Предел развития общества складывается из нескольких отдельных стадий, достижение его влечёт переход на более высокий/низкий уровень существования. Предел развития заканчивается достижением последнего уровня и переходом в состояние финала
(абсолютного конца). Таким образом, совершенствование человеческого общества складывается из множества предельных состояний, но в целом является беспредельным или бесконечным.
Библиографический список
1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с немец. Г. Шпе-та. СПб.: Наука, 1992. 444 с.
2. Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения: в двух томах. Серия: Памятники религиозно-философской мысли. М.: Ренессанс, 1992. Т.1.335 с.
3. Литвин Т. В. Кризис и катастрофа. Ницше и Делез. Социальный кризис и социальная катастрофа // Сборник материалов конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2002. С. 51-53.
4. Момджян К. Х. Социальная философия [Электронный ре-
сурс] // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. Сайт Новая электронная библиотека. URL: http://www.newlibrary.ru/book/momdzhjan_k_h_/vvedenie_v_so cialnuyu_filosofiyu.html. (дата обращения: 25.08.2009).
5. Смирнов С. А. Словарь антропологии перехода. Черновик [Электронный ресурс]. Сайт Antropolog.ru. URI: an-tropolog.ru/doc/persons/smirnov/smimov161. (дата обращения: 23.07.2010).
6. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. 448 с.
УДК 101:316
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Г.В.Сурдин1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Выявляется роль потребности в самоутверждении в возникновении новых творческих потребностей сообразно принципу развития. Рассматриваются различные теории возникновения новых потребностей. Дается характеристика возникновения потребности как новой личностной структуры. Выявляется роль актуализированной потребности в самоутверждении как механизма, запускающего процесс поиска новых видов деятельности. Раскрывается роль объективных детерминант деятельности: интереса, возникающего в связи с невозможностью непосредственного удовлетворения этой потребности, и стимула, создающего возможность ее удовлетворения, в этом процессе. Подчеркивается важность ситуации заинтересованности удовлетворения потребности в самоутверждении для выхода субъекта в производительную сферу. Делается вывод о базовом, фундаментальном характере потребности в самоутверждении по отношению к другим социогенным потребностям. Библиогр. 17 назв.
Ключевые слова: человеческие потребности; потребность в самоутверждении; возникновение потребностей; развитие личности; социальный интерес.
NEED FOR SELF-AFFIRMATION AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT G.V.Surdin
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003.
The article reveals the role of need for self-affirmation in the emergence of new creative needs according to the development principle. It discusses different theories of new need origination. It characterizes the origination of the need as a new personality structure. The role of the actualized need for self-affirmation as a mechanism that triggers the process of searching new kinds of activities is revealed. The article uncovers the role of objective determinants of activity: the interest that arises in connection with the inability of immediate satisfaction of this need, and the stimulus that creates the possibility of its satisfaction in the process. The importance of the situation of concernment in the satisfaction of the need for self-affirmation in order to secure the subject's entrance to the productive sphere is emphasized. The conclusion is made on the basic, fundamental nature of the need for self-affirmation in relation to other sociogenic needs. 17 sources.
Key words: human needs; need for self-affirmation; origination of needs; personality development; social interest.
Синергетический подход в антропологии позволяет представить личность как процесс самоорганизации и становления ее духовных структур. Развитие личности обеспечивается, в конечном счете, единством деятельности субъекта и общественных отношений, в
которых она совершается.
По нашей гипотезе в этом процессе важное место занимает потребность в самоутверждении - внутренняя необходимость активного действия функциональной системы, направленная на ее самосохране-
1Сурдин Геннадий Витальевич, аспирант кафедры философии, тел.: 89025121485, e-mail: [email protected] Surdin Gennady, Postgraduate of the Department of Philosophy, tel.: 89025121485, e-mail: [email protected]
ние и обеспечивающая установление доминантного положения, обретение социального статуса и достижение субъектного совершенства.
