Научная статья на тему 'Роль потребностей и интересов в творчестве'

Роль потребностей и интересов в творчестве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1240
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕС / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / NEEDS / CONSUMPTION / SUBJECT OF CONSUMPTION / INTEREST / VALUES ORIENTATION / SUBJECTIVE PREFERENCES / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А.

В статье рассматривается роль потребностей и интересов как детерминирующих факторов творческой деятельности. Авторы считают неудовлетворительными подходы к пониманию потребностей как тяги, нужды. При этом понятие «потребность» подводится под не менее определенные понятия, каковыми являются понятия «тяга» или «нужда». Потребности связаны с потреблением. Только в потреблении удовлетворяются материальные и духовные потребности. Но для потребления необходимы продукты как предметы потребностей, которые производятся в продуктивной деятельности. На процесс возрастания потребностей обращали внимание многие авторы. Даже существует понятие «закон возрастания потребностей». Интерес понимается авторами как отношение человека к природе, обществу, самому себе, к своим потребностям, к своей деятельности. Потребности и интересы в основном совпадают, но возможны различия, и они даже могут быть противоположными. Важной составляющей интереса является оценка. Помимо индивидуальных интересов существуют и общественные: экономические, политические, научные, классовые, групповые и др. Структура интересов выступает в единстве ценностной ориентации и субъективного предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of needs and interests in creativity

The article examines the role of needs and interests as determining factors of creative activity. The authors consider the understanding of needs as desires insufficient. While the term “need” stands for a more ambiguous term “desire”. Needs are connected with consumption. Only in consumption material and spiritual needs are satisfied. But consumption requires certain products, subjects of consumption, which are produced through productive activity. The process of increasing needshas attracted the attention of numerous authors. There is even the term “the law of increasing needs”. The term “interest” is understood by the authors as man’s attitude to nature, society, himself, his needs, as well as his activity. Needs and interests mainly coincide, but there might be certain differences, and sometimes they might even contradict each other. Animportantcomponentof “interest” isestimate. In addition to individual interests there are social interests: economic, political, scientific, status,etc. The structure of interests is represented by the unity of values orientation and subjective preferences.

Текст научной работы на тему «Роль потребностей и интересов в творчестве»

УДК 37.032

А. Н. Лощилин, Е. А. Тихомирова

Лощилин А. Н., профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философских наук, МГЛУ; e-maiL: [email protected]

Тихомирова Е. А., ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН, МГЛУ; e-maiL:[email protected]

РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В ТВОРЧЕСТВЕ

В статье рассматривается роль потребностей и интересов как детерминирующих факторов творческой деятельности. Авторы считают неудовлетворительными подходы к пониманию потребностей как тяги, нужды. При этом понятие «потребность» подводится под не менее определенные понятия, каковыми являются понятия «тяга» или «нужда».

Потребности связаны с потреблением. Только в потреблении удовлетворяются материальные и духовные потребности. Но для потребления необходимы продукты как предметы потребностей, которые производятся в продуктивной деятельности. На процесс возрастания потребностей обращали внимание многие авторы. Даже существует понятие «закон возрастания потребностей».

Интерес понимается авторами как отношение человека к природе, обществу, самому себе, к своим потребностям, к своей деятельности. Потребности и интересы в основном совпадают, но возможны различия, и они даже могут быть противоположными. Важной составляющей интереса является оценка. Помимо индивидуальных интересов существуют и общественные: экономические, политические, научные, классовые, групповые и др. Структура интересов выступает в единстве ценностной ориентации и субъективного предпочтения.

Ключевые слова: потребности; потребление; предмет потребности; интерес; ценностная ориентация; субъективное предпочтение; творчество; креативность.

A. N. Loshchilin

Doctor of PhiLosophy (Dr. habiL), Professor at the Department PhiLosophy Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]

E. A. Tikhomirova

Senior Lecturer, the Department of Linguistics in the fieLd of poLiticaL sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]

THE ROLE OF NEEDS AND INTERESTS IN CREATIVITY

The articLe examines the roLe of needs and interests as determining factors of creative activity. The authors consider the understanding of needs as desires insufficient. WhiLe the term "need" stands for a more ambiguous term - "desire".

Needs are connected with consumption. OnLy in consumption materiaL and spirituaL needs are satisfied. But consumption requires certain products, subjects of consumption, which are produced through productive activity.

The process of increasing needshas attracted the attention of numerous authors. There is even the term "the Law of increasing needs".

