Научная статья на тему 'Об эффективных формах наставничества в образовательной организации'

Об эффективных формах наставничества в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
наставничество / наставническая деятельность / преподаватель-наставник / студент-наставник / педагогическая поддержка / развитие / молодежь / mentoring / mentoring activity / lecturer-mentor / student-mentor / pedagogical support / development / youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллавна

Цель исследования заключается в выявлении отдельных аспектов наставнической деятельности на примере Чеченского государственного педагогического университета. В работе подчеркивается, что наставничество является наиболее экономичным и эффективным методом среди имеющихся по личностному и профессиональному развитию личности. Говорится о необходимости и значимости возвращения института наставничества в образовательную среду; требованиях, предъявляемых к личностным и профессиональным характеристикам наставника. Рассматривается тактика педагогической поддержки (О.С. Газман), которая должна содержать в себе четыре тактических направления деятельности: защита, помощь, содействие и взаимодействие. В статье делается акцент на успешной наставнической деятельности студента младшего курса и старшекурсника. Данная форма наставнической деятельности видится нам эффективной в силу близости возраста, биологического ритма, схожести интересов, целей, стремлений, физических возможностей. Приведены результаты опроса среди студентов 1–2-х курсов Чеченского государственного педагогического университета по вопросам наставничества. Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных (около 60 %) хотела бы на время обучения иметь наставника; в роли своего наставника студента старшего курса хотят видеть 47 % респондентов; считающих, что лучшим в роли наставника для них будет преподаватель, составило – 38 %. Опыт деятельности преподавателя и студентов старших курсов в роли наставника может быть успешно применен в любой образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective forms of mentoring in an educational organization

The purpose of the study is to identify certain aspects of mentoring activities on the example of the Chechen State Pedagogical University. Mentoring is the most economical and effective method available for personal and professional development of the individual. We consider the necessity and importance of returning the institute of mentoring to the educational environment, the requirements for the personal and professional characteristics of the mentor. Considered tactics of pedagogical support (O.S. Gazman) should contain four tactical areas of activity: protection, support, assistance and cooperation. The study focuses on the successful mentoring activities of a junior year and senior student. This form of mentoring activity seems to us effective due to the proximity of age, biological rhythm, similarity of interests, goals, aspirations, physical capabilities. The study presents the results of a survey among students of 1–2 courses of the Chechen State Pedagogical University on mentoring. The survey indicators showed that the largest part of the respondents (about 60 %) would like to have a mentor for the duration of their studies; about 47 % of respondents want to see a senior student as their mentor; about 38 % believe that a lecturer will be the best mentor for them. The experience of a lecturer and senior students in the role of a mentor can be successfully applied in any educational organization.

Текст научной работы на тему «Об эффективных формах наставничества в образовательной организации»

УДК 37.013.41 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-92-99

Поступила в редакцию / Received 25.07.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Об эффективных формах наставничества в образовательной организации

Мусхаджиева Тамара Абдуллавна Ф

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» 364037, Российская Федерация, г. Грозный, ул. Субры Кишиевой, 33

tiana-00@mail.ru

Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении отдельных аспектов наставнической деятельности на примере Чеченского государственного педагогического университета. В работе подчеркивается, что наставничество является наиболее экономичным и эффективным методом среди имеющихся по личностному и профессиональному развитию личности. Говорится о необходимости и значимости возвращения института наставничества в образовательную среду; требованиях, предъявляемых к личностным и профессиональным характеристикам наставника. Рассматривается тактика педагогической поддержки (О.С. Газман), которая должна содержать в себе четыре тактических направления деятельности: защита, помощь, содействие и взаимодействие. В статье делается акцент на успешной наставнической деятельности студента младшего курса и старшекурсника. Данная форма наставнической деятельности видится нам эффективной в силу близости возраста, биологического ритма, схожести интересов, целей, стремлений, физических возможностей. Приведены результаты опроса среди студентов 1-2-х курсов Чеченского государственного педагогического университета по вопросам наставничества. Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных (около 60 %) хотела бы на время обучения иметь наставника; в роли своего наставника студента старшего курса хотят видеть 47 % респондентов; считающих, что лучшим в роли наставника для них будет преподаватель, составило - 38 %. Опыт деятельности преподавателя и студентов старших курсов в роли наставника может быть успешно применен в любой образовательной организации.

