Научная статья на тему 'Потребности - функциональное качество жизни'

Потребности - функциональное качество жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
770
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиповская Л. П.

В докладе в лаконичной форме рассмотрены понятия, характеризующие личность и ее ценностные ориентации, определен смысл категории «образ жизни», выявлена главная цель человеческого существования. Особое внимание уделено вопросам потребностей человека, выступающих в качестве его интересов, «культуре потребления», соотношению потребностей и возможностей человека, нормам потребления. Дана характеристика потребительства и аскетизма, как противоположных крайностей потребления, выявлены порождающие их причины, рассмотрены особенности удовлетворения потребностей человека в современном обществе, в том числе, в сфере сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs are the Functional Quality of Life

This paper reviews the concepts which define personality and its system of values; describes the content of Lifestyle category and shows the major goal for human existence; the study analyses human needs serving as human interests, consumption culture, the correlation between human needs and means, abd the consumption standards. In addition, the paper outlines the characteristics of consumerism and asceticism as opposite extremes of consumption, identifies their generating causes, investigates the satisfaction characteristics of human needs in a modern society, including in the area of service.

Текст научной работы на тему «Потребности - функциональное качество жизни»

Оба направления чрезвычайно важны для современных государств мира из-за тесной связи с вопросами национальной безопасности стран. Сохранение, устойчивое воспроизводство и реабилитация человеческих трудовых ресурсов становится главной целью предстоящих десятилетий конкурентной борьбы стран и народов на фоне беднеющей трудовыми ресурсами планеты, в том числе со странами — экономическими лидерами современного нам мира. В эти процессы, безусловно

включена и Россия. Восстановление трудовых ресурсов общества и создание стабильной социальной ситуации — два главных направления, с которыми связаны индустрия туризма и гостеприимства в современной России, находящейся сейчас в поиске своих национальных проектов. Сфера услуг все в большей степени становится одним из них — проектом, в успешной реализации которого заинтересованы и государство, и его граждане.

Литература

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.— М.: Политлит, 1992.— 544 с.

2. Тойнби А. Постижение истории.— М.: Прогресс, 1991.—736 с.

3. Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. — М.: Радуга, 1991.— 640 с.

4. Шалаев В.П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный тип личности — модусы переходной эпохи человеческой истории: синергетический аспект // Социальная синергетика: безопасность и глобализация в парадигме современного научного знания и практики: Сб. научных трудов / Под общ. ред. проф. В.П. Шалаева.— Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.— С. 269—287.

5. Шалаев В.П. Социально-культурный сервис и туризм в системе научного знания и практики общества эпохи потребления // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сб. научных статей.— Смоленск: Универсум, 2006.— С. 42—50.

6. Шалаев В.П. Экономическая глобализация и вопросы национальной безопасности в ХХ веке (взгляд из России) // Теме. Часопис за друшневе науке.— № 3.— 2005.—Ниш, Университет у Нишу, СВЕН (Югославия).— С. 51—67.

7. Шалаев В.П. Синергетика социального управления.— Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.— 260 с.

8. Социально-экологическая безопасность государства: управленческий аспект / Ю.П. Демаков, В.П. Шалаев. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.— 344 с.

УДК 008

| ПОТРЕБНОСТИ - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Шиповская Л.П.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This paper reviews the concepts which define personality and its system of values; describes the content of Lifestyle category and shows the major goal for human existence; the study analyses human needs serving as human interests, consumption culture, the correlation between human needs and means, abd the consumption standards. In addition, the paper outlines the characteristics of consumerism and asceticism as opposite extremes of consumption, identifies their generating causes, investigates the satisfaction characteristics of human needs in a modern society, including in the area of service.