The term "interest" is understood by the authors as man's attitude to nature, society, himseLf, his needs, as weLL as his activity. Needs and interests mainLy coincide, but there might be certain differences, and sometimes they might even contradict each other. Animportantcomponentof "interest" isestimate. In addition to individuaL interests there are sociaL interests: economic, poLiticaL, scientific, status,etc.

The structure of interests is represented by the unity of vaLues orientation and subjective preferences.

Key words: needs; consumption; subject of consumption; interest; vaLues orientation; subjective preferences; creative activity; creativity.

Введение

Важными детерминирующими факторами творческой деятельности являются потребности и интересы. Под творческим процессом мы понимаем деятельность человека, основанную на новых потребностях и интересах при использовании творческих способностей.

Однако сами категории «потребность», «интерес» не получили должной определенности. Это в полной мере относится ко многим терминам языка, которые часто используются как в устной, так и письменной речи. Много говорится о счастье, о любви. Но что обозначают эти слова? Это в полной мере относится и к словам «потребность» и «интерес». Что они обозначают? Часто их определяют как «тягу» к чему-то, как «нужду» в чем-то. Конкретизация понятий «потребность» и «интерес» будет способствовать определению их роли в деятельности человека, в том числе и в творчестве. Это имеет важное значение как в процессе обучения и воспитания, так и в процессе других видов деятельности. И, конечно, более точное понимание этих социальных феноменов имеет важное мировоззренческое значение.

Проблема потребностей и интересов

В исследованиях, посвященных проблемам творческой деятельности, большое внимание уделяется рассмотрению субъективной основы творческой деятельности и прежде всего проблемы сущностных сил человека, благодаря развитости и реализации которых становится возможной непосредственная творческая деятельность. Хотя, следует отметить, что в целом проблема еще очень далека от окончательного разрешения. Это проявляется в том, что понимание исследователями структуры сущностных сил субъекта творческой деятельности

не получило достаточно полной и всесторонней разработки, которая могла бы считаться общепризнанной. Каждый исследователь, под сущностными силами человека как субъекта творческой деятельности понимает что-то свое в зависимости от общефилософского, методологического и мировоззренческого подхода исследователя, исходных принципов и категорий, которые он использует. В качестве таких особенностей человека, которые определяют возможность осуществления творческой деятельности, подавляющее большинство исследователей называют потребности, способности и интересы творческой личности [Лощилин 1998]. Как правило, они сами выделяются в качестве детерминирующих факторов деятельности, когда говорят, что человек ничего не делает и не будет делать, кроме удовлетворения своих потребностей [Дилигенский 1977].

Процесс творческой деятельности детерминирован новыми потребностями и интересами. Это положение является общеизвестным и не вызывает каких-либо возражений. Но возникает проблема внутренней определенности самих потребностей и интересов: почему они являются детерминирующими факторами.

Следует отметить, что категория потребности привлекала пристальное внимание исследователей к ее разработке, а также к анализу ее связей со способностями и интересами. Этой проблемой занимались выдающиеся отечественные философы: Л. П. Буева, М. С. Каган, А. В. Мялкин, Н. П. Французова, В. Ф. Овчинников, А. Т. Шумилин и др. В их работах было подчеркнуто, что именно благодаря возникновению и развитию потребностей человек осуществляет свою деятельность для их удовлетворения. Можно полностью согласиться с точкой зрения А. В. Мялкина по поводу органической связи потребностей и способностей личности. Всестороннее развитие способностей личности может быть осуществлено лишь на основе максимального удовлетворения ею своих потребностей. Потребности являются основой и способом деятельности в реализации способностей.

Во многих исследованиях наблюдается некоторая неопределенность в определении и понимании понятия «потребность». Достаточно обратиться к словарям, энциклопедиям. Очень часто «потребность» определяется как нужда в чем-то или как тяга к чему-то. Но подобный подход мало проясняет ситуацию, поскольку определяемое понятие подводится к такому понятию, смысл и значение которого весьма расплывчаты. Что такое нужда? Видимо сложно сравнивать

миллиардера, живущего в нужде, с нуждой бедного пенсионера. Но и у того, и у другого есть свои потребности.

В процессе своей жизни человек выступает одновременно не только производителем, но и потребителем материальных и духовных благ, которые являются предметами потребностей. В первом случае он обладает определенными способностями к тем или иным видам деятельности, во втором - системой потребностей [Мялкин 1983].