Ключевые слова: наставничество; наставническая деятельность; преподаватель-наставник; студент-наставник; педагогическая поддержка; развитие; молодежь

Для цитирования: Мусхаджиева Т.А. Об эффективных формах наставничества в образовательной организации // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 92-99. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-92-99

© Мусхаджиева Т.А., 2023

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 92-99. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus/ / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq/

original article

Effective forms of mentoring in an educational organization

Tamara A. Muskhadzhieva

©

Chechen State Pedagogical University 33 Subry Kishievoy St., Grozny 364037, Russian Federation

tiana-00@mail.ru

Abstract. The purpose of the study is to identify certain aspects of mentoring activities on the example of the Chechen State Pedagogical University. Mentoring is the most economical and effective method available for personal and professional development of the individual. We consider the necessity and importance of returning the institute of mentoring to the educational environment, the requirements for the personal and professional characteristics of the mentor. Considered tactics of pedagogical support (O.S. Gazman) should contain four tactical areas of activity: protection, support, assistance and cooperation. The study focuses on the successful mentoring activities of a junior year and senior student. This form of mentoring activity seems to us effective due to the proximity of age, biological rhythm, similarity of interests, goals, aspirations, physical capabilities. The study presents the results of a survey among students of 1-2 courses of the Chechen State Pedagogical University on mentoring. The survey indicators showed that the largest part of the respondents (about 60 %) would like to have a mentor for the duration of their studies; about 47 % of respondents want to see a senior student as their mentor; about 38 % believe that a lecturer will be the best mentor for them. The experience of a lecturer and senior students in the role of a mentor can be successfully applied in any educational organization. Keywords: mentoring; mentoring activity; lecturer-mentor; student-mentor; pedagogical support; development; youth

For citation: Muskhadzhieva T.A. Effective forms of mentoring in an educational organization. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 92-99. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-92-99

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается рост интереса к наставнической деятельности, что связано с эффективностью использования данного направления в профессиональной практике, дефицитом научных данных и методических разработок по профессиональному и личностному совершенствованию молодежи.

Несмотря на огромный исторический опыт практики использования и высоких результатов деятельности института наставничества, данная проблема остается малоизученной, особенно в контексте педагогических отношений «студент - ученик»; «учитель - ученик»; «преподаватель - студент»; «студент старшего курса - студент младшего курса». В связи с этим возникла необходимость активизации наставнической деятельности на основе обращения к историческому опыту данного вопроса, разработки новых

направлений, форм и методик по наставничеству в сфере образования.

Цель исследования: раскрыть отдельные аспекты наставнической деятельности на примере Чеченского государственного педагогического университета.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ современного состояния проблемы в научной литературе и практике; обобщение и систематизация научной информации; опрос студентов; беседа; наблюдение; изучение педагогического опыта по исследуемой проблеме.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Понятия «наставничество», «наставническая деятельность» уходят своими корнями в историю, в которой ведущая роль отведена

древнегреческому герою Ментору, благодаря которому наставничество стало активно применяться в развитии подрастающего поколения.

Философы с древних времен пытались определить основные направления деятельности наставника [1]. Сократ, например, видел главную задачу наставника в «пробуждении душевных сил», его главная педагогическая теория заключалась в диалектическом споре, подводящем к ученика к истине через вопросы, которые продумывал наставник. Ж.-Ж. Руссо считал, что главным и наиболее сложным искусством наставника является умение ничего не делать с воспитанником.

К.Д. Ушинский в начале XX века значимое место в своих исследованиях уделял наставничеству. Он считал, что профессиональный рост, карьера начинающего специалиста напрямую зависят от педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. По мнению известного педагога, наставничество содержит в себе три направления деятельности: практико-ориентированное, нравственно-ориентированное и профессионально-ориентированное [2]. Также К.Д. Ушинский сделал довольно важное заключение: профессиональный опыт наставника не может полностью компенсировать теоретическую подготовку молодого специалиста, наставляемого, теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать [3].

