ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
г.в. СУРДИН
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
СТАТУСНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ЕГО ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
Обоснована самостоятельная роль статусного самоутверждения личности. Ему дана характеристика путем выделения самостоятельного полезного результата, достигаемого в процессе удовлетворения потребности. Описана связь статусного самоутверждения с такими фундаментальным категориями, как социальный статус, социальная иерархия и социальная роль. Показано отличие статусного самоутверждения от процессов социализации.
Ключевые слова: самоутверждение, потребность, статус, социальная роль, социальная иерархия.
УДК 101:316 ББК 87.3(2)
G.V. SURDIN
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
STATUS SELF-AFFIRMATION OF PERSON: ITS NATURE AND ESSENCE
The article substantiates an independent role of status self-affirmation of an individual. Status self-affirmation is characterized by marking out an independent useful effect achieved in the process of requirement satisfaction. The author describes the connection of status self-affirmation with such fundamental categories as social status, social hierarchy and social role and shows the difference of status self-affirmation from the processes of socialization.
Keywords: self-affirmation, need, status, social role, social hierarchy.
Применяя системный подход, мы имеем возможность ближе подойти к пониманию тех процессов, которые протекают во взаимодействии личности и общества. Одним из современных вариантов системного подхода является системно-эволюционная теория, которая объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Согласно этой концепции, системы формируются для достижения положительного результата при взаимодействии организма со средой. Такой результат получил в теории функциональных систем название полезного приспособительного эффекта. Выделив полезный приспособительный результат, мы сможем постигнуть то важное и глубинное, что отличает потребность в самоутверждении от других потребностей.
Процесс удовлетворения потребности в самоутверждении направлен на достижение комплекса условий самосохранения субъекта, среди которых можно выделить установление доминантного положения, обретение социального статуса и достижение субъектного совершенства. Сообразно этому представлению можно выделить три самостоятельных направления процесса самоутверждения по достижению каждого полезного результата в отдельности: доминантное самоутверждение, статусное самоутверждение и самосовершенствование. В этой статье дается характеристика статусного направления процесса самоутверждения.
Доминантные межличностные отношения всегда оспариваются другими субъектами, поэтому для их поддержания необходима
© Г.В. Сурдин, 2011
постоянная демонстрация превосходства, следовательно, возникает необходимость придания им стабильного характера. В животном мире «закреплением» отношений доминирования является построение стадной иерархии в группе, где положение в ней определяет характер доступа к предметам удовлетворения потребностей (пище, брачному партнеру, безопасному размещению в пространстве и пр.) [6]. Исследования лаборатории эндокринологической генетики Института цитологии и генетики СО РАН указывают на существенную связь между генетическими особенностями животного, его положением в иерархической структуре и дифференциальным размножением [4].
Вне общества невозможно ни появление, ни совершенствование личностных, т.е. сугубо социальных, свойств человека [7, с. 36]. Чтобы приобрести, сохранить и развить эти свойства, индивид должен занять определенное место в социуме, обрести свою «социальную нишу», чем и обусловливается существование статусного направления процесса самоутверждения.
Понятием, которое характеризует положение индивида (коллектива) в социальной системе, является социальный статус. Он не только упорядочивает отношения доминирования, но и является принципиально другим качественным образованием. Социальный статус есть форма взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов в механизме упорядочивания их совместной деятельности. Содержание конкретного социального статуса зависит от той общности, компонентом которой он является. Каждый субъект, таким образом, может иметь очень большое количество статусов, градация которых проходит в зависимости от включенности в конкретные группы и от участия в определенных видах деятельности.
Можно сказать, что социальный статус — это одновременно и определенное положение в системе общественных отношений, приобретаемое субъектом, и, в то же время, опосредованная структура, через которую субъект вступает в общественные отношения. Несмотря на двойственную природу социального статуса, основным его содержанием является положение, занимаемое субъектом в конкретных общественных отношениях. Чем больше социальных стату-
сов субъект имеет, тем «жизнеспособнее» он становится в условиях социальной среды.
Таким образом, социальный статус выступает своеобразным «мостом» в процессе приобщения субъекта к системе общественных отношений. Он наполняется конкретным содержанием сообразно потребностям индивида и деятельности по их удовлетворению, поэтому его можно рассмотреть как безличностную, надындивидуальную форму, приводимую в действие субъектами, с учетом места в социальной иерархии и той социальной роли, которая наполняет его функциональным содержанием.
Наличие социального статуса означает возможность его оценки с позиции социальной иерархии. Социальная иерархия в современных исследованиях понимается как результат конструируемой шкалы статусных позиций. Суть социальной иерархии любой формы можно выразить следующим определением: «Социальная иерархия — форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда "нижние" уровни контролируются "верхними"» [3].
В процессе самоутверждения оценка статуса происходит в соответствии с актуальной иерархической шкалой. Обладание все более высоким местом в общественной иерархии обеспечивает лучшую адаптацию субъекта в окружающей среде, ибо сама иерархия в своей динамичности изменения рангов служит регулятором эффективности системы.
Социальный статус является выразителем социальной роли. В функциональной системе каждый элемент выполняет определенную функциональную роль — это важное условие того, что взаимодействие с окружающей средой будет происходить в необходимом режиме. Социальная роль используется при характеристике динамического аспекта социального статуса. Виды социальных ролей определяются разнообразием статусов, которыми может обладать субъект. Для целей нашего исследования важно направление, которое рассматривает социальные роли как часть социальной реальности, изначально данной индивиду и являющейся репрезентацией социальной структуры. Таким образом, социальные роли предстают своеобразным инструментом, позволяющим обществу функционировать как единая система. Описанный подход получил название структура-
листского из-за интереса его сторонников к общественной структуре.