При этом любая деятельность, в том числе и в творческой форме ее проявления, предполагает потребление самого человека процессом самой деятельности, потребление определенных средств, сырья, энергии и т. д. Но в то же время процесс деятельности как в производительной, так и потребительной форме предполагает реализацию способностей личности к производству и способности к потреблению. Иными словами, способности и потребности личности не должны сводиться к процессу «поедания картошки», как неоднократно говорил выдающийся отечественный философ Б. Я. Пахомов. Поэтому можно считать, что сфера потребностей и интересов не ограничена только телесной или духовной оболочкой личности, но и распространяется на любой процесс деятельности, на все общественные отношения.

В потребностях и интересах человека, как в субъекте деятельности, нашло наиболее яркое выражение и проявление отношение человека к природе, окружающей среде, обществу и самому себе, в котором предъявляется совокупность определенных требований: материальных, интеллектуальных, художественно-образных и эмоционально-эстетических. Данные требования должны постоянно реализовываться для непрерывного воспроизводства данного человека как человека. Они выражаются в необходимости постоянного получения материальных продуктов для воспроизводства его физических сил. Интеллектуальные средства необходимы для осуществления процесса познания и творчества. Эмоционально-эстетические средства служат для развлечения и получения удовольствия.

О закономерном процессе возрастания потребностей говорил еще К. Маркс, отмечая, что удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению новых. Процесс постоянного возрастания потребностей достаточно красочно описан В. Соловьевым в одной из его последних работ «Три разговора». Необходимость усиления власти Антихриста и укрепления его авторитета потребовало полностью

удовлетворить потребности народа в необходимых материальных предметах. Но люди, полностью удовлетворив свои материальные потребности, стали достаточно остро ощущать новые потребности, которые выражались в необходимости получения удовольствий от зрелищ. Однако и этот уровень потребностей был полностью удовлетворен, и наступило пресыщение, а на этой основе у людей появляются новые потребности в религии.

Можно, конечно, во многом и не соглашаться с данной схемой, изображающей процесс возрастания потребностей. Но наиболее важным и существенным моментом в подходе В. Соловьева несомненно является то, что он попытался показать потребности человека и общества в развитии. Хотя недостатком является именно то, что процесс возрастания потребностей не связывается у него с процессом развития интересов и способностей человека. Да и удовлетворение всех потребностей стало возможным не в результате активной деятельности самих людей по производству продуктов как предметов потребностей, а благодаря Антихристу и стараниям его помощника колдуна. Действительные потребности могут удовлетворяться только в деятельности, только через непосредственную продуктивную человеческую деятельность.

С высокой степенью вероятности можно читать, что любая деятельность становится действительной только тогда, когда субъект заинтересован как в самой деятельности, так и в ее продуктах. Интерес - это фактическая или реальная возможность осуществления первого шага, возможность постановки цели, выбора средств и начала деятельности. Следует отметить, что роль интереса исследованная в познавательной деятельности, в творчестве же не получила достаточно глубокого исследования. Хотя не потеряли своей актуальности многие аспекты рассмотрения интереса и его роли в жизни каждого человека и общества в целом, сделанные еще Гельвецием.

Одним из важных условий любой деятельности является то, что она предполагает наличие определенных способностей. А если говорить более точно, то способность - это наличие определенного умения осуществлять тот или иной вид деятельности. В качестве примера можно представить себе, что произойдет с человеком в воде, если он не умеет плавать, и если посадить человека, не умеющего ездить на велосипеде, на велосипед и предложить немного проехать. Человек или успеет научиться, или с ним произойдут неприятности.

Выделив схематично или в общих чертах значимость сущностных сил субъекта деятельности, по всей видимости, необходимо их конкретизировать и попытаться выявить в них такие особенности, которые могут проявляться как особенности субъекта творческой деятельности. Какова субъективная основа деятельности творца? Что заставляет человека заниматься творческой деятельностью и что обеспечивает продуктивность этой деятельности?

По всей видимости, следует несколько конкретизировать вопрос относительно потребностей субъекта творческой деятельности. Тождественны ли эти потребности творца потребностям обычного человека, привыкшего к репрезентативной деятельности? По большей части потребности совпадают, так как субъект творческой деятельности, как и любой другой человек, постоянно нуждается в потреблении необходимых продуктов для воспроизводства своей жизни. Но субъект творческой деятельности помимо всего прочего имеет потребность в творчестве. И эта потребность выступает для него наиболее существенной, является важным аспектом его образа жизни, именно тем, что заставляет его осуществлять процесс творчества.