Современная трактовка понятия «наставничество» подразумевает действенную форму воспитания и профессиональной подготовки подрастающего поколения [4], оно выступает как ресурсная составляющая в развитии молодых специалистов [5].

В работах зарубежных исследователей отмечается значимая роль наставничества в развитии способностей человека, в становлении его социального, профессионального и нравственного стержня [6-8]. Отдельные ученые акцентируют внимание на элементах наставнической деятельности: оказание психологической поддержки, передача навыков от наставника наставляемому [9; 10].

Следует подчеркнуть, что системе наставничества принадлежит немалая роль в интенсификации процесса профессионального самоопределения молодежи, формирования мотивации к самосовершенствованию,

саморазвитию, самореализации. Причем современная образовательная организация не может ограничиваться лишь простой передачей знаний и частных умений, она должна решать более широкий круг задач воспитательного, социального характера [11]. В сложившихся сложных современных условиях экономического перерождения России и информационного давления перед высшей школой стоит задача подготовки конкурентоспособной, устойчивой к различного рода потрясениям личности, взращивание интеллектуальных, инициативных специалистов [12].

С экономической точки зрения наставничество представляет менее затратный метод развития человеческих ресурсов, так как вложения в создание и поддержание наставнической деятельности намного меньше, чем в другие методы личностного и профессионального развития личности (обучающие курсы, тренинги, мастер-классы и т. д.). Тем не менее наставническая деятельность требует наличие у наставника немалых ресурсных возможностей: энергии, знаний, опыта, педагогического такта, а также предъявляет высокие требования к его личностным характеристикам: умение коммуницировать с воспитанником, ответственность, стремление к развитию наставляемого и др.

Наставничество по своей сути является естественной формой во взаимодействии людей [13]. Особенно ярко это можно наблюдать в образовании. О.С. Газман считал, что в образовании и развитии ребенка очень важную роль играет педагогическая поддержка, заключающаяся в совместном определении интересов ребенка, целей, возможностей и путей преодоления проблем в обучении, общении, стремлении к здоровому образу жизни и др. По мнению ученого, педагогическая поддержка заключается в четырех тактических направлениях деятельности: защита, помощь, содействие и взаимодействие [14]. В своей работе наставник может использовать одну тактику, а может сочетать несколько в зависимости от меняющихся условий решаемой задачи. Основные принципы педагогической поддержки заключаются в следующем:

- согласие ребенка на оказание помощи и поддержки;

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 92-99. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus/ / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq/

- необходимость опираться на потенциальные возможности наставляемого;

- ориентация на возможность справляться с трудностями;

- использования рефлексивно-аналитического подхода в совместной деятельности.

В настоящее время основные положения теории педагогической поддержки О.С. Газма-на могут быть использованы в образовательных учреждениях любого уровня и формы.

Следует отметить одну из эффективных форм наставничества в отношениях «ученик старшего класса - ученик начальной или средней школы» или «студент старших курсов и студент-первокурсник». Данное взаимодействие видится нам эффективным в силу близости возраста, биологического ритма, схожести интересов, целей, стремлений, физических возможностей. Также причина ус-

пешности такого взаимодействия заключается в принципе «равный - равному» [15].

Известно, что дети юношеского возраста нередко определяют для себя «кумира», каковым может стать старшеклассник, студент, который достиг каких-либо результатов, имеет цели и авторитет среди сверстников и взрослых. Г.Х. Вахитова в своих работах акцентирует внимание на наставничестве как особой форме работы со студентами, базирующейся на личностно-ориентированном и индивидуальных подходах как по отношению к студенту, так и по отношению к преподавателю-наставнику [16].

Мы провели опрос среди студентов 1-2-х курсов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» по вопросам наставничества, результаты которого отражены в табл. 1.

