для пустословия, а для определенной теоретической и практической пользы, как того требовал от философии Ф. Бэкон. Иными словами, главное в человеческой деятельности именно умение, в том числе и умение осуществлять творческую деятельность. Поэтому все рассуждения о степени талантливости или гениальности есть не что иное, как анализ или рассмотрение уровня развитости умения. Человек талантливее другого человека только потому, что он лучше умеет делать то же самое. Почему мы не пишем стихов так же, как Пушкин или Лермонтов, картины как Леонардо да Винчи, Рембрандт или Репин, как и многие другие выдающиеся художники, поэты? Да, просто, потому, что этого мы не умеем.

Важную роль в творческой деятельности играет мировоззрение человека, которое может либо активизировать его в осуществлении

деятельности, подтолкнуть или стимулировать, но может тормозить все его начинания в зародыше. Поэтому можно вполне определенно говорить о наиболее важных предпосылках творческой деятельности как единстве и целостности мировоззрения, потребностей, интересов, способностей и развитости умения осуществлять творческую деятельность.

Необходимой исходной предпосылкой для осуществления деятельности и прежде всего в творческой форме ее проявления, выступает внутренняя готовность субъекта к ее осуществлению. Особенность подобного состояния, в котором выражено единство потребностей, интересов и способностей субъекта творческой деятельности может характеризоваться как состояние измененного сознания (по терминологии В. Л. Райкова), но можно и как кураж и креативность. Термин «креативность» использовался в литературе именно, как обозначение особого состояния человека, как характеристика его готовности к творчеству. Особое творческое состояние довольно часто характеризуется как вдохновение.

Заключение

Творческая деятельность осуществляется на основе реализации творческих способностей. Под способностями мы понимаем единство знания, понимания и умения. Человек должен знать и понимать особенности своей деятельности. Но он должен еще и уметь ее осуществлять. Если знания и понимание существуют на вербальном уровне мышления, то умения на вербальном уровне мышления часто не осознаются. Поэтому ни поэты, ни художники, ни изобретатели, ни ученые не могут ничего сказать о самом процессе творчества.

Таким образом, многие аспекты творчества осуществляются осознанно на вербальном уровне, но многое в творчестве вербаль-но невыразимо. Неосознанные процессы часто протекают и на вербальном уровне, но мы их просто не осознаем. Это связано с тем, что наша голова одновременно рассматривает многие проблемы, но осознается вербально только одна. Очень часто решение проблемы вдруг «всплывает» в готовом виде. Поэтому весьма важным направлением в исследовании творчества философами, психологами и педагогами является разработка продуктивных методик обучения творчеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига : Лиесма, 1972. 95 с.

Лощилин А. Н. Лингвистическая деятельность как связывающее звено чувственного и рационального познания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2017. № 4 (772). С. 239-246.

Семенов С. Н. Диалектическая сущность творческого акта и пути формирования творческих способностей // Научно-технический прогресс и творчество. М. : Знание, 1987. 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.