Принцип развития рассматривается в качестве одного из методологических оснований исследования проблемы самоутверждения личности и определяется как качественное преобразование личности, которое связано с изменением уровня ее системности, с возрастанием возможностей функционирования (с проявлением собственных личностных ресурсов). Однако развитие - это не только внутрисубъектный процесс: это, прежде всего, процесс системный, могущий быть объясненным лишь с учетом взаимодействия субъекта с окружающей средой. В общепринятом понимании развитие характеризуется посредством таких терминов, как направленность, необратимость и внутренняя обусловленность изменений. Согласно динамическому подходу к личности последняя представляет собой такую системную целостность, которая «развертывает, совершенствует, развивает себя в социально значимой совокупной деятельности, реализующей многообразные общественные отношения» [2, с. 18].
Возникновение новых духовных потребностей в этой связи может быть рассмотрено как фактор развития личности. Существует несколько подходов, в которых делается попытка объяснить механизм возникновения новых потребностей. В свою очередь, необходимо выделить тот, который наиболее глубоко вскрывает основания этого процесса.
Наиболее простое представление о путях появления новых потребностей опирается на постулат «гуманистической психологии» об «инстинктоидной» природе и самоактуализации личностных качеств человека [10]. При этом человеку, как правило, просто приписываются некие прирожденные потребности в созидании, в преодолении трудностей, в достижении успеха и т. п. По К. Уилберу, как только человек проявляет один набор своих потребностей, немедленно спонтанно возникает новый набор и так далее, вплоть до «ме-тапотребностей» [16, с. 484]. Такая концепция, по существу, играет роль теоретического самооправдания потребительского образа жизни. Она формирует соответствующую идейную установку: «Потребляй, и ты станешь личностью, сможешь реализовать свой духовный потенциал». Но это всего лишь часть теоретического обоснования бытия техногенной цивилизации, ориентированной на максимальное удовлетворение материальных потребностей индивида.
Подобный подход, по существу, снимает проблему формирования человеческого в человеке, проблему социализации индивида и развития его личностных качеств, в том числе его созидательных потенций и творческих потребностей. Однако понимание потребности как внутренне обусловленной необходимости действия субъекта никоим образом не предполагает, что удовлетворение одной потребности инициирует возникновение другой.
Между тем, еще П. Гольбах отлично понимал, что материальные потребности, чрезмерно разрастаясь, только «закабаляют душу и лишают ее всякой энергии» [5, с. 376], а Г. Лебон видел, что развитие циви-
лизации, обременяя людей массой потребностей, лишь производит «всеобщее недовольство в душах» [7, с. 119].
Напротив, деятельностный подход предполагает выявление социального способа зарождения и развития новой потребности. Так, например, А. Н. Леонтьев полагал, что «трансформация» потребностей свойственна даже животным, она происходит в результате замены одних средств их удовлетворения другими: «Например, при появлении в среде новых видов пищи и исчезновении прежних пищевая потребность, продолжая удовлетворяться, вместе с тем впитывает в себя новое содержание, то есть становится иной», и это «имеет ключевое значение для понимания природы потребностей человека» [8, с. 191]. Новая потребность рождается с появлением новых средств и способов удовлетворения существующих, «старых» потребностей, - именно так объяснял «трансформацию» биогенных потребностей А. Н. Леонтьев.
С этим утверждением в полной мере согласиться нельзя именно потому, что содержание потребностей биологического организма не может измениться качественно, и ни одна из них не исчезает и не возникает на протяжении жизни. В соответствии с положениями синергетики развитие потребностей возможно только на основе перехода к новому способу жизнеобеспечения, выходящему за пределы их удовлетворения. Это подтверждается и тем, что возникновение новых (социогенных) потребностей индивида сопряжено с появлением у него качественно новой (не биологической) структуры на основе специфически человеческой (не потребительной) деятельности [15, с. 148]. Поэтому насущной проблемой является культивирование именно таких социогенных (духовных) потребностей, которые сами по себе, независимо от содержания и характера деятельности субъекта, не возникают.