Результаты опроса о роли наставнической деятельности (в опросе приняли участие 144 студента)

Survey results on mentoring (144 students took part in the survey)

Таблица 1

Table 1

№ п/п Вопросы / Questions Ответы / Answers

1 На каком курсе Вы учитесь? What course are you studying? абитуриент applicant 1 -й курс 1 st year 2-й курс 2nd year

3 51 90

2 Хотели бы Вы на время обучения да нет не знаю

в вузе иметь наставника? yes no don't know

Would you like to have a mentor 86 42 16

while studying at a university?

3 Какой статус наставника для Вас более интересен и удобен? Which mentor status is more interesting однокурсник (сверстник) classmate (peer) студент старшего курса senior year student преподаватель lecturer

and convenient for you? 23 67 54

4 Что Вас привлекает в наставнике? возможность опыт, личностные и внешний вид

What attracts you to a mentor? весело и интересно провести время opportunity to have fun and an interesting time профессиональные качества experience, personal and professional qualities appearance

51 85 8

5 Что Вы ожидаете научиться быстро возможность уменьшения

от наставнической деятельности? и легко зарабатывать личностного и про- личностных

What do you expect from mentoring? earn how to earn quickly and easily фессионального роста opportunity of personal and professional growth ресурсных затрат reducing personal resource costs

31 102 11

Из результатов опроса мы выяснили, что большая часть опрошенных студентов (около 60 %) хотела бы на время обучения иметь наставника; не нуждаются в наставнике около 30 %; сомневаются в необходимости наставника 11 % респондентов.

В роли наставника своего однокурсника хотят видеть 16 % обучающихся; студента старшего курса предпочитают около 47 % опрошенных; считающих, что лучшим в роли наставника для них будет преподаватель -около 38 %.

Интересно и весело провести время с наставником хотели бы 35 % студентов, что предположительно связано с желанием молодежи получать положительные эмоции, общение, возможность общественной и социальной активности. Около 60 % респондентов привлекают в наставнике его опыт, личностные и профессиональные качества; около 5 % студентов готовы выбрать наставника по внешнему виду.

Наставничество предоставит возможность быстрого легкого заработка - считают 22 % опрошенных; 71 % ожидают от наставнической деятельности возможность личностного и профессионального роста; 7 % респондентов предполагают, что наличие наставника убережет их от части физических, умственных, энергетических и других затрат.

Проведенное исследование показывает значимость в роли наставника преподавателя и студента старшего курса. В этой связи следует отметить отдельные аспекты наставнической работы, которую проводят в Чеченском государственном педагогическом университете.

Рассмотрим направления взаимодействия наставника-преподавателя и студента.

1. Руководство в обучении: направляет студента в его учебной деятельности, оказывает помощь и поддержку в освоении новых тематических областей, помогает студенту развивать умения самостоятельно изучать информацию и решать проблемы.

2. Оценка и обратная связь: оценивает выполненные студентом работы, дает обратную связь и рекомендации по улучшению, помогает студенту понять свои сильные и слабые стороны, а также развивать свой потенциал.

3. Консультации: консультирует студента по вопросам, связанным с учебным процессом, проводит индивидуальные или групповые консультации, помогает студенту разобраться в сложных темах или проблемах.

4. Мотивация и вдохновение: стимулирует студента к саморазвитию, помогает ему найти интерес в учении, вдохновляет на достижение личных целей и построение успешной карьеры.

Роль наставника-преподавателя для студента является одной из ключевых в образовательном процессе, так как он способствует развитию студента, его профессиональному росту и подготовке к будущей карьере.

Наиболее эффективным количеством наставляемых является 2-3 студента: так работа носит более персонифицированный характер, есть возможность больше уделять времени каждому студенту и преподаватель имеет возможность вести наставническую деятельность не в ущерб своей учебной и научной работе.

