НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.046.2
DOI 10.25257/KB.2022.3.21-26
Методологические и теоретические аспекты применения схем и таблиц в образовательном процессе
Methodological and theoretical aspects of the using diagrams and tables in the educational process
Н. В. ДЬЯЧЕНКО1, Д. Д. ФЕДЧИШИНА2
1Академия ГПС МЧС России,
Москва, Россия
2ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России
N.V. DYACHENKO1, D.D. FEDCHISHINA2
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia 2All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia
Образовательный процесс и его методика требует все новых путей улучшения самого процесса. Статья посвящена актуальной для педагогики проблеме практической реализации одного из главных ее принципов - наглядности, средствами которой являются схемы и таблицы. Задача статьи рассмотреть схемы и таблицы через призму истории, подробно проанализировать основные функции применения схем и таблиц, подчеркнуть плюсы и минусы их присутствия в образовательном пространстве в целом.
Ключевые слова: обучение, образование, методика, наглядность, воспитание, история
Abstract: The educational process and its methodology require new ways to improve the process itself. The article is devoted to the problem of practical implementation of one of its main principles -visibility, which is relevant for pedagogy, the means of which are diagrams and tables. The purpose of the article is to consider diagrams and tables through the prism of history, to analyze in detail the main functions of using diagrams and tables, to emphasize the pros and cons of their presence in the educational space as a whole.
Key words: training, education, methodology, visibility, upbringing, history
На всем протяжении истории существования педагогики не прекращаются поиски новых условий для улучшения и оптимизации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги всегда обращались в своей практике к схемам и таблицам. Одним из удобнейших инструментов педагога, который призван улучшить качество целостного образовательного процесса являются такие способы представления материала, как схемы и таблицы.
В данной статье рассмотрено только лишь теоретическое обоснование вопроса использования таблиц и схем в процессе обучения.
Научное обоснование вопроса использования и применения таблиц и схем в педагогической области изучалось многими исследователями. Такие авторы, как В. А. Крайнов, Д. Г. Давыдов провели подробный анализ места и роли таблиц в преподавании [1], А. В. Осипова рассмотрела применение таблиц и схем в контексте подготовки иностранных студентов при изучении литературы [2], А. Г. Войтов провел кропотливую работу по анализу, структуризации таблиц и сравнению их с инфографикой [3]. В свою очередь, В. А. Скакун в таблицах и схемах представил методику преподавания, которая актуальна своей содержательной частью [4].
Представленный материал основывается не только на научных достижениях коллег -педагогов, но и на собственном педагогическом опыте работы.
Анализ использования схем и таблиц в педагогике необходимо проводить с учетом исторического контекста, выделив их основные функции в рамках педагогического процесса, отметив плюсы и минусы.
Любые технологии, методы или приемы в педагогическом пространстве всегда имеют определенную историю становления.
Схематизм и упрощенность пещерной живописи в полной мере дают представление о состоянии мира и о жизни первобытных сообществ. Эти доисторические рисунки позволяли хранить и передавать информацию следующим поколениям.
Можно говорить о том, что человек той эпохи с помощью таких схематичных рисунков на стене пещеры мог обучать молодое поколение. Тем самым, не ставя специальных задач, доисторический художник передал нам изображение социальных моментов своего существования, а схематизм и простота этих рисунков несла больше информации, чем текст на утраченном или неизвестном нам языке.
Графический рисунок в Древнем Египте в основном изображал религиозные обряды или богов. Изображения чаще всего были схематичными или приближенными к чертежу.
Именно схематичное изображение мифов, структуры божественного пантеона позволяет преподнести довольно сложный материал (но очень необходимый для поддержания социальной структуры и иерархии).
Если обратиться к хронологически более близкому историческому периоду, то ярким примером схематичного, табличного изображения материала служит таблица Д. И. Менделеева. Таблица, созданная более века назад, до сих пор дополняется химическими элементами, и настолько совершенна, что не утратит актуальности еще долгое время.
Анализируя опыт применения схем и таблиц в педагогическом процессе XX в., необходимо отметить представителя плеяды исследователей - практиков В. Ф. Шаталова, который в своей педагогической деятельности учителя физики в средней школе города Донецка в поиске методического ответа
на проблему неуспеваемости учеников создал систему, которая в дальнейшем стала целым направлением в работе со схематичным и кратким изображением преподносимого материала. Сейчас эта методика известна как «система опорных сигналов».
Рассмотрим определение опорного сигнала, предложенное самим Шаталовым. Опорный сигнал - это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию» [5].
Существуют особенности методики В. Ф. Шаталова, которые необходимо отметить:
- обязательное обращение к образности в процессе преподавания;
- личностная заинтересованность педагога;
- эмоциональная подача материала;
- краткость и лаконичность содержательной части;
- обязательное условие - непосредственная работа с опорными конспектами (чтобы обучающийся переписал, распечатал или сделал ксерокопию листа с опорными сигналами);
- обучающийся всегда может пользоваться опорными конспектами, переписанными собственноручно: это закрепляет навык использования опорных сигналов;
- неоднократное обращение к пройденному материалу реализует один из принципов педагогики - систематичность и принцип повторения;
- обязательная демонстрация примера использования опорных сигналов самим педагогом, например, при объяснении нового материала;
- опорные сигналы содержательно не выходят за рамки материала в учебниках, при этом отдельного оценивания достойны те из них, которые содержат дополнительный материал [6].