Между тем новые потребности не могут появиться помимо возникновения новой структуры действующего субъекта. Именно в установлении связи процессов развития и реализации способностей субъекта с его структурной перестройкой лежит ответ на вопрос, как возникают новые потребности. Появление новой, более совершенной структуры и обусловленное им возникновение новых потребностей субъекта связывается с развитием его способностей, которые, по заключению большинства специалистов в этой области, к знаниям, навыкам и умениям не сводятся, а являются продуктом их интеграции и включения в структуру личности. Деятельность же предстает в этом свете как реализация способностей, поскольку всякое действие, пишет В. Франкл, есть, в конечном счете, «переход возможности в действительность, потенции в акт» [17, с. 114]. В таком понимании способности концентрируют в себе внутренние возможности осуществления любой деятельности вне зависимости от ее содержания.
Становление и развитие способностей сопряжены с принципиально иным способом духовного потребления, нежели присвоение функции предмета. Разрабатывая концепцию развития способностей, А.Н. Леонтьев исходил из того, что созданный людьми предмет-
ный мир представляет собой опредмеченные человеческие способности. Они становятся способностями индивида посредством усвоения, «интериоризации» им опыта предшествующих поколений в процессе обучения и воспитания, а также его собственной активности, направленной на распредмечивание этого опыта [9, с. 193-196, 215-217]. А.Н. Леонтьев развивал, таким образом, идею К. Маркса о том, что в деятельности человека его сущностные силы объективируются в предметных формах бытия и в то же время распредмечиваются и «оживают» в этой деятельности, становясь собственными сущностными силами ее субъектов.
Опыт деятельности - это совокупность способов ее осуществления, запечатленная в субъектах и объектах этой деятельности. Посредством усвоения исторического опыта, следовательно, в общественной связи с предшествующими поколениями формируются и способности действующих индивидов. Овладевая этим опытом, аккумулированным в формообразованиях культуры, индивид делает своим достоянием выработанные человечеством формы взаимодействия людей с природной и социальной действительностью, способы познания и преобразования мира, приобретая, таким образом, знания, навыки, умения, способности и другие человеческие качества.
Выяснив, что представляют собой способности, определим, что есть новые потребности. Человек, будучи высокоразвитой адаптивной системой, поддерживает свое существование главным образом алло-пластически, посредством преобразования окружающей среды, когда существенные переменные (функциональные инварианты) системы сохраняются, изменяясь в допустимых пределах. Но именно эта форма адаптации предполагает также и совершенствование присущей индивиду духовной организации, происходящее на определенных этапах его деятельности. О. Тоффлер, опираясь на теорию самоорганизации, замечает: «Многое из того, что обычно относят за счет действия тайных биологических пружин, в действительности порождается не «эгоистическими» детерминистскими генами, а социальными взаимодействиями в неравновесных условиях» [14, с. 30]. Эти взаимодействия и процессы обусловливают развитие сущностных сил и рождение новых творческих способностей субъекта, поскольку происходят в условиях освоения субъектом новых видов и способов деятельности.
Деятельностные механизмы перестройки духовной структуры индивида и фиксация вновь созданных внутренних условий, средств реализации и факторов детерминации его деятельности были найдены отечественной психологией личности. Еще Л.С. Выготский высказал мысль о том, что общественные формы деятельности, будучи интериоризированными, становятся «функциями личности и формами ее структуры» [4, с. 198-199]. А.Н. Леонтьев развил эту мысль, опираясь на физиологические исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Он пришел к выводу, что у человека в ходе индивидуального развития на основе распредмечивания социокультурного опыта
формируются новые связи элементарных функций мозга, новые структуры, которые играют роль особых органов нервной системы.
