Научная статья на тему 'Методологические и теоретические основания формирования готовности педагогов к самореализации в профессиональной деятельности'

Методологические и теоретические основания формирования готовности педагогов к самореализации в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
готовность к самореализации / педагог / профессиональная деятельность / диалектическая парадигма / интегративная концепция / педагогические закономерности / педагогические принципы / readiness for self-realization / pedagogue / professional activity / dialectical paradigm / integrative concept / pedagogical patterns / pedagogical principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Манжос Любовь Владимировна

Проблемы самореализации личности в педагогической среде остаются актуальными на протяжении многих лет, что обусловлено динамичными процессами модернизации и трансформации социальной и экономической систем. Рассмотрены методологические и теоретические основы формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности. В качестве методологической базы исследования представлена интегративная концепция, объединяющая традиционалистский, коллективистский и личностный подходы. Теоретическими основаниями к решению заявленной проблемы определены диалектические закономерности и принципы формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности, рассматриваемые как инструментальные феномены, данные в категориях выбранной педагогической концепции. В целом заявленные принципы (преемственности, неоколлективизма, андрагогичности, контекстности, интегративности) основаны на логике процесса самореализации и представляют собой взаимосвязь внешних факторов и внутренних условий формирования и развития педагога в профессиональной среде. Проведенный научный анализ вопросов формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности позволил сформировать теоретико-методологическую систему, способную оценить рассматриваемый феномен и возможности его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Манжос Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and theoretical grounds for formation of teachers' readiness for self-realization in professional activity

The issues of self-realization of the individual in the pedagogical environment remain relevant for many years due to dynamic processes of modernization and transformation of social and economic systems. We consider the methodological and theoretical grounds for the formation of teachers' readiness for self-realization in professional activities. As a methodological base, presented integrative concept combines traditionalist, collectivist and personal approaches. The theoretical grounds for solving the stated problem are dialectical patterns and the principles of formation of teachers' readiness for self-realization in professional activities, considered as instrumental phenomena given in the categories of the chosen pedagogical concept. In general, the stated principles (continuity, neocollectivism, andragogy, contextually, interactivity) are based on the logic of the self-realization process and represent the relationship between external factors and internal conditions for the formation and development of a teacher in a professional environment. The carried out scientific analysis of the issues of formation of teachers' readiness for self-realization in professional activity allowed to form a theoretical and methodological system capable of assessing the phenomenon under consideration and the possibilities of its further development.

Текст научной работы на тему «Методологические и теоретические основания формирования готовности педагогов к самореализации в профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 9-16. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus/ / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq/

Теория и методология

проблемы, тенденции

<

УДК 37.022

DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-9-16

Поступила в редакцию / Received 10.07.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Методологические и теоретические основания формирования готовности педагогов к самореализации в профессиональной деятельности

Мосина Оксана Анатольевна1 Н Ф , Манжос Любовь Владимировна О

:ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350910, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173 2ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» 385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208

Н kuvshinovaoa@mail.ru

2,

Аннотация. Проблемы самореализации личности в педагогической среде остаются актуальными на протяжении многих лет, что обусловлено динамичными процессами модернизации и трансформации социальной и экономической систем. Рассмотрены методологические и теоретические основы формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности. В качестве методологической базы исследования представлена интегратив-ная концепция, объединяющая традиционалистский, коллективистский и личностный подходы. Теоретическими основаниями к решению заявленной проблемы определены диалектические закономерности и принципы формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности, рассматриваемые как инструментальные феномены, данные в категориях выбранной педагогической концепции. В целом заявленные принципы (преемственности, неоколлективизма, андрагогичности, контекстности, интегративности) основаны на логике процесса самореализации и представляют собой взаимосвязь внешних факторов и внутренних условий формирования и развития педагога в профессиональной среде. Проведенный научный анализ вопросов формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности позволил сформировать теоретико-методологическую систему, способную оценить рассматриваемый феномен и возможности его дальнейшего развития.