У субъекта творчества потребность выступает в необходимости выйти за рамки существующих стереотипов в труде, отдыхе, общении. Можно предположить и то, что многие проявления антиобщественных поступков в своей основе имеют именно то, что людям просто надоедают стереотипы и у них возникает потребность в изменении жизни. Они стремятся как-то выйти за рамки всего того, что их окружает. Но в большинстве случаев люди не обладают необходимыми способностями, навыками, умениями для самореализации в совершенствовании своей жизни, и это находит свое проявление в том, что они «творят» совсем не то, что может быть признано другими людьми за нечто положительное и является проявлением дурной креативности, что неоднократно отмечалось нами вслед за известным психологом В. Т. Кудрявцевым.

Существует ли реально то, что мы называем потребностями творческой деятельности? Специальные беседы с людьми, которые обладают творческими способностями и осуществляют творческую деятельность постоянно, не позволили исследователям выделить какие-то особые аспекты в мотивации. Творцы отмечали то, что испытывают большое желание осуществлять свою деятельность. Но проявляется ли при этом как-то потребность к творчеству, выявить не удалось.

Несмотря на подобные самооценки, состоящие в том, что в основе их деятельности лежит интерес, можно говорить о том, что в основе самого интереса лежит потребность.

Можно данный аспект рассмотреть несколько иначе. Каждый человек, осуществляющий творческую деятельность, именно в данной форме проявления своей творческой деятельности видит наиболее важный аспект своей жизни, а иногда и смысл жизни. При этом творческий человек находится в таком состоянии, которое требует постоянно осуществлять свою творческую деятельность. И реализация этой деятельности как раз и выступает определенной формой удовлетворения потребности в осуществлении творческой деятельности. Следует отметить и такой момент, как особое видение проблемы. Аристотель считал, что философия начинается с удивления, что необходимо для любого творчества. Выдающиеся специалисты в области электроники видели любую электронную схему как нечто целое. А многие талантливые врачи могут ставить диагноз с первого взгляда. Можно привести большое число конкретных проявлений подобных особенностей выдающихся личностей, но пока остановимся на констатации самого факта, поскольку это несколько выходит за рамки данной статьи и требует специального рассмотрения.

Потребности как человека, так и общества в целом выступают определенным состоянием в силу системной их организации. Понятие «потребность» обозначает то, что и человек и общество являются открытыми системами, которые для сохранения своей жизни, качественной определенности или целостности должны постоянно получать или потреблять определенные продукты (как материальные, так и духовные), которые выступают предметами потребностей. Или можно сказать иначе: стабильность, целостность и сама жизнь любого живого существа, в том числе и человека, возможны только в процессе постоянного потребления необходимых предметов потребностей (воздуха, воды, пищи, определенных условий, одежды и др.). Поэтому потребность как категория характеризует такое состояние открытой биосоциальной системы, когда необходимо постоянное потребление необходимых продуктов для поддержания самой жизни или обеспечения нормальных условий ее осуществления.

Интерес может пониматься как отношение, если исходить из общих онтологических характеристик универсума. Но это такое состояние человеческого организма или социальной системы, которые находятся именно в возбуждении, после осознания потребности

и поиска возможности ее удовлетворения. Интерес, рассматриваемый применительно к обществу, выражается в стремлении людей или общества в целом к сохранению или наоборот к изменению существующих общественных отношений, существующей социальной действительности. Подобные интересы достаточно ярко выражены в программных документах различных политических партий и у людей их поддерживающих. Поэтому интересы в данной области проявляются как политические интересы.

Могут быть и различные проявления заинтересованности по отношению к существующей экономической системе, к общественным, производственным отношениям, к перспективам их развития (сохранения или изменения) и выступать как экономические интересы. Система материального воспроизводства находится в постоянном изменении, меняются условия и технические средства деятельности, меняются потребности и с неизбежностью должно происходить изменение и интересов.

Интересы социальные тесно связаны не только с существующими общественными потребностями, но и с существующей системой общественных отношений, а сами общественные интересы выступают выражением существующих общественных отношений. В то же время общественные интересы выступают своего рода результирующей существующих индивидуальных интересов. Каждый человек хочет чего-то, стремится к чему-то, но, как образно выразил это Ф. Энгельс, в результате получаем то, чего никто не хотел.