Всякая вновь возникшая потребность - это сложившаяся в течение индивидуальной жизни система нейродинамических связей, но она вызывает функциональные сдвиги, затрагивающие жизнедеятельность всего целостного организма и, следовательно, имеет интегративное выражение [12, с. 131-132]. Можно поэтому предположить, что новообразования в структуре мозга, возникшие в ходе формирования способностей, «включаются» в дальнейшем в процессы, протекающие в духовной сфере человека. Такое продолжение системогенеза, с которым было сопряжено развитие способностей, как раз и порождает новую фазу интеграции духовных качеств человека - переструктурирование его духовной сферы, «оформляющее» возникновение новой структуры. С этой точки зрения формирование новой потребности предстает как систематизация способностей, их соединение в комплексы и образование на этой базе новых организаций личностных свойств, необходимых для выполнения творческой деятельности. Посредством такого системооб-разования, происходящего в сфере способностей индивида, не только возникает новый комплекс его духовных потенций, но и складывается новая целостная духовная структура.
Задаваясь вопросом о факторах этого системоге-неза, В.А. Туев пришел к мысли о связи его с творческим содержанием деятельности человека [15, с. 185189]. В «нелинейной» ситуации, создаваемой творческим отношением субъекта к миру, появляется возможность «строительства» самого субъекта сообразно сложившимся тенденциям его развития. Реализация приобретенных способностей, т. е. опредмечивание их в творческой деятельности, выступает уже как самореализация, самовыражение, самодеятельность субъекта. В то же время такая самодеятельность есть процесс интенсивного развития преобразовательной сущности человека и формирования его творческих потребностей. Именно под влиянием систематической реализации в творчестве некоторого комплекса способностей субъекта мозг образует в онтогенезе новые морфофизиологические «ансамбли», функционирующие как новые органы и меняющие структуру нейродинамических процессов. На этой основе возникает новая структура целостного субъекта, формируются новые функциональные инварианты и выражающие их новые потребности [15, с. 203].
Тенденция самоизменения под воздействием определенных внешних обстоятельств есть одна из существенных характеристик функциональной системы. Т.А. Марченко, например, полагает, что в ситуации конфликта личности с социальным окружением у нее возникает потребность в изменении своего внутреннего мира [11, с. 49]. Однако необходимость изменения духовной структуры субъекта, вызванная непосредственно внешними обстоятельствами (изменением предметной среды, воздействием социального окружения и т. п.), и потребность совсем не одно и то же. Потребность - это не всегда необходимость само-
изменения ради самого изменения структуры субъекта, но всегда ради ее сохранения, - она побуждает индивида к действию, направленному на ее удовлетворение, и не более того.
Изменения структуры и функций личности в процессе удовлетворения потребности в самоутверждении возможны благодаря тому, что она, будучи внутренней необходимостью самоуправляющейся системы, направляет ее активность на участие индивида в системе общественных отношений. Субъект, будучи самостоятельным источником активности, имеет объективную необходимость установления положения в системе общественных отношений (т. е. индивид утверждает в них себя) и укрепления его с целью удовлетворения насущных потребностей. Рождение новых потребностей возможно при единстве деятельности по удовлетворению потребности в самоутверждении и общественных отношений, в которых она разворачивается.
Основным условием производительной деятельности, так и условием возникновения новых потребностей, является невозможность непосредственно удовлетворять существующие потребности. Поэтому новые, то есть духовные, в особенности творчески-созидательные, потребности могут сформироваться лишь в деятельности, направленной на создание общественных условий, необходимых для удовлетворения потребностей индивида. Исходным основанием предстает потребность в самоутверждении, которая, имея биосоциогенный характер, изначально включена в систему потребностей субъекта.
Система стимулов создается на основе потребностей общества (группы) и имеет назначение вовлечь индивида для участия в деятельности, недерминиро-ванной его потребностями. Стимулы, вовлекающие субъекта в производительную деятельность и создающие возможность удовлетворения потребности в самоутверждении, вытекают из логики участия индивида в социальных отношениях и присутствуют как объективные предпосылки для его включения в общественную деятельность.
