ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 9-14. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
Теория и методология
проблемы, тенденции
<
УДК 378.12
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-9-14
Поступила в редакцию / Received 23.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.10.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021
оригинальная статья
Корпоративная культура преподавателя вуза: теоретико-методологические основания исследования
Абдалина Лариса Васильевна ® Ф , Плаксина Наталья Игоревна Ф
:ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1 2АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт» 394042, г. Воронеж, Ленинский пр-т, 119 А и [email protected]
2
Аннотация. На основе анализа актуальной научной литературы по вопросам совершенствования корпоративной культуры преподавателя вуза сформулировано авторское определение понятия «корпоративная культура преподавателя вуза». Методологическая основа исследования представлена следующими подходами. Системным подходом, идеи которого явились основанием рассмотрения изучаемого феномена как целостного, упорядоченного, сложноорга-низованного образования и построения процесса ее совершенствования. Культурологическим подходом, обогатившим культурные основания рассмотрения и понимания сути корпоративной культуры преподавателя, процесса ее совершенствования за счет опоры на ценностные конструкты взаимодействия, представления культурных форм саморазвития. Личностным подходом, идеи которого составили базу рассмотрения в качестве главного критерия и результата продуктивного преобразования корпоративной культуры саму личность преподавателя с его ценностными ориентациями, индивидуальностью, субъектной позицией. Деятельностным подходом, определившим целевые, процессуальные, результативные компоненты деятельности и взаимодействия преподавателей, специальная организация которых выступает важнейшим условием развития личности преподавателя и его корпоративной культуры. Акмеологи-ческим подходом, положения которого представили суть развития корпоративной культуры преподавателя за счет учета индивидуального характера развития, как движения к зрелости, через его противоречия, разрешаемые преподавателем-субъектом. Отмечены принципы - системности, гуманизации, единства объективного и субъективного, совместной деятельности, культуросообразности развития корпоративной культуры преподавателя вуза.
Ключевые слова: корпоративная культура; преподаватель вуза; внутривузовское повышение квалификации; моделирование; методологические подходы; методологические принципы
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Абдалина Л.В., Плаксина Н.И. Корпоративная культура преподавателя вуза: теоретико-методологические основания исследования // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 9-14. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-9-14
© Абдалина Л.В., Плаксина Н.И., 2021
original article
Corporate culture of a university lecturer: theoretical and methodological basis of study
Larisa V. Abdalina1 & , Natalia I. Plaksina2
Voronezh State University 1 Universitetskaya Sq., Voronezh 394018, Russian Federation 2Voronezh Economic and Law Institute 119A Leninskiy Ave., Voronezh 394033, Russian Federation
Abstract. Based on the analysis of current scientific literature on the issues of improving the corporate culture of a university lecturer, the author's definition of the concept of "corporate culture of a university lecturef' is formulated. The methodological basis of the study is represented by the following approaches. The ideas of systematic approach were the basis for considering the phenomenon under study as an integral, orderly, complexly organized education and building the process of its improvement. A culturological approach enriched the cultural foundations of considering and understanding the essence of the corporate culture of the lecturer, the process of its improvement by relying on value constructs of interaction, the presentation of cultural forms of self-development. The ideas of personal approach formed the basis for considering the personality of the lecturer with their value orientations, individuality, and subjective position as the main criterion and result of the productive transformation of corporate culture. An activity-based approach has determined the targeted, procedural, and effective components of the activity and interaction of lecturers, the special organization of which is the most important condition for the development of the lecturer's personality and his corporate culture. The provisions of acmeological approach presented the essence of the development of the corporate culture of the lecturer by taking into account the individual nature of development, as a movement towards maturity, through its contradictions resolved by the lecturer-subject. We note the principles of consistency, humanization, unity of objective and subjective, joint activity, cultural conformity of the development of corporate culture of a university lecturer.
Keywords: corporate culture; university lecturer; intramural professional development; modeling; methodological approaches; methodological principles
There is no conflict of interests
For citation: Abdalina L.V., Plaksina N.I. Korporativnaya kul'tura prepodavatelya vuza: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya issledovaniya [Corporate culture of a university lecturer: theoretical and methodological basis of study]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 9-14. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-9-14 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Теоретико-методологический анализ вопросов, касающихся качественного положительного изменения корпоративной культуры преподавателя вуза, позволяет констатировать, что до сих существует противоречие между имеющимися комплексными исследованиями в области его профессионально-педагогической культуры [1] и отсутствием системного изучения корпоративной культуры преподавателя как ее структурного элемента.
