Научная статья на тему 'Методологические основания изучения регионального этнического пространства'

Методологические основания изучения регионального этнического пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основания изучения регионального этнического пространства»

Т.Б.Бсшжатова

О гуманизме как регулятивном принципе социального управления

Психология и социология

В российском обществе с рыночной экономикой человеческий фактор, человеческий капитал, человеческие ресурсы стали объектом пристального внимания социологов, экономистов, демографов, психологов. Курс государства на инвестиции в человеческий капитал актуализировало проблему, Большинство современных исследователей, работающих в области социального управления и изучающих сферу социальных отношений в условиях экономических реформ, начинают понимать: «... недостаточность научного поиска и анализа в уже известных пределах, базирующихся главным образом на использовании и совершенствовании только лишь организационных, институционных, финансовых и тому подобных инструментов» [2], и осознают необходимость исследования в тесной связи с гуманистическими аспектами экономики.

Такое положение требует кардинального пересмотра общесистемных принципов социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, являются руководящими идеями, исходными положениями, отражающими законы развития отношений управления, Результаты проведённых исследований показывают, что в настоящее время необходимо создание новых социально ориентированных принципов. Наряду с такими принципами как социальная направленность управления, научная обоснованность, системность, эффективность в реализации, демократизм, состязательность и конкуренция, стимулирование работников, саморегулирование, многофункциональность и широкая применимость, предлагаемыми Н.Г. Веселовой [1], мы формулируем ещё один принцип -это принцип гуманизации социальных отношений. На наш взгляд, гуманизм является одним из регулятивных принципов социального управления, так как только при гуманном подходе можно говорить о справедливом,

уважительном отношении друг к другу, дальнейшем позитивном развитии человечества. Социальная система управления охватывает широкую сферу человеческой деятельности и без гуманной составляющей здоровое развитие общества невозможно. Реализация указанного принципа предполагает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и полномерное проявление своих способностей. Благо человека выступает критерием оценки общественных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. При выделении гуманизма в качестве регулятивного принципа социального управления необходимо уделить внимание проблеме социального неравенства, что представляется важным, поскольку неравенство лежит в основе трудовой мотивации людей, стимулирует разные модели общественного поведения, подталкивает людей к социальной мобильности. Требуется разработка не просто научного подхода к управлению, а подхода, базирующегося на гуманистической основе. Для этого требуется изменение психологии сотрудников и руководителей по отношению друг к другу, ибо социальное управление напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности, Лишь человек со светлым умом и духовно зрелый может обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу.

Библиографический список

1. Веселова, Н. Г. Социальное управление и элементы его культуры [Текст] / Н, Г, Веселова; под ред. В. А. Трайнева; Межд. академия наук информации, информационных процессов и технологий, - М,: НТК Дашков и К, 2002, - 340с,

2. Федоренко, Н.П, Гуманистическая экономика [Текст] / Н. П. Федоренко, - М, ; ЗАО «Издательство «Экономика», 2006, - 188с.

В.М.Максимова

Методологические основания изучения регионального этнического пространства

Исследование этнического феномена и его соци- плексной проблемой, для своего решения требующей ально-пространственных характеристик является ком- обращения к нескольким теоретическим подходам.

142 ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006

Психология и социология

Первым из них, является исследование этнического в рамках объективистского подхода, вторым - релятивистские концепции этнического, третьим - положения, обосновывающие категорию «этническое пространство», как разновидность социального и географического пространства, а также разработка темы этнических границ,

Объективистские концепции этнического, направленные на раскрытие сущностных характеристик феномена, объединяла институциализация представлений об этносах как чрезвычайно устойчивых, примордиаль-ных общностях. В самой объективистской парадигме изучения этнического феномена следует выделить три относительно независимых направления исследований: европейский универсализм, российский субстанциона-лизм и американский примордиализм. Смена исследовательских парадигм в конце прошлого века, привела к широкому распространению среди отечественных этнологов инструменталистского и конструктивистского понимания этнической реальности.

Общим для релятивистских концепция является изучение этничности и этнической идентичности как субъективных представлений о мнимом родстве, культурно-языковом единстве, и общности интересов группы. Этнические характеристики социума рассматриваются как чрезвычайно изменчивые, ситуативные. Этничность представляется мифологемой, конструируемой политической и культурной элитой общества как эффективное средство этнической мобилизации. Релятивистская концепция ориентирована на исследование этничности и национальной идентичности внутри модернизованных сообществ. Этническая составляющая социальной идентичности, при таком подходе утрачивает свою историчность, становится исключительно современным явлением.

Пространственный подход к изучению этнической самоорганизации на региональном уровне, нами рас-

сматривается как наиболее перспективный. Понятие «этническое пространство региона» базируется на двух основных положениях - этническая специфика населения и социальная организация территории, Представление о собственной значимости этнических единиц реализуется в рамках наиболее устойчивых функциональных социально-экономических и территориальных общностей - в рамках региона. Одним из основополагающих факторов устойчивого существования социального пространства региона является устойчивость этнического пространства. Однако нам представляется возможным противопоставить административно-политическое и социоприродное понимание регионального деления. Регионализация по национально-территориальному признаку на территории Российской Федерации является результатом административного конструирования политического пространства, и одновременно, попыткой искусственного выстраивания этнической иерархии на определенной территории, что формирует пространство с нарушенной динамикой выстраивания этнической иерархии.

Нами обозначены основные теоретические подходы к изучению проблемы этнического пространства в современной науке. Данные исследования могут быть успешны только при междисциплинарном подходе и использовании комплексного подхода на базе социологических, этнологических и сравнительно-исторических методов.

библиографический список

1. Рыбаков С.Е. Философия этноса, - М,, ИПК Госслужбы, 2001.

2. Кибасова Г,П, Этническое пространство. - Волгоград, Ваша свита, 2003.

3. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: - Сыктывкар, 1996.

И.В.Корогодина

Структура концепта ABNEIGUNG

В задачи данной статьи входит описание структуры концепта ABNEIGUNG.

Современный человек, вступая в сложные и многообразные отношения с окружающей средой, демонстрирует огромное разнообразие реакций приближения-отстранения. Антипатия (ABNEIGUNG) относится к отрицательным эмоциональным переживаниям, к реакциям отстранения, характеризующим процесс взаимодействия человека как с миром физическим, так и социальным (Изард 2000). Антипатию можно определить как

комплексную эмоцию, включающую в себя как физиче-

ские состояния/ощущения, так и чувства/отношения, аффекты, отражающие негативное пристрастное отношение субъекта к фрагментам мира.

Ключом к рассмотрению антипатии является такая ментальная сущность, как концепт - одна из структур знания и опыта. Концепт ABNEIGUNG является многомерным смысловым образованием, репрезентирующим всю совокупность знаний об эмоции антипатия, структура которого может быть представлена тремя составляющими: понятийной, ценностной, образной. Понятийную составляющую представляет признаковая структура

ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.