В процессе актуализации потребности в самоутверждении при условии невозможности непосредственного ее удовлетворения возникает заинтересованность в ее удовлетворении. Заинтересованность -состояние нелинейности, динамической неустойчивости, оно порождает поиск возможностей для удовлетворения искомой потребности. В этой ситуации выбор пути вероятностен и зависит от содержания интереса и от стимулов участия в том или ином виде деятельности. В случае отсутствия возможности непосредственного удовлетворения потребности в самоутверждении такая заинтересованность побуждает субъекта искать пути ее удовлетворения. На этой основе формируется специфический интерес. Только в этом случае и возможен «выход» из автоматического режима удовлетворения потребности в производительную деятельность. Но спектр вариантов выхода на основании интереса самоутверждения необычайно широк: это может быть как престижная сфера, так и сфера творческой деятельности и реализации своих
способностей.
Интерес, возникающий на основе потребности в самоутверждении, тоже необходимость, но в отличие от потребности создаваемая обстоятельствами, препятствующими непосредственному удовлетворению этой потребности. Эта необходимость направляет активность субъекта уже не на самосохранение, а на создание общественных условий, в которых удовлетворение потребности в самоутверждении (и, следовательно, самосохранение) стало бы возможным.
Интересы субъекта и стимулы участия в производительной деятельности, будучи объективными детерминантами деятельности, образуют две самостоятельные сферы, поскольку интересы относятся к внутренним детерминантам деятельности и отражают невозможность непосредственного удовлетворения потребности, а стимулы - к внешним и опосредствуют возможность ее удовлетворения. «Мостом» между ними, связующим звеном, фактором, активизирующим деятельность субъекта, является потребность в самоутверждении. Созидательная деятельность, совершаемая под влиянием этих факторов, влечет за собой, помимо внешнего результата, те или иные (в зависимости от своего содержания) перемены в субъекте -развитие или, наоборот, угнетение его физических и духовных сил. Эти перемены в определенных условиях могут приобретать характер более или менее радикальной перестройки физической и духовной структуры познающего или практически действующего субъекта. Как отмечал Э.В. Ильенков, в процессе труда человек преобразует не только предметную среду, но и свое материальное тело, в том числе и материю мозга, превращая ее в орган своей целенаправленной деятельности [6, с. 268].
Когда интерес, возникающий на основе потребности в самоутверждении, «встречается» со стимулом, определяющим возможные пути удовлетворения этой потребности в сфере производительной деятельности, то можно сказать, что у субъекта появляются предпосылки при формировании необходимости «выхода» из привычного круга насущных потребностей. Стимул при этом является гарантией того, что интерес будет реализовываться не в сфере потребления, а в созидательной деятельности.
Однако если вектор на удовлетворение потребности в самоутверждении будет задаваться стимулами, направленными на потребление и присвоение предметов, обладающих престижными свойствами, произойдет лишь «расширение» материальных потребностей, которые только количественно модифицируются на протяжении всей жизни, и возникновение новых небиологических духовных потребностей не произойдет. Поэтому сочетание факторов актуализированно-сти потребности в самоутверждении, интереса, возникающих в ситуации ее неудовлетворенности, и стимула к участию в производительной деятельности будут действенной предпосылкой возникновения новых духовных потребностей.
В потребностной необходимости субъект функционирует в автоматическом режиме, из которого его выводит только появление иной, специфически соци-
альной необходимости, выражающейся в форме интереса. В процесс творческой производительной деятельности субъект вовлекается не творческой потребностью, которая еще должна «вызреть» в процессе труда творчески содержательного и творчески ориентированного, а фактором заинтересованности субъекта в удовлетворении потребности в самоутверждении. Интерес в возможности есть новая созидательная потребность. Но эта тенденция перерастания интереса в потребность реализуется только в творческой деятельности и должна быть подкреплена соответствующими стимулами.