Социальная и практическая значимость и актуальность исследования обусловлена проявлением самими преподавателями корпоративной этики, норм, правил профессионального поведения, способности работать в команде скорее на интуитивном уровне.
Несмотря на имеющиеся исследования, также недостаточно изученными и проработанными остаются вопросы теоретико-методологических оснований и научно-практических разработок по целенаправленному развитию корпоративной культуры препода-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 9-14. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
вателя с использованием развивающих возможностей внутривузовской системы повышения квалификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании перед нами стояла задача определения меры собственного вклада в углубление представления о сущности феномена «корпоративная культура преподавателя вуза» и разработка теоретико-методологических оснований ее развития в условиях внутривузовского повышения квалификации.
Развитие корпоративной культуры преподавателя вуза мы понимаем как совершенствование его личностных характеристик, проявляющихся в обогащении ценностей, норм, социальных и моральных традиций, функциональных и межличностных отношений, позволяющих преподавателю оптимизировать процесс решения стратегических задач вуза и полноценно самореализовываться в избранной профессии. Изучаемый процесс не может проходить стихийно, спонтанно и обеспечиваться традиционными методическими средствами и требует в первую очередь систематизации в тему исследования совокупности теоретико-методологических подходов, находящихся в диалектической связи, комплексно отражающих сущностные свойства корпоративной культуры преподавателя и обосновывающие (утверждающие) необходимость их применения.
В психолого-педагогических исследованиях методологические подходы «...выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования» [2, с. 58]. Теоретико-методологические основания развития корпоративной культуры преподавателя в настоящем исследовании представляют собой «.совокупность средств познания, выполняющих роль регуляторов, с помощью которых планируются, корректируются и контролируются собственный научный поиск, процесс исследования» [3, с. 82].
Прежде чем перейти к обоснованию и характеристике методологических подходов, с точки зрения которых мы станем рассматривать наш объект изучения, приведем авторское понимание корпоративной культуры преподавателя вуза, которую мы рассматриваем как систему знаний, ценностей, норм,
социальных и моральных традиций, регулирующих и развивающих профессионально-педагогическую деятельность, функциональные и межличностные отношения преподавателей и обеспечивающих реализацию стратегических задач вуза и самореализацию субъектов профессионально-образовательного процесса [4, с. 476].
Целостность концепции развития корпоративной культуры преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации достигалась и обеспечивалась реализацией общенаучных, взаимодополняющих теоретико-методологических подходов - системного, культурологического, личностного, дея-тельностного, акмеологического.
В рамках системного подхода процесс развития корпоративной культуры преподавателя предстал в виде целостной системы, основные компоненты которой находятся во взаимной связи, отношениях и взаимодействии [5]. Данный подход позволил вычленить элементы и определить состав моделируемого процесса как системы; определить четкую картину взаимодействия, взаимообусловленности выделенных элементов модели; выявить системообразующие, доминирующие факторы; выявить ее функции и «.изучить взаимодействие с внешней средой.» [3, с. 89].
Процесс развития корпоративной культуры преподавателя мы относим к педагогическим процессам, поскольку он является целенаправленным, содержательно наполненным и организационно оформленным взаимодействием организатора практикума и преподавателей, ориентированным на сознательное овладение преподавателями корпоративными ценностями, знаниями, способами, приемами взаимодействия и на формирование готовности каждого преподавателя применять их в профессионально-педагогической деятельности и общении, на совершенствование профессионально-личностных качеств для этого необходимых.
Вслед за В.П. Беспалько мы идентифицируем моделируемый в исследовании процесс как педагогическую систему. Это явилось основанием выделения структурно-содержательных компонентов изучаемого процесса -целевого, содержательного, методико-техноло-гического, результативного. А также опреде-
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL JOURNAL "GAUDEAMUS", 2021, уо1. 20, по. 4 (50), рр. 9-14.
ление комплекса педагогических условий, детерминирующих продуктивность данного процесса [6].