Ключевые слова: готовность к самореализации; педагог; профессиональная деятельность; диалектическая парадигма; интегративная концепция; педагогические закономерности; педагогические принципы

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Мосина О.А., Манжос Л.В. Методологические и теоретические основания формирования готовности педагогов к самореализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 9-16. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-9-16

© Мосина О.А., Манжос Л.В., 2023

original article

Methodological and theoretical grounds for formation of teachers' readiness for self-realization in professional activity

Oksana A. Mosina1 H © , Liubov V. Manzhos

©

:Kuban State University 173 Sormovskaya St., Krasnodar 350910, Russian Federation

2Adyghe State University 208 Pervomaiskaya St., Maykop 385000, Russian Federation

H kuvshinovaoa@mail.ru

Abstract. The issues of self-realization of the individual in the pedagogical environment remain relevant for many years due to dynamic processes of modernization and transformation of social and economic systems. We consider the methodological and theoretical grounds for the formation of teachers' readiness for self-realization in professional activities. As a methodological base, presented integra-tive concept combines traditionalist, collectivist and personal approaches. The theoretical grounds for solving the stated problem are dialectical patterns and the principles of formation of teachers' readiness for self-realization in professional activities, considered as instrumental phenomena given in the categories of the chosen pedagogical concept. In general, the stated principles (continuity, neo-collectivism, andragogy, contextually, interactivity) are based on the logic of the self-realization process and represent the relationship between external factors and internal conditions for the formation and development of a teacher in a professional environment. The carried out scientific analysis of the issues of formation of teachers' readiness for self-realization in professional activity allowed to form a theoretical and methodological system capable of assessing the phenomenon under consideration and the possibilities of its further development.

Keywords: readiness for self-realization; pedagogue; professional activity; dialectical paradigm; integrative concept; pedagogical patterns; pedagogical principles

There is no conflict of interest

For citation: Mosina O.A., Manzhos L.V. Methodological and theoretical grounds for formation of teachers' readiness for self-realization in professional activity. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 9-16. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-9-16

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности актуализирует значимость формулировки таких научных концепций, которые, являясь методологической базой проводимого исследования, позволяют обозначить его дизайн, уточнить вектор решения заявленной проблемы, выявить систему взглядов, детерминирующих авторское осмысление сущности явлений и процессов, обосновать совокупность методологических подходов. Заметим, что понятие «подход» нами понимается как руководящая стратегия исследования, в которой рассматривают объект изучения с разных сторон. Искомые под-

ходы в совокупности должны позволить теоретически обосновать педагогические закономерности и принципы, которые определят направление дальнейшего опытно-экспериментального исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе аналитического осмысления и сравнения методологических подходов, используемых в междисциплинарных исследованиях. Основные методы исследования - теоретические: анализ и синтез, систематизация, обобщение, сравнение, метод аналогии. В педагогическом дискурсе концепция рассматривается как конструктивный принцип научной дея-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. С. 9-16. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus/ / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq/

тельности, направленный на систематизацию идеи, в связи с чем в данной работе обосновывается возможность интеграции ряда методологических подходов. Как утверждает Т.А. Мартиросова, понятие «подход» применяется «...в целях выделения основания для следующих процессов: осмысления чего-либо, обозначения аспекта рассмотрения, анализа какого-либо педагогического явления или образовательного процесса; определения исходных научных позиций при моделировании и проектировании объекта образовательно-воспитательной практики; овладения и применения свойств какой-либо деятельности» [1]. Рассматривая процесс самореализации педагога в профессиональной деятельности, мы придерживаемся данной позиции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ современных исследований позволяет утверждать, что педагогическое сообщество наиболее эффективными считает концепции интегративные, объединяющие наиболее перспективные методологические подходы [2; 3].