Универсальность самоутверждения позволяет выбрать любое из возможных направлений. Фактор выбора будет во многом зависеть от наличия уже существующих актуализированных биогенных и социогенных потребностей, способностей, интересов и стимулов деятельности - при возможности их сочетания с интересом, возникающим на основе потребности в самоутверждении, мы можем с большей вероятностью сказать, что индивид выберет тот, а не иной вид деятельности. Чем больше у субъекта существует интересов при невозможности непосредственного удовлетворения потребности в самоутверждении, тем более обширны возможности для возникновения новых потребностей.
Новая потребность есть результат «объединения» интересов, возникающих на основе потребности в самоутверждении, с новым комплексом способностей. В результате образуется новая личностная структура, которая включает в себя и «старые» духовные потребности, в систему которых должна «вписаться» новая. Поэтому рождение потребности всегда есть результат радикальной перестройки всей целостной духовной структуры личности. Однако если в способности творческая сущность субъекта представлена как возможность, то в новой потребности - как структурно обусловленная необходимость. Это необходимость качественно новой деятельности с целью сохранения вновь возникшей духовной структуры субъекта. Появление новой потребности означает и завершение определенного этапа структурной перестройки в духовной сфере личности.
Стимул участия в производительной деятельности, дающий возможность удовлетворения потребности в самоутверждении, лишь предпосылка, объективная возможность выхода субъекта за рамки присвоения функций, отвечающих его потребностям. Необходимость же этого выхода, его желательность, субъективная предрасположенность к нему обусловливаются интересом субъекта, возникающим в связи с удовлетворением потребности в самоутверждении. Такой интерес является единственной гарантией того, что выход за пределы диктуемого потребностью не будет случайностью, полагаться на которую в процессах воспитания и формирования личности было бы опрометчиво.
Локальными мерами и призывами к саморазвитию новые потребности в субъекте не сформировать: эти процессы подчинены определенному алгоритму и предполагают целостное переустройство системы
личности. Именно структурная перестройка социальных систем и изменение их функциональных инвариантов вызывают соответствующее изменение их потребностей. По этой же схеме происходит и развитие потребностей индивида в процессе его социализации. Системы получают возможность перестройки своей структуры не только в филогенезе, как это происходит в мире живого, но и в онтогенезе путем ее самосовершенствования в виде самоцельного изменения в индивидуальном жизненном процессе.
Не способность трансформируется в потребность (способность может остаться и нереализованной при отсутствии интереса), а именно интерес, возникающий на основе потребности в самоутверждении, в ходе его реализации в творческом процессе перерастает в новую потребность посредством формирования и систематизации способностей индивида. Способность при этом не детерминирует процесс, а лишь делает его возможным. Поэтому объективная заинтересованность субъекта в творческой деятельности - это та общественная ситуация, в которой происходит формирование созидательных потребностей человека, самоутверждение запускает процессы творчества и выступает как активный момент перестройки личности.
Таким образом, потребность в самоутверждении -мощнейший фактор человеческого развития. Это утверждение применимо к механизму возвышения и возникновению новых, прежде всего, творческих потребностей. В жизни индивида при определенных общественных условиях складывается долговременная необходимость созидательной активности, продиктованная потребностью в самоутверждении, которая становится способом удовлетворения его потребностей. Исходным основанием такой активности выступает заинтересованность при невозможности непосредственного удовлетворения потребности в самоутверждении, подкрепленного соответствующими стимулами, а возможность ее реализации обеспечивается внутренними (сущностными) силами субъекта.
Чем многоцветнее палитра интересов индивида, чем более вероятно его участие в деятельности, насыщенной духовно-творческим содержанием, интеллектуально, нравственно и эстетически привлекательной и поэтому ведущей к прогрессивному изменению его духовной структуры и обогащению его внутренних созидательных возможностей, тем существует больший спектр для вариантов трансформации интересов в новую потребность. Когда деятельность субъекта имеет творческий характер, интерес, возникающий на основе потребности в самоутверждении, приобретает более или менее ярко выраженную тенденцию перерастания в необходимость, выражающую внутреннюю, структурно обусловленную цель функционирования этого субъекта. Такая тенденция как раз и реализуется посредством формирования новых целостных структурных образований в процессе творческой деятельности человека при удовлетворении потребности в самоутверждении.