Культурологический подход обогатил изучение нашего объекта пониманием сути ряда понятий культурологии, в том числе культурологии образования, - культура, культурные образцы, нормы и ценности, педагогическая культура, культурная среда и т. п. (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, М.Ф. Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова и др.). Культурологический подход в нашем понимании - это видение и понимание процесса развития корпоративной культуры преподавателя как культурологического процесса, осуществляющегося в культуросообразной среде вуза, «... все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [7, с. 251].
Слагаемыми культурологического подхода применительно к процессу развития корпоративной культуры преподавателя выступают:
- отношение к субъектам профессионально-образовательного процесса как способным к культурному саморазвитию и обогащению нормативно-ценностных конструктов взаимодействия в коллективе;
- отношение к профессионально-образовательному процессу, процессу повышения квалификации как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные и коллективные ценности, диалог и сотрудничество преподавателей в достижении целей самореализации и реализации базовых корпоративных принципов;
- отношение к вузу как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и формируется позитивный имидж социально-ответственных членов общества [7].
Применение ведущих идей личностного подхода к пониманию и построению процесса положительного изменения показателей корпоративной культуры преподавателей указывает на ценность и приоритет личностного опыта каждого преподавателя, через который
преломляются и действуют опосредованно все внешние психолого-педагогические воздействия (Б.Г. Ананьев, ДА. Леонтьев,
A. Маслоу, В.А. Петровский и др.). С позиций данного подхода личность преподавателя мы рассматриваем как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности ее развития и достижения личностно-продуктивного уровня корпоративной культуры за счет ее целеустремленной активности, направленности, ценностно-смысловых ориентиров, системы отношений к себе и окружающей педагогической действительности.
Личностный подход акцентирует внимание на том, что через психические и личностные свойства преподавателя всегда преломляются, опосредуются все возможные внешние и внутренние воздействия, опираясь на его самопроцессы - потребности каждой личности автономно и самостоятельно объективировать себя в мире [8].
Рассматривая деятельность в качестве основополагающего условия и средства преобразования личности, следует принять во внимание потенциал деятельностного подхода. Дея-тельностный подход, согласно Н.М. Борытко, «...имеет своим основным постулатом утверждение о том, что личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности» [2, с. 65]. Данный подход указал нам на обязательность организации процесса совершенствования корпоративной культуры преподавателей в логике целостного представления, учета и задействования всех структурных элементов их профессиональной и образовательной деятельности: потребностей, мотивов, ценностей, действий, операций, приемов саморазвития, контроля, анализа полученных результатов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
B.Д. Шадриков и др.).
Реализация данного подхода позволяет не только представить структуру образовательной деятельности каждого преподавателя, но и выявить организационно-методические и технологические возможности оптимального развития как профессиональных, так и корпоративных ценностей, знаний, умений, профессионально-личностных качеств [8] в самых различных видах деятельности и общения.
К рассмотренным подходам близко примыкает акмеологический подход, существенно обогащая их возможностями определения
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 9-14. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html
психологических закономерностей, факторов и условий продуктивного и оптимального преобразования изучаемого феномена и направленности процесса только на прогрессивное его усовершенствование до высших форм проявления - акме (Л.В. Абдалина, А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.).
Анализ и обобщение вышеназванных подходов позволили выявить преимущества именно акмеологического подхода, интегрирующего личностный и деятельностный аспекты развития корпоративной культуры преподавателя: «... - направленности на прогрессивное субъектное культурное (са-мо)развитие преподавателя; выявления и учета акмеологических факторов и условий успешного развития его корпоративной культуры; гуманистической направленности каждого преподавателя на самоактуализацию и самореализацию; осуществления актуализации, реализации, восполнения профессионально-личностного потенциала личности преподавателя; содержательного и технологического обеспечения стратегий и траекторий движения к акме» в ходе взаимодействия в профессорско-преподавательском коллективе [9, с. 20-21].
Основные постулаты рассматриваемых подходов определили своеобразие, несводимость корпоративной культуры ни к одному из них, обнаружив ее многогранный, динамичный характер, проявляющийся в и преобразовании компонентов, составляющих ее целостность и порождающих каждый раз новый, качественно иной уровень организации корпоративной культуры - личностно-про-дуктивный уровень его реализации. Выбор настоящих методологических подходов осуществлялся в соответствии с научными предпочтениями и спецификой исследуемого феномена за счет их диалектичного сочетания на основе обоснования и взаимодополнения вышеназванных подходов.