Так, традиционализм как подход, отражающий условия возникновения и развития системы образования, выявляющий предпосылки ее развития, сущность и историко-педагогическое значение, применяется достаточно широко. При этом значимым является то, что в России педагогические традиции оказались весьма устойчивыми. В связи с этим, несмотря на активную интеграцию в европейское образовательной пространство, советско-российские принципы образования и систему подготовки школьных педагогов до основания разрушить не удалось. Именно они, традиции, позволили не только принимать реформаторские идеи, но и адаптировать их под реалии российского социума. Сама устойчивость образовательных традиций, во-первых, и есть важная составляющая этих традиций (а именно, коллективистские ценности образования), во-вторых, позволяет определить традиционализм и коллективизм в качестве важнейших, фундаментальных методологических подходов нашего исследования.

Сразу отметим, что отождествления между понятиями «консерватизм» и «тради-

ционализм» не происходит, так как традиционализм в педагогике рассматриваем как стремление к бережному сохранению творческих идей, истории педагогики и самого многовекового педагогического теоретического и практического опыта. Как об особом методологическом подходе о традиционализме рассуждают такие ученые, как: Г.Б. Корнетов, А.И. Макаров, Н.П. Юдина и др., имея в виду «.направление общественного сознания, основанное на представлении о некой «изначальной традиции» и одновременно культурный принцип» [4-6]. Как научное знание он систематизирует и концептуализирует роль традиций и практико-ориентиро-ванного педагогического опыта в актуализированном фрагменте реальности.

Еще один значимый подход - коллективизм - определяется потребностями педагогической деятельности. Коллективизм можно считать классическим подходом, применяемым различными образовательными системами. В то же время нельзя забывать о том, что любой методологический подход является выражением способа мышления как отдельно взятого исследователя, так и поколения в целом. Он отражает как базисные установки человечества, так и смену социально-экономических приоритетов.

В этой связи коллективистский подход, существующий в отечественной педагогике более ста лет, нуждается в переосмыслении. Основоположниками данного подхода являются отечественные педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые разработали и на практике показали так и не понятый на Западе феномен «советского человека». Данный феномен в равной степени относился как к гражданскому населению, так и к военнослужащим всех родов войск.

Вторая половина ХХ - начало XXI веков ознаменовались интересом педагогов и социологов к методологии коллективизма. А.В. Барабанщиков, Н.С. Кравчун, О.А. Мосина [7], В.П. Давыдов [8], В.Я. Слепов [9] и другие исследователи стали рассматривать проблему воспитания у обучающихся коллективизма как процесс достижения ими социальной зрелости. Демонстрация образца товарищеских взаимоотношений внутри педагогического коллектива служит хорошим примером для подчиненных. Однако постперестроеч-

ное время, делая акцент на западных ценностях индивидуализма, практически свело «на нет» усилия педагогов коллективистов. В настоящее время формированию чувства «коллективизма не всегда придается должное значение. Об этом говорит относительно большое количество конфликтов между обучающимися, так как не все преподаватели понимают, каким образом можно в ходе занятий сплачивать учебный коллектив, что необходимо делать для формирования здоровых социально-психологических отношений» [10].

Конечно, современная педагогическая система не в состоянии возродить коллективизм А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в чистом виде, но для воспитания социально состоятельной личности он органически необходим. Поэтому, исходя из вышесказанного, нам видится реальная потребность в развитии неоколлективизма не только как методологической основы современной педагогики, но и как сферы практического применения.

При этом специфика самого процесса самореализации не может не учитывать личностные особенности участников процесса. При заданных параметрах видится вполне логичным обращение к личностному подходу. Данное обращение является достаточно традиционным в рамках гуманистической направленности современного педагогического знания и широко применяется в научной сфере (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кухарев, В.Я. Ляу-дис, П.И. Третьяков и пр.). В контексте межличностных отношений и взаимосвязей в учебных и образовательных коллективах личностный подход применяли Ш.А. Амонашви-ли, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова и др.; в ракурсе формирования и развития востребованных качеств личности в учебном процессе к личностному подходу обращались Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлин-ский, A.M. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, А.А. Реан, Г.И. Щукина и др.; апробацией личностного подхода при разработке и реализации новых образовательных методик и технологий занимались В.П. Беспалько, А.В. Мудрик, Т.И. Шамова и др.