Также следует отметить значимость взаимодействия студентов старших курсов с младшекурсниками в процессе личностного и профессионального становления обучающихся. Старшие студенты, благодаря своему опыту и знаниям, помогают студентам младших курсов справиться с различными проблемами и вызовами, с которыми они сталкиваются в начале своей учебы. Одной из основных ролей студентов старших курсов является оказание академической поддержки. Они помогают студентам младших курсов разобраться со сложными материалами, оказывают помощь при выполнении практических заданий, подготовке докладов, презентаций, курсовых работ. Также дают советы по организации времени, помогают младшекурсникам адаптироваться к университетской жизни. Делятся с ними своими знаниями о различных университетских организациях, мероприятиях научного и культурного характера, которые могут быть интересными и полезными. Они также помогают студентам младших курсов найти свою нишу в университетской жизни, подсказывают, как получить доступ к ресурсам университета и использовать их в своих академических и внеучебных целях.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 92-99. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/

Старшие студенты являются хорошими наставниками для младшекурсников, помогая им определиться в своих академических и профессиональных целях, делятся своим опытом выбора курсов, практик, различных выездных мероприятий или стажировок. Знакомят со своими личными историями успеха и неудач, дают советы по развитию умений и навыков лидерства и коммуникации, а также выстраиванию карьеры.

Самый важный аспект во взаимодействии старшекурсников и студентов младших курсов заключается в доступности и возможности их поддержки. Младшекурсники испытывают стресс и неуверенность в начале своей учебы, поэтому очень важно, что студенты старших курсов готовы выслушать, посоветовать и помочь им справиться с трудностями. Ребята создают дружественную и доверительную среду, где младшекурсники легко обращаются за помощью и поддержкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на проведенное исследование, можно сделать следующие выводы. Наставничество является многовековой традицией и древнейшей формой обучения, известной с античных времен, характерной для всех государств и ориентированной на сохранение и развитие общества [17]. Несмотря на разные трактовки данного понятия, все ученые, занимавшиеся вопросами наставничества, едины в

одном: во-первых, наставническая деятельность объединяет в себе воспитательные, обучающие и развивающие функции; во-вторых, наставничество является саморазвивающейся сбалансированной системой, обладающей механизмами адаптации, карьерного роста, развития личностных и профессиональных качеств, а также способствует взаимообогащению, совершенствованию и развитию всех субъектов наставнической деятельности.

Из анализа результатов опроса, проведенного среди студенческой молодежи университета, мы пришли к заключению, что одной из самых предпочитаемых форм наставничества для студентов является форма «студент старшего курса - студент младшего курса», что говорит о необходимости развития данного вида деятельности в этом направлении. В целом роль помощи студентов старших курсов младшекурсникам является неоценимой. Они помогают им адаптироваться к учебе и университетской жизни, достичь успеха в учебе и построить свою карьеру. Также значительное количество опрошенных хотели бы видеть в роли наставника преподавателей, которые могут поделиться с ними не только профессиональным, но и жизненным опытом, знаниями. Опыт деятельности преподавателя и студентов старших курсов в роли наставника может быть успешно применен в любой образовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 18-24. EDN: TOVNMO

2. Гомбоева И.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 201-207. EDN: ZBRFNH

3. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 18-22. EDN: VCYRDH

4. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI 10.24411/23074264-2019-10301; EDN: XDEBKV

5. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К., Харитонова Т.С. Понимание наставничества современной молодежью на начальном этапе профессионального обучения// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 85-91. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-85-91; EDN: DDGQCS

6. Clasen D.R., Clasen R.E. Mentoring: A time-honored option for education of the gifted and talented // Handbook of gifted education. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1997. Р. 218-229.

7. Freeman J. Mentoring gifted pupils // Educating Able Children. 2001. Vol. 5. Р. 2-12.

8. Kaufman F.A., Barrel G., Milam C.P., Woolverton, N., Miller L.B. The nature role and influence of mentors in the lives of gifted adults // Journal of Counselling and Development. 1986. Vol. 64. Р. 576-578.

9. SubotnikR.F. Talent developed - Conversations with masters in the Arts and Sciences // Journal for the Education of the Gifted. 2002. Vol. 25. Р. 290-302.

10. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel. Challenges and achievement // Gifted Education International. 2016. Vol. 32 (2). Р. 173-184.

11. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307. DOI 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307; EDN: SJDQTX

12. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 3. С. 141-145. EDN: TOBGPT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Субочева О.Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 25-27. EDN: XGVHOX

14. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С. 221-237.

15. Сташкевич И.Р., Афанасьева С.А. Современные формы наставничества// Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 1 (29). С. 147-171. EDN: HJBGUJ

16. Вахитова Г.Х. Особенности реализации наставничества в подготовке студентов в области пред-школьного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 92-99. DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-92-99; EDN: YMZWKB

17. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. EDN: DYSNJM

REFERENCES

1. Bystrova N.V., Tsyplakova S.A., Presnova A.K., Pasechnik A.S. Instructions as a pedagogical phenomenon: history and modernity. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2019, no. 3 (37), рр. 18-24. (In Russian).

2. Gomboeva I.S. Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity. Social Competence, 2021, vol. 6, no. 2, pp. 201-207. (In Russian).

3. Shcherbakova T. N., Shcherbakova E.V. The historical aspect of mentoring as a form of professional adaptation of a young lecturer. In: Theory and Practice of Education in the Modern World. St. Petersburg: Svoye izdatelstvo Publ., 2015, pp. 18-22. (In Russian).

4. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Mentoring in education: you need a well sharpened tool. Vocational Education and Labour Market, 2019, no. 3, рр. 4-18. (In Russian). DOI 10.24411/2307-4264-2019-10301

5. Petrash M.D., Strizhitskaya O.Yu., Polyakova M.K., Kharitonova T.S. Understanding of mentorship by modern youth at the initial stage of professional training. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, no. 1, рр. 85-91. (In Russian). DOI 10.34216/2073-1426-2020-261-85-91

6. Clasen D.R., Clasen R.E. Mentoring: A time-honored option for education of the gifted and talented. In: Handbook of Gifted Education. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1997, pp. 218-229.

7. Freeman J. Mentoring gifted pupils. Educating Able Children, 2001, vol. 5, pp. 2-12.

8. Kaufman F.A., Harrel G., Milam S.P., Wolverton N., Miller L.B. The nature, role and influence of mentors in the life of gifted adults. Journal of Counseling and Development, 1986, vol. 64, pp. 576-578.

9. Subotnik R.F. Talent developed - Conversations with masters in the Arts and Sciences. Journal for the Education of the Gifted, 2002, vol. 25, pp. 290-302.

10. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel. Challenges and achievement. Gifted Education International, 2016, Vol. 32 (2), pp. 173-184.

11. Lazarev V.S. Project activities at school: unused opportunities. Educational Issues. Moscow, 2015, no. 3, рр. 292-307. (In Russian). DOI 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307

12. Osipova T.Y. Functional vectors of pedagogical mentoring. Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", 2015, no. 3, рр. 141-145. (In Russian).

13. Subocheva O.N. Mentoring as a factor of business effectiveness. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2016, no. 12, рр. 25-27. (In Russian).

14. Gazman O.S. Education: goals, means, prospects. In: New Pedagogical Thinking. Moscow, Pedagogika Publ., 1989, рр. 221-237. (In Russian).

15. Stashkevich I.R., Afanasyeva S.A. Modern forms of mentoring. Innovative Development of Vocational Education, 2021, no. 1 (29), рр. 147-171. (In Russian).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 3. C. 92-99. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/

16. Vakhitova G.H. Features of the implementation of mentoring in the training of students in the field of preschool education. Pedagogical Review, 2017, no. 2 (16), pp. 92-99. (In Russian). DOI 10.23951/2307-61272017-2-92-99

17. Yugfeld E.A. On the issue of the phenomenon of mentoring: a historical aspect. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2022, vol. 10, no. 5. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мусхаджиева Тамара Абдуллавна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии. Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация. E-mail: tiana-00@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2326-5725 Вклад в статью: идея статьи, анализ литературы и педагогического опыта, написание текста.

Tamara A. Muskhadzhieva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Special Psychology and Preschool Defectology Department. Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation. E-mail: tiana-00@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2326-5725 Contribution: article idea, literature and pedagogical experience analysis, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.