Как утверждает синергетика, случайность в форме заинтересованности «подталкивает» открытую нели-
нейную систему к «критической точке» на пути развития, выбор же одного из возможных путей, будучи осуществленным, означает, что в силу снова вступает необходимость [14, с. 28-29]. В процессе подобной деятельности происходят дестабилизация структуры субъекта и интенсивное нарастание его внутренней неустойчивости, а в конечном итоге - переход в новое качественное состояние. Именно такая, специфически человеческая (непотребительная) сознательно целенаправленная деятельность вызывает глубокую перестройку духовной структуры личности, являющуюся внутренним условием возникновения новой потребности. Необходимо лишь путем умелого стимулирования так направить эту деятельность, чтобы согласовать ее воздействие на человека с его собственными внутренними тенденциями эволюции [13, с. 79].
Новые потребности, сложившись, снова порождают устойчивое, «спокойное» состояние субъекта, поскольку они направляют его деятельность на реализацию вновь возникших способностей, на сохранение сложившейся новой структуры. Активность субъекта опять входит в «автоматический» режим функционирования и не ведет к его развитию. Чтобы развитие продолжалось, снова нужна деятельность, инициируемая не только внутренними, но и внешними факторами. Создавая под влиянием творческих интересов в связи с удовлетворением потребности в самоутверждении предметы и условия удовлетворения этой потребности, человек вырабатывает у себя все новые и новые способности, а с ними и новые потребности. Таким образом, деятельность по удовлетворению потребности в самоутверждении при определенных условиях способна порождать новые потребности субъекта.
Известно, что в процессах развития самоуправляющихся систем доминанта их поведения закономерно перемещается к структурным новообразованиям. Генетически первичные структуры утрачивают функцию главного регулятора поведения системы и «уходят в основание»: их существование становится лишь необходимым условием функционирования вторичных структурных образований. Так, функциональные системы, формирующиеся на поздних стадиях онтогенеза, всегда индивидуально специфичны, ибо являются продуктами дифференцированного субъективного опыта [1, с. 28]. Они становятся и более эффективными регуляторами поведения субъекта. Поэтому новые (высшие) духовные потребности, возникнув, также «подчиняют» себе ранее сложившиеся потребности, превращая их в средства своего функционирования, и таким образом становятся доминантами поведения личности.
Входя посредством деятельности в потребност-ную структуру субъекта, те или иные духовные ценности порождают новые социальные чувства, которые выступают психологической формой проявления высших духовных потребностей человека. Эти чувства становятся мощными спонтанными регуляторами личностного поведения. Недаром психологи отмечают, что усвоенные человеком моральные и иные ценности сами приобретают силу непосредственных побужде-
ний, они могут определять поведение человека независимо от сознательно принятых им решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим [3, с. 168]. Уступая в динамической силе эмоциям, выражающим актуализированные фундаментальные потребности, социально-личностные чувства явно выигрывают у них в жизненном масштабе, мобилизуя творческую энергию человека и определяя общую направленность его поступков.
Развитый комплекс социогенных потребностей личности - это результат последовательного формирования, культивирования потребностей все более высоких порядков, опирающегося не на мифические врожденные потенции самоактуализации и самореализации, а на внешне обусловленную необходимость социально ориентированной активности индивида, которая задается необходимостью удовлетворения потребности в самоутверждении.
Развитие потребностей, трансформация их структуры и иерархии, совершенствование их системы сопровождают процесс социализации индивида на протяжении всей его жизни. Преобразование потребностей, подчеркивал А.Н. Леонтьев, «начинается с того, что субъект действует ради поддержания своего существования», но в дальнейшем он «поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать -делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое назначение» [8, с. 225]. Этим переворотом завершается этап становления личности, и открываются «неограниченные перспективы ее развития» [8, с. 225].