В докладе в лаконичной форме рассмотрены понятия, характеризующие личность и ее ценностные ориентации, определен смысл категории «образ жизни», выявлена главная цель человеческого существования. Особое внимание уделено вопросам потребностей человека, выступающих в качестве

его интересов, «культуре потребления», соотношению потребностей и возможностей человека, нормам потребления. Дана характеристика потребительства и аскетизма, как противоположных крайностей потребления, выявлены порождающие их причины, рассмотрены особенности удовлетворения потребностей человека в современном обществе, в том числе, в сфере сервиса.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Каждый человек обладает единичностью: его генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и другая отдельность присущи только данному человеку и является предпосылкой его индивидуальности, то есть совокупности наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

Человек как социальное существо — это личность. Личность характеризует поведение, деятельность, общение, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Благодаря кумулятивной способности человеческий мозг накапливает информацию, полученную в процессе жизни человека.

Понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание используется на протяжении многих веков для характеристики духовного начала человека. Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. Человек, осмысливая информацию в своей деятельности, формирует собственную систему различных ценностных ориентаций, которые проявляет в выполнении своих многочисленных социальных ролей. Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное, что этот процесс протекает совершенно по-разному

в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде1. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Постоянное преодоление дискомфортного состояния является одним из существенных моментов в бытии человека. Человек ориентирован на восприятие внешних благ, которые предопределены условиями природной и культурной среды. Внешние блага не являются конечной целью в бытии человека, но они составляют необходимый элемент в ее становлении. Личность усваивает внешние блага, используя их как материал для построения своего внутреннего духовного мира. Функция личности состоит в создании духовных благ, которые составляют ее внутреннее достояние и выражаются внешне в облике человека, в его творчестве, делах и поступках. В то время как внешние блага предопределены условиями внешней среды, духовные блага являются внутренним, сокровенным достоянием личности. Каждая личность стремится к переживанию блага, находящегося в системе освоенных ею ценностных ориентаций.

Потребность в переживании блага составляет основной принцип личностного бытия, его содержание и его цель. Потребность — это особое, сложное нравственное переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентаций личности.

Ценностные ориентации — важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающий значимое, существенное для данного человека от несущественного и незначительного. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную

1 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — С. 225—226.

в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностная ориентация выступает важнейшим фактором, регулирующим детерминирующим мотивацию личности. Ценностные ориентации — это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.

Направленность личности определяется только преобладающими у него потребностями и образом жизни. При преобладании физиологических потребностей личность эгоцентрична, направлена к материальному миру. При преобладании психических потребностей, личность направлена к духовному миру, развивает свой внутренний потенциал и обладает определённым уровнем духовности. Преобладание потребностей в сознательной деятельности зависит от предварительного воспитания, развития структур сознания, различных социальных групп, в которых живет человек, а также от степени личного самовоспитания, самодисциплины и целеустремленности и образа жизни.

Смысл категории «образ жизни» — в ее синтетическом характере, в том, что она не только включает, но и выявляет многообразие общего, особенного и единичного. Уровень жизни и качество жизни — выражения сущностных, устойчивых признаков образа жизни. За ними стоит и ими определяется многообразие проявлений образа жизни: мода, обычаи, ритуалы, национальные традиции, обряды, эстетические вкусы, нравственные нормы и принципы.

В нашей жизни много принуждения. Мы идем через зависть, обиду, алчность, вину. Все эти чувства подавляют веру в себя и вместе с ней — жизненные силы и способности человека. Результат — подчинение железной необходимости, существующей для всех, и отказ следовать своим собственным путем, отстаивать свою точку зрения. Однако природа не терпит ни одного создания, не способного постоять за себя. И наоборот, поддерживает того, кто верит в правомочность своих пристрастий и антипатий, кто следует зову сердца. Именно поэтому самые стойкие и верные своим убеждениям, взглядам, целям люди по-

лучают признание. Главная цель человеческого бытия и потребность человека — развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. Человеческая сущность всегда выражается в действиях, направленных на успех.

Личность — это целостное единство, она самоценна и обладает способностью выбирать свой жизненный путь. Человек является личностью в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличности, равнодушия, поэтому для развития личности фундаментальное значение имеет сознание, но не только как знание, но и как отношение, — характеризовал личность С.Л. Рубинштейн2.