Относительно современный вариант использования таблиц и схем в образовательном процессе - инфографика. Это
графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и четко преподносить сложную информацию. Спектр ее применения достаточно широк: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты.
Основными отличиями инфографики от опорных сигналов являются следующие:
- инфографика - это схематичное наглядное изображение с небольшим количеством текста, который, как правило, кратко передает содержательную часть материала;
- в методике опорных сигналов не используется стандартная форма (как это происходит в инфографике);
- в опорных сигналах знаки и символы неповторимы, это создает условия для лучшего запоминания;
- в опорных сигналах не прослеживаются параллели с компьютерными дизайнерскими программами, а вот в основе инфогра-фики лежат принципы информационного дизайна;
- инфограмма чаще применяется в рекламе и маркетинге, далеких по своим функционалам, направленности, методам и приемам от педагогики;
- инфографика не рассчитана на практическую реализацию перечня методико-пе-дагогических принципов;
- инфографика не передает информацию от субъекта к объекту, от преподавателя к обучающемуся, а основывается больше на условии самостоятельного изучения.
Инфографика до недавних пор считалась актуальнейшим педагогическим достижением, но сегодня интерес к ней падает и «мода» на инфографику в образовании проходит. А методику опорных сигналов активно применяют и сейчас, например, при подготовке обучающихся к ЕГЭ в московской школе близкого друга и ученика В. Ф. Шаталова -С. Н. Виноградова.
Стабильное применение и использование в образовательном процессе схем и таблиц на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что направление имеет потенциал для дальнейшего развития.
Понятие «схема» в словаре С. И. Ожегова определено как «изложение, написание, изображение чего-либо в главных чертах» [7, с. 639]. Там же мы находим определение слова - «сведения о чем либо, расположенные по графам» [8, 642]. Таблица, таким образом, выступает в роли метода распределения, систематизации и структурирования неких данных (здесь опыт применения на любых направлениях, дисциплинах и в узко профессиональной деятельности очень обширен).
И схемы, и таблицы призваны упростить процесс восприятия и запоминания информации. Если задача в использовании и применении в учебном процессе схем и таблиц состоит лишь в упрощении, возникает вопрос: не приведет ли это к примитивизации не только процесса обучения (который выступает объектом рассмотрения в данном случае), но и любой деятельности, где будут использоваться схемы и таблицы. Поэтому логично было бы остановиться на рассмотрении перечня функций схем и таблиц относительно образовательного процесса, который объединяет процессы обучения и воспитания.
Как отмечалось выше, одной из определяющих функций использования схем и таблиц является упрощение восприятия информации или другими словами фрагментация наиболее объемного отрывка материала на более мелкие.
Исходя из предыдущей функции, логично предположить, что это приведет к облегчению визуального восприятия, а в качестве результата сформируется соответствующее запоминание. Отметим, что в рамках современной образовательной парадигмы присутствует негативная интенция рассматривать в негативном ключе такой образовательный элемент как запоминание, и совсем отвергается так называемый «знаниевый» подход (основой которого было запоминание, заучивание больших объемов материала). Но любой педагог и психолог отметит, что такую психическую функцию человека как память, несомненно, надо развивать и использовать для достижения поставленных целей
и задач в процессе обучения, в том числе для запоминания материала. Так как любая компетенция основана на знаниях, умениях и навыках [9].
Использование в педагогической практике схем и таблиц способствует наиболее продуктивному усвоению и запоминанию материала. Современный образовательный процесс информативно перегружен. Не являются в этом смысле исключением и социальные дисциплины, в частности, политология. Количество необходимого материала с каждым годом растет, в связи с чем актуальной становится такая функция схем и таблиц в образовании, как эргономичность подачи материала. Например, этапы развития международных отношений за многовековую историю можно представить в виде таблицы, которая поместится на одном слайде презентации или листе формата А4. Такая методика может быть использована при изучении краткого курса дисциплины.
Изучение психики человека поставило исследователей перед необходимостью анализа ассоциативной памяти. Так называемую ассоциативную теорию разрабатывали Г. Эббингауз [10], Г. Мюллер [11] и некоторые другие. В XVII в. ассоциативная теория в психологии заменена на гештальт-теорию, которая исследовала, как различные цвета, элементы, фигуры, знаки ассоциируются у человека с определенной информацией, этапами истории и с действиями. Отсюда вытекает еще одна функция схем и таблиц в образовательном процессе - это использование ассоциативного мышления в работе.
В этом контексте важно понимать, что объемный материал в учебниках и пособиях у части обучающихся, которые не умеют его систематизировать, приводит к страху перед работой с ним. Как результат, происходит отторжение материала, падение интереса в целом к дисциплине, а иногда, и к процессу обучения в целом, что всегда ведет к ухудшению качества образования.