О том, что к творческой деятельности готовы и способны ее осуществить только люди возвышенные, но люди с низменной натурой, не способны к творчеству, отмечал еще М. В. Ломоносов. Н. Н. Бехтерева выделяет и такую разновидность особенности состояния человеческой психики, как эмоциональная тупость, присущая некоторым людям, когда человека ничего не волнует и, следовательно, не может ничего интересовать. Как видно из данных замечаний, именно духовное богатство и развитость интересов личности является очень важной предпосылкой осуществления наиболее сложных форм человеческой деятельности и творчества в особенности. В этой связи одним из основных составляющих индивидуального интереса является отражение и выражение в чувственной или понятийной форме существующих общественных и индивидуальных потребностей. Кроме отмеченной связи потребностей и интересов человека, интерес сам по себе имеет относительную, можно сказать, онтологическую

самостоятельность. Это находит свое выражение в том, что помимо потребностей, на своеобразие интереса (становление, проявление, развитие) влияют и ряд других факторов. В качестве примера можно привести то, что иногда интересы могут быть направлены не только на удовлетворение потребностей, но и на их подавление. Это проявляется достаточно ярко в аскетическом идеале Средневековья, в постах современных теистов, в угоде моде, в стремлении похудеть и другое, где интересы человека направлены именно на подавление определенных естественных потребностей. Многие исследователи осуществляют разделение потребностей на разумные и неразумные. Интересы, стремления могут быть также направлены на подавление и неразумных потребностей человека. В данном случае неразумные не взяты в кавычки именно потому, что потребности действительно могут быть не только неразумными, но и безумными.

Существуют и сугубо индивидуальные особенности восприятия и осознания существующей системы ценностей и ценностной ориентации. В силу психофизиологических особенностей, уровня образования и культурного воспитания каждого индивида, система ценностей осознается лишь с определенной степенью точности или с различными искажениями. Кроме того, на возможность искажения интересов самой социальной средой указывал, как мы уже отмечали, еще Гельвеций. Поэтому можно говорить о том, что у каждого человека имеется сугубо определенная, как бы собственная, система ценностей и по некоторым моментам, выступающая иногда отличной и даже противоположной господствующей в обществе.

Поэтому при любой форме проявления человеческой деятельности интерес детерминирует субъекта деятельности не как нечто неизменное раз и навсегда данное, не как нечто внешнее, навязанное ему внешним миром или различными обстоятельствами. Интерес всегда выступает как сугубо внутренняя, субъективная основа активности или детерминанта человека. В каждом конкретном человеке и в каждом конкретном случае возможно преобладание одной из составляющих интереса. Художник может писать картины для добывания хлеба насущного. Но может писать и для выражения или изображения общественного идеала, хотя чаще это случается для выполнения социального заказа, но может творить и в соответствии со своими потребностями, со своим миром ценностей, а также на основе субъективного предпочтения, для выражения своей субъективности

или во имя любви. Возможность осуществления человеческой деятельности в той или иной формах ее проявления во многом зависит от наличных способностей человека, а также от уровня их развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что потребности связаны с возможным потреблением. В процессе потребления используются продукты как предметы потребностей. Сами продукты необходимо получить в процессе деятельности по преобразованию объектов деятельности в предметы потребностей. Можно говорить, что потребность - это состояние неудовлетворенности субъекта отсутствием продукта как предмета потребности. Это и побуждает субъекта к деятельности по преобразованию объекта в продукт как предмет потребности. А затем уже в процессе потребления осуществляется удовлетворение потребности. Интерес при этом выступает отношением субъекта деятельности к своим потребностям, к процессу деятельности, к процессу потребления. Тем самым появление новых потребностей выступает детерминирующим фактором осуществления творческой деятельности.

В силу существующего разделения труда каждый человек не осуществляет все виды человеческой деятельности по получению продуктов как предметов потребностей, а использует продукты, которые были получены другими людьми. Сам же конкретный человек производит продукты, которые будут потреблять другие люди для удовлетворения их потребностей. В процессе деятельности по преобразованию объектов в продукты как предметы потребностей, в обмене продуктами деятельности постоянно присутствует интерес. Но иногда интерес может выступать самостоятельным детерминирующим фактором осуществления деятельности как в репродукционной, так в творческой формах ее проявления.

Заключение

Мы рассмотрели в общих чертах основные субъективные предпосылки различной деятельности и увидели, что деятельность невозможна без наличия потребностей, способностей и интересов. Именно их единство можно обозначить как субъективную основу творческой деятельности или как сущностные силы субъекта деятельности. Но субъект может пониматься как субъект-индивид, как сообщество или коллектив, и как общество в целом. Понимание сущностных сил относится ко всем проявлениям субъекта в различных степенях общности,

так как все они взаимосвязаны, что было уже отмечено ранее. Мы рассмотрели основные элементы сущностных сил на предельно общем уровне, и возникает необходимость их конкретизации в дальнейших исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы

философии. 1977. № 2. С. 111-123. Лощилин А. Н. Философские основания теории творчества. М. : Всемирный

следопыт, 1998. 90 с. Мялкин А. В. Способности и потребности личности. М. : Мысль, 1983. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.