Парадокс человека проявляется в том, что нельзя полностью отказаться от потребностей, заложенных с рождения. Человек может поставить свои потребности под сознательный контроль, усиливая или ослабляя их в процессе деятельности, проявляя терпение. Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Управлять потребностями — значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Регуляция целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению потребностей, является одной из важнейших эмоциональных функций человека. Круг и широта потребностей зависят от уровня развития человека и материальных условий его жизни. Потребности общества и, прежде всего, экономические как основа всего общественного производства, объективны. Осознанные обществом и конкретным человеком потребности выступают в качестве их интересов. Процесс потребления представляет собой специфическое взаимодействие индивида и общества, связанное с производством, распространением и использованием материальных и духовных благ. Понятие «культура потребления» характеризует этот процесс с точки зрения его качества, степени развития и той или иной связи этого процесса с достигнутым обществом уровнем научнотехнологического, материального и духовного развития, а также меры овладения человеком этими достижениями.

2 См.: Рубинштейн СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. — М., 1973.

Процесс потребления по своей сути имеет противоречивый характер, что сказывается на всех типах и видах индивидуального потребления. В качестве примера рассмотрим физиологическое потребление. В этом случае существует противоречие между физиологическими потребностями и мерой их удовлетворения. Мера определяется чувственными желаниями, которые всегда превышают физиологическую потребность. С одной стороны, причины этого коренятся в росте потребностей по мере их удовлетворения, что осознается индивидом и проявляется в его желаниях. С другой стороны, сам организм на бессознательном уровне постоянно стремится сделать запасы на будущее (на «черный день»).

Массовое потребление подняло жизнь простого человека на достойный уровень человеческого существования, соответствующий современному научно-технологическому развитию. Жизнь людей в условиях массового потребления становится комфортной. Однако в историческом развитии потребностей действует закономерность перехода в свою противоположность. Эта закономерность проявляется в жизнедеятельности индивидов, характеризуя динамику их развития. Её суть заключается в том, что если индивид долгое время не в полной мере удовлетворял свои материальные потребности из-за отсутствия возможностей, то с появлением возможностей он удовлетворяет свои не удовлетворяемые ранее потребности чрезмерно. Потребление переходит в свою противоположность — потребительство.

Современное массовое производство несет в себе прогрессивную тенденцию к демократизации потребностей и потребления. Развитие массового производства ведет к внедрению в повседневную жизнь широких слоев населения материальных благ и услуг, которые ранее были символом и принадлежностью привилегированных слоев общества. Это ведет, в свою очередь, к полному удовлетворению материальных потребностей всего населения. Однако одновременно в условиях массового потребления проявляет себя культ материального потребления. В жизни человека потребление выходит на первое место. К сожалению, утрачивается главная ценностная ориентация человеческого существования — реализация

человеческой сущности, индивидуальности. Потребление приобретает престижный характер. Потребляемым вещам приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе и т.д. Даже духовные ценности зачастую имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве символов социального статуса. Такое потребление называется потребительством. Потребительство является определенным образом мышления, образом жизни. Для него характерно превращение потребностей низшего уровня и, прежде всего, материальных в самоцель, в нечто вроде смысла жизни. В основе потребительства лежит стремление индивида самоутвердиться, проявить себя исключительно в сфере потребления, вписаться в ту или иную систему престижного потребления.

Вследствие этого потребительство ведет не к развитию личности, не к выражению её индивидуальности, а к усреднению, нивелированию и, естественно, обезличиванию, т.е. утрате личностью её индивидуальности. Создаваемые высоким уровнем массового потребления основы для духовного развития индивида потребительством не реализуются. В этом главный недостаток и проблема потребительства. Другая крайность — аскетизм. Хроническое недопотребление делает человека озабоченным и унижает его. Такой человек в принципе не может реализовать себя в полной мере, поскольку его деятельность выступает не целью, а лишь средством улучшения его материального положения. Поэтому крайности потребительства и аскетизма есть отклонения от нормального потребления, которое обеспечивает достойный человеческого существования образ и уровень жизни, создает самые благоприятные условия для развития личности, её наиболее полной самореализации. «...Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны.»3.