При создании условий для формирования умений по работе со схемами и таблицами обучающиеся реализуют компетенцию
по систематизации учебного материала, его логического построения. Зачастую, приходя в вуз, для части обучающихся затруднительно писать лекции и конспекты, а ведь этот вид занятия формирует умение конспектировать, выделяя из речи лектора важное. Как следствие, использование схем и таблиц в образовательном процессе позволяют сформировать умение и навык конспектирования, выделения главного, систематизации материала. Именно этот навык необходим в дистанционном обучении, актуальность которого последнее время резко возросла [12].
Для методически выверенного использования таблиц и схем в образовательном процессе, отметим плюсы и минусы их применения.
Плюсы применения схем и таблиц в образовательном процессе:
- использование в любой профессиональной деятельности;
- высокая эффективность по отношению к любой возрастной категории;
- внедрение разнообразия в процесс обучения;
- упрощение восприятия информации;
- сокращение объемного материала;
Минусы использования схем и таблиц:
- упрощенное преподнесение информации отучает обучающихся от самостоятельного поиска материала;
- изучение материала лишь в рамках краткого представления может привести к развитию косноязычия у обучающихся с неразвитой речью.
Рассмотрев основные методологическо-теоретические аспекты применения схемам и таблиц, обратим внимание на их роль в воспитательном процессе.
Воспитательный процесс использует наглядность в аудиториях и рекреационных зонах. Наглядность в виде таблиц и схем может быть связана как с дисциплиной, так и носить агитационный характер.
Выделим виды наглядности:
- текстовая или словесная (текстовые презентации, плакаты, информационные плакаты);
- предметная или узко специальная (математические, таблицы и диаграммы, химическая таблица Менделеева);
- изобразительная или художественная (репродукции картин);
- объемная или плоскостная (муляжи, макеты, карты);
- символическая (опорные сигналы);
- предметная (перцептивная) и образная (мнемическая) по Я. А. Коменскому;
- натуральная или естественная наглядность (музеи, природные объекты, памятники архитектуры);
- условно-графическая (схемы, таблицы, графики);
Схемы и таблицы в образовательном процессе на протяжении многих лет выполняют достаточно важную роль в методике обучения, то есть адаптируются к современным реалиям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Крайнее В. А., Давыдов Д. Г. Таблицы и схемы - основные средства условно-графической наглядности // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества:
сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 28 апреля 2020 года.
Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2020. С. 27-30.
2. Осипова А. В. Использование элементов наглядно-графического характера в процессе преподавания литературы
для студентов иноязычных групп // Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики открытого образования [Электронный ресурс]: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Республика Узбекистан, г. Ташкент, 9-11 дек. 2021.) / редкол.:
A. Ю. Маслова (отв. ред.) [и др.]. Электрон. дан. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2021. С. 288-300.
3. Войтов А. Г. Наглядность, визуалистика, инфографика системного анализа: Учебное пособие - 4-е издание.
Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 212 с.
4. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах).
Учебное пособие для начального профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 128 с.
5. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. М., 1987. С. 159-167.
6. Дьяченко Н. В. Современный опыт использования методики
B. Ф. Шаталова // Школьные технологии. 2022. № 2. С. 30-34.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, «Русский язык», 1987 г. с. 752 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Питер, 2010. 720 с.
9. Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психология
(Очерк психологии. Психология). Серия: Классики зарубежной психологии. Художник Ю. Д. Федичкин. М.: АСТ-ЛТД. 1998г. 544 с.
10. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М, 2010. 351 с.
11. Шныпко В. С. Дистанционное обучение: уроки ковид // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 14-18.
12. Идея наглядности в дидактике Коменского
и в современном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dipl0mba.ru/w0rk/104131 (дата обращения 25.09.22).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Наталья Васильевна ДЬЯЧЕНКО И кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 8932-4546 Ди^огЮ: 765437 И [email protected]
Диана Дмитриевна ФЕДЧИШИНА младший научный сотрудник, ВНИИ ГОЧС МЧС России Москва, Российская Федерация [email protected]
Поступила в редакцию 03.08.2022 Принята к публикации 12.09.2022
Для цитирования:
Дьяченко Н. В., ФедчишинаД. Д. Методологические и теоретические аспекты применения схем и таблиц в образовательном процессе // Культура и безопасность. 2022. № 3. С. 21-26. 001:10.25257/КВ.2022.3.21-26
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Natalia V. DYACHENKO H
PhD in Pedagogics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 8932-4546
AuthorlD: 765437
Diana D. FEDCHISHINA Junior Researcher,
All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Moscow, Russian Federation [email protected]
Received 03.08.2022 Accepted 12.09.2022
For citation:
Dyachenko N.V., Fedchishina D.D. Methodological and theoretical aspects of the using diagrams and tables in the educational process. Kultura i bezopasnost - Culture and safety, 2022, no. 3, pp. 21-26. DOI:10.25257/KB.2022.3.21-26