В качестве принципов, определивших, с одной стороны, исходные теоретические позиции; с другой, - в целом стратегию и тактику совершенствования корпоративной культуры преподавателя выделены принципы: системности, гуманизации, единства объективного и субъективного, совместной деятельности, культуросообразности. Они отражают ведущие закономерности, исходные идеи развития корпоративной культуры преподавателя и совершенствования его личности, предлагая организуемой практике научно-обоснованные ориентиры и требования к процессу внутривузовского повышения квалификации.
Теоретико-методологические основания настоящего исследования позволили представить ведущие принципы научно-практического исследования, направленного на оптимизацию процесса совершенствования корпоративной культуры преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации; сформировать знание о способах, логике организации, основных характеристиках, методах оценки изучаемого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная культура преподавателя, рассмотренная как системное образование, характеризующееся целостностью; представленное сложной структурой и отношениями ее деятельностных и субъектных элементов, функционирующих на разных уровнях организации; находящееся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой; детерминированное множественными факторами и условиями, влияющими на динамику поддержания и обогащения корпоративных норм, ценностей, социальных и моральных традиций, эталонов профессионального поведения в коллективе может продуктивно развиваться на основе реализации ведущих идей системного, культурологического, личностного, деятельностного и акмеологического подходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 208 с.
2. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 284 с.
3. Гребенюк О.С, РожковМ.И. Общие основы педагогики. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. 160 с.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL JOURNAL "GAUDEAMUS", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 9-14.
4. Плаксина Н.И., Абдалина Л.В., Коваль Н.А. Развитие корпоративной культуры преподавателя вуза: от теории к практике // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 475-487. DOI 10.32744/pse.2020.3.34.
5. Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 496 с.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013.
9. Абдалина Л.В. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации. Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008. 224 с.
REFERENCES
1. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional and Pedagogical Culture of a Lecturer]. Moscow, "Akademiya" Publ. Center, 2002, 208 p. (In Russian).
2. Borytko N.M. Metodologiya psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy [Methodology of Psychological and Pedagogical Research]. Volgograd, VGIPK RO Publ., 2006, 284 p. (In Russian).
3. Grebenyuk O.S., Rozhkov M.I. Obshchie osnovypedagogiki [Pedagogy General Basics]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2004, 160 p. (In Russian).
4. Plaksina N.I., Abdalina L.V., Koval N.A. Razvitie korporativnoy kul'tury prepodavatelya vuza: ot teorii k praktike [Development of the corporate culture of a university teacher: from theory to practice]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2020, no. 3 (45), pp. 475-487. (In Russian). DOI 10.32744/pse.2020.3.34.
5. Barabanshchikov V.A., ed. Ideya sistemnosti v sovremennoy psikhologii [Idea of Consistency in Modern Psychology]. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2005, 496 p. (In Russian).
6. Bespalko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem: problemy i metody psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya tekhnicheskikh obuchayushchikh system [Basics of the Theory of Pedagogical Systems: Issues and Methods of Psychological and Pedagogical Support of Technical Training Systems]. Voronezh, Voronezh University Publ., 1977, 304 p. (In Russian).
7. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vos-pitaniya [Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Systems of Nutrition]. Rostov-on-Don, Creative Center "Uchitel" Publ., 1999, 560 p. (In Russian).
8. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [General Psychology Basics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. (In Russian).
9. Abdalina L.V. Professional'noe razvitie pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Professional Development of a Lecturer in the Advanced Training System]. Voronezh, Publ. of Research and Production Information and Training Center, 2008, 224 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Абдалина Лариса Васильевна - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы, написание статьи.
Плаксина Наталья Игоревна - старший преподаватель кафедры психологии. Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация. Е-mail: plaksina3 5 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7315-1972 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.
Larisa V. Abdalina - Doctor of Psychology, Professor of Pedagogy and Pedagogic Psychology Department. Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation. E-mail: ablaval 1 @rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Contribution: main study conception, analysis of literature, article writing.
Natalia I. Plaksina - Senior Lecturer of Psychology Department. Voronezh Economic and Law Institute, Voronezh, Russian Federation. E-mail: plaksina3 5 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7315-1972 Contribution: literature analysis, text part of article writing.