Норм, следовательно, много. У каждой общественной среды — классовой, национальной, расовой, географической, профессиональной, семейной и возрастной — в разное время свои нормы. Они бывают различной

3 Дробницкий О. Проблемы нравственности. — М., 1977. — с. 12.

прочности, устойчивости. Во множестве бытующих в каждое время норм можно заметить своего рода структурность. Кроме того, нормы обладают ранговой иерархией: нормы современные выше норм устаревших, нормы богатых выше норм состоятельных, а нормы состоятельных выше норм нуждающихся, бедных независимо от того, почему данный человек богат, состоятелен или беден. Во всех этих ранговых отличиях множество постепенных переходов и оттенков. Так, в нормах удовлетворения реализуется ранг общественного положения человека, а его социальные потребности часто заключаются как раз в стремлении к вышестоящему рангу, то есть к расширению своих прав и повышению норм удовлетворения своих потребностей.

Утверждение в обществе крайностей потребления (потребительства и аскетизма) всегда имеет определенные социальные причины. Аскетизм утверждается в таком обществе, где власть не в состоянии обеспечить народу нормальное удовлетворение материальных потребностей.

Потребительство тоже имеет свои социальные причины. Они связаны со стремлением каждого предпринимателя разрекламировать свой товар с целью получения максимальной прибыли. Самая эффективная реклама связана с включением того или иного товара в категорию престижного потребления. Это создает в обществе постоянную возможность превращения нормального потребления в потребительство.

Та или иная ориентация в потреблении (потребительство, аскетизм или нормальное потребление) зависит не только от научнотехнологического, экономического, политического уровней развития общества, всей системы социальных условий жизни индивида, но и от него самого (его образования, воспитания, ценностных ориентаций и т.д.).

В настоящее время производство ориентируется не на общество и, тем более, не на те или иные большие социальные группы, а, прежде всего, на индивидов, на удовлетворение и развитие их потребностей. И уже через индивидуальные потребности производство восходит к общественным потребностям. Эта перемена ориентаций современного производства связана с тем, что уровень и качество жизни населения (и, соответственно, каждого индивида) в развитом обществе настолько возросли, что обслуживание производством индивидуального потребления приносит гораздо больше прибыли, чем обслуживание общественных потребностей. Более того, современное производство уже не просто обслуживает имеющиеся у индивида потребности, а активно создает с помощью рекламы и средств массовой информации новые потребности, производя зачастую такие предметы, которые предназначены для удовлетворения ещё несуществующих потребностей4.

От работников сферы сервиса требуется высокая психологическая культура, поскольку их деятельность характеризуется большой психологической нагрузкой. Они должны понимать поведение покупателей (заказчиков) для выбора наилучшего способа их обслуживания, знать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения, разбираться в поведении людей в обществе с помощью таких этических категорий, как добро и зло, долг, честь, совесть, достоинство, счастье и смысл жизни. Поскольку труд работников сферы сервиса связан с людьми, постольку от них требуется глубокое осознание своего морального долга перед каждым потребителем. «Психологическая культура сервиса — это уровень развития психологических знаний, навыков и умений работников сервиса для учета индивидуально-психологических особенностей клиентов, с целью выбора наилучшей тактики их обслуживания»5.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.

2. Дробницкий О. Проблемы нравственности. — М., 1977.

3. Черников В.Г. Человек и его потребности. — Рыбинск, 2003.

4. Федцов В.Г. Культура сервиса. — М.: ПРИОР, 2000.

5. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. — М.: Московские учебники —СиДиПресс, 2003. — С. 5—61.

4 Черников В.Г. Человек и его потребности. — Рыбинск, 2003. — С. 69.

5 Федцов В.Г. Культура сервиса. — М,: ПРИОР, 2000, с. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.