Акцентируют внимание на рассматриваемом нами подходе С.С. Белоусова, И.В. Кос-такова, Т.Д. Марцинковская, Д.А. Леонтьев и др., изучая возможности личностно-про-фессиональной самореализации личности как

результата единой совокупности социального действия. При этом основное внимание исследователей сконцентрировано на преимуществах взаимодействия субъекта и его профессиональной среды, причем профессиональная среда должна быть организована таким образом, чтобы активизировать субъекта и развивать его ресурсный потенциал [11; 12]. Активность субъекта определяется уровнем его саморазвития и самосовершенствования.

Итак, в основе данного исследования лежит интегративная концепция, синтезирующая традиционалистский, личностно-ориен-тированный и коллективистский подходы.

Теоретической основой процесса формирования готовности к самореализации педагогов в профессиональной деятельности выступают закономерности и принципы. Впервые в научной литературе понятие «закономерность» формулируется как необходимая, константная «...взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры» [13]. Выступая основным результатом совместного действия множества законов, закономерность отражает определенную связь, существующую между квинтесированным научным знанием как ядром научно-педагогического исследования и знанием предметно-теоретическим. Закономерность формулируется исследователем исходя из методологических основ, в рамках применяемой терминологии. Говоря о педагогической закономерности необходимо учитывать ее гибкость и прогностичность, «.которые выражаются в том, что закономерность действует как закон-тенденция, осуществляется неясным и приблизительным образом, как некоторая некогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянная» [14].

В контексте рассматриваемой научной проблемы закономерности формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности определяются законами диалектики [15], а именно:

- единство и борьба противоположностей, отражающие парадоксальность и/или неоднозначность педагогического процесса, несущие противоречие между социальными требованиями общественной системы, ме-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 9-16. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/

няющейся под влиянием новых экономических условий и сформированными качествами личности, которые должны динамично трансформироваться в соответствии с объективными требованиями среды;

- переход количественных изменений (трансформаций, реформ) в качественные, «диалектическое «снятие», сохранение существенных свойств и признаков на последующих этапах развития»;

- отрицание отрицания, действующий как механизм развития и перспективного реформирования педагогического процесса, проявляется в процессе формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности и формирования социально-значимых качеств и способностей. Отдельные сформированные качества складываются в систему, образуя сложный системный комплекс профессиональной и деловой направленности, необходимый специалисту для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Определенные методологические подходы и выявленные закономерности стали основой для уточнения принципов, которыми будем руководствоваться в процессе формирования готовности к самореализации педагогов в профессиональной деятельности.

«Принцип, - отмечает В.И. Загвязин-ский, - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей; это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [16].

В целом принципы появляются в результате анализа выбранной для исследования концепции, преломленной относительно объекта изучения, а для организации образовательно-воспитательного или образовательно-формирующего процесса принципы выступают в качестве исходных положений. Следовательно, принципы формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности должны быть основаны на интегративной концепции и логике изучаемого процесса, обусловливающих взаимосвязь внутренних условий и внешних факторов, способствующих разви-

тию педагога. Так как данное исследование реализуется в контексте междисциплинарности и интегративности, процесс формирования готовности к самореализации педагогов в профессиональной деятельности возможно рассматривать с позиции общих методологических принципов, сформулированных в работах Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

Методология традиционализма обусловливает первый принцип организации процесса формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности - преемственности, отражающей объективно существующую связь между временными этапами и спецификой системы подготовки педагогических кадров в России.