Таким образом, потребность в самоутверждении в процессе возникновения новых потребностей является базовой социогенной потребностью и с этой точки зрения принадлежит к числу фундаментальных потребностей индивида: над ней «надстраивается» все «здание» его духовных потребностей. Содержание и характер самоутверждающейся деятельности в динамике потребностей играют первостепенную роль: если процесс будет сфокусирован лишь на обретении престижа, то поступательного развития не будет, будет лишь расширение престижеобразующей сферы. Из этого вытекает необходимость переориентации удовлетворения потребности в самоутверждении из сферы потребления в сферу производства. Ситуация заинтересованности в производительной деятельности, способствующей удовлетворению потребности в самоутверждении, инициируется неудовлетворенностью биогенных потребностей субъекта и является условием возвышения его потребностей. Поэтому новые, то есть духовные, в особенности творчески-созидательные, потребности могут сформироваться лишь в самоутверждающей деятельности.
Схематически участие потребности в самоутверждении в социальном механизме формирования духовных потребностей личности может быть прослежено в виде следующей цепочки связей: потребность в самоутверждении - стимул участия в производительной деятельности - заинтересованность при невозможности удовлетворения потребности в самоутвер-
ждении - интерес, возникающий на базе потребности в самоутверждении - деятельность по удовлетворению потребности в самоутверждении, наполненная
творческим содержанием - новые способности в рамках потенциала самоутверждения - творческие потребности.
Библиографический список
1. Александров Ю. И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психологический журнал. М., 1995. Т. 16. № 1. С. 26-30.
2. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. М: Наука, 1981. С.3-19.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.
4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
5. Гольбах П. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления. Избр. произведения: в 2-х томах. М.: Мысль, 1963. Т.2. С. 85-534.
6. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
7. Лебон Г. Психология народов и масс / пер. с франц. СПб.: Макет, 1995. 316 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
11. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая шк., 1990. 128 с.
12. Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека: Психофизиологическая проблема и современная биология. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. 158 с.
13. Спасибенко С. Г., Панферова В. В. Общественная жизнь: управление и самоорганизация // Соц.-полит. журн. М., 1996. № 1. С. 70-81.
14. Тоффлер О. Наука и изменение: Предисловие; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. С. 11-33.
15. Туев В. А. Человеческие потребности: эскиз философской теории. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 263 с.
16. Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / пер. с англ. и фр. М.: Прогресс, 1990. С. 469-486.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
УДК 16 ББК Ю 223.7
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВИДЕНИЯ
Л _ о
И.Д.Третьяков1, Ю.А.Лукина2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются философско-методологические проблемы предвидения. Отмечено, что предвидение остается одной из сложных проблем для научного анализа. Обосновано, что дальнейшему, более успешному ее исследованию поможет овладение новейшими методологиями, связанными с синергетикой, информационными технологиями, а также с переосмыслением прежних подходов к проблеме, в частности, с позиций постпозитивизма. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: предвидение; предвосхищение; прогностика; методология; универсалии; предсказательная функция науки; вероятность; возможность; эмпирический и теоретический уровни знания; принцип системности.
PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PREDICTION I.D. Tretyakov, Yu.A. Lukina
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article discusses philosophical and methodological problems of prediction. It is noted that prediction remains one of the challenges for scientific analysis. It is proved that mastering the latest methodologies associated with synergetics, information technologies as well as rethinking of previous approaches to the problem, in particular, from the standpoint of postpositivism, will contribute to its further, more successful study. 6 sources.
1Третьяков Иван Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405187, e-mail [email protected]
Tretyakov Ivan, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, email [email protected]
2Лукина Юлия Александровна, кандидат химических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405187, e-mail [email protected]
Lukina Yuliya, Candidate of Chemistry, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, e-mail [email protected]