В поведенческом аспекте (в психологии) под социальной ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [2], которая может являться объектом оценки («плохие» и «хорошие» роли), в результате этого возникают ценностные отношения. Социальная роль, будучи «фиксированным» явлением, приобретает конкретное содержание, она начинает выполняться тем или иным способом в зависимости от личности исполнителя. То есть в некотором смысле социальная роль — это способ существования личности в социуме и форма осуществления ее деятельности.
Мы рассмотрели здесь весьма тесную взаимосвязь социального статуса с социальной иерархией и социальной ролью. Безусловно, смыслообразующим термином выступает термин «статус», который несет в себе предпосылки для нахождения субъекта в социальной иерархии и выполнения той или иной заданной в обществе социальной роли.
Статусное самоутверждение есть выражение «групповой» биологической природы человеческих индивидов. Проявившись, она модифицируется на протяжении всей жизни. Это вытекает из того, что «бесстатусное» состояние человека в обществе невозможно. Статусное самоутверждение человека безусловно отличается от гомологичного статусного самоутверждения особи в стаде ровно настолько, насколько стадо отличается от общества. При этом любая форма общественного бытия индивида предполагает наличие определенного места в социуме и набора определенных функций. В ходе эволюции становление человека шло параллельно с процессами становления общества, путем взаимопроникновения, поэтому вполне приемлемо говорить об антропосоциоге-незе [5, с. 21].
Социальный статус — часть общественной структуры, и посредством его обретения субъект приобщается к системе общественных отношений. Последняя существует вне зависимости от сознания индивидов и при этом «диктует» им необходимость приобщения к ней посредством вхождения в общественную структуру. Таким образом, самоутверждение выступает не только внут-
ренней интенцией, но и внешним, объективным фактором, лежащим вне субъекта; оно выступает составной частью системы общественных отношений, фактором запуска и приобщения к ним. Однако от самого индивида всецело зависит, какое место он займет в этой системе, и это определяется такой философской категорией, как свобода выбора. Статусное самоутверждение — это процесс обретения субъектом социального статуса, посредством которого возникает объективированный механизм включения субъекта в систему общественных отношений.
Зачастую процессы социализации объединяют с процессами самоутверждения. На наш взгляд, полностью отождествлять эти процессы неверно, однако статусную сторону самоутверждения необходимо рассмотреть как элемент социализации. Социализация — усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений [1, с. 8]. Механизм социализации как раз представляет собой вытеснение биологических функций и замену их на иные способы жизнедеятельности, присущие человеку как социальному существу. Обретение социального статуса является важной предпосылкой для протекания процесса социализации, а социализация, в свою очередь, способствует вхождению индивида в социальную среду, что крайне важно для удовлетворения потребности в самоутверждении. Именно поэтому социализация и самоутверждение — явления взаимосвязанные и неотделимые.
Осознание значимости статуса, того, что он дает для индивида и общества, оказывает существенное влияние на последующий характер общественных отношений, в которые он включен, в том числе влияет на уровень реализации общественных функций. Однако самоутверждение через простое обладание должностью статично и мобилизует человека прежде всего на сохранение и удержание этой должности, а не на дальнейшее развитие. Но возможности, порождаемые наличием статуса, можно использовать не только для получения привилегий, но и для того, чтобы свои уникальные качества воплощать в обще-
ственном строительстве. В идеале исходным началом должна выступать убежденность в том, что социальный статус с приложением сущностных сил можно применить во благо общества (группы) и с целью саморазвития. Социальный статус при этом должен «приращиваться» к социальным качествам, быть адекватным их содержанию.
Таким образом, еще одним необходимым условием достижения самосохранения в
процессе удовлетворения потребности в самоутверждении является обретение социального статуса. Субъект, становясь участником общественных отношений, вписывается в уже существующее положение в общественной структуре и противостоит другим субъектам, имеющим смежное положение в структуре общественных отношений. Этот механизм носит характер вплетения «индивидуального» в структуру социальной реальности.
Список использованной литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
3. Носов П.В. Социальные роли как фактор организации общественных отношений: дис. ... канд. филос. наук. М., 2009.
4. Саломачева И.Н. Влияние социальной иерархии на репродуктивную систему: роль генетических и онтогенетических факторов: дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 2007.
5. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
6. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. М., 2010.
7. Туев В.А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности: (теоретико-методологический аспект). Иркутск, 2009.
Bibliography (transliterated)
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M., 2009.
2. Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti. M., 1967.
3. Nosov P.V. Sotsial'nye roli kak faktor organizatsii obshchestvennykh otnoshenii: dis. ... kand. filos. nauk. M., 2009.
4. Salomacheva I.N. Vliyanie sotsial'noi ierarkhii na reproduktivnuyu sistemu: rol' geneticheskikh i ontogeneticheskikh faktorov: dis. ... kand. biol. nauk. Novosibirsk, 2007.
5. Semenov Yu.I. Kak vozniklo chelovechestvo. M., 1966.
6. Sergeev B.F. Stupeni evolyutsii intellekta. M., 2010.
7. Tuev V.A. Razvitie chelovecheskikh potrebnostei v sotsial'noi deyatel'nosti: (teoretiko-metodologicheskii aspekt). Irkutsk, 2009.