Методология коллективизма, безусловно, актуальна на современном этапе развития педагогического знания. Тем не менее она претерпевает определенные изменения, отвечая вызовам времени, что порождает еще один принцип формирования готовности к самореализации педагогов в профессиональной деятельности - принцип неоколлективизма, посредством которого реализуется цель процесса самореализации, детерминирующая систему взаимоотношений внутри педагогического коллектива. Главным отличием неоколлективизма является отсутствие тоталитарных, авторитарных методов управления педагогическими коллективами и преобладанием методов авторитетных.

Так как самореализация осуществляется в период активной трудовой деятельности педагога, проходит осознанно, то формирование готовности к самореализации в профессиональной деятельности должно быть целена-правлено андрагогическим принципом -принципом образования взрослых. Данный принцип ориентирует субъекта деятельности на достижение конкретно заданной цели как в профессиональной сфере, так и в сфере личностного развития, на формирование профессионально-ролевых функций посредством целеориентированого самосовершенствования, с одной стороны, а с другой -учитывает влияющие на субъект внешние факторы воздействия (образовательной и бытовой среды, факторы профессиональных и социальных рисков и пр.) - то есть строится на контекстной основе.

Профессиональное развитие субъекта движется от позиции теоретически состоятельного обучающегося посредством погружения в спроектированную профессиональную и учебно-профессиональную среды к непосредственной реализации полученных знаний и навыков на практике [17], что и отражает принцип контекстности самореализации и осуществляется в следующей последовательности:

- приобретение необходимых педагогических знаний, умений и навыков;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в учебно-развивающих ситуациях, теоретическое решение профессиональных задач;

- реализация на практике педагогических знаний, умений и навыков, решение реальных исследовательских задач.

Следующим значимым принципом считаем интегративный. Его преимуществом является то, что он позволяет осуществлять взаимодействие внутри группы как мощный образовательный ресурс, интенсифицирующий процесс взаимного обучения и самореализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный научный анализ возможной интегративной стратегии исследования и уточнение закономерностей исходя из диалектической парадигмы и педагогических принципов формирования у педагогов готовности к самореализации в профессиональной деятельности представляют собой систему, способную оценить рассматриваемый феномен и возможности его дальнейшего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мартиросова Т.А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза: автореф. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 432 с.

2. Seriozhnikova R.K., Fishman B.E., Abramenko N.Yu., Zhoglo L.Ya., Fishbein M.H. Pedagogical synergetic as the activity approach basis in professional training at the university // International Education Study. 2015. Vol. 8. № 8. Р. 148-156. DOI 10.5539/ies.v8n8p148

3. Langle A. Grundlagen der Existenz als methodische Elemente fur die Praxis // Aus der Praxis der Existenzanalyse. 2011. № 1. Р. 4-18.

4. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № 3. С. 43-49.

5. Макаров А.И., Пигалев А.И. Традиционализм. URL: http://www.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-history/540.htm (дата обращения: 05.06.2023).

6. Юдина Н.П. Традиционализм и педагогическая традиция // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1(8). С. 332-336. EDN: ORKBCF

7. Мосина О.А. Социальная политика в отношении пожилого населения: методология проектирования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 990. EDN: RVDCLF

8. Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1977. 43 с.

9. Стародубцев М.П., Слепов В.Я. Становление государственной системы общего образования в России в последней трети XVIII века // Мир образования - образование в мире. 2012. № 2 (46). С. 10-24. EDN: PFHKMP

10. ЛомовБ.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. 104 с.

11. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91-101. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101; EDN: IXLFJX

12. Гилева К.В. Ролевая структура профессиональной деятельности педагога высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 1. С. 106-120. DOI 10.26907/esd.18.1.08; EDN: CIUOAR

13. Козина О.В. Семантика понятий дуальности «случайность-закономерность» в традиционной культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-1(104). С. 324-328. EDN: OOVMSZ

14. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 9-16. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/

15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 576 с. EDN: QYNDJJ

16. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. М.: Academia, 2008. 160 с. EDN: QWKUWT

17. Shostrom E. An inventory for the measurement of self-actualization // Education and psychological measurement. 1984. Vol. 24. № 2. P. 207-218.

REFERENCES

1. Martirosova T.A. Formation of Readiness for the Future Bachelor's Work in the Educational Process of the University. Dr. ped. sci. diss. thesis. Krasnoyarsk, 2015, 432 p. (In Russian).

2. Seriozhnikova R.K., Fishman B.E., Abramenko N.Yu., Zhoglo L.Ya., Fishbein M.H. Pedagogical synergetic as the activity approach basis in professional training at the university. International Education Study, 2015, vol. 8, no. 8, pp. 148-156. DOI 10.5539/ies.v8n8p148

3. Langle A. Grundlagen der Existenz als methodische Elemente fur die Praxis. Aus der Praxis der Existenzanalyse, 2011, no. 1, pp. 4-18. (In German).

4. Kornetov G.B. Paradigms of basic models of the educational process. Pedagogika, 1999, no. 3, pp. 43-49. (In Russian).

5. Makarov A.I., Pigalev A.I. Traditionalism. (In Russian). URL: http://www.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-history/540.htm (accessed: 05.06.2023).

6. Yudina N.P. Tradizionalizm and pedagogical tradition. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2012, no. 1(8), pp. 332-336. (In Russian).

7. Mosina O.A. The social policy for the elderly population: the design metodology. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 6, pp. 990. (In Russian).

8. Davydov V.P. Investigation of Ways to Improve the Effectiveness of Education of Cadets of Higher Military Educational Institutions in the Learning Process. Dr. ped. sci. diss. thesis. Moscow, 1977, 43 p. (In Russian).

9. Starodubtsev M.P., Slepov V.Y. The formation of the general education state system in Russia in the last three decades of the 19th century. The World of Education - Education in the World, 2012, no. 2 (46), pp. 10-24. (In Russian).

10. Lomov B.F. Communication Issue in Psychology. Moscow, MSU Publ., 1981, 104 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Logacheva N.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Possibilities design and implementation of quality improvement of selfrealization and individual cooperation in the sports and educational environment. Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 91-101. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101

12. Gileva K.V. The role structure of the professional activity of a higher school teacher in the context of digi-talization of the educational environment. Education and Self-Development, 2023, vol. 18, no. 1, pp. 106120. (In Russian). DOI 10.26907/esd.18.1.08

13. Kozina O.V. Semantics of notions of duality chance-regularity in traditional culture. Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 12-1(104), pp. 324-328. (In Russian).

14. Kokhanovskiy V.P., Zolotukhina E.V., Leshkevich T.G., Fatkhi T.B. Philosophy for Post-Graduate Students. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003, 448 p. (In Russian).

15. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogics. Moscow, Publ. Center "Akademiya", 2011, 576 p. (In Russian).

16. Zagvyazinsky V.I. Theory of Learning in Questions and Answers. Moscow, Academia Publ., 2008, 160 p. (In Russian).

17. Shostrom E. An inventory for the measurement of self-actualization. Education and Psychological Measurement, 1984, vol. 24, no. 2, pp. 207-218.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мосина Оксана Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики. Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. Е-mail: kuvshinovaoa@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q3-33Q3-6387 Вклад в статью: концепция и дизайн исследования, корректировка текста статьи.

Манжос Любовь Владимировна - старший преподаватель кафедры социальной работы и туризма. Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Российская Федерация. Е-mail: manzhos.76@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-3515-248Р Вклад в статью: поиск, анализ и обобщение литературы, написание текста.

Oksana A. Mosina - Doctor of Pedagogy, Professor of

General and Social Pedagogy Department. Kuban State

University, Krasnodar, Russian Federation.

Е-mail: kuvshinovaoa@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3303-6387

Contribution: study conception and design, article text

editing.

Liubov V. Manzhos - Senior Lecturer of Social Work and Tourism Department. Adyghe State University, Maykop, Russian Federation. Е-mail: manzho s.76@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3515-2480 Contribution: literature search, analysis and evaluation, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.